Напоминание

Своеобразие лирики М. И. Цветаевой


Автор: Исаченко Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №16
Населённый пункт: Сахалинская область г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Своеобразие лирики М. И. Цветаевой
Раздел: полное образование





Назад




Сахалинская область. Г. Южно-Сахалинск. МБОУ СОШ № 16.

Автор:

Исаченко Татьяна Николаевна

, учитель русского языка и

литературы. Высшая категория.

Своеобразие лирики М. И. Цветаевой.

Цели урока:

определить особенности поэтики М.И. Цветаевой;

развивать умение подробно проанализировать лирическое стихотворение;

представлять содержание материала в зримых образах;

формировать умение работать в группах,

развивать умение высказывать свое собственное мнение по предложенной

проблеме;

формировать умение с уважением и пониманием относиться к личности.

Оборудование:

Мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран).

Раздаточный материал для работы в группах.

Портреты М. И. Цветаевой.

Видео с аудиозаписями песен на стихи М. И. Цветаевой.

Ход урока:

Слово учителя

Цветаева Марина Ивановна является талантливым, непосредственным и

своеобразным поэтом. Ее стихотворения наполнены светом, воздухом, а

также просто безграничным простором. Являясь неординарной личностью,

Марина Ивановна показывала в поэзии противоречивые взгляды, чувства,

эмоции, которые были свойственны ей в юности. Абсолютно все хотелось

прочувствовать, увидеть, запомнить и показать в своей светлой и яркой

лирике.

Индивидуально-групповая работа. Работают 4 группы, каждой было

предложено проанализировать одно из стихотворений. Учащиеся

высказывают свое мнение и обмениваются мыслями. Три учащихся

подготовили сообщения об истории создания стихотворений.

Марина Цветаева. Молодость

1.

История создания (выступление учащегося)

История создания «Молодости» тесно связана с биографией М. Цветаевой.

Удивляет тот факт, что стихотворение было написано 29-летней женщиной. Казалось

бы, еще не время прощаться с молодыми годами. Но судьба Марины Ивановны сложилась

так, что поэтесса рано почувствовала себя зрелой женщиной. Еще не перешагнув 30-

летний порог, она уже узнала, что такое потери и разочарования.

В 19 лет Цветаева пережила смерть матери. Вскоре поэтесса вышла замуж, так

как мечтала о семейном счастье. Увы, брак просуществовал недолго. Все эти события

нашли художественной воплощение в произведении, созданном в ноябре 1921 г.

2.

Какие два образа рисуются в стихотворении? (Молодость и героиня)

3.

Стихотворение построено на контрасте.

4.

Как называет героиня свою молодость в первой части? Почему?

5.

В каком облике предстает молодость во второй части? Какие

оригинальные символы молодости создает Цветаева?

6.

Какие слова говорят о том, что все-таки молодость была счастливым

веременем жизни?

7.

Как героиня пытается удержать молодость? О чем поэтесса просит ее?

8.

С чем сравнивает героиня прощание с молодостью? Почему?

9.

Почему героиня отпускает молодость к другим?

М. И. Цетаева. Мне нравится, что вы больны не мной.

10.История создания стихотворения (выступление учащегося)

Долгое время литературоведы спорили о том, кому было посвящено это

произведение. Тайну открыла сестра поэтессы, объяснив, что Цветаева посвятила

стихотворение ее второму мужу – М. Минцу. Молодой человек познакомился сначала

с младшей сестрой и под влиянием внезапного чувства сделал ей предложение.

Появление Марины поразило его еще больше. Минц понял, что совершил ошибку.

Будучи благородным человеком, он уже не мог нарушить данное обещание, но

продолжал оказывать Марине всяческие знаки внимания. Это породило слухи о

любовном треугольнике. Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной»

было направлено на пресечение этих слухов. Возможно, Марине льстило настойчивое

ухаживание молодого человека, но она не могла пойти на то, чтобы разрушить

счастье сестры.

1.

Произведение построено на многочисленных отрицаниях.

2.

Какие яркие картины любовных отношений перечеркнуты

отрицательными частицами?

3.

За что лирическая героиня благодарна воображаемому собеседнику?

4.

Какую роль играет неожиданное обращение «мой нежный»?

5.

Какой смысл имеет перечисление не случившихся событий? Что

является высшей точкой в этом перечислении?

6.

Какой смысл вкладывает лирическая героиня в восклицание «увы!»,

которое звучит в конце стихотворения?

Марина Цветаева. Вчера ещё в глаза глядел (выступление учащегося)

В творчестве М. Цветаевой большое место занимает любовная лирика. В

этом жанре сильнее всего чувствуется искренность и глубина переживаний

поэтессы. Одним из таких стихотворений является «Вчера еще в глаза

глядел…» (1920 г.), посвященное О. Мандельштаму.

1.

Как показано четкое разграничение жизни героини на «до» и «после»?

(глаза глядел - косится в сторону; вчера еще — в ногах лежал - враз обе

рученьки разжал; отцеловал — колесовать)

2.

Стихотворение построено на антитезе. Найдите антонимы, в том числе

и контекстные. Как они помогают передать трагедию героини?

(жаворонки — вороны; вчера – нынче; глупая - умен,

живой – остолбенелая; мать – мачеха; Китайскою державою - копейкой

ржавою; в огне – в степь заледенелую; Любовь -

Смерть-садовница)

3.

Как показана внезапность разрыва отношений? Назовите наречие и

глаголы, обозначающие мгновенность действия.

(Враз, разжал, выпала, бросил)

4.

Каков смысл поэтического образа смерти?

(Поэтический образ Смерти означает невыносимую боль от утраты,

которая пройдет еще не скоро.)

5.

Какой упрек рефреном звучит в стихотворении? Как произносит его

героиня? Как называет своего возлюбленного?

6.

С чем сравнивает поэтесса слова: «Мой милый, что тебе я сделала?!»

(вопль, стон )

7.

За что героиня просит прощения у возлюбленного?

(не смогла его удержать)

Марина Цветаева. Август.

Пейзажная лирика М. Цветаевой – отражение гармонии и полноты

природы, соприкосновения ее с миром человеческих чувств.

Произведение «Август» — типично для ранней лирики Марины

Ивановны Цветаевой. Оно сочетает в себе восторженность интонации и

эксперименты с формой.

1.

Как отражается восторженность интонации в стихотворении?

2.

Какие приметы августа перечисляет поэтесса?

3.

Как в последующих строках происходит одушевление августа?

4.

В каких строках звучит тема имперства? Почему эта тема появляется в

стихотворении?

(По-латыни слово «астра» означает « звезда», острые, узкие лепестки цветка,

действительно, чем-то напоминают звёздные лучи; имперское имя – это имя римского

императора Октавиана Августа, в чью честь и был назван этот месяц; метафора

«имперское яблоко» - это императорская золотая держава, наряду с жезлом являющаяся

символом власти.)

«Сердце»: в астрономии известны созвездия Льва, одна из звезд которых у арабов

зовется сердцем.(великолепие, звёздный статус, величие августа)

5.

Как любовная тем переплетается с окружающим пейзажем? Какую

роль играет лексический повтор?

6.

Назовите эпитеты, сравнения. Какую образ августа они помогают

создать?

7.

Символом какого этапе жизни является август?

8.

Какой интонацией наполнено стихотворение?

Рефлексия

В чем же заключается своеобразие лирики М. И. Цветаевой?

Темы:

1.

Родина.

2.

Война.

3.

Любовь.

4.

Мать и ребенок.

5.

Поэт и поэзия.

6.

Трагические противоречия эпохи.

7.

Дом.

Особенности стиля:

1.

Сосуществование фольклорной и книжной традиции.

2.

Самобытные, легко запоминающиеся художественные образы.

3.

Ощущение непрочности бытия.

4.

Многоплановость слова,

5.

Игра сложнейшими ассоциациями,

6.

Насыщенная звукопись,

7.

Усложненный синтаксис.

8.

Внезапно обрывающийся, прерванные фразы

9.

Звуковые повторы,

10. Неожиданная рифма

11. Эмоционально

12. Стилистические пласты высокого и сниженного стилистических ярусов:

(архаическая лексика, стилистические славянизмы, поэтизмы, книжная лексика,

включая лексику публицистического, официально-делового, научного стиля;

сниженный стилистический ярус: разговорная, фамильярная, просторечная, грубо-

просторечная лексика)

13. Насыщенных выразительных средств.

14. Арсенал выразительных знаков препинания языка: тире, скобки, многоточие,

восклицательный знак.

15. Многоплановость поэтической ткани текста.

16. Усложненность стихотворного языка.

17. Взволнованность речи и такая напряженность.

Дома: наизусть стихотворение М. И. Цветаевой (по выбору)



В раздел образования