Автор: Олейникова Надежда Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №8"
Населённый пункт: город Шумерля
Наименование материала: Правописание букв звонких и глухих согласных в корне слова
Тема: Технологическая карта
Раздел: начальное образование
Урок русского языка во 2 классе с элементами экологии «Правописание букв
звонких и глухих согласных в корне слова»
Автор: Олейникова Надежда Геннадьевна
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №8»
Технологическая карта урока
Тема урока
«Правописание букв звонких и глухих согласных в корне слова»
Тип урока
Обобщение знаний
Цель
формирование навыка правописания парных согласных в корне
слова
Задачи
- определять сильную и слабую позиции для согласных звуков;
- находить орфограмму «Парный согласный в корне слов»;
-уметь подбирать проверочные слова;
- стимулировать активную познавательную деятельность
учащихся;
- развивать орфографическую зоркость;
Планируемы
й
результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия
(УУД)
Уметь выделять
парные согласные по
глухости – звонкости в
слабой позиции;
применять алгоритм
проверки согласного в
слабой позиции.
Личностные УУД
Сохранять мотивацию к учёбе,
ориентироваться на понимание причин
успеха в учёбе, проявлять
интерес к новому учебному материалу.
Развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД
Осуществлять поиск нужной
информации, использовать знаки,
символы, модели, схемы, высказываться
в устной форме и письменной форме,
ориентироваться на разные способы
решения задач, владеть основами
смыслового чтения текста, анализировать
объекты, выделять главное, осуществлять
синтез ( целое из частей), проводить
сравнение, классификацию по разным
критериям, устанавливать причинно-
следственные связи, строить рассуждения
об объекте, обобщать (выделять класс
объектов по какому – либо признаку).
Коммуникативные УУД
Допускать существование различных
точек зрения, учитывать разные мнения.
Стремиться к
координации, формулировать
собственное мнение и позицию в
высказываниях, задавать вопросы по
существу, контролировать действия
партнёра, использовать речь для
регуляции своего действия, владеть
монологической и диалогической формой
речи.
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу,
учитывать выделенные учителем
ориентиры действия, планировать свои
действия. Осуществлять итоговый и
пошаговый контроль, адекватно
воспринимать оценку учителя, различать
способ и результат действия, оценивать
свои действия, вносить коррективы в
действия выполнять учебные действия в
материале, речи, в уме.
Методы
Методы: проблемно – диалогический, наглядный, работа в парах
Формы
работы
Фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование
Таблица «Парные звонкие и глухие согласные», сигнальные веера с
парными согласными, табличка со словом «горностай»; опорные
слова для составления схем, карточки с заданиями для работы в
группах, проектор, компьютер.
Презентация
Этапы
урока
Содержание
учебного
материала
Деятельность
учителя
Деятельност
ь
обучающихс
я
Формируемы
е УУД
I.Организационн
ый этап.
Цель:
– создать
доброжелательную
атмосферу,
мотивацию на
учёбу.
У: сегодня у
нас
необычный
урок, урок-
путешествие.
И
путешествова
ть мы будем
вместе с
выхухолью,
которая
зашифровала
слово. На
каждой
станции будет
открываться
буква, если вы
правильно
выполните
Приветствует
обучающихся,
проверяет их
готовность к
уроку,
включает в
деловой ритм.
Эмоциональн
ый настрой.
Приветствую
т учителя,
проверяют
свою
готовность к
уроку.
Сообщение
одного из
консультанто
в учителя.
Русская
выхухоль по
чувашски
йăпар – один
из самых
крупных
видов отряда
насекомоядн
Личностные:
Мотивация к
учебной
деятельности
и
самоопределе
ние
Коммуникати
вные:
–
планирование
учебного
сотрудничеств
а с учителем и
сверстниками
задание. В
конце урока
выполнив все
задания, мы
узнаем, какое
же слово она
нам загадала.
-Ребята, а что
мы знаем об
этом
животном?
ых. В
Чувашии
встречается в
пойме р.
Сура, в
Алатыр.,
Порец.,
Шумерлин.
р-нах. Длина
тела 18–21,5
см, масса
300–400 г.
Хвост сильно
сжат с боков,
покрыт
чешуйками и
редкими
волосками. В
основании
хвоста есть
мускусные
железы,
выделяющие
маслянистую
жидкость с
сильным
специфич.
запахом. На
конце головы
длинный
подвиж.
хоботок,
глазки
маленькие,
зрение
слабое.
Задние лапы
развиты
сильнее,
между
пальцами
перепонки.
Пища –
моллюски.
Мех очень
красивый,
окраска
серовато-
бурая.
Ценный
пушной вид,
но очень
редок,
численность
постоянно
сокращается.
Занесён в
Красную
книгу Росс.
Фед.
Рекомендова
н в Красную
книгу Чуваш.
Респ.
II. Словарно-
орфографическая
работа.
Постановка цели
и задач урока.
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
Цель:
– создать
проблемную
ситуацию,
зафиксировать
причину
затруднения,
спрогнозировать
предстоящую
деятельность.
У: 1 станция
«Гора
Чистописани
я»
Напишите
каллиграфиче
ски те буквы,
которые надо
запомнить в
словах-
отгадках.
Соблюдайте
правильные
соединения. А
загадки про
исчезающие
виды птиц и
животных
Чувашии.
1.Это старый
наш
знакомый:
Он живет на
крыше дома.
Длинноногий,
длинноносый,
безголосый.
Он летает на
охоту
Подготовка к
введению
новой темы
Дети:
Мы в лес за
наукой
Сегодня
пойдём.
Смекалку,
фантазию
нашу
возьмём.
Дорогой с
пути никуда
не свернём,
Но чтобы лес
нам скорее
достичь,
Должны мы
по тропке
красиво
пройтись!
За лягушками
в болото.
(Аист)
2.Днем
молчит,
Ночью
кричит,
По лесу
летает,
Прохожих
пугает.
(Филин)
3.Знает небо,
знает ветер,
Скалы и
речной лиман,
Что быстрее
всех на свете
Птица гордая
(Сапсан)
4.На лугу она
живёт,
И всё время
спать зовёт!
— Пить —
пирю, спать
пора!
Так до самого
утра!
Кто такую
птичку знает?
Кто загадку
отгадает?
(Перепёлка)
И И А ЕЕ
-Хорошо!
Открываем 1-
ю букву
зашифрованно
го слова (М).
Постановка
задачи и цели
урока
- Что общего в
данных
словах: аист,
серый гусь,
кобчик,
беркут,
змееяд.
– Как вы
думаете, чем
мы будем
заниматься
сегодня на
уроке?
– Сегодня
нам предстоит
определить,
насколько
успешны вы в
своих умениях
по теме:
«Правописани
Нацеливает
детей на
формулирован
ие темы урока
учащимися и
постановку
учебной
задачи
Формулирую
т тему урока
и определяют
задачи.
Составляют
план урока.
Регулятивные:
целеполагание
– постановка
учебной
задачи на
основе
соотнесения
известного и
неизвестного
е букв
согласных в
корне слова».
– Составим
план урока.
– Что мы
сейчас
делали?
(Планировали
свою
деятельность.)
- Какие задачи
мы поставим
перед собой
на уроке:
Обобщить
знания…
Учиться
проверять…
Уметь
применять…
- Сегодня
вашими
помощниками
будут листы
самооценки.
Познакомьтес
ь, по каким
критериям вы
будете себя
оценивать.
После
прохождения
этапа урока,
вам
необходимо
оценить себя
по 5-балльной
шкале.
Словарная работа
Переходим на
2-ю станцию
«Город слов»
– Сегодня мы
познакомимся
со словом,
которое надо
составить.
Каждой букве
соответствует
определенный
знак.
Г Р С А О Т
Й Н
☼▲ □ ■ ● ☺
█
↑
☼●▲↑●□☺
■█
(горностай)
Какое слово
получилось?
Проводит
словарную
работу
Сообщение
одного из
консультанто
в учителя.
ГОРНОСТА
Й, по
чувашски юс
– хищник
семейства
куньих.
Длина тела
18–32 см,
хвоста 7–12
см, масса
150–250 г.
Ноги
короткие.
Летом мех
буровато-
рыжий,
зимой
снежно-
белый;
Регулятивные:
- выделение и
осознание
учащимся
того, что уже
усвоено и что
еще подлежит
усвоению.
Познавательн
ые:
– постановка
вопросов;
–
общеучебные:
-
самостоятельн
ое выделение
–
формулирован
ие
познавательно
й цели;
– логические:
Запишите это
слово.
Поставьте
ударение.
Подчеркните
безударные
гласные. Звуко
-буквенный
анализ
слова горност
ай.
- Оцените
свою работу
на данном
этапе.
кончик
хвоста всегда
чёрный.
Селится на
лесных
опушках,
зарастающих
лесосеках,
лугах,
поймах рек –
там, где
встречаются
мышевидные
грызуны.
Ловит и
более
крупных
животных.
Активен
ночью, зимой
охотится и
днём.
Детёнышей
4–13,
рождаются в
апреле–мае.
Ценный
пушной
зверёк.
Полезен
уничтожение
формулирован
ие проблемы;
Коммуникати
вные:
– выражение
своих мыслей;
–
аргументация
своего
мнения;
– учёт разных
мнений.
м вредных
грызунов.
Распространё
н широко: в
Европе,
Азии, Север.
Америке. В
Чувашии
встречается
повсеместно,
численность
невысокая,
наблюдается
тенденция к
уменьшению.
Рекомендова
н в Красную
книгу
Чувашской
Республики.
Взаимопрове
рка.
Устанавлива
ют
метапредмет
ные связи.
Планируют
свои
действия в
соответствии
с
поставленной
задачей
Делают
выводы.
III. Обобщение и
систематизация
знаний.
Подготовка
учащихся к
обобщенной
деятельности.
Воспроизведение
на новом уровне
(переформулиров
анные вопросы).
Цель:
: формирование
умений соблюдать
последовательност
ь действий при
коллективном
выполнении
учебной задачи
Повторение
способов
проверки
парных
согласных в
корне слова.
Станция
«Узнай
птицу»
Ребята, задают
вам загадки, а
вы должны
будете
отгадать, что
это за птица
Запишите эти
слова в
столбик
Какие это
птицы?
Что вы об
этом знаете?
Приведите
примеры
зимующих
птиц.
Во второй
Организует
работу по
применению
алгоритма
для
достижения
учебной
задачи
Составляют
план
достижения
цели и
определяют
средства,
аргументиру
ют свои
высказывани
я, делают
выводы.
1.
Чёрный
пишет.
Красный
берет.
Нос как
топор,
Хвост как
упор.
(Дятел)
2.
У этой птицы
крупное,
продолговато
е туловище.
Клюв
крепкий.
Голова, горло
Регулятивные
:
- контроль,
- коррекция,
- выделение и
осознание
того, что уже
усвоено и что
ещё подлежит
усвоению,
- осознание
качества и
уровня
усвоения;
– личностные:
-
самоопределе
ние.
Коммуникати
вные:
–
планирование
учебного
сотрудничеств
а с учителем и
сверстниками.
– выражение
столбик
запишите
следующие
слова.
Вставьте
пропущенную
букву, устно
подберите
проверочное
слово
ястре__
стри__
голу__ь
дроз__
Чем
отличаются
слова первого
столбика от
слов второго
столбика.
И эту станцию
прошли.
Открывается
следующая
буква (О)
Работа со
скороговорко
й
3 станция
«Роща
однокоренных
Организует
исследователь
скую
деятельность
детей.
и крылья –
чёрные, а
остальное
тело – серое.
(Ворона)
3.
Эта хищница
болтлива,
Воровата,
суетлива,
Стрекотунья,
белобока,
А зовут её …
(сорока)
В первом
столбике
слова с
непроверяемо
й безударной
гласной, во
втором
столбике
слова с
парной
согласной в
корне слова.
Способы
проверки
парного
своих мыслей;
–
аргументация
своего
мнения;
– учёт разных
мнений.
Познавательн
ые:
– делать
выводы в
результате
совместной
работы класса
и учителя
слов»
ПРОВОРОНИ
ЛА ВОРОНА
ВОРОНЕНКА
Как назвать
все эти три
слова одним?
(однокоренны
е)
Запишите в
тетрадь.
Выделите
корень. Работа
в парах.
Справились с
заданием,
открываем
букву (Л)
- Ребята,
давайте
вспомним,
какие есть
способы
проверки
парных
согласных в
корне слова.
Оцените свою
работу на
этом этапе
урока.
согласного в
корне слова:
1.Изменить
форму слова:
Единственно
е число –
множественн
ое число.
Дуб - дубы.
Добавить
слово НЕТ.
Снег-(нет)
снега.
2.Подобрать
однокоренно
е слово:
Большой –
маленький.
Арбуз -
арбузик.
Уменьшитель
но-
ласкательный
суффикс
(–очк-,-ечк-,-
оньк-, -
еньк-.)
Гриб-
грибочек.
Вывод: Есть
несколько
способов
проверки
парных
согласных в
корне слова.
Участвуют в
обсуждении
проблемных
вопросов,
формулирую
т
собственное
мнение и
аргументиру
ют его.
Осуществляю
т взаимный
контроль и
оказывают
необходимую
взаимопомощ
ь в
сотрудничест
ве (работа в
парах).
Оценивают
правильность
выполнения
заданий,
умение
анализироват
ь
правильность
выполнения.
Физкультминутк
а
4 станция
«Лес
Здоровья»
Вот под
елочкой
Вот под
елочкой
зеленой
(Встали.)
Скачут весело
вороны:
(Прыгаем.)
Кар-кар-кар!
(Громко.)
(Хлопки над
головой в
ладоши.)
Целый день
они кричали,
(Повороты
туловища
влево-вправо.)
Спать ребятам
не давали:
(Наклоны
туловища
влево-вправо.)
Кар-кар-кар!
Организует
двигательную
физкультмину
тку
Планируют
свои
действия в
соответствии
с
поставленной
задачей
(Громко.)
(Хлопки над
головой в
ладоши.)
Только к ночи
умолкают
(Машут
руками как
крыльями.)
И все вместе
засыпают:
(Садятся на
корточки,
руки под щеку
— засыпают.)
Кар-кар-кар!
(Тихо.)
(Хлопки над
головой в
ладоши.)
Получаем
букву (О)
Списывание с
орфографичес
ким заданием
5 станция
«Река
Списывания»
КОРМУШКА.
Зима. Стоит
чудесный
Организует
самостоятельн
ую
деятельность
детей
Самостоятель
ная работа.
Осуществляю
т
самопроверку
в результате
пошагового
сравнения с
эталоном.
Регулятивные:
Оценка своих
достижений,
осознание
трудностей
Личностные:
учебно-
познаватель
ный мотив
денек. Ребята
сделали для
птиц
кормушку и
повесили ее на
березу. Дети
насыпали в
кормушку
хлебных
крошек. Для
синиц они
привязали на
дерево
кусочки сала.
К кормушке
подлетели
снегири,
воробьи,
голуби. На
ветку березы
сели
прелестные
птички. На
голове черная
шапочка.
Спина,
крылья,
хвостик и
головка синие.
Это синицы.
Радостно им
Контролирует
выполнение
работы
Организует
групповую
Школьники
повторяют
правила,
выполняют
тест на
правописание
парных
согласных в
корне слова.
изучения
русского
языка.
Ориентация
на понимание
причин успеха
в учебе,
проявление
интереса к
новому
учебному
материалу,
развитие
способности к
самооценке
Познавательн
ые:
Чтение
учебных
текстов. Их
полноценное
понимание и
воспроизведен
ие,
выполнение
действий и
сравнение с
эталоном.
Регулятивные:
иметь
хороших
друзей.
Прочитайте
текст
Какое
хорошее дело
сделали
ребята?
Что насыпали
в кормушку
ребята?
А что
приготовили
для синиц?
Благодарны
ли были
птицы, за
помощь?
К чему
призывает
автор?
Спишите
первые три
предложения,
вставьте
пропущенные
буквы.
Получаем
букву (Д)
6 станция
деятельность
детей.
Контролирует
выполнение
работы
Выполняют
творческую
работу в
группе по
составлению
текста с
использовани
ем
предложенны
х слов
Оценивают
результаты
своей
деятельности
на уроке.
Стихотворен
ие читает
девочка (о
птицах)
Покормите
птиц зимой,
Пусть со всех
концов
К нам
слетятся, как
домой,
Стайки на
крыльцо.
Действие по
намеченному
плану,
сохранение
учебной
задачи урока
на каждом
этапе.
Коммуникати
вные:
– управление
поведением
партнёра;
– контроль,
коррекция,
оценка
действий
партнёра;
– построение
речевого
высказывания
в
соответствии с
поставленным
и задачами,
– оформление
своих мыслей
в устной
форме.
«Озеро
заданий»
Рассыпался
текст,
соберите
предложения.
1.
В первом
предложении
найдите слова
с парной
согласной в
корне слова,
2.
во втором
предложении
найдите
главные
члены
предложения.
3.
(Работают на
карточках)
Получаем
букву (Ц)
Оцениваем
свою работу.
Составление
из букв
предложения
7 станция
«Поляна
предложения
»
Сколько
гибнет их –
не счесть,
Видеть
тяжело.
А ведь в
нашем сердце
есть
И для птиц
тепло,
Приучите
птиц в мороз
К своему
окну,
Чтоб без
песен не
пришлось
Нам
встречать
весну.
На этой
станции вы
должны
расшифровать
предложение,
которое
записано на
доске,
поменяв
местами
буквы
ЕРБЕГТИЕ
ТПЦИ !
(Берегите
птиц!)
Учитель: Бер
егите эту
землю, эту
воду,
Даже малую
былиночку
любя!
Берегите всех
зверей внутри
природы,
Убивайте
лишь зверей
внутри себя!
Ребята, вы
получаете
букву (Ы!)
Все станции
пройдены,
прочитайте
хором слово,
которое было
зашифровано
(МОЛОДЦЫ!
VII. Рефлексия
(подведение
итогов занятия) .
Контрольно-
оценочная
деятельность.
Анализ и
содержание
итогов работы,
формирование
выводов по
изученному
материалу 3мин.
Цель:
– обобщить,
сделать выводы;
– осознание
учащимися своей
УД (учебной
деятельности),
самооценка
результатов
деятельности
своей и всего
- Настало
время нам
подвести итог
урока.
- Подведите
итог нашей
работы.
- Справились
мы со своими
задачами?
доска
- Сегодня на
уроке:
Я понял(а),
что …
Было
интересно …
Было трудно
…
У меня
получилось…
- Оцените
свою работу
на уроке.
Организует
рефлексию и
самооценку
учениками
собственной
деятельности.
Осуществляю
т самооценку
собственной
учебной
деятельности,
соотносят
цель и
результаты,
степень их
соответствия
Коммуникати
вные:
– умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли;
Познавательн
ые:
– рефлексия ;
Личностные:
– развитие
умения
выражать свои
эмоции;
–
формирование
мотивации к
обучению и
целенаправлен
ной
познавательно
й
класса.
- Где мы еще с
вами не
побывали?
- Да, мы не
заглянули к
рыбкам.
- У вас у
каждого на
столах лежат
рыбки.
- С каким
настроением
вы работали
на уроке: если
с хорошим, то
нарисуйте
рыбке
улыбающийся
ротик, если
настроение
было
грустным -
нарисуйте
ротик
уголками
вниз.
- На доске вы
видите океан
знаний. Мы
выпустим
сейчас наших
деятельности.
рыбок в этот
океан. Я
прошу
проанализиро
вать вашу
работу на
уроке. Если
вам было все
понятно, вы
легко
справлялись с
заданиями,
вам
понравилось
работать на
уроке и есть, о
чем рассказать
родителям,
друзьям –
поместите
свою рыбку
на самую
глубину
океана
Знаний.
- Если вам
что-то не
удалось, вам
было скучно,
или не
понравилось
работать –
поместите
рыбку на
мелководье.
- Встаньте,
кто поместил
свою рыбку на
самую
глубину.
- Спасибо за
урок. Вы меня
порадовали
своей работой.