Автор: Качинскас Любовь Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: Технологическая карта урока математики в 6 классе
Тема: Координатная плоскость
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока математики
Выполнила:
Качинскас Любовь Васильевна
учитель математики М
А
ОУ «
Школа – интернат № 53
»
города Новоуральска Свердловской области
Тема: Координатная плоскость.
Класс: 6
Учебник: Математика.
6
класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И.
Шварцбурд. – М., 2014.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные: Познакомиться с прямоугольной декартовой системой координат и историей её возникновения, научиться
определять координаты точек.
Метапредметные: Коммуникативные: поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно-
следственные связи.
Личностные: Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация по теме урока, шахматы, игра «Морской бой».
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Мотивационно-ориентировочная часть
1
Организационный момент.
Цель: Включение обучающихся в
деятельность на личностно
значимом уровне
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию,
организация внимания детей, мотивация детей на познавательную
деятельность
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Что вы видите на
экране?
(Слайд 1)
- Предлагаю представить человеческое знание островком в океане
вселенского знания.
-Попробуйте продолжить фразу: «Чем больше я знаю, тем больше …
- Чем больше человек знает, тем больше его остров, тем увереннее он
чувствует себя в жизни. Чем больше человек знает, тем больше
размеры его незнания. Новые знания рождают новые вопросы. И
сегодня мы увеличим свои островки знаний. Вы готовы?
Включаются в деловой ритм урока, психологически настраиваются на
познание нового
Операционно - познавательная часть
2
Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения в
пробном учебном действии
Цель: повторение изученного
материала, применение
жизненного опыта, необходимого
для «открытия нового знания»
Выявляет жизненный опыт, знания детей по теме урока, организует
повторение, создаёт проблемную ситуацию
-Проверим, как вы умеете строить точки по заданным координатам
(Задание 1, слайд №3)
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на
поставленные вопросы, выполняют задания, представленные на слайдах,
осуществляют взаимопроверку и оценку результатов работы, рефлексию;
фиксируют затруднение
(Самопроверка и самооценка)
Лист самооценки
Ф. И.
Задание№1
Построение точек
по их координатам
«5» - верно 5 точек;
«4» - 4 точки;
«3» - 3 точки;
Оценка: «…»
Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднения
Сообщения учащихся
Цель: показать применение
координат в географии,
астрономии
-Определите координаты точек (Задание 2, слайд №5)
- У всех ли точек вы смогли определить координаты?
- Почему возникло затруднение?
- Сформулируйте учебную задачу, которую нам предстоит решить
- Какие ассоциации у вас возникают со словом «координаты»? Где вы
встречались с ним?
- Координаты встречаются в разных науках (слайд 8-14)
Об этом вам расскажут ваши одноклассники (Вика, Марина)
Не смогли определить координаты у точек А и В, так как они находятся не
на координатной прямой.
Научиться определять координаты точки на плоскости.
- В жизни очень часто можно услышать фразу «Оставьте мне свои
координаты». Как следует понимать это выражение?
- Зачем нужно знать эти координаты?
3
Решение задач (практическая
деятельность обучающихся)
Цель: создание условий для
практического применения своих
знаний
- Что изображено на этом слайде? Как это связано со словом
«координаты»?
- Что изображено на этом слайде?
- Как связаны эти игры со словом «координаты»?
- Эти игры очень хорошо развивают математические способности, но
если не умеешь определять и записывать координаты успеха не
достичь. Сравните игровое поле этих игр. Что общего вы заметили?
На экране предлагается несколько заданий (слайд №18)
Чтобы рационально использовать время урока, разобьёмся на пары и
определимся, кто что будет делать:
Задание №3.
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на
поставленные вопросы, выполняют задания, представленные на слайдах,
осуществляют взаимопроверку и оценку результатов работы, рефлексию;
фиксируют затруднение
Расставьте на «акватории» корабли по заданным координатам:
А) 4-клеточный: {г2; д2; е2; ж2},
3-клеточный: {г4; г5; г6},
2-клеточный: {а9; а10}, {ж7; ж8},
1-клеточный: {и9}.
Задание №3.
Расставьте на «акватории» корабли по заданным координатам:
Б) 4-клеточный: {ж4; ж5; ж6; ж7},
3-клеточный: {б2; в2; г2},
2-клеточный: {а4; б4}, {и5; и6},
1-клеточный: {г9}.
Задание №3.
Определить координаты и расставить шахматы на доске:
Чёрные: король h8; пешки g7, h7, g4; слон a1. Белые: конь е8; пешка
f2, b7; ферзь c4; король h1.
Сравните результаты работы. Сколько координат потребовалось для
определения положения фигур на плоскости?
- Выполнили ли учебную задачу?
Организуется работа в парах, взаимопроверка и оценка.
Задание №3
Работа в парах (индивидуальная
работа)
«5» - верно 5 кораблей (по 5
шахмат)
«4» - 4;
«3» - 3;
Оценка: «…»
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
к
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
к
7
8
9
10
а
б
в
г
д
е
ж
Выполняют задание на определение координат корабля в игре «Морской
бой», расстановку шахмат по указанным координатам;
Сравниваются результаты работы, делается вывод о том, что во всех
случаях потребовалось две координаты: 1 – по горизонтали - записывается
буквой (или двумя буквами), вторая – по вертикали – записывается
цифрой. Необходимо две координаты.
4
Физкультминутка
Организует музыкальную физкульминутку для глаз.
- Ну, а сейчас давайте отдохнём. Встаньте, физкультминутка для глаз,
работают только глаза. (Слайд 19)
Выполняют под музыку физкультминутку для глаз
5
«Открытие нового знания»
Цель: построение и фиксация
нового знания, формулировка
темы урока
Организует работу в парах, направленную на формирование умения
находить координаты фигуры в игре, обобщение способов указания
координат
- Вернёмся к математике.
Сколько координат потребовалось, чтобы определить положение
фигур? (1 – по горизонтали - записывается буквой или двумя
буквами), вторая – по вертикали – записывается цифрой
Участвуют в обсуждении, формулируют тему, задачу на перспективу и на
данный урок
Какую координату точек мы можем определить, а какую нет? Какое
дополнительное построение необходимо выполнить?
Подумайте и сформулируйте тему нашего урока.
6
Первичное закрепление с
проговариванием во внешней
речи
Цель: применение нового знания
в типовых заданиях
Организует самостоятельную работу в тетрадях на печатной основе
стр. 127, №1. Запишите координаты точек.
Выполняют упражнение №1 стр. 127, взаимопроверка
Задание №4
(Самостоятельная работа в Р.Т.)
«5» - верно 5 точек;
«4» - 4 точки;
«3» - 3 точки;
Оценка: «…»
Рефлексивно-оценочная часть
7
Рефлексия.
Домашнее задание
Цель: соотнесение цели урока с
его результатами, самооценка
своей деятельности
Организует подведение итогов урока, дает комментарий к
домашнему заданию
- Какую цель мы ставили сегодня на урок?
- Удалось ли её достичь?
- На каждом этапе урока вы оценили свою работу, поднимите правую
руку те, у кого больше «5», левую – «4». Кто доволен своим
результатом?
На дом я предлагаю следующие задания (слайд 24):
- А теперь выскажите своё мнение о прошедшем уроке, продолжив
одну из фраз на экране (слайд 25)
Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со
всеми заданиями. Поднимите руки те, чьи островки знаний сегодня
увеличились? Запомните: чем больше человек знает, тем больше его
остров, тем увереннее он чувствует себя в жизни.
Я всех благодарю за активную работу на уроке!
Делают вывод о достижении поставленной цели, оценивают свою работу
на уроке, высказывают своё отношение к прошедшему уроку