Автор: Ведерникова Алина Фаритовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО "Порошинская ДШИ"
Населённый пункт: Свердловская область, Камышловский район, п/о Порошино
Наименование материала: Презентация по предмету "История стилей"
Тема: Хард-боп
Раздел: дополнительное образование
Хард-Боп
(Hard Bop) 1955
МКУ ДО «Порошинская ДШИ» Ведерникова А.Ф.
Хард-боп – это джазовый
стиль, возникший изначально
исключительно в
негритянской среде как
реакция на эстетику кула и
возврат к творческим идеям
бибопа и афроамериканской
традиции джаза.
В хард-бопе родилось
нечто новое,
например,
барабанщику Элвину
Джонсу удалось найти
ритмы такой сложности,
которой до этого времени
в джазе не знали.
Сонни Роллинз,
импровизируя, чередовал
короткие фразы с
длинными, часто
использовал повторение
одного звука, что
существенно влияло на
развитие констрастной
мелодики и,
следовательно,
экспрессию исполнения.
Пианист Хорас Сильвер
обратился к новым
конструкциям, в которых 32-
тактная форма соединяется с
иными формами в цельные
«формальные группы».
Одним словом, музыка изменилась, но остались
«хот» и «свинг».
Слово «кул» потеряло свое значение, во всяком
случае,
в общем смысле деликатности и утонченности.
1
. Возврат к африканским
корням с опорой на блюзовую
традицию.
2. Экзальтированная инструментальная артикуляция
с яркой хот-интонацией, как реакция на академизм
музыкантов стиля кул.
3. Форма композиций меньше похожа на песенные,
а аккордовые прогрессии более оригинальны.
4. Импровизации несколько проще, чем в бибопе.
5. Фортепианный аккомпанемент более
разнообразен в ритмах и расположении аккордов.
6. Барабанщики хард-бопа играют более активно и
используют небывалые до этого полиритмические и
полиметрические образования.
Стилистические особенности
Арт Блэйки (Art Blakey, 1919–1990) –
один из лучших
джазовых барабанщиков, прошедший школу свинга,
бибопа и кула.
Стал одним из
основателей
стиля
хард-боп и
участником
следующих
стилей –
соул-джаз и
фанк-джаз.
Хорас Сильвер
(Horase Silver,
1928–2014)
–
пианист, композитор.
На его творчество
оказали влияние
госпел и
латиноамериканская
музыка. Сам он внёс
вклад в несколько
джазовых стилей
.
Хорас начал карьеру как тенор-саксофонист, но затем переключился
на фортепиано. В 1951 году он переехал в Нью-Йорк, где работал в
знаменитом клубе «Birdland». В этом же году он подписал контракт с
«Blue Note», и их сотрудничество продлилось около 30 лет.
Композиции Сильвера все
больше завоевал популярность:
альбом 1959 года
«Blowin’ The Blues Away»
(«Летящий вдаль блюз»)–
«Senor Blues» (Сеньор Блюз) и
«Sister Sadie» (Сестра Сэйди).
В дальнейшем ансамбль
постепенно переключился
на соул, а затем фанк.
С Хорасом Сильвером мы еще
встретимся в других стилях.
Игра Роллинза отличается
эмоциональной глубиной
исполнения, богатым
насыщенным тоном и
изобретательным
сочетанием мелодии,
гармонии и ритма. Один из
ярчайших представителей
хард-бопа.
«Сонни» Роллинз («Sonny» Rollins, род. 1930)–
саксофонист, композитор.
Роллинз был настолько строг к себе, что
несколько раз уходил в длинные отпуска,
чтобы разобраться в своей музыки и себе.
«Я получаю огромное удовольствие от игры
самой по себе, неважно зарабатываю ли я при
этом деньги. Обычно я просто наслаждаюсь
игрой, упражняясь в моей домашней студии.
Эта игра дома – важная часть моей жизни».
К концу 60-х хард-боп потерял
былую свежесть. Фирма Blue
Note была продана, и джаз
утратил один из самых
значительных своих лейблов.
На основе хард-бопа развился
более коммерчески
успешный и доступный соул-
джаз.
Но хард-боп никогда полностью
не уходил со сцены,
а в 80-х годах возродился в
движении «молодых львов» во
главе с трубачом Уинтоном
Марсалисом (Winton Marsalis,
род. 1962).
Art Blakey– «Cranky Spanky»;
Horace Silver – «The Preacher»;
Horace Silver – «Senor Blues»;
Horace Silver – «Sister Sadie»;
Рекомендации к прослушиванию
1. Берендт И. Э. Все о джазе. От рэга до рока // Jazz-
квадрат, 2006-2008.
2. Киселев С. С. История стилей музыкальной эстрады,
джаз: Джаз. Учебно-методическое пособие. – СПб.:
Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»,
2018. – 200 с.
3. Фейертаг В. Джаз. Энциклопедический справочник. –
СПб.: Скифия, 2008.
4. Цалер И. В. Популярная музыка ХХ века: джаз, блюз,
рок, поп, кантри, фолк, электроника, соул. – М.: Мир
энциклопедий Аванта+, 2009.
Библиографический список
Спасибо за внимание!