Напоминание

Хард-боп


Автор: Ведерникова Алина Фаритовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО "Порошинская ДШИ"
Населённый пункт: Свердловская область, Камышловский район, п/о Порошино
Наименование материала: Презентация по предмету "История стилей"
Тема: Хард-боп
Раздел: дополнительное образование





Назад




Хард-Боп

(Hard Bop) 1955

МКУ ДО «Порошинская ДШИ» Ведерникова А.Ф.

Хард-боп – это джазовый

стиль, возникший изначально

исключительно в

негритянской среде как

реакция на эстетику кула и

возврат к творческим идеям

бибопа и афроамериканской

традиции джаза.

В хард-бопе родилось

нечто новое,

например,

барабанщику Элвину

Джонсу удалось найти

ритмы такой сложности,

которой до этого времени

в джазе не знали.

Сонни Роллинз,

импровизируя, чередовал

короткие фразы с

длинными, часто

использовал повторение

одного звука, что

существенно влияло на

развитие констрастной

мелодики и,

следовательно,

экспрессию исполнения.

Пианист Хорас Сильвер

обратился к новым

конструкциям, в которых 32-

тактная форма соединяется с

иными формами в цельные

«формальные группы».

Одним словом, музыка изменилась, но остались

«хот» и «свинг».

Слово «кул» потеряло свое значение, во всяком

случае,

в общем смысле деликатности и утонченности.

1

. Возврат к африканским

корням с опорой на блюзовую

традицию.

2. Экзальтированная инструментальная артикуляция

с яркой хот-интонацией, как реакция на академизм

музыкантов стиля кул.

3. Форма композиций меньше похожа на песенные,

а аккордовые прогрессии более оригинальны.

4. Импровизации несколько проще, чем в бибопе.

5. Фортепианный аккомпанемент более

разнообразен в ритмах и расположении аккордов.

6. Барабанщики хард-бопа играют более активно и

используют небывалые до этого полиритмические и

полиметрические образования.

Стилистические особенности

Арт Блэйки (Art Blakey, 1919–1990) –

один из лучших

джазовых барабанщиков, прошедший школу свинга,

бибопа и кула.

Стал одним из

основателей

стиля

хард-боп и

участником

следующих

стилей –

соул-джаз и

фанк-джаз.

Хорас Сильвер

(Horase Silver,

1928–2014)

пианист, композитор.

На его творчество

оказали влияние

госпел и

латиноамериканская

музыка. Сам он внёс

вклад в несколько

джазовых стилей

.

Хорас начал карьеру как тенор-саксофонист, но затем переключился

на фортепиано. В 1951 году он переехал в Нью-Йорк, где работал в

знаменитом клубе «Birdland». В этом же году он подписал контракт с

«Blue Note», и их сотрудничество продлилось около 30 лет.

Композиции Сильвера все

больше завоевал популярность:

альбом 1959 года

«Blowin’ The Blues Away»

(«Летящий вдаль блюз»)–

«Senor Blues» (Сеньор Блюз) и

«Sister Sadie» (Сестра Сэйди).

В дальнейшем ансамбль

постепенно переключился

на соул, а затем фанк.

С Хорасом Сильвером мы еще

встретимся в других стилях.

Игра Роллинза отличается

эмоциональной глубиной

исполнения, богатым

насыщенным тоном и

изобретательным

сочетанием мелодии,

гармонии и ритма. Один из

ярчайших представителей

хард-бопа.

«Сонни» Роллинз («Sonny» Rollins, род. 1930)–

саксофонист, композитор.

Роллинз был настолько строг к себе, что

несколько раз уходил в длинные отпуска,

чтобы разобраться в своей музыки и себе.

«Я получаю огромное удовольствие от игры

самой по себе, неважно зарабатываю ли я при

этом деньги. Обычно я просто наслаждаюсь

игрой, упражняясь в моей домашней студии.

Эта игра дома – важная часть моей жизни».

К концу 60-х хард-боп потерял

былую свежесть. Фирма Blue

Note была продана, и джаз

утратил один из самых

значительных своих лейблов.

На основе хард-бопа развился

более коммерчески

успешный и доступный соул-

джаз.

Но хард-боп никогда полностью

не уходил со сцены,

а в 80-х годах возродился в

движении «молодых львов» во

главе с трубачом Уинтоном

Марсалисом (Winton Marsalis,

род. 1962).

Art Blakey– «Cranky Spanky»;

Horace Silver – «The Preacher»;

Horace Silver – «Senor Blues»;

Horace Silver – «Sister Sadie»;

Рекомендации к прослушиванию

1. Берендт И. Э. Все о джазе. От рэга до рока // Jazz-

квадрат, 2006-2008.

2. Киселев С. С. История стилей музыкальной эстрады,

джаз: Джаз. Учебно-методическое пособие. – СПб.:

Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»,

2018. – 200 с.

3. Фейертаг В. Джаз. Энциклопедический справочник. –

СПб.: Скифия, 2008.

4. Цалер И. В. Популярная музыка ХХ века: джаз, блюз,

рок, поп, кантри, фолк, электроника, соул. – М.: Мир

энциклопедий Аванта+, 2009.

Библиографический список

Спасибо за внимание!



В раздел образования