Автор: Аникина Наталья Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Филиал МАУ ДО «ЦДО» г. Мирный в п.Светлый
Населённый пункт: п. Светлый, Мирнинского района, Саха Якутия
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Скорочтение"
Раздел: дополнительное образование
Филиал муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования» г. Мирный
муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)
в п. Светлый
Принята на заседании
педагогического совета
МАУ ДО «ЦДО» г. Мирный
Протокол №1 от 08 сентября 2021г.
Утверждаю:
Директор МАУ ДО ЦДО г. Мирный
__________________ И.Ю. Федоров
Приказ № от 08 сентября 2021г.
Дополнительная общеобразовательная программа
социально - педагогической направленности
по речевому развитию
«Скорочтение»
Тип программы: модифицированный
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 7-12 лет
.
Составитель:
Аникина Наталья Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Светлый, 2021
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа социально - педагогической направленности
по речевому развитию «Мнемотехника» (далее – программа) составлена с учетом:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации. «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
дополнительным
общеобразовательным программам от 09.11.2018 №196;
- «Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. «Об утверждении
санитарных правил СП-2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП-2.4.3648-20);
- Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в
сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №
09-3242).
Скорочтение - это очень важный и полезный навык для людей любого возраста и рода
занятий. Очень много информации мы воспринимаем через прочтение книг, журналов, статей и
т. д. Поэтому вопрос эффективности чтения является очень важным.
Методики скорочтения позволяют повысить не только скорость чтения «про себя», но
также ускоряют восприятие смысла прочтенного текста. Улучшится память; поднимается
уровень внимания.
Актуальность
данной программы определена следующими факторами: на основе
диагностических фактов у обучающихся низкая скорость чтения, они допускают при чтении
ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не
дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии,
что в большинстве случаев затрудняет детям понимание прочитанного. Скорочтение — это не
просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения
зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и
устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная
работоспособность ученика. Поэтому навык скоростного чтения должен быть сформирован еще
в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребёнок имел
скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал осознанно, правильно,
выразительно.
Отличительные особенности программы является использование таких методик, как
мнемотехника,
динамическое
чтение,
гармонизация
текста,
методика
запоминания
и
воспроизведение текста. Позволяет увеличить скорость чтения в 3-10 раз с качеством усвоения
текста 70-80%. Способствует развитию:
- всех видов внимания;
- логического мышления;
- образного мышления;
- зрительной памяти.
Педагогическая целесообразность.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как предусматривает и
теоретические и практические части занятия, рассказ, беседа, объединение, тренировки, чтение,
поощрение, викторина. Занятия подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Материал
способствует развитию навыков аудирования и говорения, эмоциональной сферы ребенка,
творческого воображения и фантазии. Образовательная программа разработана с учетом
современных
технологий,
отражающихся
в
следующих
принципах:
индивидуальность,
доступность, добровольность, преемственность.
Новизна представленной программы заключается в том, что обучаемые имеют возможность в
полной мере овладеть методами и получить знания не только по осмысленному чтению, но и
улучшить образную, зрительную и слуховую память, внимание, мыслительные
процессы, а также улучшить качество своей речи.
Цель реализации программы:
- создание условий для развития навыков рационального чтения;
- повышения скорости чтения и усвоения информации.
Задачи программы:
- освоение приёмов и техник скорочтения;
- улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие умения работать с текстом (анализ структуры текста);
- развитие памяти и внимания;
- развитие навыков логического мышления;
- развитие речи;
- развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей;
- совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняющемся информационном
потоке;
- создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей
обучающихся;
- развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь
на
другое
задание.
Формируемые компетенции:
В процессе обучения проводятся начальная, промежуточная и итоговая аттестации,
предполагающие выявление степени усвоения ребенком тех или иных знаний, а также с целью
мониторинга уровня сформированности умений и навыков по отдельным разделам программы.
В результате работы по программе обучающиеся должны уметь:
-логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации,
систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать.
- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;
- применять новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей
успешной учёбы, активизации познавательной деятельности.
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его
самореализация и определение своего места в коллективе.
Обучающиеся научатся:
- сокращать время выполнения домашней работы минимум в 2 раза;
- увеличивать скорость чтения в 2 и более раз;
- увеличивать скорость и качество запоминания текстов;
- научатся легко запоминать стихи за 10-15 минут;
- научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова;
- научатся мыслить быстрее.
Методы
- словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение;
- наглядные: демонстрация;
- практические: упражнения, выполнение графических записей;
-
аналитические:
наблюдение,
сравнение,
анкетирование,
самоанализ,
опрос.
Формы работы:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Виды учебной деятельности
Занятия состоят из двух частей – теоретической и практической. Первая часть занятия
отведена на изучение нового материала, а вторая часть занятия практическая. Теоретическая
часть содержит достаточно много советов, которыми нужно будет пользоваться во время
выполнения практической части. Вторая часть представляет собой тренинг, который состоит из
игр, упражнений, направленных на:
- обучение детей скоростному и осознанному чтению.
- развитие зрительной и слуховой памяти.
- улучшение разговорной речи.
Срок реализации программы:
- программа рассчитана на 216 часов;
- срок обучения 1 год;
- в объединение принимаются дети 7-12 лет;
- занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа с обязательными 10 минутными перерывом;
- продолжительность занятий – 45 мин.
Занятия могут проводиться в очной и очно-заочной формах обучения с учетом санитарно-
эпидемиологической ситуации.
Ожидаемые результаты:
- увеличение скорости и объёмов чтения;
- более высокий уровень концентрации и распределения внимания;
- развитие памяти: зрительной, образной, слуховой, логической и других;
- синхронизациям работы обоих полушарий мозга
- расширение поля зрения
- совершенствование мышления.
- развитие артикуляции и моторики
обучающийся научится:
- использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной
работоспособности;
- справляться с информационным «завалом»;
- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение.
Учебно-тематическое планирование
1 год обучения
№ Наименование темы
Кол-во
часов
теория
практика
формы
контроля
1.
Вводное занятие.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
2.
Начальная аттестация.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
3.
Расширение поля зрения. Таблица
Шульте.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
4.
Расширение поля зрения. Клиновидные
таблицы.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
5.
Зрительная память и скорость
зрительного восприятия. Таблицы.
6
1
5
опрос,
практическая
работа
6.
Переключаемость и распределение
внимания. Струп-тест.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
7.
Переключаемость и распределение
внимания. Черные и белые числа.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
8.
Концентрация внимания.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
9.
Концентрация и устойчивость
внимания. Большие и малые числа.
6
1
5
опрос,
практическая
работа
10.
1
Арифметико-практическое мышление.
Устный счет.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
11.
1
Индуктивность мышления. Ритм мысли
6
1
5
опрос,
практическая
работа
12.
1
Гибкость речевого мышления.
Вариативность мышления. Активизация
лексикона.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
13.
1
Мнемотехника «Визуализация»
3
1
2
практическая
работа
14.
1
Мнемотехника «Ассоциации».
3
1
2
опрос,
практическая
работа
15.
1
Смысловая и слуховая память.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
16.
1
Наглядно-образная и моторная память.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
17.
1
Вербальный интеллект.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
18.
2
Точность восприятия.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
19.
2
Синхронизирование полушарий мозга.
Алфавит.
6
1
5
практическая
работа
20.
2
Синхронизирование полушарий мозга.
Рисование и письмо двумя руками.
6
1
5
опрос,
практическая
работа
21.
2
Техника: «Правая – левая рука»
3
1
2
опрос,
практическая
работа
22.
2
Гармонизация работы полушарий мозга
3
1
2
опрос,
практическая
работа
23.
2
Поиск закономерностей.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
24.
2
Анаграммы. Половинки слов.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
25.
2
Лабиринты
3
1
2
опрос,
практическая
работа
26.
5.
Визуализация и ассоциации.
6
1
5
опрос,
практическая
работа
27.
5.
Филворды.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
28.
5.
Артикуляционный аппарат.
Чистоговорки. Скороговорки.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
29.
Промежуточная аттестация.
3
1
2
опрос,
практическая
работа,
мониторинг
30.
Техника чтения: «Выступление на
радио».
6
1
5
опрос,
практическая
работа
31.
Техника чтения «Догонялки».
3
1
2
опрос,
практическая
работа
32.
Техника чтения «Текст за шторкой».
6
1
5
опрос,
практическая
работа
33.
Техника чтения «Буксир»
3
1
2
опрос,
практическая
работа
34.
Техника чтения с указкой. «Эхо».
3
1
2
опрос,
практическая
работа
35.
Техника чтения «Перевернутые слова и
тексты».
6
1
5
практические
работа
(работа
по
карточкам)
36.
Техника чтения «Ступеньки».
3
1
2
опрос,
практическая
работа
37.
Техника чтения «Углубленное чтение».
6
1
5
опрос,
практическая
работа
38.
Техника чтения «Цепочки».
3
1
2
опрос,
практическая
работа
39.
Фантограммы.
3
1
2
опрос,
практическая
работа
40.
Техника чтения «Найди меня»
3
1
2
опрос,
практическая
работа
41.
Техника чтения «Путаница».
3
1
2
опрос,
практическая
работа
42.
Техника чтения «Гусеница»
3
1
2
опрос,
практическая
работа
43.
Техника чтения «Зазеркалье».
3
1
2
опрос,
практическая
работа
44.
Техника чтения «Кенгуру».
3
1
2
опрос,
практическая
работа
45.
Техника чтения «Первый и последний».
3
1
2
опрос,
практическая
работа
46.
Техника чтения «Выборочное чтение».
6
1
5
опрос,
практическая
работа
47.
Итоговая аттестация
3
1
2
опрос,
практическая
работа
48.
8.
Техника чтения «Прятки».
3
1
2
опрос,
практическая
работа
49.
Техника чтения «Слова наоборот».
3
1
2
опрос,
практическая
работа
50.
Техники чтения «Вращающиеся
буквы». «Буквы перепутались».
6
1
5
опрос,
практическая
работа
51.
Техника чтения «Жужжащее чтение».
3
1
2
опрос,
практическая
работа
52.
8.
Техника чтения «Режиссер».
3
1
2
опрос,
практическая
работа
53.
Техники чтения «Текст с дырками».
6
1
5
опрос,
практическая
работа
54.
8.
Техника чтения «Голоса».
3
1
2
опрос,
практическая
работа
55.
Проектная деятельность.
9
2
7
опрос,
практическая
работа
56.
8.
Подготовка к конкурсам и выставкам.
6
6
опрос,
практическая
работа
57.
Итого
216
56
160
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. (3 часа)
Ознакомление с учебной программой, знакомство с правилами безопасности, правила
поведения.
2. Начальная аттестация. (3 часа)
- проведение тестирования детей для определения их развития, начальной скорости чтения
и
уровень
понимания
текста.
3.
Расширение поля зрения. Таблица Шульте.(3 часа)
Для того чтобы увидеть достаточно большой объем информации, ученику необходимо
видеть ясным взором большую область. Это называется «пятно ясного видения». Одно из
лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения — это таблицы Шульте. Таблица
Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке. В процессе тренировки
движение глаз будет уменьшаться. Конечно, полностью его исключить невозможно, но ученики
смогут свести эти движения к минимуму, потому что пятно ясного видения у них будет
большим.
4.
Расширение поля зрения. Клиновидные таблицы. (4 часа)
Упражнение на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного
видения - клиновидные таблицы.
Цель этого задания — глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда
увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется
поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и продолжать.
5. Зрительная память и скорость зрительного восприятия. (6 часа)
Игры и упражнения, направленные на развитее зрительной памяти и скорости
зрительного восприятия:
- игры «Кто больше запомнит?», «Нарисуй фигуру», «Кто знает больше»
- упражнения «Разноцветная лесенка», «Инопланетяне» «Опиши картину» «Фигуры».
Работа с таблицами.
6. Переключаемость и распределение внимания. Струп-тест. (3 часа)
Струп-тест — это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова
зеленый, красный, синий, фиолетовый и т. д. записаны разными цветами, при этом цвет слова
не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово зеленый желтого цвета,
слово красный — зеленого. Обучающемуся нужно внимательно читать про себя и называть не
слово, которое написано, а цвет, которым это слово написано.
Работа с карточками
7. Переключаемость и распределение внимания. Черные и белые числа.
(3 часа)
- упражнение «Черные и белые числа». Поиск числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1
черное, 2 белое (серое), 2 черное и т. д. Работа с карточками
8. Концентрация внимания. (3 часа)
Концентрация внимания- свойство, характеризующееся способностью удерживать
внимание на одном предмете, не отвлекаясь на остальные. Для развития концентрации
внимания
нужно
заниматься
с
ребенком
какой-нибудь
деятельностью,
требующей
сосредоточенности, в шумной обстановке, например, включив музыку.
Работа с карточками
- упражнение «Угадай словечко»
- упражнение «Шифр для слова»
- упражнение «Сделай по образцу»
- упражнение «Нарисуй, что запомнил»
- упражнение «Раз словечко, два словечко…»
9. Концентрация и устойчивость внимания. Большие и малые числа. (6 часов)
- упражнение «Большие и малые числа». Все числа написаны разным шрифтом, они разного
размера, и мозгу обучающегося приходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить
данное упражнение. Ученик понимает, что характеристики шрифта - ширина, высота,
начертание, угол наклона - меняются и единственным критерием для правильного ответа
является форма написания.
10. Арифметико-практическое мышление. Устный счет. (3 часа)
- упражнение «Устный счет».
- упражнение «Запомни число»
- упражнение «Угадай операцию»
- упражнение «Быстрое сложение»
- упражнение «Копилка»
11. Индуктивность мышления. Ритм мысли. (6 часов)
Индуктивность мышления, ритм мысли - это элемент адаптивных технологий, который
может быть использован для развития процесса запоминания, умения структурировать,
группировать, классифицировать информацию. Указанные в работе параметры являются
базовыми при обучении чтению, технике чтения, совершенствования техники чтения,
скорочтению, подготовке к обучению в образовательных учреждениях,
- -таблица
«
Объем информации 3х3»;
- -таблица «Объем информации 4х4»;
- -таблица «Объем 5х5»;
- -таблица «Объем 6х6»;
- -таблица «Объем 7х7»;
- -таблица «Объем 8х8»;
- -таблица «Объем 9х9»;
- -таблица «Объем 10х10».
12. Гибкость речевого мышления. Вариативность мышления. Активизация лексикона.
(3
часа)
Гибкость мышления – это умение приспосабливаться, адаптироваться, подстраиваться,
выкручиваться, используя для этого свои творческие способности, умение выходить за рамки
шаблонов мышления и поведения. Гибкость мышления это способность выводить различные
идеи из данного источника информации, умение свободно и адекватно переносить и
трансформировать приобретенный опыт в новые ситуации. Гибкость мышления включает
способность быстро перестраивать мышление с одной идеи на другую. Работа с таблицами.
13. Мнемотехника «Визуализация». (3 часа)
- образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные,
аудиальные или кинестетические воплощения в памяти.
Выполнение упражнений.
14. Мнемотехника «Ассоциации».
(3 часа)
Игра в ассоциации
15. Смысловая и слуховая память.
Игры и упражнения направленные на развитее
смысловой и слуховой памяти:
- упражнение «Каскад слов»
- упражнение «Слушаем и рисуем»
16. Наглядно-образная и моторная память. (3 часа)
- упражнения на развитие наглядно образной памяти;
- работа с таблицами.
17. Вербальный интеллект. (3 часа)
Умение высказывать, формировать и развивать свои мысли. От него зависит:
запоминание и извлечение из памяти информации, умение аргументировать и обосновывать
свои действия. Работа с таблицами.
- упражнения на выявление существенных признаков.
18. Точность восприятия. (3 часа)
- упражнение «Самое непохожее»;
- упражнение «Группировка слов»
- упражнение «Дорисуй фигуры»
Работа с карточками.
19. Синхронизирование полушарий мозга. Алфавит. (6 часов)
Упражнение
«Алфавит»
синхронизирует
оба
полушария
мозга.
Выполнять
его
необходимо следующим образом: обучающийся произносит громко верхнюю букву в паре и
поднимает, соответственно, правую руку, если снизу буква П, и левую руку, если снизу буква
JI. Если же это буква О, то одновременно обе руки.
Работа с карточками.
20. Синхронизирование полушарий мозга. Рисование и письмо двумя руками. (6 часов)
Обучаемому необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Ученик показывает
хороший результат, если у него получается на 30-40-50 %. Это тот уровень, на котором нужно
поддерживать достигнутый результат.
21. Техника: «Правая – левая рука». (3 часа)
Выполнение упражнений. Работа с карточками.
22. Гармонизация работы полушарий мозга. (3 часа)
Выполнение упражнений. Работа с карточками.
23. Поиск закономерностей.
(3 часа)
Выполнение упражнений. Работа с карточками.
24. Анаграммы. Половинки слов. (3 часа)
Анаграммы –это словесная игра.
- упражнения «Слово задом на перед», «Набор букв наоборот»
- игры «Разведчики», «Меняем буквы местами», «Прочти слово и найди лишнее».
Половинки слов- соединение половинок слов между собой. Работа с карточками.
- упражнение «Кто быстрее».
25. Лабиринты. (3 часа)
Лабиринты - занимательные головоломки. Выполнение упражнений. Работа с
карточками.
26. Визуализация и ассоциации. (6 часов)
Мысленные
образы
играют
важную
роль
в
запоминании
информации.
Образ
удерживается в памяти гораздо лучше, чем слово. Поэтому визуализация используется для
запоминания словесного материала с помощью эмоциональной составляющей визуальных
ассоциаций. И хотя при этом важно участие всех органов чувств, зрение — первейшее из них.
Рассматривать что-либо можно по-разному — например, внимательно и во всех деталях,
полностью осознавая, что вы в этот момент делаете и на что смотрите. Это гораздо
эффективнее, чем пытаться запомнить что-то, глядя на него лишь краем глаза, бегло, в общих
чертах.
Создание ассоциаций позволяет устанавливать взаимосвязь между людьми, объектами,
образами, идеями, находить между ними нечто общее.
Некоторые ассоциации возникают естественно и не требуют размышления, а для других
понадобится
воображение.
Подобная
техника
весьма
эффективна
для
хранения
и
воспроизведения информации, поскольку тесно связана с воображением, которое позволяет нам
превращать слова и идеи в образы; а образы, как мы уже сказали, запоминаются гораздо легче.
Выполнение упражнений. Работа с карточками.
27. Филворды.
(3 часа)
Филворды - разновидность словесных игр кроссвордов, в которых уже написаны слова.
Перед каждым заданием есть список слов, которые необходимо найти среди букв. Слова,
спрятанные в таблице, могут менять свое направление под углом в любую сторону, любое
количество раз. Буквы в словах идут не только сверху вниз, но и слева направо. Ищите слова и
вычеркивайте их, если все слова подчеркнуты правильно из оставшихся букв можно составить
слово. Выполнение упражнений. Работа с карточками.
28. Артикуляционный аппарат. Чистоговорки. Скороговорки.
(3 часа)
Во
время
проговаривания
всех
скороговорок
и
чистоговорок
звуки
должны
произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными движениями
пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками
пальцев.
29.
Промежуточная аттестация.
(3 часа)
Выполнение упражнений. Мониторинг.
30. Техника чтения: «Выступление на радио».
(6 часов)
Текст делится на части. Каждая часть закрепляется за определенным «диктором».
Обучаемые самостоятельно готовятся к тому, чтобы показать образец выразительного чтения –
поработать с артикуляцией, с интонацией, с громкостью и уверенностью. Это упражнение
хорошо развивает коммуникативные навыки, если объединить детей в команды, предлагая
каждой команде свой текст. Предложить каждой команде выбрать своего диктора и совместно
подготовить «диктора» для выступления. Работа с карточками.
31. Техника чтения «Догонялки».
(3 часа)
Выполнение упражнений на увеличение скорости и в целом восприятия. Работа с
карточками.
32. Техника чтения «Текст за шторкой». (6 часов)
Читаем текст, а «шторка» движется по строке слева направо. Педагог читает известный
текст и меняет в нем некоторые слова на синонимы. Работа с карточками.
33. Техника чтения «Буксир». (3 часа)
Чтение текста вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок
читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и
попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет значительно
превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в
минуту, т.е., если темп чтения ребенка 20-25 слов, то ваш темп чтения должен быть не выше 40-
45 слов в минуту. Выполнение упражнений. Работа с карточками.
Выполнение упражнений. Работа с карточками.
34. Техника чтения с указкой. «Эхо».
(3 часа)
При выполнении чтения с помощью указки, необходимо ведя ручкой или карандашом
под читаемым текстом избегать возвратных движений. При этом неважно, читает ли ребенок
вслух или про себя. Указку он ведет непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряет свои
движения.
Упражнение «Эхо». Прочтение одного и того же предложения с различной интонацией.
Педагог читает несколько строчек стихотворения с определенной интонацией, обучающиеся
повторяют эти строки с той же интонацией. Выполнение упражнений. Работа с карточками
35. Техника чтения «Перевернутые слова и тексты». (6 часов)
Упражнение
«Перевернутые
слова
и
тексты».
Страница
обычного
текста
переворачивается вверх ногами, т. е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа
налево, прочитать текст.
Выполнение упражнений. Работа с карточками
36. Техника чтения «Ступеньки». (3 часа)
Выполнение упражнений. Работа с карточками.
37. Техника чтения «Углубленное чтение». (6 часов)
При углубленном чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и
оценка. Обычно такое чтение называют аналитическим, критическим, творческим, и оно
считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Выполнение упражнений. Работа с
карточками.
38. Техника чтения «Цепочки». (3 часа)
Чтение по одному слову, предложению, абзацу. Выполнение упражнений. Работа с карточками.
39. Фантограммы. (3 часа)
Обучающий фантазирует, изменяя содержание какого-то хорошо знакомого текста –
заменяет одно условие, один признак (например, время года, герой, место действия и т.д.).
Фантазирует, придумывая окончание рассказа. Используем заготовки – 2-3 предложения
(начало рассказа). Каждый составляет свой рассказ. Работа с карточками.
40. Техника чтения «Найди меня»
(3 часа)
Обучающимся предлагаются карточки с написанными на них строчки букв, между буквами
«спрятаны» целые слова. Их нужно найти. Работа с карточками.
41. Техника чтения «Путаница».
(3 часа)
Обучаемым предлагается прочитать «перепутанные» слова, догадаться, как они должны звучать
на самом деле, а затем прочесть их правильно (после того, как их правильно написали). Работа с
карточками.
42. Техника чтения «Гусеница».
(3 часа)
Выполнение упражнений. Работа с карточками.
43. Техника чтения «Зазеркалье».
(3 часа)
Чтение с права на лево.
При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все
внимание переключается на правильное и четкое произношение слов. Работа с карточками.
44. Техника чтения «Кенгуру».
(3 часа)
Чтение через слово, через два слова, через три слова и т. Выполнение упражнений. Работа с
карточками.
45. Техника чтения «Первый и последний»
(3 часа).
Чтение первой и последней буквы слове; первого и последнего слова на строчке, первого
и последнего слова в предложении. Работа с карточками.
46. Техника чтения «Выборочное чтение».
(6 часа)
Обучающимся требуется найти в тексте описание природы, конкретного героя и т.д
Выполнение упражнений. Работа с карточками.
47.
Итоговая аттестация.
(3 часа)
Контрольный замер скорости чтения. Определение
понимания прочитанного.
48. Техника чтения «Прятки».
(3 часа)
Выполнение упражнение «Прятки». Заранее выбирается признак, по которому нужно
отыскать слов в тексте. Например:
- все слова, которые начинаются на букву «К»
- все слова, состоящие из двух слогов
- все слова, которые имеют ударение на последнем слоге и т. Работа с карточками.
49. Техника чтения «Слова наоборот».
(3 часа)
Выполнение упражнения на внимательность и концентрацию мысли. Оно прекрасно
развивает скорость чтения ребенка и позволяет приобрести навык чтения с вниканием в смысл
прочитанного. Выполнение упражнений. Работа с карточками.
50. Техники чтения «Вращающиеся буквы» и «Буквы перепутались»
(6 часов).
Выполнение упражнений. Работа с карточками.
51. Техника чтения «Жужжащее чтение»
(3 часа)
Выполняя упражнение «Жужжащее чтение», обучающие читают одновременно вслух,
вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то
медленнее. Работа с карточками.
52. Техника чтения «Режиссер».
(3 часа)
Вариант 2.
Обучаемый выбирает образ (какое-либо животное, старушка, дворник, малыш и т.д.). Подражая
этому образу, озвучивает текст (читаем текст голосом выбранного образа).
Вариант 2.
Чтение-настроение: читает текст с определенным настроением (радостно, грустно, уверенно,
осторожно и т.п.). Работа с карточками.
53. Техники чтения «Текст с дырками».
(6 часов)
Выполнение упражнений. Работа с карточками.
54. Техники чтения «Голоса».
(3 часа)
Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребёнка, слона и др.).
55. Проектная деятельность. (9 часа)
Выбор интересной темы, умение составления плана работы над будущим проектом.
Научить добывать информацию. Грамотное изложение мысли, оформление и умение
отстаивать своё мнение. Делиться находками, не бояться публичного выступления.
56. Подготовка к конкурсам и выставкам.
(6 часа).
Методическое обеспечение программы
1. Методические разработки занятий. Сценарии конкурсов загадок, игр для веселых и
находчивых.
2. Аудиозаписи.
3. Абдулова Г.Ф. «Скорочтение. Упражнения по развитию навыка».
4. Казачкова С.П. «Скорочтение». Тренажер для школьников. (1-4 класс)
5. Сухомлинова Т.А. «Чтениум: быстрочтение и долгопамять» (1-4класс)
6. Рязанцева Ю Е. «Развитие периферического зрения».
Материально-техническое обеспечение программы
- удобные столы, стулья, хорошее освещение;
- ноутбук с программным обеспечением;
- проектор, экран, для показа видео и мультимедийных материалов;
- цветные карандаши (6 – 12 цветов);
- карандаши графитные (не менее 2 шт.);
- ручка шариковая;
- тетрадь в мелкую клетку;
- тетрадь в крупную клетку;
- альбом для рисования;
- линейка 20 см;
- набор счетных палочек;
- зеркало.
Список литературы
1.
Крылова О.Н. «Чтение. Работа с текстом» Изд. «Экзамен», 2011г.
2.
Ситдикова Р.Н. «Опережающее развитие ребёнка» Дополнительные задания. Изд.
«Рекпол» г. Челябинск, 2011г.
3.
Эдыгей В.Б. «Чтение с увлечением» 2014г.
4.
Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению» Изд. «Рекпол». г.
Челябинск, 2011.
5.
Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать
прочитанное». М.: Билингва, 2015- 160 с.
6.
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика,
1993.-96с.
7.
Зайцев В.Н. "Резервы обучения чтению”. – М.: "Просвещение”, 1991. – 32с.
8.
5.Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002 г.
9.
6. Федоренко И.Т. Развитие оперативной памяти.