Напоминание

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ


Авторы: Сенокосова Наталья Николаевна, Фиськова Любовь Павловна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы, преподаватель математики
Учебное заведение: ОГАПОУ Старооскольский техникум технологий и дизайна
Населённый пункт: Старый Оскол
Наименование материала: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ
Тема: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ

Сенокосова Н.Н., Фиськова Л.П.

ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна»

Г.Старый Оскол Белгородской области

В современном обществе у обучающихся наблюдается проблема снижения

интереса к обучению математике. Не все обучающиеся находят увлекательным

содержание предмета математика, считая ее скучной и сухой наукой. Эта одна из

важнейших проблем современных образовательных организаций, необходимость

решения которой отражена и в требованиях к результатам Федерального

государственного

общеобразовательного

стандарта:

«…сформированность

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности...».

Поэтому задача повышения внутренней мотивации обучающихся техникума, как

основного критерия сформированности личности, является актуальной для

построения учебного процесса.

К факторам, влияющим на внутреннюю мотивацию обучающихся, относят

интерес, практическое применение результата, опора на жизненный опыт. Каким

образом пробудить и поддержать интерес к изучаемому предмету? Перед

преподавателем стоит задача поиска форм и методов обучения, способствующих

активизации учебной деятельности, проявлению познавательного интереса. Каким

образом это осуществить? Познавательный интерес - это один из важнейших

мотивов

учения

студентов.

Его

действие

очень

сильно.

Под

влиянием

познавательного интереса учебная работа даже у слабых обучающихся протекает

более

продуктивно.

Известный

ленинградский

ученый

Г.И.Щукина

под

познавательным

интересом

понимает

«особое

избирательное,

наполненное

активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к

окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам».

По мнению психологов познавательный интерес не является статичным

качеством,

он

динамически

развивается,

при

этом

может

проявлять

как

прогрессивные

изменения,

так

и

регрессивные:

на

конкретное

занятие

обучающийся может прийти в совершенно плохом настроении, не настроенным на

получение нового знания. Опираясь на интерес, педагог может рассчитывать на то,

что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному

подъему, волевым устремлениям обучающегося. Как отмечает Н.С. Подходова, при

составлении и планировании структуры учебного занятия важно учитывать не

только

содержательную

и

процессуальную

компоненты,

но

и

эмоциональноценностную. Это позволит решить важную педагогическую задачу

по созданию условий для достижения таких личностных результатов у детей как

смыслообразование, самопознание при обучении математике, что является основой

для выработки внутренней мотивации студента. Для достижения этой цели Н.С.

Подходовой предлагается такой прием как создание учебной доминанты. Что это

такое? Это специальный этап в структуре занятия, предназначенный для

«настраивания»

обучающегося

на

учебную

деятельность.

Положительный

эмоциональный настрой ребенка возможен в форме интересной проблемной

ситуации,

использовании

неожиданной,

противоречивой

информации,

привлечении занимательного материала, эмоционально насыщенной информации.

Идеи таких заданий могут быть почерпнуты в литературных произведениях,

наполненных не просто математическими сведениями, но являющимися богатым

источником различных задач и примеров. Художественная литература обладает

огромным

многообразием

любопытных

математических

идей,

испытанных

временем и представленных в доступной и увлекательной форме. Понятие

подобия, системы координат затрагивается в произведениях Джонатана Свифта,

Жуль Верна. Герои попадают в проблемную ситуацию, решить которую им

помогает знание математических понятий и закономерностей. Так в произведении

«Таинственный остров» инженер Сайерс Смит для измерения отвесной скалы

высоты в условия ограниченного набора ресурсов использует свои знания о

подобных треугольниках. Идея подобия рассмотренная в романе Джонатана

Свифта об удивительных приключениях Гулливера позволяет заострить внимание

школьников на том, что если отношение линейных размеров подобных фигур

равно k (коэффициент подобия), то отношение площадей – k2 , а отношение

объемов В стране лилипутов все обитатели, окружавшие их предметы, были в 12

раз меньше, чем то, что окружало Гулливера в обыденной жизни. В романе чисто

математические

расчеты

позволили

увидеть,

что

площадь

матраца,

предназначенного для героя в 122=144 раза больше лилипутских. А о мере объема

автор пишет: «…в последнем пункте моего освобождения император постановляет

выдавать мне и еду и питье в количестве, достаточном для прокормления 1728

лилипутов». Легко заметить, что 123 =1728. Таким образом, можно поставить

проблему перед обучающимися, « почему мир лилипутов был в 12 раз меньше, а

еды понадобилось в 1728 раз больше?», или организовать поиск значения

коэффициента подобия, используя фрагмент текста романа. В литературных

произведениях могут встречаться и математические ошибки, несоответствия,

которые можно обратить в сторону привлечения внимания, заставить обучающихся

критически мыслить. В этом случае такие ошибки могут стать предметом

обсуждения, благодаря чему обучающихся можно «подвести» к теме урока. Так на

страницах сказки Льюиса Кэрролла можно наблюдать главный закон, который

действует в Зазеркалье. Плоское зеркало меняет местами только левую и правую

стороны вещей, то есть предметы с вертикальной осью симметрии выглядят в нем

также как всегда, у других объектов половинки переставлены местами. Однако в

нарушение всех законов симметрии главная героиня Алиса, оказавшаяся по другую

сторону зеркала, подтверждает ошибку автора: «Она осмотрелась и тут же

заметила, что комната на деле не такая обыкновенная и скучная, какой казалась из-

за Зеркала… - Здесь право не такой порядок, как у нас, - подумала Алиса». Анализ

литературных

сюжетов,

исправление

математических

ошибок,

допущенных

автором – всё это может увлечь даже неуспевающего студента и спровоцировать

его к обучению. При обучении детей решению арифметических задач на части,

«сумму и разность» яркими примерами могут стать задачи из книги Николая

Носова «Витя Малеев в школе и дома». В книге герой проводит свои рассуждения

вслух – это ли не повод заставить детей поразмышлять о то, где, в каком месте

Витя делает ошибку. Доказательством необходимости обращения к анализу

полученного при решении задачи результата может служить история С.Гераскина

«В стране невыученных уроков», когда мальчик получает в ответе полтора

землекопа. Теория вероятностей через тему азартных игр – возможно именно так

должна преподаваться наука о случайном. Карты, кости, рулетка – все эти игры,

как популярные в то время виды развлечений, упоминаются в русской литературе

19 века. Выигрыш в таких играх случаен, умение и опыт не будут являться

преимуществом. А знание теории вероятностей поможет оценить шансы на

удачный исход. Интерес к изучению какой-либо предметной области не только у

детей, но и у взрослых может возникнуть из необходимости решить какую-то

практическую задачу, поиска выхода из затруднительного положения. Как

отмечает главный герой романа Филипп Форстер из романа «Морской волчонок»:

«Я всегда удивлялся тому, что в школах простые, но полезные научные факты

остаются в стороне, в то время как бедным мальчикам вколачивают в головы

бесполезные и нелепые стишки». Знания из геометрии и смекалка зачастую могут

помочь успешно справиться с казалось бы, на первый взгляд, неразрешимыми

проблемами,

в

приключенческой

литературе

есть

немало

примеров

это

подтверждающих. Ярким примером для создания учебной доминанты на уроке

геометрии по теме «Теорема синусов» может служить сюжет героев повести

Томаса Майн Рида «Охотники за растениями». Карл Линден и его спутники

оказываются в трудном положении, отрезанными от внешнего мира в долине,

которая окружена глубокими ущельями и скалами. Охотникам за растениями

необходимо бросить мост через расщелину, которая отделяла долину от

поднимавшейся позади нее каменной стены. Автор подсказывает об одном из

возможных путей решения проблемы при помощи метода триангуляции. Данный

метод, предложенный голландским астрономом и математиком Снелиусом,

состоит в построении сети треугольников, последовательно связанных между

собой общими сторонами. Используя теорему синусов и зная длину одной из

сторон можно вычислить стороны остальных треугольников. У героев романа не

было измерительных инструментов, но один из них справился с задачей, имея

бечевку, стрелу и камень. Перед учащимися готовая поисково-творческая задача, в

которой

требуется

применить

новое

знание.

Приведенные

задачи

носят

практический характер, затрагивают вопросы повседневной жизни, доказывая, что

применение

математики

необходимо

учащимся

в

последующей

жизни.

Результатом использования таких на первый взгляд простых приемов позволяет

добиться вовлечение всех обучающихся в учебный процесс повышение интереса к

изучаемому

предмету

развитие

внутренней

мотивации

обучающихся.

Использование сюжетов и задач позволяет не упустить возможность осуществить

обучение

математике

более

ярким

и

привлекательным.

Таким

образом,

использование математических идей и понятий из художественных произведений

способствует развитию познавательного интереса при обучении математике через

формирование у студентов представлений о математике как части духовной

культуры,

положительном

эмоциональном

настрое,

ощущении

эстетики

и

гармонии. Познавательный интерес развивается, укрепляется, ложась в основу

положительного настроя к учению и внутренней мотивации. Познавательный

интерес носит поисковый характер. При этом обучающиеся вовлекаются в поиск с

увлечением, положительными эмоциями, радостью. Познавательный интерес

положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на

протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания.

Активность,

направленность,

приобретаемая

под

влиянием

познавательного

интереса, способствует выработке внутренней мотивации обучающихся.

Список литературы

1. Реализация ФГОС ОО: новые решения в обучении математике: учебно-

методическое пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по

направлению 44.03.01 (бакалавриат);44.03.01 (магистратура) «Педагогическое

образование»/ сост. Н.С. Подходова, О.А. Кожокарь, Е.Ф.Фефилова, Санкт-

Петербург, 2014. 255с.

2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под редакцией Г.И.

Щукиной. – М., 1984.-176с.

3. Н.М. Карпушина, Любимые книги глазами математика. Занимательные задачи

и познавательные истории для взрослых и детей, М.: АНО Редакция журнала

«Наука и жизнь»,



В раздел образования