Автор: Морозова Валентина Анатольевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №121 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: публикация
Тема: Развитие тонких движений пальцев рук через использование массажа карандашами
Раздел: дошкольное образование
Рекомендации для детей подготовительной
логопедической группы по развитию тонких движений пальцев
рук( массаж карандашами).
Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев
рук. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется
артикуляция слогов, всё последующее совершенствование речевых реакций
стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же,
как артикуляционный аппарат. Учёными было замечено, что систематическая
работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим
влиянием на развитие речи является мощным средством повышения
работоспособности коры головного мозга. У детей улучшаются внимание,
память, слух, зрение. Для тренировки пальцев рук можно выполнять массаж
с помощью гранёных карандашей.
Рекомендации по выполнению массажа карандашами:
- Сначала все упражнения надо выполнять медленно. Следите, чтобы
ребёнок
правильно
воспроизводил
положение
кисти
или
пальцев
и
переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите
ему или научите помогать себе второй рукой.
- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено
участие обеих рук), затем другой, после этого двумя руками одновременно.
- Каждому упражнению соответствует своя рифмовка. При выполнении
упражнений с сопровождением знакомыми рифмованными строчками,
ребёнку легче контролировать выполнение движений.
Варианты упражнений:
«Ладошка».
Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе (массаж
межпальцевых зон).
Инструкция: положи ладонь на стол, широко раздвинь пальцы, обведи
несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.
Проговаривание рифмовки: нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.
«Качалочка».
Прокатывание карандаша между пальцами.
Инструкция: возьми карандаш в правую руку и прокати его поочерёдно
между пальцами левой руки. Теперь прокати карандаш левой рукой между
пальцами правой руки. Постарайся его не уронить.
Проговаривание рифмовки: карандаш не отдыхает, между пальцами гуляет.
«Утюжок».
Прокатывание карандаша по поверхности стола.
Инструкция: положи карандаш на стол. Прокати его сначала ладонью правой
руки, а потом ладонью левой руки.
Проговаривание рифмовки: карандаш по столу прокачу вперёд-назад, как
захочу.
«Скольжение».
Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как
при рисовании, и с упором острым концом в стол.
Инструкция: держи пальцами карандаш так, как ты его держишь, когда
рисуешь. Крепко сожми пальцы рук. Двигайся по карандашу сначала вверх,
потом вниз. Повтори эти движения другой рукой.
Проговаривание рифмовки: по карандашу скольжу, съехать вниз скорей
спешу.
«Эстафета».
Передача карандаша поочерёдно каждому пальцу из одной руки в другую.
Инструкция: сожми карандаш указательным пальцем правой руки, подержи,
передай его указательному пальцу левой руки. Удерживай карандаш
средним пальцем правой руки. Передай его среднему пальцу левой руки.
Передавай карандаш как эстафетную палочку другим пальцам.
Проговаривание рифмовки: карандаш я подержу, в гости к пальчику приду.
Систематическое выполнение данных упражнений способствует повышению
речевой
активности,
концентрации
внимания,
развитию
памяти
и
воображения, создаёт благоприятный эмоциональный фон. Овладев этими
упражнениями ребёнок сможет «рассказывать руками» целые истории.