Автор: Сулейманова Миляуша Минзавдатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: авторское пособие
Тема: Игры с ковробуком по сказкам
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Набережные Челны «Центр развития ребенка - детский сад № 83
«Фея»
Авторское дидактическое игровое пособие – ковробук
«Еж в стране цифр и цветов»
(«Керпе саннар һәм төсләр дөньясында»,
Автор:
воспитатель первой квалификационной
категории
Сулейманова Миляуша Минзавдатовна
Актуальность:
В современном мире набирает популярность обучение детей дошкольного
возраста двум и более языкам. И это вполне объяснимо, так как значительная
часть коммуникативных процессов в мире приходится на межкультурное
общение,
основным
носителем
этнокультурных
норм
служит
язык,
функционируя в качестве коммуникации и трансляции. Это требует от
человека, с одной стороны, готовности к диалогическому взаимодействию в
широком поликультурном пространстве, а с другой, - безбарьерного
использования
языкового
потенциала,
удовлетворяющего
конкретной
ситуации поликультурного взаимодействия.
Для каждого человека родной язык – самое дорогое и святое богатство. В
условиях новой языковой ситуации в нашей Республике формирование
маленького человека происходит под влиянием различных национальных
культур и традиций.
Специфика
полилингвального
обучения
состоит
в
том,
что
коммуникативная функция языков обеспечивает межкультурное общение. В
условиях полилингвизма человек не просто овладевает другим языком, он
«входит» в культуру народа, язык которого для него является неродным.
Центральное место в теории изучения полилингвизма занимает рассмотрение
поведения человека в условиях языкового контакта, то есть поведение
говорящего. На основании родного языка же формируются первичные
навыки речевого взаимодействия, а второй и третий язык служит средством
общения с другими этническими сообществами.
На сегодняшний день, есть возможность обучать детей даже с трехлетнего
возраста, и как показывает практика, чем раньше ребенка начнут обучать
языкам, тем продуктивнее. Однако, не стоит забывать о том, что это
возможно лишь при сформированной речи родного языка.
В связи с этим, педагогу необходимо создавать интересные ситуации,
обогащать развивающую среду, которые будут вовлекать ребенка в изучение
языков, чтобы процесс обучения принес положительные результаты.
2
Аннотация:
Авторское дидактическое пособие – ковробук «Еж в стране цифр и цветов»
представляет собой фигурки из фетра (животное -ёж; разного цвета цифры
от 1 до 5 и конусы разного цвета)
Пояснительная записка:
Авторское дидактическое пособие – ковробук «Еж в стране цифр и цветов»
предназначено для детей от 3 до 5 лет. Содержание пособия можно
дополнять и усложнять. С помощью него педагог может проводить обучение
и закрепление материала как индивидуально, так и с подгруппой детей, как в
образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Это самодельное пособие – игра, которое можно удобно использовать на
столе или полу, просмотреть ее содержимое и поиграть. В ковробуке
собраны игры, направленные на обогащение словаря и закрепление лексико-
грамматических конструкций на русском и татарском языке.
Дидактические игры, представленные в ковробуке, позволяют педагогу
использовать разнообразные методы и приемы работы, широко использовать
игровые формы проведения занятий. Дополнительно в содержании даны
несколько загадок на татарском и русском языках по заданной теме.
Таким образом, данное авторское дидактическое пособие может служить
как для усвоения знаний, умений и навыков, так и для их закрепления.
Цель:
содействие формированию навыков общения на русском и
татарском языке.
Задачи:
формирование лексических навыков по темам: «Цифры», «Цвета»
формирование навыков диалогической и монологической речи с
учетом возрастных особенностей детей;
cовершенствовать навык счета в пределах 5- ти, формирование умения
соотносить количество предметов с числом.
3
Содержание (перечень комплекта игрового пособия):
«Ежик»
На ковробук прикреплен еж. На спинке ежа прикреплены круги с
изображениями цифр от 1 до 5 (разные цвета), соединяющиеся с помощью
липучек. Цифры, расположенные в кругу съемные, в дальнейшем можно
увеличить цифры до 10 и больше; вместо цифр можно использовать
геометрические фигуры. Также есть конусы разного цвета и с цифрами в
середине. Конусы можно дополнить в дальнейшем другими цветами. Это
может быть использовано при изучении цвета, закрепление счета и
формирования навыка ответа на вопросы, а также ориентировку на
плоскости.
Ход игры:
воспитатель объясняет, что ёжику нужно найти конусы с
правильными цифрами и с правильным цветом. Можно спросить у ребенка:
«Какие цифры на спинке у ёжика?», «Какого цвета?», «Подсчитай цифры?,
«Что видим рядом с ёжиком (конусы)?» «Какого цвета?», «Что ещё мы видим
на конусе? (белого цвета (ак)? Голубого(зәңгәрсу)? Оранжевого (кызгылт-
сары), желтого (сары) и зеленого (яшел)? Давайте подсчитаем. Куда нужно
поставить конусы? Какого цвета конус поставить на какую цифру?
Ребенок ставит правильный ответ.
Стихотворение про ежа:
Бар кечкенә керпе,
Кечкенә, матур керпе,
Керпе, керпе, кил әле,
Биеп, биеп кит әле.
Загадка про цифры: (напр, про цифры 2 и 3)
Также загадки на тат
языке:
Энәсе бар- ә тегә алмый?
(керпе)
Озын таяк кебек һәм зур
койрыгы белән.
Беренче сан һәрвакыт
4
бөтен җирдә... (Бер-1)
5