Напоминание

«Формирование начал экологической культуры детей в процессе ознакомления с объектами живой природы»


Автор: Потепалова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Росток г.о. Самара
Населённый пункт: г.Самара Красноглинский район п.Красная Глинка
Наименование материала: ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Формирование начал экологической культуры детей в процессе ознакомления с объектами живой природы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема: «Формирование начал экологической культуры детей в процессе

ознакомления с объектами живой природы»

Выполнила педагог – Потепалова О.В.

2021-2022 учебный год

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема: «Формирование начал экологической культуры детей в процессе

ознакомления с объектами живой природы»

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им

представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами

практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает

становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную

роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность

дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их

процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые

существенные связи с явлениями природы.

Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса

дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

· Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т.е.

способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и

взаимозависимостей;

· Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с

помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей,

моделей);

· Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской

деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и

преобразующие действия;

· Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости,

критичности, самостоятельности.

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Работа педагога:

· Изучение научно-педагогической литературы;

· Разработка перспективных планов, конспектов образовательной

деятельности по теме;

· Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

· Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

· Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

· Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;

· Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в

семинарах, консультациях;

· Активное участие в работе методического объединения района;

· Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во

всероссийских Интернет-конкурсах;

· Обучение на курсах повышения квалификации;

· Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат

работы над темой самообразования.

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического

мастерства:

· умение анализировать научно-методическую литературу;

· умение применять полученные знания на практике;

· активизировать творческие способности и пропагандировать свои

достижения.

Дети научатся: · самостоятельно выделять и ставить проблему, которую

необходимо решить;

· предлагать возможные варианты решения;

· исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы

поисковой деятельности

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

- Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

- Изучение научно-методической литературы,

передового педагогического опыта по проблеме.

2.Аналитико-диагностический.

- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.

- Разработка перспективного планирования экспериментальной

деятельности с детьми. Условия реализации.

4. Рефлексивный этап.

-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса

ребенка.

Работа с родителями

Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме.

Родители приняли активное участие в пополнении необходимого

оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-

лаборатории, коллекций.

Консультации для родителей на темы:

· «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

· «Научите ребенка любить живую природу».

Индивидуальные консультации на интересующие темы

экспериментирования.

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория

чудес и превращений».

На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить

мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.

· Анкета для родителей:

Цель: выявить отношение родителей к поисково- исследовательской

активности детей.

Работа с педагогами

Для педагогов были предложены консультации:

· «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей

средней группы как условие успешной социализации»;

· «Требования к проведению наблюдений».

· Анкета для педагогов:

Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в

практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой

активности дошкольников.

План реализации программы по самообразованию

План реализации

сроки

Форма работы

Содержание

Подготовительный.

1.Изучение проблемы в научно-методической работе.

2.Создание предметно- развивающей среды.

Сентябрь- октябрь

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой,

направленной на изучение мотивации детского экспериментирования.

1.Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.

2.Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в

группе, создание мини-лабораторий с объектами неживой природы.

Консультация для родителей на тему: « создание условий для проведения

поисково- исследовательской деятельности».

Аналитико- диагностический. Проведение диагностирования по проблеме

(дети, педагоги, родители), анализ состояния воспитательно-

образовательной работы в группе.

Ноябрь

7 вопросов по изучению условий и формы организации детского

экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в

области развития детского экспериментирования.

Основной.

Использование опыта на практике(методы, приёмы, технологии)

Ноябрь - апрель

Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности

детей средней группы

Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых

двух этапах, системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности

Заключительный. Практические выходы

(открытые просмотры, выставка работ)

Май- июнь

«Круглый стол»

« Шаг за шагом»

« Хочу всё знать»

«Эти удивительные камни»

«Мое дерево»

Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном

процессе.

Создание «копилки опытов и экспериментов».

Папка-передвижка для родителей и детей.

(поиск интересной информации о явлениях природы).

Создание мини-музея камней

Создание коллекции гербария.

Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей

группе организована мини-лаборатория «Почемучки». В ней имеются

дидактический материал, необходимые инструменты для

экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки,

мерные стаканы, тарелки), бросовый и природный материал (камешки, песок,

семена), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки

и т. д.), инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы,

зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), оформляется уголок «Огород на

подоконнике», изготовлены дидактические материалы.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать

следующие требования:

1.безопасность для жизни и здоровья детей;

2.достаточность;

3.доступность расположения.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа

2. Неживая природа

3. Человек.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному

поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический

материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

· Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим

· Активности, стимулируемой взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в

чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с

активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью

взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он

воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа

детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем

принципиально различных линий психического развития ребенка-

дошкольника: развития личности и психического развития.

Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие

взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую

атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою

познавательную активность.

Заключение

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что

детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что

оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В

процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются

его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость

совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,

обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя

активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию

выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим

средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает

положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие

творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего

уровня двигательной активности.

· личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности,

умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения,

согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;

· повышение компетентности родителей в организации работы по развитию

познавательной активности старших дошкольников в процессе

экспериментирования дома.

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития

познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с

которыми проводилась планомерная работа по исследовательской

деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности

родителей в организации этой деятельности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления

детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе

экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить

присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным,

исследователем, первооткрывателем.

Список литературы:

1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд.

«Детство-пресс», 2007г.

2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» -

издательство ТЦ Сфера, 2010г.

3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности

дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

4. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

7. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд.

– «учитель», 2011г.

8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»

Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика –

синтез.2006г.

9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь

познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры

дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко



В раздел образования