Автор: Потепалова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Росток г.о. Самара
Населённый пункт: г.Самара Красноглинский район п.Красная Глинка
Наименование материала: ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Формирование начал экологической культуры детей в процессе ознакомления с объектами живой природы»
Раздел: дошкольное образование
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Формирование начал экологической культуры детей в процессе
ознакомления с объектами живой природы»
Выполнила педагог – Потепалова О.В.
2021-2022 учебный год
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Формирование начал экологической культуры детей в процессе
ознакомления с объектами живой природы»
Китайское изречение
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им
представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами
практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает
становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную
роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность
дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их
процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые
существенные связи с явлениями природы.
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса
дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
· Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т.е.
способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и
взаимозависимостей;
· Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с
помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей,
моделей);
· Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской
деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и
преобразующие действия;
· Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости,
критичности, самостоятельности.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Работа педагога:
· Изучение научно-педагогической литературы;
· Разработка перспективных планов, конспектов образовательной
деятельности по теме;
· Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
· Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
· Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
· Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;
· Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в
семинарах, консультациях;
· Активное участие в работе методического объединения района;
· Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во
всероссийских Интернет-конкурсах;
· Обучение на курсах повышения квалификации;
· Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат
работы над темой самообразования.
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического
мастерства:
· умение анализировать научно-методическую литературу;
· умение применять полученные знания на практике;
· активизировать творческие способности и пропагандировать свои
достижения.
Дети научатся: · самостоятельно выделять и ставить проблему, которую
необходимо решить;
· предлагать возможные варианты решения;
· исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы
поисковой деятельности
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение научно-методической литературы,
передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования экспериментальной
деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса
ребенка.
Работа с родителями
Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме.
Родители приняли активное участие в пополнении необходимого
оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-
лаборатории, коллекций.
Консультации для родителей на темы:
· «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
· «Научите ребенка любить живую природу».
Индивидуальные консультации на интересующие темы
экспериментирования.
Тематические фотовыставки:
-«Моя семья в лесу»
-«Моя семья на даче»
- «Мои домашние питомцы»
Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»
Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория
чудес и превращений».
На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить
мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.
· Анкета для родителей:
Цель: выявить отношение родителей к поисково- исследовательской
активности детей.
Работа с педагогами
Для педагогов были предложены консультации:
· «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей
средней группы как условие успешной социализации»;
· «Требования к проведению наблюдений».
· Анкета для педагогов:
Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в
практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой
активности дошкольников.
План реализации программы по самообразованию
План реализации
сроки
Форма работы
Содержание
Подготовительный.
1.Изучение проблемы в научно-методической работе.
2.Создание предметно- развивающей среды.
Сентябрь- октябрь
Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой,
направленной на изучение мотивации детского экспериментирования.
1.Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.
2.Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в
группе, создание мини-лабораторий с объектами неживой природы.
Консультация для родителей на тему: « создание условий для проведения
поисково- исследовательской деятельности».
Аналитико- диагностический. Проведение диагностирования по проблеме
(дети, педагоги, родители), анализ состояния воспитательно-
образовательной работы в группе.
Ноябрь
7 вопросов по изучению условий и формы организации детского
экспериментирования
Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в
области развития детского экспериментирования.
Основной.
Использование опыта на практике(методы, приёмы, технологии)
Ноябрь - апрель
Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности
детей средней группы
Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых
двух этапах, системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности
Заключительный. Практические выходы
(открытые просмотры, выставка работ)
Май- июнь
«Круглый стол»
« Шаг за шагом»
« Хочу всё знать»
«Эти удивительные камни»
«Мое дерево»
Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном
процессе.
Создание «копилки опытов и экспериментов».
Папка-передвижка для родителей и детей.
(поиск интересной информации о явлениях природы).
Создание мини-музея камней
Создание коллекции гербария.
Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей
группе организована мини-лаборатория «Почемучки». В ней имеются
дидактический материал, необходимые инструменты для
экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки,
мерные стаканы, тарелки), бросовый и природный материал (камешки, песок,
семена), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки
и т. д.), инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы,
зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), оформляется уголок «Огород на
подоконнике», изготовлены дидактические материалы.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать
следующие требования:
1.безопасность для жизни и здоровья детей;
2.достаточность;
3.доступность расположения.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа
2. Неживая природа
3. Человек.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному
поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический
материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
· Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим
· Активности, стимулируемой взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в
чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с
активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью
взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он
воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа
детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем
принципиально различных линий психического развития ребенка-
дошкольника: развития личности и психического развития.
Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие
взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую
атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою
познавательную активность.
Заключение
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что
детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что
оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В
процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются
его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость
совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя
активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию
выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим
средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает
положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие
творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего
уровня двигательной активности.
· личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности,
умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения,
согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;
· повышение компетентности родителей в организации работы по развитию
познавательной активности старших дошкольников в процессе
экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития
познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с
которыми проводилась планомерная работа по исследовательской
деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности
родителей в организации этой деятельности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления
детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе
экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить
присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным,
исследователем, первооткрывателем.
Список литературы:
1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд.
«Детство-пресс», 2007г.
2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» -
издательство ТЦ Сфера, 2010г.
3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности
дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
4. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
7. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд.
– «учитель», 2011г.
8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»
Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика –
синтез.2006г.
9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь
познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры
дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко