Авторы: Ковалева Ирина Анатольевна, Ткаченко Зинаида Михайловна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ №14 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Игровая деятельность детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Игровая деятельность детей дошкольного возраста, как условие
развития детской инициативности.
Понять детство – значит найти важнейшие механизмы и факторы развития
ребенка. Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре как
наиболее близкой, органично соответствующей детской природе,
деятельности дошкольника и естественном выражении его активности.
При этом до сих пор не только «не стареют» - проблема развития игры детей,
но и исследования, посвященные ей. Эта особенность игры была отмечена
известными психологами и педагогами. Классическими стали слова
К.Д.Ушинского о необходимости внимательно вглядываться в детские игры,
ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем
связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном
опыте, во взаимоотношениях с людьми, в отношении к миру.
Подчеркивая роль игры в развитии дошкольника, С.Л.Рубинштейн писал:
«Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности,
действенности и эмоциональности, а не готовится к тому, чтобы в
дальнейшем жить. Но именно потому, что он живет, он в игре и получает
первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре
проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы
ребенка; проявляясь, они вместе с тем и формируются. В игре формируются
все стороны психики ребенка». И, что очень важно, он, по словам
А.С.Макаренко, становится настоящим и будущим «деятелем».
Главное средство в деятельности дошкольника – игрушка. Она отвечает его
потребностям и активной деятельности, разнообразных движениях, помогает
осуществить свой замысел, войти в роль, превращает в его действия в
«реальные».
Игрушка – наиболее распространенное и традиционное культурное средство
воспитания и развития детей, созданное взрослыми. Для ребенка игрушки
служат средой, позволяющей исследовать окружающий мир, формировать и
реализовывать творческие способности, выражать чувства, учит общаться,
познавать мир и себя. В настоящее время, когда неотъемлемым атрибутом
детства становятся игрушки нового поколения, которые существенно
отличаются от традиционных, взрослым чрезвычайно важно понимать их
влияние на развитие современных детей и оценивать развивающий потенциал
конкретных игрушек.
Игры, возникающие по инициативе ребенка, самостоятельные (игра-
экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры, игры-сюжетно-
отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные). В
традиционной дошкольной педагогике они выделяются как творческие игры-
группа детей дошкольного возраста, в которые входят сюжетно-ролевые,
строительные и игры-драматизации.
Игры, возникают по инициативе взрослого, который внедряет их с
образовательной и воспитательной целями: игры обучающие, досуговые.
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные),
которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших
детей: традиционные или народные.
Игрушки – забавы представляют собой «веселые игрушки»: смешные
фигурки людей и животных. Их особенность в движении, сюрпризе,
неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов.
Образные или сюжетные игрушки определяют сюжет игры, развивают
творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.
Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные
средства, посуда, мебель и др.
Строительные и конструктивные игрушки рассчитаны на детское
конструирование, техническое изобретательство.
Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного
развития и обучения детей.
Все эти игрушки, используются как в условиях современной игровой
деятельности детей со взрослыми и друг другом, так и в самостоятельной
деятельности дошкольника, отражая индивидуальность ребенка.