Напоминание

Игровая деятельность детей дошкольного возраста


Авторы: Ковалева Ирина Анатольевна, Ткаченко Зинаида Михайловна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ №14 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Игровая деятельность детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровая деятельность детей дошкольного возраста, как условие

развития детской инициативности.

Понять детство – значит найти важнейшие механизмы и факторы развития

ребенка. Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре как

наиболее близкой, органично соответствующей детской природе,

деятельности дошкольника и естественном выражении его активности.

При этом до сих пор не только «не стареют» - проблема развития игры детей,

но и исследования, посвященные ей. Эта особенность игры была отмечена

известными психологами и педагогами. Классическими стали слова

К.Д.Ушинского о необходимости внимательно вглядываться в детские игры,

ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем

связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном

опыте, во взаимоотношениях с людьми, в отношении к миру.

Подчеркивая роль игры в развитии дошкольника, С.Л.Рубинштейн писал:

«Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности,

действенности и эмоциональности, а не готовится к тому, чтобы в

дальнейшем жить. Но именно потому, что он живет, он в игре и получает

первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре

проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы

ребенка; проявляясь, они вместе с тем и формируются. В игре формируются

все стороны психики ребенка». И, что очень важно, он, по словам

А.С.Макаренко, становится настоящим и будущим «деятелем».

Главное средство в деятельности дошкольника – игрушка. Она отвечает его

потребностям и активной деятельности, разнообразных движениях, помогает

осуществить свой замысел, войти в роль, превращает в его действия в

«реальные».

Игрушка – наиболее распространенное и традиционное культурное средство

воспитания и развития детей, созданное взрослыми. Для ребенка игрушки

служат средой, позволяющей исследовать окружающий мир, формировать и

реализовывать творческие способности, выражать чувства, учит общаться,

познавать мир и себя. В настоящее время, когда неотъемлемым атрибутом

детства становятся игрушки нового поколения, которые существенно

отличаются от традиционных, взрослым чрезвычайно важно понимать их

влияние на развитие современных детей и оценивать развивающий потенциал

конкретных игрушек.

Игры, возникающие по инициативе ребенка, самостоятельные (игра-

экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры, игры-сюжетно-

отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные). В

традиционной дошкольной педагогике они выделяются как творческие игры-

группа детей дошкольного возраста, в которые входят сюжетно-ролевые,

строительные и игры-драматизации.

Игры, возникают по инициативе взрослого, который внедряет их с

образовательной и воспитательной целями: игры обучающие, досуговые.

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные),

которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших

детей: традиционные или народные.

Игрушки – забавы представляют собой «веселые игрушки»: смешные

фигурки людей и животных. Их особенность в движении, сюрпризе,

неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов.

Образные или сюжетные игрушки определяют сюжет игры, развивают

творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные

средства, посуда, мебель и др.

Строительные и конструктивные игрушки рассчитаны на детское

конструирование, техническое изобретательство.

Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного

развития и обучения детей.

Все эти игрушки, используются как в условиях современной игровой

деятельности детей со взрослыми и друг другом, так и в самостоятельной

деятельности дошкольника, отражая индивидуальность ребенка.



В раздел образования