Автор: Милёшина- Соколова Людмила Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д⁄С №33
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные методы логопедической помощи детям с нарушениями речи.
Раздел: дошкольное образование
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс
физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина
дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является
более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы
сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем
самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких
воздухом.
При
выдохе
мышца
диафрагмы
расслабляется.
Вместе
с
межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку,
диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в
дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.
Различают
три
типа
дыхания:
верхнереберный,
грудной,
грудобрюшной (он же диафрагмально-реберный). При любом типе дыхания
диафрагма обязательно задействована, однако, доля ее участия разная.
Наименее физиологически оптимальным является ключичное дыхание, так
как нижние доли легких участвуют при этом не полностью.
У детей по мере физического развития постепенно формируется
наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.
Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям
для
развития
грудобрюшного
типа
дыхания
требуется
обучение
и
активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью
специальных коррекционных физических упражнений.
Известно, что наряду с основной биологической функцией газообмена,
органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.
Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по
сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет
существенные
отличия,
обусловленные
особыми
требованиями,
предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в
покое,
вдох.
Нормальный
«речевой
вдох»
характеризуется
наличием
определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание
подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение
для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ
расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько,
насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении
интонационно
и
логически
завершенного
отрезка
высказывания
(так
называемый речевой выдох).
В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой»
механизм
дыхания,
следовательно,
вырабатываются
и
специфические
«речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма
многократно
производит
тонко
дифференцированные
колебательные
движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.
Таким
образом,
речевое
дыхание
представляет
собой
систему
произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством
устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому
программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и
интонационному наполнению высказывания.
Развитие
речевого
дыхания
у
ребенка
начинается
параллельно
развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной
системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого
онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных
механизмов, лежащих в основе устной речи.
В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития
одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых
детей в 4-6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное
и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. У детей
без речевой патологии к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной
тип дыхания, хотя нередко (после бега, при волнении, в разговоре со
взрослым и т.д.) они могут дышать всей грудью, даже поднимая плечи.
Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного
речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят
простые трех-четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой.
Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем
дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания.
Усложнение речевой задачи детьми 5-6 лет в виде четырех, пяти
шестисловных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого
дыхания. Усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и
в лексико-грамматическом плане разрушает речевой выдох: появляются
дополнительные вдохи, задержки дыхания, т.е. высказывание прерывается и,
соответственно, не имеет интонационной завершенности.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои
особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм
его
недостаточно
устойчив,
легко
нарушается
при
физической
и
эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже
возрастной нормы.
Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без
отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то
у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.
В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки
дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки,
дополнительные вдохи.
Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах
дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей
отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом
речевого
высказывания,
а
также
укороченный
и
нерационально
используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в
разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.
Таким образом, дошкольникам с речевой патологией прежде всего
необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном
возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих
показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого
дыхания,
так
как
грудобрюшной
тип
дыхания
является
базой
для
формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое
дыхание.