Напоминание

Современные методы логопедической помощи детям с нарушениями речи.


Автор: Милёшина- Соколова Людмила Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д⁄С №33
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные методы логопедической помощи детям с нарушениями речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс

физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина

дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является

более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы

сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем

самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких

воздухом.

При

выдохе

мышца

диафрагмы

расслабляется.

Вместе

с

межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку,

диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в

дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.

Различают

три

типа

дыхания:

верхнереберный,

грудной,

грудобрюшной (он же диафрагмально-реберный). При любом типе дыхания

диафрагма обязательно задействована, однако, доля ее участия разная.

Наименее физиологически оптимальным является ключичное дыхание, так

как нижние доли легких участвуют при этом не полностью.

У детей по мере физического развития постепенно формируется

наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.

Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям

для

развития

грудобрюшного

типа

дыхания

требуется

обучение

и

активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью

специальных коррекционных физических упражнений.

Известно, что наряду с основной биологической функцией газообмена,

органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по

сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет

существенные

отличия,

обусловленные

особыми

требованиями,

предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в

покое,

вдох.

Нормальный

«речевой

вдох»

характеризуется

наличием

определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание

подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение

для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ

расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько,

насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении

интонационно

и

логически

завершенного

отрезка

высказывания

(так

называемый речевой выдох).

В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой»

механизм

дыхания,

следовательно,

вырабатываются

и

специфические

«речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма

многократно

производит

тонко

дифференцированные

колебательные

движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

Таким

образом,

речевое

дыхание

представляет

собой

систему

произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством

устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому

программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и

интонационному наполнению высказывания.

Развитие

речевого

дыхания

у

ребенка

начинается

параллельно

развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной

системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого

онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных

механизмов, лежащих в основе устной речи.

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития

одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых

детей в 4-6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное

и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. У детей

без речевой патологии к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной

тип дыхания, хотя нередко (после бега, при волнении, в разговоре со

взрослым и т.д.) они могут дышать всей грудью, даже поднимая плечи.

Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного

речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят

простые трех-четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой.

Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем

дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания.

Усложнение речевой задачи детьми 5-6 лет в виде четырех, пяти

шестисловных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого

дыхания. Усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и

в лексико-грамматическом плане разрушает речевой выдох: появляются

дополнительные вдохи, задержки дыхания, т.е. высказывание прерывается и,

соответственно, не имеет интонационной завершенности.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои

особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм

его

недостаточно

устойчив,

легко

нарушается

при

физической

и

эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже

возрастной нормы.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без

отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то

у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.

В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки

дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки,

дополнительные вдохи.

Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах

дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей

отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом

речевого

высказывания,

а

также

укороченный

и

нерационально

используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в

разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.

Таким образом, дошкольникам с речевой патологией прежде всего

необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном

возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих

показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого

дыхания,

так

как

грудобрюшной

тип

дыхания

является

базой

для

формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое

дыхание.



В раздел образования