Напоминание

"Развитие познавательной активности младших школьников как средство формирования готовности к самообразованию


Автор: Мишина Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Ленинск- Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательной активности младших школьников как средство формирования готовности к самообразованию
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие познавательной активности младших школьников

как средство формирования готовности к самообразованию

Самообразование

это

целенаправленная

познавательная

деятельность,

управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области

науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Сергей Иванович Ожегов дает такое определение: самообразование – это

приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Проблема развития познавательной активности младших школьников находилась в

центре внимания педагогов с давних времен. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский определяли

познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.

Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения и

воспитания проходит эффективнее, если ребенок проявляет познавательную активность.

Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы

проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем

школьном возрасте.

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом

основных

направлений

модернизации

образования,

ориентирован

не

только

на

«знаниевый», но в первую очередь на деятельностный компонент образования.

Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является

воспитание умения учиться и развитие познавательной активности учащихся.

Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе

которой

происходит

овладение

содержанием

учебного

предмета,

необходимыми

способами деятельности, умениями, навыками.

Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает

достижение целей обучения.

Познавательную активность учащихся формируют следующие факторы:

Мотив

- познавательный интерес - познавательная активность - познавательная

деятельность.

Мотивы вызывают познавательные интересы учащихся и их избирательность,

самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

Необходимо учитывать, что мотивы учащихся формируются через их потребности и

интересы, все усилия мы должны направить на развитие познавательных интересов

учащихся.

Основными

направлениями

в

характеристике

познавательных

интересов,

способностей и исследовательских умений учащихся можно выделить следующие умения,

приобретаемые детьми в учебной деятельности:

1. Умение понимать учебную задачу, искать и находить необходимую информацию в

различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей,

родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой,

компьютером.

2. Умение думать, анализировать, сравнивать, обращаться к собственному жизненному

опыту,

устанавливать

взаимосвязи

между

прошлыми

и

настоящими

событиями,

критически относиться к тому или иному предложению, событию, высказыванию,

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать

собственную оценку.

3. Умение составлять план своих действий, планировать последовательность действий в

ходе выполнения работы, видеть конечный результат, цель, продумывать правильность и

рациональность

шагов,

уметь

рассчитывать

свои

силы

и

возможности.

4. Умение сотрудничать - уметь работать в паре, группе, принимать решения, улаживать

разногласия и конфликты, быть терпимым к иному мнению, уметь выстраивать свое

доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и договариваться,

разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности.

5. Умение работать самостоятельно, нести ответственность в общем деле, уметь войти в

группу и внести свой вклад, адекватно оценивать свои достижения и достижения своих

товарищей.

Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому

процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой

ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний,

решает задачи проблемного характера. Проблемно – поисковые, деятельностные

технологии обучения широко применяются учителями начальных классов.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся -

индивидуальную,

парную,

групповую,

которую

учащиеся

выполняют

в

течение

определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми

методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Проблемный метод – распространенный элемент уроков. Проблема представляется

нами не только в виде вопросов, задач или ситуаций, но и графически, с помощью

рисунков, фотографий, слайдов, что связывает проблемную ситуацию с жизнью и

повышает познавательную активность у ребят. Но научить ребенка разрешать проблемы

нелегко, так как обучающиеся должны уметь мыслить творчески.

Этому способствуют: экскурсии в историю открытия и изобретений; детские

исследовательские проекты как внутри одного предмета, так и объединяющие несколько

предметов. Вот неполный перечень детских исследовательских проектов:

«Моя родословная»;

«Моя школа»;

«Мой район»;

«Улицы нашего района»;

«Дом, в котором ты живешь»;

«Мои друзья в школе».

Эти проекты кратковременны, индивидуальные или коллективные по выбору учителей

или учеников.

При организации учебной деятельности школьников учитель должен иметь в виду,

что у него большой выбор методов и приёмов организации исследования. Он может

давать домашние задания исследовательского характера, планировать исследования как

фрагменты уроков, проводить уроки - исследования, организовывать систему занятий по

исследованию определённой темы (проблемы) защитой реферата или проекта по

изученной проблеме.

«Красная книга»,

«Дом, в котором я живу»,

«Старые и новые мосты любимого города»,

«Знаменитые, наши любимые люди великого города»,

«Поэты и музыканты, которые жили, живут сейчас в нашем городе».

Задания подобного типа вызывают подлинный интерес к изучаемому материалу,

стимулируют

дополнительное

чтение,

подготавливают

к

более

глубокому

и

осмысленному восприятию, интересному решению проблемы.

Одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и

увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и

будничные шаги по изучению предметов, являются игровые технологии.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это

огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности». В.А. Сухомлинский

Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально

окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или

усвоению

информации.

А

эмоциональность

игрового

действа

активизирует

познавательную деятельность.

Во-первых, и это отмечалось многими исследователями, игра - это мощный стимул

в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее

и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по

своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо

больше, чем в обычной учебной деятельности.

Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой

деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

Именно с помощью игры мы сообщаем тему урока, пробуждаем интерес;

знакомим с новым материалом, повышая тем самым мотивацию к учению;

закрепляем изученный материал;

проводим контроль знаний, снимая напряжение и волнение ребят, сопровождаемые

контрольной и проверочной работами.

Игры – упражнения проводятся на уроке и во внеурочное время, занимают 10-15

минут, направлены на совершенствование познавательных способностей, осмысление

учебного материала, применение его в новых ситуациях. Это: викторины, кроссворды,

ребусы, головоломки, загадки.

Развитию познавательной деятельности способствуют и деловые игры, в ходе

которых ребята пробуют себя в роли экскурсоводов и туристов, экспертов и критиков,

писателей и поэтов.

Возрастным особенностям младших школьников соответствуют и нетрадиционные

уроки, которые занимают значительное место в нашей практике.

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и

физминутка. Это зависит от профессионализма, творческого таланта учителя.

У нас есть опыт по проведению: уроков-спектаклей, уроков-праздников, уроков–

экскурсий, уроков–интервью, уроков–презентаций, уроков–мастерских, в ходе которых

ребята вместе с учителем выполняют не только творческие работы на уроках русского

языка и литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, истории Санкт-

Петербурга,

изобразительного

искусства

и

технологии.

Нетрадиционные

формы

проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому

предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными

источниками знаний.

На развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического

мышления влияет индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Когда мы говорим об индивидуальном и дифференцированном подходе, то имеем в

виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному

школьнику,

а

приспособление

форм

и

методов

педагогического

воздействия

к

индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития

личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для

развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика.

Возможно, использование таких видов работ, как дифференцированная самостоятельная

работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности, по индивидуальным

карточкам с заданиями разной сложности). Проводить можно и дифференцированный

контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль по образцам и

критериям; индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по

творческой

направленности);

дифференцированный

метод

поощрения.

Развитие

познавательной активности происходит, когда мы привлекаем учащихся к творческим

работам по разным предметам, к участию в предметных олимпиадах, творческих

конкурсах, к внеклассным мероприятиям.

Воспитанию положительной мотивации к учению способствуют интегрированные

уроки. Интеграция развивает потенциал самих учащихся, побуждают к активному

познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-

следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Для развития познавательного интереса практически на каждом уроке осуществляются

межпредметные связи. Решая межпредметные познавательные задачи, ученик направляет

свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные

предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе конкретных

межпредметных связей.

В целом все виды работ, направленные на формирование познавательных

интересов, активности и познавательной деятельности, безусловно, подготовят школьника

к непрерывному самообразованию в течение всей его последующей жизни.

Но, говоря о роли самообразования в жизни учащихся, нельзя забывать, что

самообразование учителя также есть необходимое условие нашей профессиональной

деятельности.

Академик Д.С. Лихачев писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только

учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить.

Ибо знания все растут и усложняются»



В раздел образования