Автор: Мишина Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Ленинск- Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательной активности младших школьников как средство формирования готовности к самообразованию
Раздел: начальное образование
Развитие познавательной активности младших школьников
как средство формирования готовности к самообразованию
Самообразование
–
это
целенаправленная
познавательная
деятельность,
управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области
науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
Сергей Иванович Ожегов дает такое определение: самообразование – это
приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Проблема развития познавательной активности младших школьников находилась в
центре внимания педагогов с давних времен. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский определяли
познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения и
воспитания проходит эффективнее, если ребенок проявляет познавательную активность.
Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы
проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем
школьном возрасте.
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом
основных
направлений
модернизации
образования,
ориентирован
не
только
на
«знаниевый», но в первую очередь на деятельностный компонент образования.
Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является
воспитание умения учиться и развитие познавательной активности учащихся.
Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе
которой
происходит
овладение
содержанием
учебного
предмета,
необходимыми
способами деятельности, умениями, навыками.
Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает
достижение целей обучения.
Познавательную активность учащихся формируют следующие факторы:
Мотив
- познавательный интерес - познавательная активность - познавательная
деятельность.
Мотивы вызывают познавательные интересы учащихся и их избирательность,
самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.
Необходимо учитывать, что мотивы учащихся формируются через их потребности и
интересы, все усилия мы должны направить на развитие познавательных интересов
учащихся.
Основными
направлениями
в
характеристике
познавательных
интересов,
способностей и исследовательских умений учащихся можно выделить следующие умения,
приобретаемые детьми в учебной деятельности:
1. Умение понимать учебную задачу, искать и находить необходимую информацию в
различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей,
родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой,
компьютером.
2. Умение думать, анализировать, сравнивать, обращаться к собственному жизненному
опыту,
устанавливать
взаимосвязи
между
прошлыми
и
настоящими
событиями,
критически относиться к тому или иному предложению, событию, высказыванию,
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать
собственную оценку.
3. Умение составлять план своих действий, планировать последовательность действий в
ходе выполнения работы, видеть конечный результат, цель, продумывать правильность и
рациональность
шагов,
уметь
рассчитывать
свои
силы
и
возможности.
4. Умение сотрудничать - уметь работать в паре, группе, принимать решения, улаживать
разногласия и конфликты, быть терпимым к иному мнению, уметь выстраивать свое
доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и договариваться,
разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности.
5. Умение работать самостоятельно, нести ответственность в общем деле, уметь войти в
группу и внести свой вклад, адекватно оценивать свои достижения и достижения своих
товарищей.
Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому
процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой
ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний,
решает задачи проблемного характера. Проблемно – поисковые, деятельностные
технологии обучения широко применяются учителями начальных классов.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся -
индивидуальную,
парную,
групповую,
которую
учащиеся
выполняют
в
течение
определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми
методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Проблемный метод – распространенный элемент уроков. Проблема представляется
нами не только в виде вопросов, задач или ситуаций, но и графически, с помощью
рисунков, фотографий, слайдов, что связывает проблемную ситуацию с жизнью и
повышает познавательную активность у ребят. Но научить ребенка разрешать проблемы
нелегко, так как обучающиеся должны уметь мыслить творчески.
Этому способствуют: экскурсии в историю открытия и изобретений; детские
исследовательские проекты как внутри одного предмета, так и объединяющие несколько
предметов. Вот неполный перечень детских исследовательских проектов:
«Моя родословная»;
«Моя школа»;
«Мой район»;
«Улицы нашего района»;
«Дом, в котором ты живешь»;
«Мои друзья в школе».
Эти проекты кратковременны, индивидуальные или коллективные по выбору учителей
или учеников.
При организации учебной деятельности школьников учитель должен иметь в виду,
что у него большой выбор методов и приёмов организации исследования. Он может
давать домашние задания исследовательского характера, планировать исследования как
фрагменты уроков, проводить уроки - исследования, организовывать систему занятий по
исследованию определённой темы (проблемы) защитой реферата или проекта по
изученной проблеме.
«Красная книга»,
«Дом, в котором я живу»,
«Старые и новые мосты любимого города»,
«Знаменитые, наши любимые люди великого города»,
«Поэты и музыканты, которые жили, живут сейчас в нашем городе».
Задания подобного типа вызывают подлинный интерес к изучаемому материалу,
стимулируют
дополнительное
чтение,
подготавливают
к
более
глубокому
и
осмысленному восприятию, интересному решению проблемы.
Одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и
увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и
будничные шаги по изучению предметов, являются игровые технологии.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности». В.А. Сухомлинский
Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально
окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или
усвоению
информации.
А
эмоциональность
игрового
действа
активизирует
познавательную деятельность.
Во-первых, и это отмечалось многими исследователями, игра - это мощный стимул
в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее
и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по
своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо
больше, чем в обычной учебной деятельности.
Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой
деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
Именно с помощью игры мы сообщаем тему урока, пробуждаем интерес;
знакомим с новым материалом, повышая тем самым мотивацию к учению;
закрепляем изученный материал;
проводим контроль знаний, снимая напряжение и волнение ребят, сопровождаемые
контрольной и проверочной работами.
Игры – упражнения проводятся на уроке и во внеурочное время, занимают 10-15
минут, направлены на совершенствование познавательных способностей, осмысление
учебного материала, применение его в новых ситуациях. Это: викторины, кроссворды,
ребусы, головоломки, загадки.
Развитию познавательной деятельности способствуют и деловые игры, в ходе
которых ребята пробуют себя в роли экскурсоводов и туристов, экспертов и критиков,
писателей и поэтов.
Возрастным особенностям младших школьников соответствуют и нетрадиционные
уроки, которые занимают значительное место в нашей практике.
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и
физминутка. Это зависит от профессионализма, творческого таланта учителя.
У нас есть опыт по проведению: уроков-спектаклей, уроков-праздников, уроков–
экскурсий, уроков–интервью, уроков–презентаций, уроков–мастерских, в ходе которых
ребята вместе с учителем выполняют не только творческие работы на уроках русского
языка и литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, истории Санкт-
Петербурга,
изобразительного
искусства
и
технологии.
Нетрадиционные
формы
проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому
предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными
источниками знаний.
На развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического
мышления влияет индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Когда мы говорим об индивидуальном и дифференцированном подходе, то имеем в
виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному
школьнику,
а
приспособление
форм
и
методов
педагогического
воздействия
к
индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития
личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для
развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика.
Возможно, использование таких видов работ, как дифференцированная самостоятельная
работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности, по индивидуальным
карточкам с заданиями разной сложности). Проводить можно и дифференцированный
контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль по образцам и
критериям; индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по
творческой
направленности);
дифференцированный
метод
поощрения.
Развитие
познавательной активности происходит, когда мы привлекаем учащихся к творческим
работам по разным предметам, к участию в предметных олимпиадах, творческих
конкурсах, к внеклассным мероприятиям.
Воспитанию положительной мотивации к учению способствуют интегрированные
уроки. Интеграция развивает потенциал самих учащихся, побуждают к активному
познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-
следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Для развития познавательного интереса практически на каждом уроке осуществляются
межпредметные связи. Решая межпредметные познавательные задачи, ученик направляет
свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные
предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе конкретных
межпредметных связей.
В целом все виды работ, направленные на формирование познавательных
интересов, активности и познавательной деятельности, безусловно, подготовят школьника
к непрерывному самообразованию в течение всей его последующей жизни.
Но, говоря о роли самообразования в жизни учащихся, нельзя забывать, что
самообразование учителя также есть необходимое условие нашей профессиональной
деятельности.
Академик Д.С. Лихачев писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только
учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить.
Ибо знания все растут и усложняются»