Напоминание

"Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ"


Автор: Орлова Танзиля Хайдаровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Свердловская область поселок Свободный
Наименование материала: Аналитический отчет
Тема: "Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» комбинированного вида

Аналитический отчет

о проделанной работе за период

с 2010 по 2013 год

Составитель: Орлова Танзиля

Хайдаровна

Должность: учитель-логопед

ГО ЗАТО Свободный

2013 год

Содержание:

1. Введение ……………………………………………………………..……………..

3

2. Аналитическая часть ……………………………………………………..………...

6

3. Проектная часть ………………………………………………………………….. 21

4. Заключение ………………………………………………………………………. 24

5. Список используемой литературы …………………………………...………….. 25

6. Приложения

Приложение 1 «Мониторинг заболеваемости детей за период работы»…………...27

Приложение 2 «Диаграмма результатов по разделу «Звукопроизношение»

за 2010-2011 уч.год»…………………………………………………………….28

Приложение

3

«Диаграмма

результатов

по

разделу

«Фонематическое

восприятие»

за 2010-2011 уч.год»……………………………………………………………..29

Приложение 4 «Диаграмма результатов по разделу «Грамматический строй»

за 2010-2011 уч.год»……………………………………………………………..30

Приложение 5 «Диаграмма результатов по разделу «Лексика» за 2010-2011

уч.год»……………………………………………………………………………31

Приложение 6 «Диаграмма результатов по разделу «Связная речь» за 2010-

2011 уч.год»…………………………………………………………………...…32

Приложение 7 «Диаграмма результатов по разделу «Звукопроизношение»

за 2011-2012 уч.год»……………………………………………………………..33

Приложение

8

«Диаграмма

результатов

по

разделу

«Фонематическое

восприятие»

за 2011-2012 уч.год»………………………………………………………..……34

Приложение 9 «Диаграмма результатов по разделу «Грамматический строй»

за 2011-2012 уч.год»………………………………………………………..……35

Приложение 10 «Диаграмма результатов по разделу «Лексика» за 2011-2012

уч.год»…………………………………………………………………………....36

Приложение 11 «Диаграмма результатов по разделу «Связная речь»

за 2011-2012 уч.год»…………………………………..…………………………37

1.

Введение

Речь

является

чрезвычайно

тонкой

сложной

и

точной

формой

отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет

собой регулятор человеческого поведения. Поэтому, родной язык является

средством общения, выражения и формирования мыслей и служит «активным

могучим

средством

всестороннего

развития

личности

ребёнка»

(А.И.Сорокина).

В

настоящее

время

одной

из

приоритетных

задач

Закона

РФ

«Об

образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного

воспитания, Концепцией модернизации российского образования (с учётом

требований

Федерального

государственного

образовательного

стандарта),

Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении является

обеспечение доступности и повышение качества образования, выравнивание

стартовых возможностей детей при поступлении в школу.

За последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих речевые

нарушения,

усложнение

речевых

диагнозов,

снижение

уровня

усвоения

знаний

общеобразовательной

программы,

психологического

профиля,

снижение уровня социальной адаптации. Такой контингент детей-логопатов

объединён в одну группу - это дети с общим недоразвитием речи. Поэтому

проблема связана с поиском эффективных условий для коррекции общего

недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста и профилактика

её нарушений.

В

исследованиях,

посвященных

общему

недоразвитию,

(Р.Е.Левина,

Л.Ф. Спирова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) отмечается, что

общее недоразвитием речи - это системное нарушение всех компонентов речевой

системы: словаря, грамматического строя и звукопроизношения при нормальном

слухе и сохранном интеллекте. В

классической

литературе

выделено

три

уровня,

характеризующих

речевой

статус

детей

с

ОНР:

от

отсутствия

общеупотребительной

речи

до

развернутой

фразовой

речи

с

элементами

лексико-грамматического и фонетического недоразвития.

Помимо этого у большего числа таких детей ОНР сочетается с таким

клиническим проявлением, как дизартрия - стойкое нарушение произносительной

стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией органов речевого

аппарата; в основном дети, находящиеся в логопедической группе, имеют

стёртую

форму

дизартрии, которая проявляется виде лёгких парезов мышц

языка. Так как речевая деятельность связана и с развитием и функционированием

психики ребёнка, играющая большую роль в его индивидуальном развитии, у детей-

логопатов посещающих логопедическую группу речевое недоразвитие сочетается с

такими

неврологическими

синдромами,

как: церебрастенический синдром,

проявляющийся в виде повышенной нервно-психической истощаемости и

эмоциональной неустойчивости (нарушения активного внимания, памяти и

восприятия

учебного

материала); синдромы

двигательных

расстройств,

характеризующиеся изменением мышечного тонуса в виде лёгких геми- и

монопарезов, парезов мышц языка либо тремора и насильственных движений, а

также проявлений спастического напряжения отдельных мышц. Эти особенности

восприятия речевых звуков у детей с ОНР сопровождаются характерными

лексическими трудностями: знание и называние частей предметов и объектов,

обобщающих

понятий;

глаголов,

выражающих

уточнённость

действий;

приставочных

глаголов;

антонимов;

относительных

прилагательных.

В

грамматическом строе распространены такие ошибки, как: в употреблении

предлогов; в согласовании различных частей речи; в построении предложений. Это,

в свою очередь, влияет и на развитие связной речи: это отсутствие развёрнутых

смысловых высказываний, отсутствие четкости, последовательности изложения,

отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не причинно-

следственные взаимоотношения действующих лиц, что сопровождается отсутствием

чувства ритма и рифмы, что мешает таким детям заучиванию стихов. Это всё, по

моим наблюдениям, имеет своё отражение таких особенностей у детей, как:

выраженный

негативизм

(противодействие

просьбам

и

инструкциям

всех

окружающих

или

конкретных

лиц);

агрессивность,

драчливость,

конфликтность;

повышенную

впечатлительность,

состояние

дискомфорта,

энурез, повышенную обидчивость. У таких детей вовремя не формируется

как

мотивационно-личностная,

социальная,

так

и

интеллектуальная

готовность к обучению в школе, что в дальнейшем отражается на трудностях

в обучении детей.

Планируя свою работу, опиралась на “Программу воспитания и обучения

детей

с

фонетико-фонематическим

недоразвитием”

Т.Б.Филичевой,

Г.В.Чиркиной,

“Программу

логопедической

работы

по

преодолению

фонетико-фонематического

недоразвития

у

детей”

Т.Б.Филичевой,

Г.В.Чиркиной, «Программу логопедической работы по преодолению общего

недоразвития

речи

у

детей”

Т.Б.Филичевой,

Т.В.Тумановой,

«Программу

коррекционно-развивающей

работы

для

детей

с

ОНР”

Н.В.Нищевой

,

программу «Коррекция нарушений речи у дошкольников» под редакцией

Л.С.Сековец

.

Федеральные государственные требования описывают интегративные

качества

ребенка,

которые

он

может

приобрести

на

протяжении

всего

пребывания в детском саду.

Исходя

из

вышеизложенного,

развитие

речи

детей

старшего

дошкольного возраста с ОНР, имеет социальную значимость и приобретает

особую остроту применительно к детям, имеющим речевой дефект.

Таким

образом,

цель

моего

аналитического

отчёта

самооценка

профессиональной деятельности за период работы.

Задачи:

1. Проанализировать условия коррекции общего недоразвития речи у детей

старшего дошкольного возраста .

2. Провести мониторинг речевого развития детей.

3.

Определить

направления

деятельности

педагога

на

следующий

межаттестационный период.

2. Аналитическая часть

Учёт образовательных потребностей детей с ОНР реализую в рамках

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

учреждения,

основанной на комплексной программе для родителей и воспитателей по

формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет «Из детства – в

отрочество» (Т.Н.Доронова) и программы «Коррекция нарушений речи у

дошкольников» под редакцией Л.С.Сековец, рассчитанных на 2 года обучения.

Вся

коррекционная

работа

рассчитана

на

два

года

обучения:

старшая

логопедическая и подготовительная к школе логопедическая группы.

Работа мною велась по следующим направлениям:

- повышение качества образования выпускников логопедической группы в области

преодоления недостатков речевого развития;

-организация чёткой, слаженной работы специалистов и педагогов в едином

образовательном

пространстве

учреждения,

влияющая

на

успешность

и

эффективность проводимой работы с детьми с ОНР.

Вся коррекционно-развивающая работа с детьми была построена с учётом их

образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей,

которые определяются, прежде всего, в результате комплексного обследования : в

средней группе - для выявления детей с речевыми нарушениями, в первые три недели

сентября. Хотя дети поступают в логопедическую группу на основании решения

психолого-медико-педагогической комиссии, в котором дано логопедическое

заключение, я провожу стартовое логопедическое обследование с целью точного

установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом

развитии.

От

тщательно

проведённой

диагностики

полностью

зависит

эффективность моей работы с данным контингентом детей.

Результаты заносятся в речевую карту каждого ребёнка, что позволяет

составить индивидуальные, календарные, перспективные планы логокоррекционной

работы, построить определённый прогноз, разделить на подгруппы (старшая

логопедическая группа) в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта,

проследить за динамикой самого речевого процесса.

Поэтому, коррекционно-развивающая работа ведётся с учётом таких

направлений, как:

1) развитие словаря;

2)

формирование и совершенствование грамматического строя речи;

3)

развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:

-развитие просодической стороны речи;

- коррекция произносительной стороны речи;

-работа над слоговой структурой слова;

-совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового

анализа и синтеза.

4)

обучение элементам грамоты (подготовительная к школе группа);

5)

развитие связной речи и речевого общения;

6)

познавательное развитие: сенсорное развитие и развитие психологической базы

речи.

Данная работа ведётся мною с опорой на сохранные анализаторы, с учётом

компенсаторных возможностей каждого ребёнка, сензитивных периодов развития.

Всё коррекционное обучение детей с ОНР разделено на 3 периода и продолжается с

сентября по июнь включительно:

1

период: с сентября по ноябрь;

2

период: с декабря по март;

3 период: с апреля по июнь.

Логопедические занятия, которые я провожу, являются основной формой

коррекционного обучения, поэтому взаимодействие с моими детьми на занятиях

носит системный и конструктивный характер (индивидуальные, подгрупповые,

фронтальные занятия). Количество занятий зависит от периода обучения в данной

группе:

- в старшей логопедической группе: в 1 периоде 2 занятия в неделю по формированию

и развитию лексико-грамматических категорий языка и связной речи; во 2 периоде - 4

занятия в неделю (2 по формированию и развитию лексико-грамматических

категорий языка и связной речи, 2 - по формированию звукопроизношения); в 3

периоде - 5 занятий в неделю (3 -по развитию лексико-грамматических категорий и

связной речи, 2 - по формированию правильного звукопроизношения).

- в подготовительной к школе логопедической группе: в 1-2-3 периодах занятия

проводится 5 раз в неделю (в 1 периоде - 3 занятия по развитию лексико-

грамматических категорий языка и связной речи , 2 - по формированию навыков

звукового анализа и синтеза, правильного произношения; во 2-3 периодах - 2 занятия

по совершенствованию лексико-грамматических категорий языка и связной речи, 2 -

по формированию правильного произношения, навыков звукового анализа и

синтеза, 1 - по обучению детей элементам грамоты).

Успешность моей работы как учителя-логопеда во многом зависит от хорошо

организованного взаимодействия с воспитателями группы, в деятельности которых

выделяются такие основные направления, как: коррекционно-воспитательное,

общеобразовательное. Для этого в начале учебного года вместе с педагогами группы

согласовывается воспитательно-образовательный план работы, направленный на

предупреждение и преодоление нарушений речи, а также её развитие у детей с ОНР.

Данный план охватывает несколько направлений в сотрудничестве с педагогами:

- выделение основных задач коррекционного обучения;

- знание программ, знание и понимание общих и частных задач коррекционной

работы;

- правильная организация жизни и деятельности детей;

- использование разнообразных форм связи в совместной работе всех специалистов.

Задачи, которые я ставила перед педагогами, это:

-

создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе;

- педагогическая диагностика детей с целью получения сведений о состоянии у

детей знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы;

-

обсуждение результатов обследования;

- воспитание общего и речевого поведения, проведение работы по развитию

слухового внимания у данного контингента детей;

-

расширение кругозора с помощью экскурсий, наблюдений, прогулок;

- уточнение и расширение, активизация словаря;

-

развитие представлений детей о времени и пространстве, форме и величине, цвете

предметов;

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение

заданий и рекомендаций логопеда;

- закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях;

- развитие памяти детей путём заучивания речевого материала разного вида;

- закрепление навыков словообразования и словоизменения в различных играх и в

повседневной жизни;

-

контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление

ошибок;

-

развитие диалогической речи детей через игру;

- формирование навыка составления короткого рассказа;

- чёткое соблюдение режима дня, смены труда и отдыха;

-

организация

развивающей

среды

для

формирования

речи

детей

в

коммуникационной её функции;

-

оснащение

группы

наглядным,

дидактическим

игровым

материалом

в

соответствии с требованиями программы.

Кроме этого, в достижении стабильных положительных результатов в речевом

развитии детей за период работы, играет, по-моему, мнению, сотрудничество с

родителями этих детей. Я старалась убедить родителей в том, что именно их помощь

ценна и обязательна в устранении речевого недоразвития их детей. Для того чтобы

заинтересовать родителей в их необходимой помощи, я обозначила такие цели и

задачи нашей совместной работы:

-

закрепление дома в семье того материала, который отрабатывается в логогруппе на

логопедических занятиях, контроль за речью своих детей в период автоматизации и

дифференциации поставленных звуков;

-

создание мотивации у своих детей, для того чтобы ребёнок стремился преодолеть

те трудности, с которыми он сталкивается в группе, на занятиях.

Одним из эффективных условий коррекционной работы является совместное,

взаимовлияющее, взаимодействующее сотрудничество в работе специалистов в

едином

образовательном

пространстве

дошкольного

учреждения

с

целью

максимального развития детей, устранения у них речевой патологии, профилактике

и раннем выявлении речевого недоразвития.

Моё участие, как учителя-логопеда, выражается:

-

в координирующей роли всех специалистов и педагогов, работающих с детьми с

ОНР;

- в составлении и реализации экспресс-обследования детей средних групп для

выявления речевых недостатков;

-в принятии участия в составлении положения и организации психолого-медико-

педагогического консилиума при МКДОУ;

- в принятии участия в проведении тематических выступлений перед педагогами и

родителями детей, посещающих ДОУ;

-

в ведении консультативной работы для педагогов и родителей, посещающих

общеобразовательные группы детского сада;

-

в

проведении

индивидуальных

занятий

для

детей

посещающих

общеобразовательные группы детского сада (по просьбе родителей).

Принимала участие в семинарах, мастер-классах различного уровня, в ПМПк

ДОУ, в объединении специалистов по выпуску и приему детей с речевыми

нарушениями. Использую в работе научные статьи, статьи с практическими

советами, которые изучаю с помощью журналов («Логопед», «Логопед в детском

саду», «Дошкольная педагогика»). Особенно мне нравятся рубрики «Логопед плюс»,

«Из опыта работы»; «Работаем с дошкольниками»; «Коррекционная педагогика», «В

копилку педагога». Помимо этого, интересуюсь работой других учителей-логопедов с

помощью интернет-сайтов, где можно найти интересные практический материал

(занятия), мнения и советы специалистов смежных дисциплин (например,

невролога) на форумах.

Для успешной адаптации детей в логопедической группе создана предметно-

развивающая среда, а также дизайн логопедического кабинета. Всё пространство

кабинета, в котором я работаю, условно поделила на 3 зоны: 1 - пространственно-

организующая, сюда входит настенное зеркало, перед которым проводится

значительная

часть

занятий

по

постановке

звуков

и

их

автоматизации,

дифференциации; 2 - предназначена для проведения подгрупповых занятий с детьми,

её элементом служат столы и стулья; 3 зона - это моё рабочее место, куда входит

письменный стол, стул для взрослых, шкафы и полки для игрушек, пособий, книг и

игр, оборудования и компьютер.

Эффективность использования времени детей и своего на занятиях и вне их

достигается, прежде всего, за счёт чёткого планирования всего объёма работы, форм,

методов и приёмов её организации. В рамках групповых, подгрупповых и

индивидуальных занятий мною используются различные дидактические, наглядные

пособия:

1) для воспитания у детей правильного звукопроизношения использую в работе

логопедические зонды для вызывания с механической помощью отсутствующих

звуков; игры для закрепления изолированных звуков («Улитка», «Самолёт»,

«Паровозик» и т.д.); картинки-символы звуков (пособия Ткаченко Т.А., «Школа

2100», Агранович З.Е), над которыми идёт работа с ребёнком и группой детей; набор

предметных картинок, игр, пособий, дидактического материала для автоматизации и

дифференциации звуков (Жихарева-Норкиной Ю.Б., Нищевой Н.В, Комаровой Т.С. и

др.). Для успешной и эффективной работы по воспитанию у детей правильного

произношения использую приём работы одновременно с двумя артикуляторно и

акустически

не

смешиваемых

звуков,

в

зависимости

от

индивидуальных

возможностей ребёнка. Вся коррекционная работа, которая проводится с ребёнком на

индивидуальном занятии, фиксируется в индивидуальной тетради с целью

закрепления этого материала педагогом в группе на вечерних занятиях и дома с

родителями. При планировании занятий (подгрупповых и фронтальных) для

формирования правильного произношения, звукового анализа и синтеза, обучению

элементам грамоты использую различные задания из рабочих тетрадей, по которым

идёт работа («По дороге к Азбуке» часть 3,4,5; Бортникова Е. «Учимся читать»,

«Развиваем навыки чтения и грамотного письма», Сычева Г.Е. «Логопедический

букварь» и др.).

Для достижения более эффективных результатов использую в своей

педагогической

деятельности

ОТСМ-ТРИЗ

педагогику,

направленную

на

развитие

воображения,

творческих

способностей,

созданию

творческого

продукта в речевой деятельности воспитанников.

Для повышения готовности детей с речевой патологией к звуковому

анализу речи и поддержанию устойчивого интереса к усвоению звукового

фонда использую прием дихотомии, для этого изготовила пособие «Карусель

звуков». Игра «Карусель звуков» составлена на основе, существующей в

русском языке классификации звуков и имеющейся в ТРИЗ - педагогике игры

«Да

-

Нет».

Кроме

этого,

организовала

серию

заданий

на

закрепление

классификационных умений:

«Всё на карусели перепуталось»; «Раз, два, три, ко мне беги»; «Загадалки»;

«Четвёртый лишний»; «Я отправляюсь в путешествие» и другие.

Параллельно обучению системе фонем провожу работу по ознакомлению

детей с буквами. Игра «Буквенная мозаика», основанная на плоскостной игре

«Да - Нет». Дети с ОНР часто путают буквенные обозначения звуков, элементы

букв, потому что у них снижено зрительное восприятие, зрительная память.

Чтобы помочь лучше запомнить буквенные обозначения, я предлагаю детям

сравнить буквы и их элементы со знакомыми предметами. Для чего использую

стихи и фразы описательного характера о буквах алфавита. Это упражняет детей

в узнавании и различении букв русского языка и способствует профилактике

дисграфии и дислексии.

При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно

решается триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что

является фактором успешности обучения и коммуникативной социализации детей.

Обязательно обращаю внимание на формирование умений детей работать в

макрогруппе, микрогруппе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить

оценку и самооценку.

2) для достижения положительного результата по развитию у детей с ОНР словаря и

лексико-грамматических категорий достигается, прежде всего, за счёт чёткого

планирования всего объёма работы:

- это распределение лексических тем на учебный год, согласно комплексно-

тематическому принципу построения материала программы;

- составление примерного словаря, который должны усвоить дети с учётом их

возрастных особенностей, требованием программы и той местности, в которой мы

живём;

- хочется отметить дидактические игры, наглядно-демонстрационный материал,

подобранный и изготовленный мною в соответствии с лексической темой,

возрастной группой, собранные в папки, которые пополняются в течение всего

периода обучения детей.

Хорошие результаты показали использование рабочей тетради для детей с ОНР

старшей логопедической группы (Теремковой Н.Э. в 4-х частях).

Так же в образовательном процессе использовала ТРИЗ - игры: «Лото

признаков», «Рыбалка», «Кости» (Цель: развитие словаря признаков, формирование

обобщающих понятий).

3) обучая навыкам связной речи и побуждая к ней детей с ОНР, использую разный

текстовой, дидактический и наглядный материал (сюжетные картины, односюжетные

картинки, Коноваленко В.В, Лапп Е.А., Глухов В.П., Труханова Ю.А., Поваляева

М.А., Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. , Нищева Н.В. и др. ).

По развитию связной речи использую рабочие тетради Н.Е.Арбековой

«Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР».

Игровые упражнения и задания, представленные, в тетрадях учат детей:

-

определять

и

называть

предметы

и

их

характерные

признаки

(качества, свойства) с опорой на условные обозначения (символы);

- сравнивать предметы между собой и составлять простые и сложные

предложения по опорным картинкам;

-

правильно

«читать»

и

отгадывать

загадки

сказочных

героев

о

различных предметах по опорным карточкам и самостоятельно составлять

аналогичные загадки по подобранным условным обозначениям;

- составлять последовательный пересказ небольшого авторского текста

с

опорой

на

серию

из

четырех

сюжетных

картин,

расположенных

в

произвольном

порядке.

Это

задание

помогает

ребенку

по

следам

прочитанного рассказа правильно расположить картинки серии и пересказать

его, активизируя полученные навыки связной речи;

- составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов по

последовательному картинному плану.

Так же, дети, моделируют именами признаками предложения. Каждый значок

признак имеет свое обозначение. На каждого ребенка подготовлен материал

«домик » со значками. Используя значки, дети выкладывают предложения.

Учатся

преобразовывать

простые

предложения

в

сложные.

Выделяют

в

предложении объект и его признаки. Целью моделирования является развитие

грамматически правильного оформления фраз, зрительного и слухового внимания,

памяти, а также связной устной речи (предложение - связный рассказ).

Наглядное

моделирование

облегчает

детям

с

ОНР

овладение

связной

речью,

т.к.

использование

символов,

пиктограмм,

заместителей,

схем

облегчает

запоминание

и

увеличивает

объем

памяти

и

в

целом

развивает

р е ч е м ы с л и т е л ь н у ю

д е я т е л ь н о с т ь

д е т е й ;

– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы

памяти

мозга

и

позволяют

полностью

контролировать

проце сс

з а п о м и н а н и я ,

с о х р а н е н и я

и

п р и п о м и н а н и я

и н ф о р м а ц и и ;

– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем

способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Таким образом, речевая деятельность формируется и функционирует в

тесной связи со всеми психическими процессами.

Вся непосредственно образовательная деятельность с детьми планируются

через ведущую деятельность дошкольников - игру, с помощью которой создаются

наиболее

благоприятные

предпосылки

для

формирования

разнообразных

психических свойств и качеств личности, развития чувства родного языка и умения

усваивать его грамматические нормы.

В процессе специально организованных занятий мною применяются оценки в

форме словесного поощрения, отметки-символа (в виде печатей, колокольчиков,

наклеек). По-моему мнению, такое оценивание детской деятельности выполняет

стимулирующую функцию, и имеет положительный воспитательно-образовательный

эффект: развивается аналитическая деятельность мозга, критичность, осмысленность

усвоения материала. Я старалась, чтобы данная оценка была объективной,

справедливой, ясной и понятной для детей.

Для успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР

необходимо тесное взаимодействие с педагогами группы. Для этого в начале

учебного года я провожу консультацию-беседу с педагогами, где обсуждаем задачи их

в данной возрастной группе, основные направления в работе, ориентируясь на

общеобразовательную программу, по которой работает ДОУ, организация

педагогической диагностики, её результаты, также обсуждается контингент детей с

ОНР. Одной из коррекционных задач педагога - это проведение артикуляционной и

пальчиковой гимнастики, развитие правильного звукопроизношения, речевого

дыхания, голоса и координированной работы всего организма. Для этого я составила

дополнительную

тетрадь

по

развитию

общих

речевых

навыков

(старшая

логопедическая и подготовительная логопедическая к школе группы), за основу

которой были взяты рекомендации Нищевой Н.В., а также упражнения на развития

дыхания, речедвигательные упражнения (Алябьева Е.А, Костылёва Н.Ю. и др.) с

учётом лексических тем и звуков, над которыми идёт работа. Все задания на вторую

половину дня фиксирую в тетрадь для вечерних занятий педагогов с детьми

«Логопедические пятиминутки», в которой планируются занятия по развитию общих

речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной речи, правильного

произношения, звукового анализа и синтеза, а также индивидуальная работа с тем

или иным ребёнком.

Положительный результат в устранении общего недоразвития речи у детей

немаловажную роль играет взаимодействие с родителями. Для этого я применяю

такие формы, как: беседы, индивидуальное и групповое консультирование,

родительские

собрания,

использование

различных

наглядных

средств,

анкетирование, оформление индивидуальных детских тетрадей. Оформление

«Уголка логопеда», где вывешивается информация для родителей о психолого-

педагогических особенностях детей 5-7-летнего возраста с ОНР; различные

рекомендации, интересная информация из статей; подготовка статей для сайта

детского сада для родителей.

В течение всего учебного года, вне занятий участвую в семинарах-

практикумах, выступлениях на педагогических советах, консультациях для педагогов

ДОУ в соответствии с годовым планом и для родителей ДОУ по их запросу.

(«Развитие связной речи детей в разных возрастных группах», «Развитие звуковой

культуры речи», «Проведение артикуляционной гимнастики в группе», «Влияние

развития мелкой моторики ребёнка на речь», «Этапы становления речи в

дошкольном детстве» и т.п.).

Следующей

технологией,

применяемой

в

моей

работе,

являются

информационно компьютерные технологии, которые используются в следующих

направлениях:

- подгрупповая совместная деятельность; взаимодействие с родителями; ведение

документации; самообразование; обследование.

Внедряя в практику логопедической работы информационно компьютерных

технологий, исхожу из принципа «не навредить» здоровью ребенка, забочусь о

снижении неблагоприятных воздействий на организм и соблюдаю рекомендации по

вопросу безопасности работы на компьютере.

В своей работе использовала здоровьесберегающие технологии, владение

которых выражалось в том, что на занятиях и в свободное время с детьми

проводилась

гимнастика

для

глаз,

физкультминутки,

подвижные

игры,

элементы психогимнастики. Имеющийся по данному направлению опыт был

обобщен и систематизирован в виде картотеки.

Мониторинг здоровья детей за период работы показывает, что в среднем

уровень заболеваемость моих воспитанников 8,2%. В 2010/11 году средний

показатель – 8,2%, В 2011/12 году – 8,3%. (приложение 1)

Это в свою очередь позволяет успешно овладевать образовательными

областями

.

Итак, подводя итог моей работе с детьми с ОНР, можно проследить динамику

речевого развития:

В 2010-2011 учебном году детей с нарушениями речи, поступивших в

старшую

логопедическую

группу

было

12

человек.

Из

них

с

диагнозом

«фонетико–фонематическое

недоразвитие

речи»

8

человек

(67%),

с

диагнозом «общее недоразвитие речи 3 уровня» – 4 человека (33%).

По звукопроизношению:

дефекты свистящих звуков на начало года имели 6 человек (50%), на конец

года – 1человек (8%);

дефекты шипящих звуков на начало года имели 6 человека (50%), на конец

года – 2человека (16%);

дефекты произношения звуков Л, ЛЬ на начало года имели 2 человека

(16%), на конец года – дефектов нет;

дефекты произношения звуков Р, РЬ на начало года имели 11 человек

(92%), на конец года – 2 человека (16%). (Приложение 2)

По разделу «Фонематическое восприятие» на начало года были следующие

результаты высокий уровень у 8% детей, средний у 50%, низкий у 42%. К

концу года высокий результат увеличился до 58%, детей со средним уровнем

стало 34%, низкий уровень уменьшился до 8%. (Приложение 3)

По разделу «Грамматический строй речи» на начало года высокий уровень

был

17%

детей,

средний

у

58%

детей,

низкий

уровень

у

25%

.

После

проведенной коррекционной работы на конец года, детей с высоким уровнем

стало

50%,

со

средним

42%

,

низкий

уровень

уменьшился

до

8%.

(Приложение 4)

По разделу «Лексика» на начало года были следующие результаты: высокий

уровень 33% детей, средний уровень у 50%, низкий у 17%. На конец года,

высокий уровень повысился до 42%, средний уровень остался такой же, как и

в начале года 50%, низкий уровень у 8%. (Приложение 5)

По разделу

«Связная

речь» на начало года высокий уровень имели 8%

детей, средний уровень 58%, низкий уровень у 34% . После проведенной

коррекционной работы к концу года высокий результат увеличился до 33%,

благодаря

чему

уменьшился

результат

среднего

(50%)

и

низкого

(17%)

уровней. (Приложение 6)

В результате проведенной коррекционной работы выпущено: 58 % детей с

хорошей речью, 25 % со значительными улучшениями, 17 % с улучшенной

речью.

В

2011-2012

учебном

году

поступили

в

старшую

логопедическую

группу с диагнозом общее недоразвитие речи 3 уровня 12 человек.

По звукопроизношению:

дефекты свистящих звуков на начало года имело 6 человека (50%), на

конец года – дефектов нет;

дефекты шипящих звуков на начало года имели

11 человек (92%), на

конец года – дефекты имеют 2 человека (17%), в связи с индивидуальными

особенностями.

дефекты произношения звуков Л, ЛЬ на начало года имели 12 человек

(100%),

на

конец

года

у

всех

детей

звук

поставлен,

у

3-х

(25%)

не

автоматизирован

дефекты произношения звуков Р, РЬ на начало года имели 11 человек

(92%), на конец года – звук не поставлен у 5 детей (50%).

Смешение оппозиционных звуков: [с]- [ш] на начало года было у 2-х

человек (17%), на конец года у 1 человека(8%); [р]-[л] - на начало года не

было, на конец года у 2-х детей (17%) (Приложение 7)

По разделу «Фонематическое восприятие» на начало года были следующие

результаты: высокий уровень у 17% детей; средний - 25%; низкий - 58%. На

конец года: высокий результат поднялся до 67%;средний – 25%; за счет

увеличения высокого уровня, низкий уменьшился до 8%. (Приложение 8)

По разделу «Грамматический строй речи» на начало года высокий уровень

отсутствует, средний уровень у 33% детей, низкий уровень у 67%. После

проведенной

коррекционной

работы

на

конец

года,

высокий

уровень

увеличивается до 17%, средний уровень повышается до 75%, низкий уровень,

соответственно, уменьшается до 8%. (Приложение 9)

По разделу «Лексика» на начало года были следующие результаты: высокий

уровень отсутствует, средний и низкий уровни на одной ступени – 50%. К

концу года, получились следующие результаты: детей с высоким уровнем

стало 33%, средний уровень увеличился до 58%, низкий уровень остался у

8%. По всем разделам низкий уровень остается у ребенка, который пропустил

занятия в первом и во втором периоде, по причине болезни. (Приложение 10)

По разделу «Связная речь» на начало года высокий уровень отсутствует,

средний

уровень

у

17%

детей,

низкий

уровень

у

83%

детей.

После

проведенной

коррекционной

работы

на

конец

года

высокий

результат

отсутствует, средний уровень увеличился до 50%, благодаря чему низкий

уровень уменьшился до 50%. (Приложение 11)

Из

всех

разделов

наиболее

высокие

показатели

по

разделу

«фонематическое

восприятие».

У

некоторых

детей

остались

трудности

в

определении наличия заданного звука в слове, в придумывании слов на

заданный звук.

По

развитию

лексико-грамматической

стороны

речи

остаются

трудности в подборе действий

и признаков к предмету, в употреблении

приставочных глаголов, в согласовании числительных с существительными.

Улуч шился

ре зульт ат

в

образовании

множе ственного

ч и с л а

суще ствительных,

дети

хорошо

образовывают

отн о с и те л ь н ы е

прилагательные, за счет лексических тем дети хорошо усвоили обобщающие

понятия, стали выделять части предмета.

При

пересказе

имеют

место

ошибки

в

передаче

логической

последовательности событий, в пропуске отдельных звеньев, в их повторах.

Дети

стали

лучше

составлять

рассказ

по

картине,

отвечать

полными

предложениями на поставленный вопрос.

По результатам мониторинга в подготовительную логопедическую к

школе

группу

переведены:

25%

детей

с

хорошей

речью,

58%

со

значительными улучшениями, 17 % с улучшенной речью.

Но

коррекционная

работа

без

трудностей

не

бывает, хотелось

бы

отметить из-за чего остаются трудности:

1.

приходится

преодолевать

инертность

мышления

некоторых

родителей,

которые считают, что ребёнок сам всему научится, без особых усилий с их

стороны.

Поэтому

часто

приходится

убеждать

родителей:

чтобы

достичь

положительный результат, нужно много постараться, и без работы учителя-

логопеда и других специалистов (психолог, невролог), а также без участия

родителей проблему не решить;

2.

отмеченные

недостатки

в

употреблении

лексики,

грамматики,

звукопроизношения проявляются в различных формах связной речи, что еще

более

подтверждает

необходимость

существенной

работы

над

развитием

связной

речи.

Поэтому

для

достижения

положительных

результатов

необходимо совершенствование традиционных методов и приемов, поиск

более

новых,

оригинальных,

творческих

и

эффективных

методик.

По

результатам мониторинга, уровень развития связной речи значительно ниже

среднего по учреждению.

В

целом

наблюдаются

позитивные

изменения

в

речевом

развитии

детей. Так, исчез речевой негативизм в поведении детей. Дети не боятся

речевых

ошибок,

охотно

идут

на

речевой

контакт,

активно

участвуют

в

непосредственно образовательной деятельности.

Работа над развитием всех компонентов языковой системы у детей с

общим

недоразвитием

речи,

в

подготовительной

логопедической

группе

продолжается.

3. Проектная часть

Цель: совершенствовать условия в ДОУ, а также качество работы:

- по обеспечению охраны и укрепления физического и психического здоровья детей,

их речевого развития;

- развитию связной речи дошкольников, используя в педагогическом процессе

технологию ОТСМ -

ТРИЗ

условия

Содержание деятельности

педагога

Сроки

Организационно-

содержательные

1. Проведение тематических родительских

собраний:

«Психолого-педагогическая характеристика

детей с ОНР, анализ результатов

обследования»

«Корригирующая гимнастика в детском

саду »

«Специфика обучения и воспитания детей

в логопедической группе. Роль семьи в

преодолении дефектов речи».

«Элементы психогимнастики в детском

саду и дома»

«Обучение детей старшего дошкольного

возраста связным высказываниям типа

рассуждений с использованием методов

ОТСМ – ТРИЗ ».

«Результаты логопедической работы за

учебный год».

«Игры ТРИЗ в развитии связной речи»

«Развитие связной речи в общении со

взрослыми»

2013 -2017

«Развиваем детский словарь»

2. Проведение практикумов и

консультаций для родителей:

«Артикуляционная гимнастика в

домашних условиях»

«Игровые приемы автоматизации звуков»

«Пальчики играют, говорить нам

помогают»

«Формирование и развитие

фонематического анализа и синтеза у

детей»

«Использование мнемотаблиц для

развития памяти и связной речи у

детей с диагнозом ОНР»

«"Игротека" - обогащение и развитие

словаря в домашних условиях»

«Звуковая карусель»

«Да – нет - говори» (практикум)

3. Изготовление папок-передвижек

буклетов:

«Развитие речи ребенка 5-го года жизни»

«Говорите с ребенком правильно»

«Для чего нужна артикуляционная

гимнастика»

«О дыхании»

«Учимся играя»

«Самомассаж»

«Наши пальчики играют»

«Играем с ТРИЗ»

«Учимся рассказывать»

«Возрастные и психологические особенности

2013 -2017

2013 -2017

детей старшего дошкольного возраста»

«Речь и ТРИЗ»

4. Изготовление дидактических пособий,

игр, картотек.

2013 -2017

Научно-

методические

1.Разработка рабочей программы с

использованием технологии ТРИЗ.

2.

Посещение

курсов повышения

квалификации: Учебный центр "Логопед

Мастер".

3.Участие в творческой группе «ТРИЗ -

экспресс», представление опыта работы по

развитию связной речи дошкольников.

3. Участие в семинаре-практикуме для

воспитателей «Технологии ТРИЗ в ДОУ»

2013

2013

2013 -2017

201

3

Экспертные

1. Анализ деятельности педагога с целью

коррекции работы по выбранным

направлениям деятельности.

2. Мониторинг усвоения детьми материала по

направлениям коррекционной программы.

2013 -2017

2013 -2017

4.3аключение

Для того, чтобы помочь детям научиться справляться со сложными задачами,

творчески подходить к решению проблемных ситуаций в педагогической

деятельности применялась технология ТРИЗ. Изучив литературу по данной теме,

пришла к выводу, что использование технологии ТРИЗ, является эффективным

средством развития речи детей и является доступным детям дошкольного возраста.

Анализируя свою деятельность за период работы, можно сделать вывод, что

благодаря созданным условиям коррекции общего недоразвития речи у детей

старшего дошкольного возраста, добилась устойчивых позитивных показателей в

формировании всех компонентов языка. Это, в свою очередь, даёт положительные

результаты при подготовке этих детей к обучению элементам грамоты, а

впоследствии и в общеобразовательной школе.

Таким образом, огромное значение имеет обязательная организация

комплексности психолого-педагогического и логопедического воздействия,

направленного на выравнивание речевого развития детей с общим недоразвитием

речи, обеспечивающее их личностную успешность.

5. Литература

1.

Актуальные подходы к дошкольному образованию на основе федеральных

государственных требований. //Программа дополнительного профессионального

образования: электронно-методическое пособие, выпуск 1 Нижний Тагил,2012 г.

2.

Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г.Современные педагогические технологии в

ДОУ: учебно-методическое пособие. С-П., 2011г.

3.

Бачина О.В., Загребельная СВ., Кожевникова СВ. Аттестация учителей-логопедов:

методическое пособие. М, 2009 г.

4.

Бенилова СЮ. Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений

речи у детей и подростков с последствиями органического поражения ЦНС М,

2003г.

5.

Инновации - в логопедическую практику// сост. О.Е.Громова. М., 2008г.

6.

Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом

в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи», С

-П: «КАРО»2004 г.

7.

Нагорная Л. «Жизнь детей и решение проблем логопедии», С - П: «Агентство

образовательного сотрудничества», 2005 г.

8.

«Основы логопедической работы с детьми» (учебное пособие для логопедов,

воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических

училищ)/ под ред. Чиркиной Г.В., М., 2003 г.

9.

Поваляева М.А. «Справочник логопеда», Р -на- Д: «ФЕНИКС»,2003 г.

10.Портфолио учителя// сост.Макарова Л.П., Волгоград,2011

11. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях

специального детского сада» (часть 1,2),М., 1993г

12.Филичева Т.Б., Чиркина ПВ. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»

(практическое пособие),М: «АЙРИС - ПРЕСС», 2004 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ



В раздел образования