Автор: Орлова Танзиля Хайдаровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Свердловская область поселок Свободный
Наименование материала: Аналитический отчет
Тема: "Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» комбинированного вида
Аналитический отчет
о проделанной работе за период
с 2010 по 2013 год
Составитель: Орлова Танзиля
Хайдаровна
Должность: учитель-логопед
ГО ЗАТО Свободный
2013 год
Содержание:
1. Введение ……………………………………………………………..……………..
3
2. Аналитическая часть ……………………………………………………..………...
6
3. Проектная часть ………………………………………………………………….. 21
4. Заключение ………………………………………………………………………. 24
5. Список используемой литературы …………………………………...………….. 25
6. Приложения
Приложение 1 «Мониторинг заболеваемости детей за период работы»…………...27
Приложение 2 «Диаграмма результатов по разделу «Звукопроизношение»
за 2010-2011 уч.год»…………………………………………………………….28
Приложение
3
«Диаграмма
результатов
по
разделу
«Фонематическое
восприятие»
за 2010-2011 уч.год»……………………………………………………………..29
Приложение 4 «Диаграмма результатов по разделу «Грамматический строй»
за 2010-2011 уч.год»……………………………………………………………..30
Приложение 5 «Диаграмма результатов по разделу «Лексика» за 2010-2011
уч.год»……………………………………………………………………………31
Приложение 6 «Диаграмма результатов по разделу «Связная речь» за 2010-
2011 уч.год»…………………………………………………………………...…32
Приложение 7 «Диаграмма результатов по разделу «Звукопроизношение»
за 2011-2012 уч.год»……………………………………………………………..33
Приложение
8
«Диаграмма
результатов
по
разделу
«Фонематическое
восприятие»
за 2011-2012 уч.год»………………………………………………………..……34
Приложение 9 «Диаграмма результатов по разделу «Грамматический строй»
за 2011-2012 уч.год»………………………………………………………..……35
Приложение 10 «Диаграмма результатов по разделу «Лексика» за 2011-2012
уч.год»…………………………………………………………………………....36
Приложение 11 «Диаграмма результатов по разделу «Связная речь»
за 2011-2012 уч.год»…………………………………..…………………………37
1.
Введение
Речь
является
чрезвычайно
тонкой
сложной
и
точной
формой
отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет
собой регулятор человеческого поведения. Поэтому, родной язык является
средством общения, выражения и формирования мыслей и служит «активным
могучим
средством
всестороннего
развития
личности
ребёнка»
(А.И.Сорокина).
В
настоящее
время
одной
из
приоритетных
задач
Закона
РФ
«Об
образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного
воспитания, Концепцией модернизации российского образования (с учётом
требований
Федерального
государственного
образовательного
стандарта),
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении является
обеспечение доступности и повышение качества образования, выравнивание
стартовых возможностей детей при поступлении в школу.
За последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих речевые
нарушения,
усложнение
речевых
диагнозов,
снижение
уровня
усвоения
знаний
общеобразовательной
программы,
психологического
профиля,
снижение уровня социальной адаптации. Такой контингент детей-логопатов
объединён в одну группу - это дети с общим недоразвитием речи. Поэтому
проблема связана с поиском эффективных условий для коррекции общего
недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста и профилактика
её нарушений.
В
исследованиях,
посвященных
общему
недоразвитию,
(Р.Е.Левина,
Л.Ф. Спирова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) отмечается, что
общее недоразвитием речи - это системное нарушение всех компонентов речевой
системы: словаря, грамматического строя и звукопроизношения при нормальном
слухе и сохранном интеллекте. В
классической
литературе
выделено
три
уровня,
характеризующих
речевой
статус
детей
с
ОНР:
от
отсутствия
общеупотребительной
речи
до
развернутой
фразовой
речи
с
элементами
лексико-грамматического и фонетического недоразвития.
Помимо этого у большего числа таких детей ОНР сочетается с таким
клиническим проявлением, как дизартрия - стойкое нарушение произносительной
стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией органов речевого
аппарата; в основном дети, находящиеся в логопедической группе, имеют
стёртую
форму
дизартрии, которая проявляется виде лёгких парезов мышц
языка. Так как речевая деятельность связана и с развитием и функционированием
психики ребёнка, играющая большую роль в его индивидуальном развитии, у детей-
логопатов посещающих логопедическую группу речевое недоразвитие сочетается с
такими
неврологическими
синдромами,
как: церебрастенический синдром,
проявляющийся в виде повышенной нервно-психической истощаемости и
эмоциональной неустойчивости (нарушения активного внимания, памяти и
восприятия
учебного
материала); синдромы
двигательных
расстройств,
характеризующиеся изменением мышечного тонуса в виде лёгких геми- и
монопарезов, парезов мышц языка либо тремора и насильственных движений, а
также проявлений спастического напряжения отдельных мышц. Эти особенности
восприятия речевых звуков у детей с ОНР сопровождаются характерными
лексическими трудностями: знание и называние частей предметов и объектов,
обобщающих
понятий;
глаголов,
выражающих
уточнённость
действий;
приставочных
глаголов;
антонимов;
относительных
прилагательных.
В
грамматическом строе распространены такие ошибки, как: в употреблении
предлогов; в согласовании различных частей речи; в построении предложений. Это,
в свою очередь, влияет и на развитие связной речи: это отсутствие развёрнутых
смысловых высказываний, отсутствие четкости, последовательности изложения,
отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не причинно-
следственные взаимоотношения действующих лиц, что сопровождается отсутствием
чувства ритма и рифмы, что мешает таким детям заучиванию стихов. Это всё, по
моим наблюдениям, имеет своё отражение таких особенностей у детей, как:
выраженный
негативизм
(противодействие
просьбам
и
инструкциям
всех
окружающих
или
конкретных
лиц);
агрессивность,
драчливость,
конфликтность;
повышенную
впечатлительность,
состояние
дискомфорта,
энурез, повышенную обидчивость. У таких детей вовремя не формируется
как
мотивационно-личностная,
социальная,
так
и
интеллектуальная
готовность к обучению в школе, что в дальнейшем отражается на трудностях
в обучении детей.
Планируя свою работу, опиралась на “Программу воспитания и обучения
детей
с
фонетико-фонематическим
недоразвитием”
Т.Б.Филичевой,
Г.В.Чиркиной,
“Программу
логопедической
работы
по
преодолению
фонетико-фонематического
недоразвития
у
детей”
Т.Б.Филичевой,
Г.В.Чиркиной, «Программу логопедической работы по преодолению общего
недоразвития
речи
у
детей”
Т.Б.Филичевой,
Т.В.Тумановой,
«Программу
коррекционно-развивающей
работы
для
детей
с
ОНР”
Н.В.Нищевой
,
программу «Коррекция нарушений речи у дошкольников» под редакцией
Л.С.Сековец
.
Федеральные государственные требования описывают интегративные
качества
ребенка,
которые
он
может
приобрести
на
протяжении
всего
пребывания в детском саду.
Исходя
из
вышеизложенного,
развитие
речи
детей
старшего
дошкольного возраста с ОНР, имеет социальную значимость и приобретает
особую остроту применительно к детям, имеющим речевой дефект.
Таким
образом,
цель
моего
аналитического
отчёта
–
самооценка
профессиональной деятельности за период работы.
Задачи:
1. Проанализировать условия коррекции общего недоразвития речи у детей
старшего дошкольного возраста .
2. Провести мониторинг речевого развития детей.
3.
Определить
направления
деятельности
педагога
на
следующий
межаттестационный период.
2. Аналитическая часть
Учёт образовательных потребностей детей с ОНР реализую в рамках
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
учреждения,
основанной на комплексной программе для родителей и воспитателей по
формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет «Из детства – в
отрочество» (Т.Н.Доронова) и программы «Коррекция нарушений речи у
дошкольников» под редакцией Л.С.Сековец, рассчитанных на 2 года обучения.
Вся
коррекционная
работа
рассчитана
на
два
года
обучения:
старшая
логопедическая и подготовительная к школе логопедическая группы.
Работа мною велась по следующим направлениям:
- повышение качества образования выпускников логопедической группы в области
преодоления недостатков речевого развития;
-организация чёткой, слаженной работы специалистов и педагогов в едином
образовательном
пространстве
учреждения,
влияющая
на
успешность
и
эффективность проводимой работы с детьми с ОНР.
Вся коррекционно-развивающая работа с детьми была построена с учётом их
образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей,
которые определяются, прежде всего, в результате комплексного обследования : в
средней группе - для выявления детей с речевыми нарушениями, в первые три недели
сентября. Хотя дети поступают в логопедическую группу на основании решения
психолого-медико-педагогической комиссии, в котором дано логопедическое
заключение, я провожу стартовое логопедическое обследование с целью точного
установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом
развитии.
От
тщательно
проведённой
диагностики
полностью
зависит
эффективность моей работы с данным контингентом детей.
Результаты заносятся в речевую карту каждого ребёнка, что позволяет
составить индивидуальные, календарные, перспективные планы логокоррекционной
работы, построить определённый прогноз, разделить на подгруппы (старшая
логопедическая группа) в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта,
проследить за динамикой самого речевого процесса.
Поэтому, коррекционно-развивающая работа ведётся с учётом таких
направлений, как:
1) развитие словаря;
2)
формирование и совершенствование грамматического строя речи;
3)
развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
-развитие просодической стороны речи;
- коррекция произносительной стороны речи;
-работа над слоговой структурой слова;
-совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового
анализа и синтеза.
4)
обучение элементам грамоты (подготовительная к школе группа);
5)
развитие связной речи и речевого общения;
6)
познавательное развитие: сенсорное развитие и развитие психологической базы
речи.
Данная работа ведётся мною с опорой на сохранные анализаторы, с учётом
компенсаторных возможностей каждого ребёнка, сензитивных периодов развития.
Всё коррекционное обучение детей с ОНР разделено на 3 периода и продолжается с
сентября по июнь включительно:
1
период: с сентября по ноябрь;
2
период: с декабря по март;
3 период: с апреля по июнь.
Логопедические занятия, которые я провожу, являются основной формой
коррекционного обучения, поэтому взаимодействие с моими детьми на занятиях
носит системный и конструктивный характер (индивидуальные, подгрупповые,
фронтальные занятия). Количество занятий зависит от периода обучения в данной
группе:
- в старшей логопедической группе: в 1 периоде 2 занятия в неделю по формированию
и развитию лексико-грамматических категорий языка и связной речи; во 2 периоде - 4
занятия в неделю (2 по формированию и развитию лексико-грамматических
категорий языка и связной речи, 2 - по формированию звукопроизношения); в 3
периоде - 5 занятий в неделю (3 -по развитию лексико-грамматических категорий и
связной речи, 2 - по формированию правильного звукопроизношения).
- в подготовительной к школе логопедической группе: в 1-2-3 периодах занятия
проводится 5 раз в неделю (в 1 периоде - 3 занятия по развитию лексико-
грамматических категорий языка и связной речи , 2 - по формированию навыков
звукового анализа и синтеза, правильного произношения; во 2-3 периодах - 2 занятия
по совершенствованию лексико-грамматических категорий языка и связной речи, 2 -
по формированию правильного произношения, навыков звукового анализа и
синтеза, 1 - по обучению детей элементам грамоты).
Успешность моей работы как учителя-логопеда во многом зависит от хорошо
организованного взаимодействия с воспитателями группы, в деятельности которых
выделяются такие основные направления, как: коррекционно-воспитательное,
общеобразовательное. Для этого в начале учебного года вместе с педагогами группы
согласовывается воспитательно-образовательный план работы, направленный на
предупреждение и преодоление нарушений речи, а также её развитие у детей с ОНР.
Данный план охватывает несколько направлений в сотрудничестве с педагогами:
- выделение основных задач коррекционного обучения;
- знание программ, знание и понимание общих и частных задач коррекционной
работы;
- правильная организация жизни и деятельности детей;
- использование разнообразных форм связи в совместной работе всех специалистов.
Задачи, которые я ставила перед педагогами, это:
-
создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе;
- педагогическая диагностика детей с целью получения сведений о состоянии у
детей знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы;
-
обсуждение результатов обследования;
- воспитание общего и речевого поведения, проведение работы по развитию
слухового внимания у данного контингента детей;
-
расширение кругозора с помощью экскурсий, наблюдений, прогулок;
- уточнение и расширение, активизация словаря;
-
развитие представлений детей о времени и пространстве, форме и величине, цвете
предметов;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение
заданий и рекомендаций логопеда;
- закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях;
- развитие памяти детей путём заучивания речевого материала разного вида;
- закрепление навыков словообразования и словоизменения в различных играх и в
повседневной жизни;
-
контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление
ошибок;
-
развитие диалогической речи детей через игру;
- формирование навыка составления короткого рассказа;
- чёткое соблюдение режима дня, смены труда и отдыха;
-
организация
развивающей
среды
для
формирования
речи
детей
в
коммуникационной её функции;
-
оснащение
группы
наглядным,
дидактическим
игровым
материалом
в
соответствии с требованиями программы.
Кроме этого, в достижении стабильных положительных результатов в речевом
развитии детей за период работы, играет, по-моему, мнению, сотрудничество с
родителями этих детей. Я старалась убедить родителей в том, что именно их помощь
ценна и обязательна в устранении речевого недоразвития их детей. Для того чтобы
заинтересовать родителей в их необходимой помощи, я обозначила такие цели и
задачи нашей совместной работы:
-
закрепление дома в семье того материала, который отрабатывается в логогруппе на
логопедических занятиях, контроль за речью своих детей в период автоматизации и
дифференциации поставленных звуков;
-
создание мотивации у своих детей, для того чтобы ребёнок стремился преодолеть
те трудности, с которыми он сталкивается в группе, на занятиях.
Одним из эффективных условий коррекционной работы является совместное,
взаимовлияющее, взаимодействующее сотрудничество в работе специалистов в
едином
образовательном
пространстве
дошкольного
учреждения
с
целью
максимального развития детей, устранения у них речевой патологии, профилактике
и раннем выявлении речевого недоразвития.
Моё участие, как учителя-логопеда, выражается:
-
в координирующей роли всех специалистов и педагогов, работающих с детьми с
ОНР;
- в составлении и реализации экспресс-обследования детей средних групп для
выявления речевых недостатков;
-в принятии участия в составлении положения и организации психолого-медико-
педагогического консилиума при МКДОУ;
- в принятии участия в проведении тематических выступлений перед педагогами и
родителями детей, посещающих ДОУ;
-
в ведении консультативной работы для педагогов и родителей, посещающих
общеобразовательные группы детского сада;
-
в
проведении
индивидуальных
занятий
для
детей
посещающих
общеобразовательные группы детского сада (по просьбе родителей).
Принимала участие в семинарах, мастер-классах различного уровня, в ПМПк
ДОУ, в объединении специалистов по выпуску и приему детей с речевыми
нарушениями. Использую в работе научные статьи, статьи с практическими
советами, которые изучаю с помощью журналов («Логопед», «Логопед в детском
саду», «Дошкольная педагогика»). Особенно мне нравятся рубрики «Логопед плюс»,
«Из опыта работы»; «Работаем с дошкольниками»; «Коррекционная педагогика», «В
копилку педагога». Помимо этого, интересуюсь работой других учителей-логопедов с
помощью интернет-сайтов, где можно найти интересные практический материал
(занятия), мнения и советы специалистов смежных дисциплин (например,
невролога) на форумах.
Для успешной адаптации детей в логопедической группе создана предметно-
развивающая среда, а также дизайн логопедического кабинета. Всё пространство
кабинета, в котором я работаю, условно поделила на 3 зоны: 1 - пространственно-
организующая, сюда входит настенное зеркало, перед которым проводится
значительная
часть
занятий
по
постановке
звуков
и
их
автоматизации,
дифференциации; 2 - предназначена для проведения подгрупповых занятий с детьми,
её элементом служат столы и стулья; 3 зона - это моё рабочее место, куда входит
письменный стол, стул для взрослых, шкафы и полки для игрушек, пособий, книг и
игр, оборудования и компьютер.
Эффективность использования времени детей и своего на занятиях и вне их
достигается, прежде всего, за счёт чёткого планирования всего объёма работы, форм,
методов и приёмов её организации. В рамках групповых, подгрупповых и
индивидуальных занятий мною используются различные дидактические, наглядные
пособия:
1) для воспитания у детей правильного звукопроизношения использую в работе
логопедические зонды для вызывания с механической помощью отсутствующих
звуков; игры для закрепления изолированных звуков («Улитка», «Самолёт»,
«Паровозик» и т.д.); картинки-символы звуков (пособия Ткаченко Т.А., «Школа
2100», Агранович З.Е), над которыми идёт работа с ребёнком и группой детей; набор
предметных картинок, игр, пособий, дидактического материала для автоматизации и
дифференциации звуков (Жихарева-Норкиной Ю.Б., Нищевой Н.В, Комаровой Т.С. и
др.). Для успешной и эффективной работы по воспитанию у детей правильного
произношения использую приём работы одновременно с двумя артикуляторно и
акустически
не
смешиваемых
звуков,
в
зависимости
от
индивидуальных
возможностей ребёнка. Вся коррекционная работа, которая проводится с ребёнком на
индивидуальном занятии, фиксируется в индивидуальной тетради с целью
закрепления этого материала педагогом в группе на вечерних занятиях и дома с
родителями. При планировании занятий (подгрупповых и фронтальных) для
формирования правильного произношения, звукового анализа и синтеза, обучению
элементам грамоты использую различные задания из рабочих тетрадей, по которым
идёт работа («По дороге к Азбуке» часть 3,4,5; Бортникова Е. «Учимся читать»,
«Развиваем навыки чтения и грамотного письма», Сычева Г.Е. «Логопедический
букварь» и др.).
Для достижения более эффективных результатов использую в своей
педагогической
деятельности
ОТСМ-ТРИЗ
педагогику,
направленную
на
развитие
воображения,
творческих
способностей,
созданию
творческого
продукта в речевой деятельности воспитанников.
Для повышения готовности детей с речевой патологией к звуковому
анализу речи и поддержанию устойчивого интереса к усвоению звукового
фонда использую прием дихотомии, для этого изготовила пособие «Карусель
звуков». Игра «Карусель звуков» составлена на основе, существующей в
русском языке классификации звуков и имеющейся в ТРИЗ - педагогике игры
«Да
-
Нет».
Кроме
этого,
организовала
серию
заданий
на
закрепление
классификационных умений:
«Всё на карусели перепуталось»; «Раз, два, три, ко мне беги»; «Загадалки»;
«Четвёртый лишний»; «Я отправляюсь в путешествие» и другие.
Параллельно обучению системе фонем провожу работу по ознакомлению
детей с буквами. Игра «Буквенная мозаика», основанная на плоскостной игре
«Да - Нет». Дети с ОНР часто путают буквенные обозначения звуков, элементы
букв, потому что у них снижено зрительное восприятие, зрительная память.
Чтобы помочь лучше запомнить буквенные обозначения, я предлагаю детям
сравнить буквы и их элементы со знакомыми предметами. Для чего использую
стихи и фразы описательного характера о буквах алфавита. Это упражняет детей
в узнавании и различении букв русского языка и способствует профилактике
дисграфии и дислексии.
При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно
решается триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что
является фактором успешности обучения и коммуникативной социализации детей.
Обязательно обращаю внимание на формирование умений детей работать в
макрогруппе, микрогруппе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить
оценку и самооценку.
2) для достижения положительного результата по развитию у детей с ОНР словаря и
лексико-грамматических категорий достигается, прежде всего, за счёт чёткого
планирования всего объёма работы:
- это распределение лексических тем на учебный год, согласно комплексно-
тематическому принципу построения материала программы;
- составление примерного словаря, который должны усвоить дети с учётом их
возрастных особенностей, требованием программы и той местности, в которой мы
живём;
- хочется отметить дидактические игры, наглядно-демонстрационный материал,
подобранный и изготовленный мною в соответствии с лексической темой,
возрастной группой, собранные в папки, которые пополняются в течение всего
периода обучения детей.
Хорошие результаты показали использование рабочей тетради для детей с ОНР
старшей логопедической группы (Теремковой Н.Э. в 4-х частях).
Так же в образовательном процессе использовала ТРИЗ - игры: «Лото
признаков», «Рыбалка», «Кости» (Цель: развитие словаря признаков, формирование
обобщающих понятий).
3) обучая навыкам связной речи и побуждая к ней детей с ОНР, использую разный
текстовой, дидактический и наглядный материал (сюжетные картины, односюжетные
картинки, Коноваленко В.В, Лапп Е.А., Глухов В.П., Труханова Ю.А., Поваляева
М.А., Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. , Нищева Н.В. и др. ).
По развитию связной речи использую рабочие тетради Н.Е.Арбековой
«Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР».
Игровые упражнения и задания, представленные, в тетрадях учат детей:
-
определять
и
называть
предметы
и
их
характерные
признаки
(качества, свойства) с опорой на условные обозначения (символы);
- сравнивать предметы между собой и составлять простые и сложные
предложения по опорным картинкам;
-
правильно
«читать»
и
отгадывать
загадки
сказочных
героев
о
различных предметах по опорным карточкам и самостоятельно составлять
аналогичные загадки по подобранным условным обозначениям;
- составлять последовательный пересказ небольшого авторского текста
с
опорой
на
серию
из
четырех
сюжетных
картин,
расположенных
в
произвольном
порядке.
Это
задание
помогает
ребенку
по
следам
прочитанного рассказа правильно расположить картинки серии и пересказать
его, активизируя полученные навыки связной речи;
- составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов по
последовательному картинному плану.
Так же, дети, моделируют именами признаками предложения. Каждый значок
признак имеет свое обозначение. На каждого ребенка подготовлен материал
«домик » со значками. Используя значки, дети выкладывают предложения.
Учатся
преобразовывать
простые
предложения
в
сложные.
Выделяют
в
предложении объект и его признаки. Целью моделирования является развитие
грамматически правильного оформления фраз, зрительного и слухового внимания,
памяти, а также связной устной речи (предложение - связный рассказ).
Наглядное
моделирование
облегчает
детям
с
ОНР
овладение
связной
речью,
т.к.
использование
символов,
пиктограмм,
заместителей,
схем
облегчает
запоминание
и
увеличивает
объем
памяти
и
в
целом
развивает
р е ч е м ы с л и т е л ь н у ю
д е я т е л ь н о с т ь
д е т е й ;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы
памяти
мозга
и
позволяют
полностью
контролировать
проце сс
з а п о м и н а н и я ,
с о х р а н е н и я
и
п р и п о м и н а н и я
и н ф о р м а ц и и ;
– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем
способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Таким образом, речевая деятельность формируется и функционирует в
тесной связи со всеми психическими процессами.
Вся непосредственно образовательная деятельность с детьми планируются
через ведущую деятельность дошкольников - игру, с помощью которой создаются
наиболее
благоприятные
предпосылки
для
формирования
разнообразных
психических свойств и качеств личности, развития чувства родного языка и умения
усваивать его грамматические нормы.
В процессе специально организованных занятий мною применяются оценки в
форме словесного поощрения, отметки-символа (в виде печатей, колокольчиков,
наклеек). По-моему мнению, такое оценивание детской деятельности выполняет
стимулирующую функцию, и имеет положительный воспитательно-образовательный
эффект: развивается аналитическая деятельность мозга, критичность, осмысленность
усвоения материала. Я старалась, чтобы данная оценка была объективной,
справедливой, ясной и понятной для детей.
Для успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР
необходимо тесное взаимодействие с педагогами группы. Для этого в начале
учебного года я провожу консультацию-беседу с педагогами, где обсуждаем задачи их
в данной возрастной группе, основные направления в работе, ориентируясь на
общеобразовательную программу, по которой работает ДОУ, организация
педагогической диагностики, её результаты, также обсуждается контингент детей с
ОНР. Одной из коррекционных задач педагога - это проведение артикуляционной и
пальчиковой гимнастики, развитие правильного звукопроизношения, речевого
дыхания, голоса и координированной работы всего организма. Для этого я составила
дополнительную
тетрадь
по
развитию
общих
речевых
навыков
(старшая
логопедическая и подготовительная логопедическая к школе группы), за основу
которой были взяты рекомендации Нищевой Н.В., а также упражнения на развития
дыхания, речедвигательные упражнения (Алябьева Е.А, Костылёва Н.Ю. и др.) с
учётом лексических тем и звуков, над которыми идёт работа. Все задания на вторую
половину дня фиксирую в тетрадь для вечерних занятий педагогов с детьми
«Логопедические пятиминутки», в которой планируются занятия по развитию общих
речевых навыков, лексико-грамматических категорий и связной речи, правильного
произношения, звукового анализа и синтеза, а также индивидуальная работа с тем
или иным ребёнком.
Положительный результат в устранении общего недоразвития речи у детей
немаловажную роль играет взаимодействие с родителями. Для этого я применяю
такие формы, как: беседы, индивидуальное и групповое консультирование,
родительские
собрания,
использование
различных
наглядных
средств,
анкетирование, оформление индивидуальных детских тетрадей. Оформление
«Уголка логопеда», где вывешивается информация для родителей о психолого-
педагогических особенностях детей 5-7-летнего возраста с ОНР; различные
рекомендации, интересная информация из статей; подготовка статей для сайта
детского сада для родителей.
В течение всего учебного года, вне занятий участвую в семинарах-
практикумах, выступлениях на педагогических советах, консультациях для педагогов
ДОУ в соответствии с годовым планом и для родителей ДОУ по их запросу.
(«Развитие связной речи детей в разных возрастных группах», «Развитие звуковой
культуры речи», «Проведение артикуляционной гимнастики в группе», «Влияние
развития мелкой моторики ребёнка на речь», «Этапы становления речи в
дошкольном детстве» и т.п.).
Следующей
технологией,
применяемой
в
моей
работе,
являются
информационно компьютерные технологии, которые используются в следующих
направлениях:
- подгрупповая совместная деятельность; взаимодействие с родителями; ведение
документации; самообразование; обследование.
Внедряя в практику логопедической работы информационно компьютерных
технологий, исхожу из принципа «не навредить» здоровью ребенка, забочусь о
снижении неблагоприятных воздействий на организм и соблюдаю рекомендации по
вопросу безопасности работы на компьютере.
В своей работе использовала здоровьесберегающие технологии, владение
которых выражалось в том, что на занятиях и в свободное время с детьми
проводилась
гимнастика
для
глаз,
физкультминутки,
подвижные
игры,
элементы психогимнастики. Имеющийся по данному направлению опыт был
обобщен и систематизирован в виде картотеки.
Мониторинг здоровья детей за период работы показывает, что в среднем
уровень заболеваемость моих воспитанников 8,2%. В 2010/11 году средний
показатель – 8,2%, В 2011/12 году – 8,3%. (приложение 1)
Это в свою очередь позволяет успешно овладевать образовательными
областями
.
Итак, подводя итог моей работе с детьми с ОНР, можно проследить динамику
речевого развития:
В 2010-2011 учебном году детей с нарушениями речи, поступивших в
старшую
логопедическую
группу
было
12
человек.
Из
них
с
диагнозом
«фонетико–фонематическое
недоразвитие
речи»
–
8
человек
(67%),
с
диагнозом «общее недоразвитие речи 3 уровня» – 4 человека (33%).
По звукопроизношению:
дефекты свистящих звуков на начало года имели 6 человек (50%), на конец
года – 1человек (8%);
дефекты шипящих звуков на начало года имели 6 человека (50%), на конец
года – 2человека (16%);
дефекты произношения звуков Л, ЛЬ на начало года имели 2 человека
(16%), на конец года – дефектов нет;
дефекты произношения звуков Р, РЬ на начало года имели 11 человек
(92%), на конец года – 2 человека (16%). (Приложение 2)
По разделу «Фонематическое восприятие» на начало года были следующие
результаты высокий уровень у 8% детей, средний у 50%, низкий у 42%. К
концу года высокий результат увеличился до 58%, детей со средним уровнем
стало 34%, низкий уровень уменьшился до 8%. (Приложение 3)
По разделу «Грамматический строй речи» на начало года высокий уровень
был
17%
детей,
средний
у
58%
детей,
низкий
уровень
у
25%
.
После
проведенной коррекционной работы на конец года, детей с высоким уровнем
стало
50%,
со
средним
42%
,
низкий
уровень
уменьшился
до
8%.
(Приложение 4)
По разделу «Лексика» на начало года были следующие результаты: высокий
уровень 33% детей, средний уровень у 50%, низкий у 17%. На конец года,
высокий уровень повысился до 42%, средний уровень остался такой же, как и
в начале года 50%, низкий уровень у 8%. (Приложение 5)
По разделу
«Связная
речь» на начало года высокий уровень имели 8%
детей, средний уровень 58%, низкий уровень у 34% . После проведенной
коррекционной работы к концу года высокий результат увеличился до 33%,
благодаря
чему
уменьшился
результат
среднего
(50%)
и
низкого
(17%)
уровней. (Приложение 6)
В результате проведенной коррекционной работы выпущено: 58 % детей с
хорошей речью, 25 % со значительными улучшениями, 17 % с улучшенной
речью.
В
2011-2012
учебном
году
поступили
в
старшую
логопедическую
группу с диагнозом общее недоразвитие речи 3 уровня 12 человек.
По звукопроизношению:
дефекты свистящих звуков на начало года имело 6 человека (50%), на
конец года – дефектов нет;
дефекты шипящих звуков на начало года имели
11 человек (92%), на
конец года – дефекты имеют 2 человека (17%), в связи с индивидуальными
особенностями.
дефекты произношения звуков Л, ЛЬ на начало года имели 12 человек
(100%),
на
конец
года
–
у
всех
детей
звук
поставлен,
у
3-х
(25%)
не
автоматизирован
дефекты произношения звуков Р, РЬ на начало года имели 11 человек
(92%), на конец года – звук не поставлен у 5 детей (50%).
Смешение оппозиционных звуков: [с]- [ш] на начало года было у 2-х
человек (17%), на конец года у 1 человека(8%); [р]-[л] - на начало года не
было, на конец года у 2-х детей (17%) (Приложение 7)
По разделу «Фонематическое восприятие» на начало года были следующие
результаты: высокий уровень у 17% детей; средний - 25%; низкий - 58%. На
конец года: высокий результат поднялся до 67%;средний – 25%; за счет
увеличения высокого уровня, низкий уменьшился до 8%. (Приложение 8)
По разделу «Грамматический строй речи» на начало года высокий уровень
отсутствует, средний уровень у 33% детей, низкий уровень у 67%. После
проведенной
коррекционной
работы
на
конец
года,
высокий
уровень
увеличивается до 17%, средний уровень повышается до 75%, низкий уровень,
соответственно, уменьшается до 8%. (Приложение 9)
По разделу «Лексика» на начало года были следующие результаты: высокий
уровень отсутствует, средний и низкий уровни на одной ступени – 50%. К
концу года, получились следующие результаты: детей с высоким уровнем
стало 33%, средний уровень увеличился до 58%, низкий уровень остался у
8%. По всем разделам низкий уровень остается у ребенка, который пропустил
занятия в первом и во втором периоде, по причине болезни. (Приложение 10)
По разделу «Связная речь» на начало года высокий уровень отсутствует,
средний
уровень
у
17%
детей,
низкий
уровень
у
83%
детей.
После
проведенной
коррекционной
работы
на
конец
года
высокий
результат
отсутствует, средний уровень увеличился до 50%, благодаря чему низкий
уровень уменьшился до 50%. (Приложение 11)
Из
всех
разделов
наиболее
высокие
показатели
по
разделу
«фонематическое
восприятие».
У
некоторых
детей
остались
трудности
в
определении наличия заданного звука в слове, в придумывании слов на
заданный звук.
По
развитию
лексико-грамматической
стороны
речи
остаются
трудности в подборе действий
и признаков к предмету, в употреблении
приставочных глаголов, в согласовании числительных с существительными.
Улуч шился
ре зульт ат
в
образовании
множе ственного
ч и с л а
суще ствительных,
дети
хорошо
образовывают
отн о с и те л ь н ы е
прилагательные, за счет лексических тем дети хорошо усвоили обобщающие
понятия, стали выделять части предмета.
При
пересказе
имеют
место
ошибки
в
передаче
логической
последовательности событий, в пропуске отдельных звеньев, в их повторах.
Дети
стали
лучше
составлять
рассказ
по
картине,
отвечать
полными
предложениями на поставленный вопрос.
По результатам мониторинга в подготовительную логопедическую к
школе
группу
переведены:
25%
детей
с
хорошей
речью,
58%
со
значительными улучшениями, 17 % с улучшенной речью.
Но
коррекционная
работа
без
трудностей
не
бывает, хотелось
бы
отметить из-за чего остаются трудности:
1.
приходится
преодолевать
инертность
мышления
некоторых
родителей,
которые считают, что ребёнок сам всему научится, без особых усилий с их
стороны.
Поэтому
часто
приходится
убеждать
родителей:
чтобы
достичь
положительный результат, нужно много постараться, и без работы учителя-
логопеда и других специалистов (психолог, невролог), а также без участия
родителей проблему не решить;
2.
отмеченные
недостатки
в
употреблении
лексики,
грамматики,
звукопроизношения проявляются в различных формах связной речи, что еще
более
подтверждает
необходимость
существенной
работы
над
развитием
связной
речи.
Поэтому
для
достижения
положительных
результатов
необходимо совершенствование традиционных методов и приемов, поиск
более
новых,
оригинальных,
творческих
и
эффективных
методик.
По
результатам мониторинга, уровень развития связной речи значительно ниже
среднего по учреждению.
В
целом
наблюдаются
позитивные
изменения
в
речевом
развитии
детей. Так, исчез речевой негативизм в поведении детей. Дети не боятся
речевых
ошибок,
охотно
идут
на
речевой
контакт,
активно
участвуют
в
непосредственно образовательной деятельности.
Работа над развитием всех компонентов языковой системы у детей с
общим
недоразвитием
речи,
в
подготовительной
логопедической
группе
продолжается.
3. Проектная часть
Цель: совершенствовать условия в ДОУ, а также качество работы:
- по обеспечению охраны и укрепления физического и психического здоровья детей,
их речевого развития;
- развитию связной речи дошкольников, используя в педагогическом процессе
технологию ОТСМ -
ТРИЗ
условия
Содержание деятельности
педагога
Сроки
Организационно-
содержательные
1. Проведение тематических родительских
собраний:
«Психолого-педагогическая характеристика
детей с ОНР, анализ результатов
обследования»
«Корригирующая гимнастика в детском
саду »
«Специфика обучения и воспитания детей
в логопедической группе. Роль семьи в
преодолении дефектов речи».
«Элементы психогимнастики в детском
саду и дома»
«Обучение детей старшего дошкольного
возраста связным высказываниям типа
рассуждений с использованием методов
ОТСМ – ТРИЗ ».
«Результаты логопедической работы за
учебный год».
«Игры ТРИЗ в развитии связной речи»
«Развитие связной речи в общении со
взрослыми»
2013 -2017
«Развиваем детский словарь»
2. Проведение практикумов и
консультаций для родителей:
«Артикуляционная гимнастика в
домашних условиях»
«Игровые приемы автоматизации звуков»
«Пальчики играют, говорить нам
помогают»
«Формирование и развитие
фонематического анализа и синтеза у
детей»
«Использование мнемотаблиц для
развития памяти и связной речи у
детей с диагнозом ОНР»
«"Игротека" - обогащение и развитие
словаря в домашних условиях»
«Звуковая карусель»
«Да – нет - говори» (практикум)
3. Изготовление папок-передвижек
буклетов:
«Развитие речи ребенка 5-го года жизни»
«Говорите с ребенком правильно»
«Для чего нужна артикуляционная
гимнастика»
«О дыхании»
«Учимся играя»
«Самомассаж»
«Наши пальчики играют»
«Играем с ТРИЗ»
«Учимся рассказывать»
«Возрастные и психологические особенности
2013 -2017
2013 -2017
детей старшего дошкольного возраста»
«Речь и ТРИЗ»
4. Изготовление дидактических пособий,
игр, картотек.
2013 -2017
Научно-
методические
1.Разработка рабочей программы с
использованием технологии ТРИЗ.
2.
Посещение
курсов повышения
квалификации: Учебный центр "Логопед
Мастер".
3.Участие в творческой группе «ТРИЗ -
экспресс», представление опыта работы по
развитию связной речи дошкольников.
3. Участие в семинаре-практикуме для
воспитателей «Технологии ТРИЗ в ДОУ»
2013
2013
2013 -2017
201
3
Экспертные
1. Анализ деятельности педагога с целью
коррекции работы по выбранным
направлениям деятельности.
2. Мониторинг усвоения детьми материала по
направлениям коррекционной программы.
2013 -2017
2013 -2017
4.3аключение
Для того, чтобы помочь детям научиться справляться со сложными задачами,
творчески подходить к решению проблемных ситуаций в педагогической
деятельности применялась технология ТРИЗ. Изучив литературу по данной теме,
пришла к выводу, что использование технологии ТРИЗ, является эффективным
средством развития речи детей и является доступным детям дошкольного возраста.
Анализируя свою деятельность за период работы, можно сделать вывод, что
благодаря созданным условиям коррекции общего недоразвития речи у детей
старшего дошкольного возраста, добилась устойчивых позитивных показателей в
формировании всех компонентов языка. Это, в свою очередь, даёт положительные
результаты при подготовке этих детей к обучению элементам грамоты, а
впоследствии и в общеобразовательной школе.
Таким образом, огромное значение имеет обязательная организация
комплексности психолого-педагогического и логопедического воздействия,
направленного на выравнивание речевого развития детей с общим недоразвитием
речи, обеспечивающее их личностную успешность.
5. Литература
1.
Актуальные подходы к дошкольному образованию на основе федеральных
государственных требований. //Программа дополнительного профессионального
образования: электронно-методическое пособие, выпуск 1 Нижний Тагил,2012 г.
2.
Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г.Современные педагогические технологии в
ДОУ: учебно-методическое пособие. С-П., 2011г.
3.
Бачина О.В., Загребельная СВ., Кожевникова СВ. Аттестация учителей-логопедов:
методическое пособие. М, 2009 г.
4.
Бенилова СЮ. Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений
речи у детей и подростков с последствиями органического поражения ЦНС М,
2003г.
5.
Инновации - в логопедическую практику// сост. О.Е.Громова. М., 2008г.
6.
Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом
в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи», С
-П: «КАРО»2004 г.
7.
Нагорная Л. «Жизнь детей и решение проблем логопедии», С - П: «Агентство
образовательного сотрудничества», 2005 г.
8.
«Основы логопедической работы с детьми» (учебное пособие для логопедов,
воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических
училищ)/ под ред. Чиркиной Г.В., М., 2003 г.
9.
Поваляева М.А. «Справочник логопеда», Р -на- Д: «ФЕНИКС»,2003 г.
10.Портфолио учителя// сост.Макарова Л.П., Волгоград,2011
11. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях
специального детского сада» (часть 1,2),М., 1993г
12.Филичева Т.Б., Чиркина ПВ. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
(практическое пособие),М: «АЙРИС - ПРЕСС», 2004 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ