Автор: Козлова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Дюймовочка"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: НОД по экологии "Лаборатория огородных наук"
Тема: Экология
Раздел: дошкольное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
непрерывной образовательной деятельности
с детьми средней группы
«Лаборатория огородных наук»
Подготовила:
воспитатель
Козлова Е.С
2021 г.
Тема: «Лаборатория огородных наук»
Возрастная группа: средняя
Средства: демонтрационный материал: чашечки с семенами, стакан с фасолью, игра «Части растений»
раздаточный материал: блокнотики, карандаши, лупа
Форма совместной деятельности: непрерывная образовательная деятельность.
Форма организации: подгрупповая.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Учебно-методический комплект:
Предварительная работа: рассматривание семян, растений. Беседа: «Для чего нужна земля?», подготовка к экспериментам
Оборудование:
Для педагога: чашки с семенами, горшочки с пророщенными семенами.
Для детей: лупы, семена.
Цель: Познакомить с условиями роста растений
Задачи:
1.
Обучающие задачи:
дать представления об условиях, необходимых для благоприятного роста растений, закреплять знания о взаимодействии живой и неживой
природы
2.
Развивающие задачи:
Развивать логическое мышление, внимание, слуховое внимание;
Способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
3.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, активность.
Воспитывать желание оказывать помощь нуждающимся в ней.
Способствовать формированию коммуникативной культуры.
Планируемые результаты, предпосылки УУД:
Личностные: формирование познавательной и социальной мотивации, адекватной самооценки, умения прийти на помощь.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с конкретной задачей; умение удерживать задачу на протяжении всего
времени выполнения задания; умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который произносит взрослый.
Познавательные: ориентировка в пространстве и времени.
Коммуникативные: строить монологичное высказывание и диалоговую речь; формулировать собственное мнение и позицию.
Технологи
ческая карта
Этап,
его продолжи-
тельность
Задачи
этапа
Деятельность педагога
Деятельность
воспитанников
Методы, формы, приемы
Формируе
мые
предпосыл
ки УУД
Планируе
мый
результат
I. Мотивация к
деятельности
0.5 мин
Создание
атмосферы
психологич
еской
безопаснос
ти,
эмоционал
ьная
поддержка
ребенка
Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех
Ждет сегодня успех.
А еще скажу я вам:
«Улыбнитесь всем друзьям»
Самостоятельные
попытки детей
решить проблему,
игровую задачу
Создать игровую,
проблемную,
мотивационную ситуацию
Психологи
ческая
готовность
детей
II. Поиск,
решение задачи,
проблемы
2 мин
Органи
зация
направленн
ого
внимания
Дидактическая игра «Части
растения»
Дети составляют, с помощью
картинок и называют части
растения (корень, стебель, листья,
бутон, цветок, плоды) растения.
Сегодня мы с вами превратимся в
ученых. Будем с вами узнавать, что
нужно растениям для роста.
Проходим в лабораторию
«Огородных наук» и будем
проводить опыты.
Поиск ответа на
вопрос, решения
проблемы
Дети надевают
халаты.
Стимулирование общения,
любознательности детей.
Создание ситуации выбора.
Поддержание детской
инициативы
Регулятивн
ые: умение
удерживать
внимание
во время
беседы
Опора на
опыт детей,
необходим
ый для
освоения
нового
способа,
умения,
выработки
навыка
III. Освоение
умения, способа
деятельности
6 мин
Формирован
ие
представлен
ий о
предстояще
й
1 опыт
«Растения вырастают из
семян»
Давайте рассмотрим семена разных
растений и определим какого
растения эти семена.
Рассматривают
семена с лупой,
определяют какие
это семена и
раскладывают в
игровые обучающие
ситуации.
Регулятивн
ые: умение
удерживать
внимание
во время
Внутрення
я
мотивация
на
деятельнос
деятельност
и, ее задачах
Перед детьми 5 чашек с семенами
(Фасоль, кукуруза, кабачок, огурец,
помидор)
Все семена одинаковые?
Давайте определим какие это семена
и разложим по коробочкам с
изображением растений.
2 опыт
Мы с вами несколько дней назад в
чашечки положили семена, смочили
их водой и создали разные условия.
Одну чашечку составили в темное
место, другую – за окно на холод,
третью поставили на окошко, а в
четвертую не добавили воды.
Давайте с вами посмотрим что же
произошло с семенами?
Что произошло с семенами , где нет
воды, но было солнышко и тепло,
они так и остались лежать в чашечке.
Ничего не произошло.
В чашечке , которая была за окном на
холоде , тоже ничего с семенами не
произошло.
А в двух других семена проросли.
Какие ростки в чашечке, которая
была в темном месте? Тоненькие
светлые.
А в чашечке , что была на окошке
ростки проросли хорошо.
Значит делаем вывод , что семенам
нужна вода, свет и тепло.
коробочки с
изображением
растений.
Дети
рассматривают
чашечки и
записывают свои
наблюдения в
блокнотик.
Обсуждение
способа решения
проблемы.
Возможность
передачи опыта
друг другу.
Дети:
- принимают
осознанные
решения;
- принимают
активное участие
в деятельности;
- учатся через
познание
окружающего
мира,
собственные
открытия,
инициативу,
творчество;
беседы
ть
Актуализац
ия знаний
IV. Физминутка
«На огороде»
1.5 мин
Смена
видов
деятельнос
ти,
предупреж
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе (потягивания—
руки в стороны)
Вот салат, а здесь укроп (правой
рукой коснуться левой ступни,
Выполняют за
воспитателем
необходимые
движения
Физкультминутка
Регулятивн
ые: умение
осуществлят
ь действие
по
заданному
Снятие
напряжения,
эмоциональ
ная и
физическая
разрядка.
дение
утомляемо
сти
Там морковь у нас растёт (потом
наоборот)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать (приседания)
У забора всем на диво
Пышно разрослась
крапива (потягивания — руки в
стороны)
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже
немного (потягивания — руки
вперёд)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки (дети
приседают и встают).
правилу
V Актуализация,
6 мин
Актуализац
ия
имеющихся
знаний,
представлен
ий.
Создание
ситуации, в
которой
возникает
необходимо
сть в
получении
новых
знаний,
представлен
ий, умений
3 опыт
Мы с вами еще разложили семена по
чашечка и налили разные жидкости
(воду , сок, жидкое мыло)
Давайте посмотрим проросли ли
наши семена.
Семена проросли хорошо в воде.
Делаем вывод, что семенам для роста
нужна вода, в остальных жидкостях
они не прорастут.
4 Опыт
Растения тянутся к свету
Мы с вами в прошлой недели в
прозрачный стакан положили
свернутый в трубочку картон, что бы
он прилегал к стенкам стакана.
Положили фасоль между стенками
стакана и картоном и смочили водой.
Давайте посмотрим, что же
произошло с семенами.
Участвуют в
диалоге,
высказывают свое
мнение,
основываясь на
имеющихся
представлениях,
вспоминают ранее
усвоенное, задают и
отвечают на
вопросы
Беседа
Личностные
:
формирован
ие
познаватель
ной
мотивации.
Регулятивн
ые:
умение
удерживать
внимание во
время
рассказа
воспитателя
Воспроизвед
ение
информации
,
необходимо
й для
успешного
усвоения
нового
Наши семена проросли. В какую
сторону растут их корни? В какую
сторону тянутся ростки?
Вывод: Если семя получает
достаточно воды и влаги, оно легко
тянется к солнцу
Заключительный,
2 мин
Подведени
е
итогов
НОД
- Молодцы! Какие выводы мы
сделаем после экспериментов?
Что нужно для проращивания
семян?
Свет вода, тепло.
Беседа
Коммуника
тивные:
умение
строить
монологич
ное
высказыва
ние
и
диалогову
ю
речь,
умение
формулиро
вать
собственно
е мнение и
позицию
Обобщение
полученног
о ребенком
опыта
Рефлексия,
анализ.2 мин
Цель:
Осознание детьми
своей
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности
своей и всей
группы.
Психогимнастика «Овощи» (проводи
тся под музыку Чайковского)
Воспитатель: Представьте, что вы –
маленькие семена овощей. Вас
посадили в землю на грядке. Теплый
солнечный луч упал на землю и
согрел семена. Из них проросли
маленькие росточки, совсем слабые,
хрупкие, беззащитные. Но вот
пригрело весеннее солнышко, и
маленькие росточки начинают
быстро расти. Вот росток набрался
сил, выбрался, наконец, на свежий
Самооценка
детьми своего
вклада в процесс
достижения
результата.
Стимулирование детей к
самоанализу и самооценке.
Совместная с детьми
оценка процесса и
результата деятельности,
Обеспечение баланса
инициативы и свободного
выбора видов деятельности
Личностны
е:
формирован
ие
адекватной
самооценки
Осознание
себя как
участника
познаватель
ного,
творческого
процесса
воздух. Ваши листики подросли,
стебель стал крепким, вы тянетесь к
свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на
стебле появился маленький бутон.
Он растет, набухает, и,
наконец, разворачивает лепестки,
вот они распрямились, и все вокруг
увидели маленький желтый цветок,
из которого позже появятся плоды
помидоров и перца.
Рефлексивный компонент:
Воспитатель: Ребята, чем мы с вами
сегодня занимались?
Что вам больше всего понравилось
на занятии?
Кто мне подскажет, что нужно для
роста растений?