Автор: Вершинина Елена Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ АГО
Населённый пункт: Арсеньев, Приморский край
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Работа с детским хором"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Арсеньевского городского округа
«Детская школа искусств»
Работа с детским хором
(реферат)
Преподаватель хоровых дисциплин
Вершинина Е.Г.
г. Аресньев
Содержание
Введение...............................................................................................................3
1. Понятие «хор»..................................................................................................4
2.Особенности работы с детским хором...........................................................5
Обучение....................................................................................................5
Музыкальное воспитание.........................................................................8
Исполнительство.......................................................................................8
3. Итоговые формы работы с детским хором...................................................9
Заключение.........................................................................................................10
Список литературы............................................................................................11
2
Введение
Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам
искусства. Приобщение детей к музыке всегда начинается с пения. Пением
дети начинают заниматься еще в детских садах. Следовательно, пение
является самым доступным видом музыкального искусства. В сравнении с
инструментальной музыкой, пение обладает большей силой эмоционального
воздействия на детей, так как в нём сочетаются слово и мелодия. Хоровое
пение - наиболее массовый и доступный вид коллективного исполнительства.
Кроме этого, пение в хоре несёт в себе и воспитательные моменты. Оно
способствует воспитанию чувства единства, сплочённости коллектива,
личной ответственности за общий результат.
Педагоги-музыканты накопили большой опыт по формированию
личностных качеств ребёнка в процессе обучения пению. Неоценимый вклад
в него внесли такие педагоги, как В.Н. Шацкая, Н.А. Метлов, Н.А.
Ветлугина, Б.Л. Яворский, Н.Д. Орлова и др.. В работах этих авторов даётся
теоретическое
обоснование
системы
усвоения
певческих
навыков,
предложена методика практической работы с детьми разных возрастов.
За последние годы музыкантами-учёными были исследованы вопросы
теории и методики певческого воспитания. Результаты работы отражены в
трудах В.В. Емельянова, Г.П. Стуловой, Д. Огороднова, предлагающих
нетрадиционные подходы к вокальному развитию детей.
Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и
формирующая
музыкальные
способности,
музыкальную
одаренность,
музыкальную интуицию, музыкальное мировоззрение, - но и обязательный,
незаменимый фундамент всякого музыкального развития.
Цель данной работы – выявление особенностей работы с детским
хором.
Задачи:
раскрытие содержания понятия «хор»;
выявление главных особенностей в работе с детским хором;
определение итоговых форм работы с детским хором.
3
Понятие «хор»
В истории отечественного хороведения давалось много определений
понятия «хор». Вот некоторые из них:
«Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго
уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные,
отчетливо выработанные нюансы» (П.Г. Чесноков).
«Хором называется более или менее многочисленная группа певцов,
исполняющая вокальное произведение» (А.С. Егоров).
«Хор – это большой вокально-исполнительский коллектив, который
средствами
своего
искусства
правдиво,
художественно
полноценно
раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей
творческой
деятельностью
способствует
идейно-художественному
воспитанию народных масс. Как музыкально-исполнительский «инструмент»
хор представляет собой ансамбль вокальных унисонов» (В.И. Краснощеков).
«Хор – это вокально организованный исполнительский коллектив,
основу
которого
составляет
ансамбль
интонационно,
динамически
и
темброво
слитных
групп,
обладающих
художественно-техническими
навыками, необходимыми для воплощения в живом звучании музыкально-
поэтического текста произведения» (В.Л. Живов).
Последнее определение, пожалуй, наиболее точно устанавливает
отличительные признаки понятия, его содержание и границы. Однако особое
внимание хотелось бы уделить понятию «детский хор».
Детский хор – особая, драгоценная ветвь хорового исполнительства,
более камерная по масштабу звучания, но зачастую более тонкая, более
эмоционально
открытая,
более
поэтичная
и
искренняя.
Известный
американский музыкант и педагог Дж. Бетс верно сказал, что «большая доля
прелести детских голосов зависит от того, что за этими голосами
чувствуются живые существа, и когда они поют не только правильно, но и
разумно, то с этой музыкой никакая другая музыка на земле не может
сравниться.
Детский хор – живой организм, удивительное существо, постоянно
растущее,
изменяющееся и всегда молодое,
с энтузиазмом несущее
энергетику
юности,
оптимизма
и
поэтического
обаяния;
особый
исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, гибкий и отзывчивый,
которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых
глубин человеческого чувства.
Только этот инструмент невозможно получить готовый. Его нужно
вырастить, взлелеять, научить, настроить, воспитать.
Большая и увлекательная работа ожидает хормейстера, занимающегося
с детьми».
4
Особенности работы с детским хором
По мнению заслуженного деятеля искусств, профессора Московской
консерватории Б.И.Куликова и кандидата искусствоведения, дирижера
Детской хоровой школы «Весна» Н.В.Авериной главной особенностью
работы с детским хором является умелое сочетание обучения, музыкального
воспитания и исполнительства.
Обучение включает в себя: развитие музыкальных способностей,
голосового аппарата, грамотности, певческих навыков.
Развивая музыкальные способности, особое внимание необходимо
уделять воспитанию музыкального слуха, так как чистое интонирование –
фундамент хорового пения. Начинать эту работу нужно с первых же занятий.
Огромную и эффективную помощь в работе с детским хором оказывает
комплекс фонопедических упражнений В.В. Емельянова. Он направлен на
решение таких важных задач, как разогрев вокального аппарата, избавление
его от излишнего мышечного напряжения и утомления, умение управлять
голосовыми
регистрами,
тренировка
артикуляционной
подвижности,
развитие
диапазона.
Использование
упражненений
программы
В.В.
Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» с самого начала
работы с детским хором для преподавателя существенно облегчает решение
задачи интонационно-ритмической грамотности учащихся, особенно тогда,
когда для этого не отводится специального урока и специального времени. В
этих
упражнениях
заложено
достаточное
количество
различных
интонационных и ритмических примеров, постоянное и систематическое
выполнение
которых
постепенно
и
сознательно
вводит
учащихся
в
музыкальную
грамоту
и
дисциплинирует
их
метроритмическое
и
интонационное поведение. Весь фонопедический метод развития голоса
можно рассматривать как способ устранения неравномерности развития
голосового аппарата и голосовой функции.
В практике встречаются дети с различными музыкальными задатками.
Одни обладают прекрасным слухом, имеют чистую интонацию, у других,
при регулярных хоровых занятиях, очень быстро налаживается координация
между слухом и голосом; встречаются и сложные случаи, требующие
внимательной и терпеливой работы педагога приблизительно в течение
одного
года;
а
бывают
и
такие
дети,
у
которых
координация
восстанавливается лишь через два-три года регулярных, планомерных
занятий.
Хормейстер Жарова Л.М. считает, что на первых порах не следует
разделять хор на точно и неверно интонирующих. Только через некоторое
время, приблизительно через два месяца, в хоре намечается грань между
правильно и неверно интонирующими детьми. Для выявления причин нужно
обязательно прослушивать каждого ребенка отдельно, потому что причины
могут быть разными, требующими различных приемов их устранения.
5
Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие
дети еще не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и
часто переходят на крик. Громкие звуки воспринимаются труднее, чем тихие,
поэтому при громком пении ослабевает слуховое внимание. Нюанс «p»
(пиано) можно использовать в хоре как метод работы над трудными
интонационными местами в произведении, а не только как «краску», оттенок.
Хормейстеру детского хора надо знать это и учитывать в своей деятельности
не только на первоначальном этапе, но и в дальнейшей работе над сложными
произведениями.
Другая причина фальшивого пения и даже «гудения» объясняется
следующим: многие неверно поющие дети переносят манеру «разговорного
голоса»
в
пение.
Встречаются
дети
6-7
лет
(чаще
мальчики),
разговаривающие низкими голосами. Этим детям необходимо ощутить
правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков
верхнего регистра – си – ми-бемоль. Высокие звуки благодаря своим
акустическим свойствам легче воспринимаются на слух, чем низкие.
Особое место в хоровой работе занимает воспитание унисона. Для
налаживания настоящего унисона требуется хорошая интонация, единая
манера пения, умение хорошо слышать не только себя, но и певцов-соседей,
и
максимальный
ансамбль
(динамический,
темповой,
ритмический,
орфоэпический, вокальный и т.д.). Именно поэтому на начальном этапе
обучения все поем одноголосно и не спешим переходить к двухголосию.
Очень полезно использовать в упражнениях на унисон гласный звук «У»,
который ведет к образованию «узкого», четко фиксирующего высоту звука.
Этому способствует механизм образования гласного: активизируется работа
голосовых связок и дыхания. По методике В.В. Емельянова мы эту гласную
не просто поём, а, как бы, «выдуваем». Гласный звук «У» помогает
выработке пения на «зевке», так как при его формировании мягкое небо и
маленький язычок находят правильное положение. К тому же использование
гласного «У» в упражнениях, распеваниях позволяет вырабатывать в хоре
единую собранную, прикрытую манеру пения.
В работе над унисоном полезно использовать пение с закрытым ртом.
Этот прием усиливает слуховое внимание певцов и позволяет ощутить
высокую вокальную позицию. Но для младших школьников это трудный
прием, и пользоваться им следует лишь эпизодически.
Певческое дыхание – один из важнейших компонентов в вокальном
воспитании, обеспечивающий необходимые певческие навыки. Правильное
дыхание не только способствует хорошему звукообразованию, точному
интонированию, но и играет первостепенную роль в выразительности
исполнения. Активность дыхательного процесса, умение распределять свое
дыхание на фразу, наполнять звук воздухом и филировать его, фиксация
момента вдоха, его задержки и соответствующего выдоха – постоянная
забота хормейстера с самого первого занятия.
6
Хормейстер должен уделять много внимания и воспитанию у юных
хористов
чувства
ритма.
В
работе
над
ритмическим
рисунком,
представляющим трудность для детей, следует использовать такие приемы,
как прохлопывание ритма отдельными детьми, а так же хором; различные
движения под музыку, сольмизация, проговаривание поэтического текста в
ритме. Целесообразно с детьми младшего возраста проводить ритмическую
гимнастику.
В
певческой
работе
с
детьми
обязательно
следует
учитывать
конкретность и образность детского мышления, а так же большую
эмоциональную отзывчивость ребенка. Необходимо пользоваться образными
определениями характера певческого звука, например, к понятию тембра
можно отнести следующие определения: темный, светлый, яркий, глухой,
звонкий и т.д. Звучание может быть мягким, жестким, зажатым, вялым или
«вкусным»,
доставляющим
удовольствие.
Такое
использование
ассоциативных понятий необходимо в педагогической практике вследствие
резко ограниченных возможностей употребления специфических вокальных
терминов при работе с детьми. В характеристике звука можно опираться на
имеющийся у учащихся опыт в некоторых областях чувственного познания,
связанного с эмоциями человека: ласковый, нежный, задумчивый, лиричный,
трагичный или драматичный. Такая характеристика поможет выработать у
детей первые навыки вокального слуха, сформирует ясное представление о
звуке, который им предстоит воспроизвести. Поэтому в настоящее время
ведущим вокально-педагогическим принципом обучения детей является
работа над качеством звучания с использованием наглядности и словесной
характеристики. В такой методике огромную роль играет профессиональный
показ педагога. Надо помнить, что дети копируют вокальную манеру пения
своего учителя, причем копируют как положительные, так и отрицательные
ее черты. Более подробно о требованиях, предъявляемых к голосу педагога-
хормейстера, можно прочитать в статье А. Менабени «Методы вокальной
работы в школе».
Несколько слов о музыкальной грамотности начинающих певцов.
Какого бы уровня подготовки не были дети, всегда следует помнить, что если
мы хотим создать настоящий хоровой коллектив и заниматься настоящим
искусством, с первых шагов нужно работать с детьми профессионально.
Нельзя просто «зубрить» песни с детьми по слуху, это только притупляет их
восприятие, тормозит развитие слуха, не дает достаточной музыкальной
информации для развития памяти, превращает хоровое занятие в тоскливый
и однообразный процесс. Желательно как можно раньше переходить к пению
по нотам. Но на начальном этапе, в так называемый донотный период нужно
всяческими способами подготавливать базу для будущего сознательного
владения хоровой партитурой.
Вот
основные,
на
мой
взгляд,
понятия,
с
которыми
следует
познакомить учащихся.
7
Формообразование:
фраза,
предложение,
цезура,
повторность,
изменяемость.
Звуковысотность: направление движения мелодии, повторность звуков,
поступенность, скачкообразность, относительная высота (звук низкий,
средний, высокий).
Пульс, темп. Ритмическая организация музыки, длительности, паузы.
Штрихи (legato, staccato).
Динамические оттенки, нюансы (f,p,crescendo,diminuendo).
А, кроме того, унисон, аккомпанемент, мажор, минор, оркестр,
названия музыкальных инструментов, понятия - композитор, поэт, запев,
припев и т.д.
Музыкальное воспитание
Данное понятие включает в себя: сознательное отношение к искусству,
любовь к музыке, пению, расширение кругозора.
В младшем возрасте легче всего приобщить ребенка к музыке, чтобы
она стала близкой и понятной ему. Но, так же легко и навсегда лишить его
этой радости, превратив творческий процесс познания и обучения в скучную
зубрежку. Поэтому важно с первых шагов учить именно искусству, создать
по-настоящему
музыкальную
атмосферу
занятий.
Зажечь,
«заразить»
каждого ребенка желанием овладеть языком музыки, желанием трудиться
ради нее – главнейшая из первоначальных задач хормейстера. Только сумев
достигнуть заинтересованности на первых встречах с хором, можно
постепенно вводить детей в сложный мир профессиональных навыков и
умений. Руководитель хора для детей как волшебник, который без слов, а
только с помощью жеста (и, конечно же, мимики) может управлять всем
певческим процессом и процессом создания самой музыки.
Для расширения кругозора очень важны, на мой взгляд, беседы о
создателях произведений (поэтах, композиторах), о времени создания и
стиле; по мере взросления участников хора - рассказы о выдающихся
композиторах Бортнянском, Березовском, Глинке, Балакиреве, Чайковском,
Римском-Корсакове, Рахманинове. Важно организовывать занятия-лекции, на
которых дети будут узнавать имена великих хоровых дирижеров, а так же
слушать произведения в исполнении хоров (детских, женских, мужских,
смешанных). Посещение хоровых концертов так же воспитывает любовь к
музыке и способствует расширению музыкального кругозора.
Исполнительство
Общеизвестно,
что
музыка
наиболее
сильно
воздействует
на
эмоциональную сферу восприятия человека, она активно участвует в
формировании
чувств
и
эмоций.
При
исполнении
и
разучивании
произведений закладывается фундамент музыкальной культуры детей. Этот
процесс оказывает многостороннее воздействие на психику ребенка, развивая
его внимание, память, обостряя способность к наблюдениям и обобщениям,
делая более тонким и восприимчивым его слух.
8
Репертуар, совокупность произведений исполняемых хором, составляет
основу всей его деятельности, способствует развитию художественной
активности участников коллектива, находится в непосредственной связи с
различными формами и этапами работы хора, будь то репетиция или
концерт. Заботясь о музыкальном развитии хора, желательно, отдавать
предпочтение сочинениям с развитой, выразительной, законченной формой.
Работая над исполнительской концепцией произведения, особое внимание
стоит уделить созданию стройного и убедительного целого. В репертуаре
любого детского хора, и даже начинающего, должны быть произведения
крупной формы. Исполнение сочинений поднимают хор на новый уровень,
дети чувствуют себя исполнителями «большой», настоящей, серьезной
музыки. Да и сам концерт, включающий в себя такое произведение, выгодно
отличается от простого выступления с набором коротеньких разнородных
произведений. Так же можно объединять русские народные песни в
обработке одного композитора как, например, русские народные песни в
обработке Л.Жуковой.
Исполнительская
деятельность
коллектива,
стремление
выйти
к
зрителям, поделиться, рассказать о важном со сцены, вместе волноваться,
переживать и радоваться – естественная потребность и необходимость
каждой творческой личности. И нет для детей большей радости, чем
благодарность слушателей.
Концерт – это один из ответственейших моментов в жизни хора,
результат труда дирижера и хористов, это сотворчество.
Конечно,
младший
хор
пока
что
еще
не
готов
выступать
с
полноценными концертами, исполнять продолжительные программы, но
исполнительская деятельность для них важна и необходима. Уровень
мастерства заметно будет возрастать именно от выступления к выступлению,
так как дети будут не только активнее совершенствовать свои умения и
навыки, стремясь к поставленной цели, но и постепенно у них будет
вырабатываться необходимый артистизм и свобода, интерес к хоровому
пению.
Итоговые формы работы с детским хором
Опираясь на опыт работы с детским хором, хотелось бы рассказать о
наиболее доступных формах концертной деятельности в начинающем
коллективе.
Одна из самых простейших – это открытый урок. Гости-слушатели
знакомятся с обстановкой и атмосферой занятия, видят степень участия и
заинтересованности в нем детей. В конце такого урока полезно пропеть весь
репертуар, пусть самый элементарный, которым овладели дети.
Концерт класса. На это мероприятие, как правило, приглашаются
родители детей. Очень важно, что родители видят степень участия своего
ребенка, глубже проникают и осознают важность происходящего обучения.
9
В целом, концерт – наиболее сложная форма исполнительской
деятельности младшего хора, так как требует интересной, разнообразной, по-
настоящему музыкальной программы, достойного ее воплощения, а так же
определенной
выдержки
певцов.
Поэтому
целесообразнее
устраивать
небольшие совместные выступления нескольких хоров, на которых ребята не
только «покажут себя», но и познакомятся с творчеством других, например,
более старших детей
.
В нашей школе искусств такое происходит на
общешкольных новогодних концертах, отчетных концертах в конце учебного
года, на концерте-экзамене нашего хорового класса.
Заключение
Хормейстеру
обязательно
нужно
учитывать
психологические
и
физиологические особенности детей. Очень важно не забывать, что работа
над учебными задачами, навыками и умениями неотделима от главной цели
занятий
–
«создание»
музыкального
произведения,
воплощение
его
художественного образа. Важно помнить, что в хоровом коллективе нужно
создать атмосферу творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за
результаты общего дела.
Хор – это коллектив, дружба, команда. Команда – это один за всех, и
все за одного. Когда педагог часто говорит такие простые слова, у
участников хора появляется ответственность не только за свои действия, но и
за действия рядом стоящего, появляется осознание того, что они делают
общее дело и не могут подвести товарищей.
Дети любят петь в хоре, с увлечением работают на занятиях, с
удовольствием выступают на концертах, участвуют в конкурсах.
Я чувствую отдачу и любовь со стороны своих учеников, и мне
приносит огромное удовольствие заниматься творчеством с детьми.
Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в нее как
непосредственная и неотъемлемая ее часть. Оно объединяет чувства, мысли и
волю поющих, воспитывая их вкус и душу. Хоровое пение – искусство
массовое,
оно
предусматривает
главное
–
коллективное
исполнение
художественных произведений, а это значит, что чувства и идеи заложены в
словах и музыке, не одним человеком, а массой людей.
Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то
получается хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он
участвует в этом исполнении, что песня, спетая хором, звучит выразительней
и ярче, чем, если бы он спел её один. Осознание этой силы коллективного
исполнения оказывает на юных хористов огромное воздействие.
10
Список литературы
1.
Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». – СПб.,
2004
2.
Огороднов
Д.
«Музыкально-певческое
воспитание
детей».
Методическое пособие. – Киев, 1989
3.
Попов В.С. «О развитии певческого голоса младших школьников».//
Музыкальное воспитание в школе. – 1985. – Вып.16
4.
Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором»: Учеб.
Пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр
ВЛАДОС, 2002
5.
«Младший хор. Двухголосие. Хрестоматия». Редактор-составитель
И.В. Роганова; Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2018
6.
Программа «Музыка.
I
– IV
классы». «Песни современных
композиторов для младшего хора». Редактор-составитель И.В. Роганова;
Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2016
7.
«Произведения Российских композиторов XX - XXI веков» для
детского хора а cappella. Редактор-составитель И.В. Роганова; Издательство
«Композитор» Санкт-Петербург, 2017
11