Автор: Бычкова Гульназ Раисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №78 "Фарватер" Приволжского района
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Проект
Тема: Повышение эффективности и качества преподавания родного языка в условиях применения деятельностного метода.
Раздел: начальное образование
ПРОЕКТ
Гариповой Гульназ Раисовны, учителя татарского языка и литературы 1 кв. категории
МБОУ «Лицей №78» «Фарватер» Приволжского района г. Казани РТ
Тема
работы
школьного
методического
объединения
учителей
татарского
языка
и
литературы:
Повышение эффективности и качества преподавания татарского языка и литературы в условиях применения деятельностного
метода.
Задачи:
- изучить нормативно-правовые документы и литературу ФГОС;
- изучить методы и приемы организации современного урока с учетом метапредметных аспектов;
- продолжить изучения технологий сингапурской системы образования в преподавании татарского языка и литературы;
- повысить профессиональную компетентность учителей для проектирования и реализации собственной педагогической
деятельности в плане системно-деятельностного подхода;
- разработать методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации
-
развивать
творческий
потенциал
учащихся,
создавать
необходимые
условия
для
активизации
познавательной
исследовательской деятельности учащихся;
- повысить качество преподавания на основе внедрения новых информационных технологий;
- проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми.
Индивидуальная тема по самообразованию: применение инновационных технологий для развития устной и
письменной речи на уроках татарского языка и литературы.
Цель: повышение эффективности развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы через
использование инновационных технологий.
Задачи:
изучить современную научную и методическую литературу по развитию устной и письменной речи учащихся;
создать условия для развития устной и письменной речи учащихся в процессе обучения татарскому языку и
литературе;
повысить интерес учащихся к изучению татарского языка;
продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание татарского языка и литературы;
развивать творческие способности учащихся через вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность;
использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений,
навыков;
воспитание патриотических чувств, приобщение к культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных
качеств личности;
разработка научно – методических и дидактических материалов;
изучение и использование опыта работы передовых учителей.
Предполагаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением инновационных образовательных
технологий;
представление опыта работы на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта;
продвижение персонального сайта в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем
авторских методических материалов;
обобщение опыта по теме самообразования.
Источники самообразования: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая,
художественная), интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, вебинары, конференции, лектории,
мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, экскурсии, театры, выставки, музеи.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план;
групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединенияй учителей татарского
языка, а также через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.
Пояснительная записка
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск
педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития
педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность
определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность
строить и перестраивать программу.
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–
образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания,
поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития
образования.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время
в системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями.
Реализация в России перехода на ФГОС второго поколения активизировала интерес к применению всеми участниками
педагогического процесса - учащимися, учителями – современных образовательных технологий, в том числе и
информационно – коммуникационных, в учебно-воспитательном процессе. Мы рассматриваем их, прежде всего, как средство
повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле
информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования.
Направления самообразования:
Направление
Содержание деятельности
Сроки
реализации
Форма
представления
Профессиональное
1. Изучение и анализ научно-методической литературы по теме:
«Применение инновационных технологий в области устной и
письменной речи».
2.
Изучение
с
инновационными
педагогическими
технологиями
через
предметные
издания,
Интернет,
педагогическое сообщество.
3. Изучить программы и учебники, выявить их особенности и
требования:
- Примерная программа учебных предметов "Татарский язык" и
"Татарская литература" для основного общего и среднего
общего образования, размещённой на сайте - Министерство
образования и науки РТ;
- Рабочая программа по татарскому языку для русскоязычных
апрель –
май
Каталог
методической
литературы
Систематизация
пед.практик
по
развитию речи
Памятки
по
использованию
приемов работы на
различных
этапах
урока
учащихся 1-11 классы, размещённой на сайте - Министерство
образования и науки РТ;
- Примерная программа по татарской литературе для учащихся-
татар, обучающихся в русских школах 10-11 классы,
размещённой на сайте - Министерство образования и науки РТ.
4. Изучение методики А.Г.Яхина в формировании творческого,
логического мышления учащихся при изучении татарской
литературы.
5.
Отбор
эффективных
педагогических
практик
по
формированию коммуникативных технологий и использование
в процессе обучения.
Рекомендации
по
развитию
устной
и
письменной речи на
уроках
татарского
языка
Размещение
ссылок
на
персональном
сайте
Психолого-
педагогическое
1.
Овладение методиками по определению индивидуальных
особенностей психологии и психофизиологии познавательных
процессов ученика;
2.
Совершенствовать свои знания в области классической и
современной психологии и педагогики.
Май - июль
Методика «образная
память»
Методика
“Лабиринт”
Методика
неоконченных
текстов
Предметно-
методическое
1.Изучение
и
внедрение
в
практику
своей
работы
инновационных технологий на основе мотивации и развития
устной и письменной речи:
2.
Ресурсы в сети интернет:
- аутентичные фильмы и аудиозаписи – для развития навыка
аудирования и знакомства с культурой и историей страны
изучаемого языка;
- фотографии с видами республики, сделанные учащимися - для
развития навыка устной монологической и диалогической речи;
- on-line тесты;
- социальные сети – для развития навыка письменной речи,
переписка на татарском языке (Facebook, vkontakte).
3. С помощью электронных приложений
В течение
года
Рабочие программы и
конспекты уроков
- прием языковой догадки (дети пробуют соотнести звуковой
образ слова с соответствующей иллюстрацией), затем
проверяют себя по словарю;
- отработка правильного произношения новых слов за звуковым
словарем (хором и индивидуально);
- работа в парах со словарем (один учащийся, используя
словарь, называет слово, другой соотносит с картинкой);
- построение предложений с опорой на схему и без нее (схема
выведена на экран компьютера);
- использование новых слов в роли опорных для составления
текстов по изучаемой теме (пример текста на экране).
2. Разработка рабочих программ по татарскому языку для
учащихся 6 классов.
3. Разработка технологических карт
уроков по татарскому
языку.
4. Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий
для учащихся на развитие устной и письменной речи.
5.
Разработка
комплекта
входных
и
выходных
самостоятельных,
контрольных
работ,
в
том
числе
и
электронных тестов.
6. Разработка комплекта заданий:
Задание 1. Импровизация по теме. (Выбираем любую тему – – и
в течении 2 минут высказываем свои мнения в виде слов,
словосочетаний, предложений)
Задание 2. Строим связи. (Записываем на карточках любые
предметы, явления и понятия. Дальше случайным образом
открываем карточки одну за другой и говорим на каждую тему
2 минуты.
Задание
3. Обсудить
прослушанный
рассказ.
При
этом
отрабатывается
умение
правильно
задать
и
ответить
на
вопросы.
Задание 4. Подобрать к рассказу пословицу из предложенных
Сентябрь
2018г.
Октябрь
2018 г.
Ноябрь
2018 г.
Ноябрь
2018 г.
Сентябрь
2018 г.
Октябрь
2018 г.
Дидактические
материалы
Комплекты
методических
и
дидактических
электронных
материалов
Электронное
портфолио
достижений
Размещение
информации на
личном сайте
на доске, объяснить выбор.
Задание 5. Составить свой собственный рассказ, используя
ключевые фразы и грамматические структуры, из рассказа
учителя.
Задание 6. Прослушать начало, продолжить и закончить рассказ
коллективно с опорой на ключи.
Задание 7. Ситуативные упражения.
7. Организация работы с одарёнными детьми и участие в
научно-практических
конференциях,
конкурсах
творческих
работ, олимпиадах. (Участие в межрегиональном конкурсе по
татарскому языку «Зирәк тиен», во Всероссийской олимпиаде
по
татарскому
языку
и
литературе,
в
международной
олимпиаде по татарскому языку «Татар теле. ИНФО», Конкурс
юных талантов «Илһам», МЮНИЧ им.К.Насыри)
8.
Проведение
открытых
уроков
в
рамках
работы
стажировочной площадки
10. Публикации методических разработок уроков татарского
языка и литературы на педагогических сайтах
в журнале
«Магариф», «Ачык дәрес».
По графику
работы
администра
ции школы
Июнь
Информационно
-
коммуникативные
технологии
1.Совершенствовать
ИКТ-компетентность и внедрять их в
учебный процесс.
2.Обзор в Интернете информации по татарскому языку,
педагогике
и
психологии
по
темам:
«Информационные
технологии в проектной деятельности обучающихся, как один
из аспектов обучения татарскому
языку», «Использование
аудиозаписей и интерактивной доски в процессе обучения
аудированию на уроках татарского языка», «Организация
исследовательской и проектной деятельности учащихся с
Регулярно
ежемесячно
в 2018 году
Публикация
результатов на сайте
Размещение
ссылок
на
персональном
сайте
Комплекты
методи-
ко-дидактических
электронных
материалов
применением интернет-технологий».
3.Вести работу на персональной странице на сайте и её
пополнять.
Охрана здоровья
Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие
технологии:
– медико-гигиенические (соблюдение СанПинов)
– физкультурно-оздоровительные технологии (проведение
на
уроках
физкультминуток,
использование
методики
Базарного К.Ф.)
–
экологические технологии
(обустройство школьной
среды, освещение, тепловой режим)
–
техническое
обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
–
здоровьесберегающие
образовательные
технологии
(определенный ход учебного процесса, регламентированный
СанПинами, предотвращающий утомление детей; личностно-
ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха,
технология педагогической поддержки).
Регулярно
Физкультминутки,
Минутки релаксации
Дыхательная
гимнастика
Гимнастика для глаз
Речевая гимнастика