Автор: Михеева Светлана Викторовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад комбинированного вида "Сказка"
Населённый пункт: город Советск Кировской области
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Логосказка как метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Мастер – класс: «Логосказка как метод
коррекции речевых нарушений у дошкольников»
Категория участников: педагоги
Цель: Повышение компетентности педагогов в применении логосказки при
коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить педагогов с одним из методов в системе коррекции
речевых нарушений – логосказкой.
Вызвать у участников мастер – класса желание использовать
логосказки в своей профессиональной деятельности.
Создать условия для профессионального общения, самореализации и
стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Оборудование, материалы, инструменты: напечатанные высказывания о
сказке, задания на пантомимику, ножницы, клей, скотч, шаблоны сказочных
героев, пластиковые ложки, деревянные палочки, картон, степлер, цветная
бумага, ноутбук, проектор, презентация.
Ход мастер – класса.
1.
Организационно – мотивационный этап
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня вы пришли в наш детский сад,
который называется «Сказка». И я рада вас видеть на моём мастер – классе,
который тоже связан со сказкой.
Помогите мне, пожалуйста, напомнить всем высказывания великих людей о
сказке (читают участники мастер - класса)
(«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы
войти в действительность новыми путями, могут помочь ребёнку
узнать мир и одарить его воображение» Д. Родари
«Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазах» Х. К.
Андерсен
«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые
дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков
при рассказывании» К. Д. Ушинский
«Сказка способна помочь ребёнку, если у него есть серьёзные нарушения в
общении и поведении» детский психолог Бруно Бетельхейм)
2.
Презентационно – практический этап
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным
развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи
является сказка.
Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые
термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной
забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании
исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была
построена современная концепция работы над сказкой.
В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге,
разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей,
которые имеют отклонения в развитии.
К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными
формулами, а маленькие дети – вещами, предметами.
В своей работе я использую логопедические сказки – это такие сказки,
которые оказывают существенную помощь в работе с детьми,
испытывающими трудности в речевом развитии.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий
развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также
активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления,
воображения).
Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с
детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое
занятие, дидактическая игра, театрализованное представление.
Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе
повествования.
Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей
и связанных с ней психических процессов путем использования элементов
сказкотерапии.
Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы
ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические
принципы:
- систематичность и последовательность,
- учет возрастных особенностей,
- учет индивидуальных особенностей,
- учет структуры дефекта,
- поэтапность коррекции речи.
Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение,
импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка.
Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать коррекционные
задачи:
– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества
ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской
речи;
- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной
для дошкольника форме;
– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового
и моторного анализаторов;
– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом
на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников
образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и
взаимопомощи.
Существуют следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную
моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют,
дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания
грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
Для постановки сказок используют разные виды театров:
Пальчиковый
Настольный
Магнитный
Рукавичный
Масок
Куклы Би – Ба – Бо
Театр игрушек
Театр теней
Театр на ложках и др.
Вы можете видеть на выставке некоторые из них.
В логосказки легко и органично включаются задания на формирование
психофизической сферы детей:
- Психогимнастика
- Релаксация
- Дыхательные и голосовые упражнения
Участникам мастер-класса предлагаются упражнения для развития
мимики, жестов с элементами пантомимы.
а) Покажите, как будто Вы снимали горячую кастрюлю с молоком с огня и
обожглись.
б) Покажите, как лось важно ходит по лесу.
в) Покажите, как дрожит осинка от ветра в осеннем лесу.
г) Представьте себя могучим дубом.
д) Представьте, что Вы – печальный снеговик под ярким весенним
солнышком.
е) Покажите, как будто Вы разбили любимую чашку.
- А сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы, занять места за
столами. Каждая группа должна придумать сказку, приготовить атрибуты
для её демонстрации и показать всем нам.
Первая группа (учителя - логопеды) составляет артикуляционную
логосказку, используя театр на ложках;
Вторая группа (учителя - дефектологи) составляют лексико –
грамматическую логосказку, используя пальчиковый театр;
Третья группа (воспитатели) составляют логосказку, способствующую
развитию связной речи, используя театр на деревянных палочках.
Показ придуманных сказок.
3.
Рефлексия
Спасибо, уважаемые коллеги за активность, творчество, актёрское
мастерство. Я думаю, что многие из вас захотят использовать в своей работе
такой метод коррекции речевых нарушений как логосказка.
Если мастер – класс был вам интересен и полезен, то улыбнитесь, если нет,
то нахмурьтесь.
Приложение
Придуманные педагогами сказки
Умный Пик.
Жил-был мышонок Пик. Мама часто говорила, какой он
красивый, шустрый, весёлый. Но никогда его не называли умным. Вот
однажды мышонок вылез из норки и решил:
-Пойду погуляю, может быть встречу самого умного зверя.
Первым Пик увидел кролика.
- Эй, Шустрик – это ты самый умный?
- Нет, Пик, я не самый умный, я самый быстрый.
Побежал мышонок дальше, навстречу ему пёс.
- Привет, Дружок, - это ты самый умный?
- Привет, Пик, нет, я самый смелый.
Побежал мышонок дальше, навстречу ему свинья.
- Привет, Хавронья, скажи – это ты самая умная?
- Здравствуй Пик, нет, я самая прожорливая.
Побежал мышонок дальше, навстречу ему бык.
- Здравствуй, Буян, - это ты самый умный?
- Привет, Пик, нет, я самый рогатый и бодатый.
Мышонок собрался бежать дальше, но увидел вдалеке кошку Мурку.
Развернулся и быстро – быстро побежал в норку. Мурка его не заметила. А
мама назвала Пика умницей.
Мышка – путешественница.
Шла мышка по дорожке. Нашла воздушный шарик и решила его надуть
(дыхательная гимнастика – насос.) Шарик получился очень красивый, мышка
от удовольствия даже запищала и-и-и- Надула такой большой воздушный
шарик, что полетела на нём. Вдруг шарик зацепился за ветку и стал сдуваться
с-с-с-с Мышка спустилась на землю. Там она встретила мишку. Мишка
обрадовался гостю и запел ы-ы-ы Мишка решил поделиться с мышкой
шишками, но не смог их сосчитать. Мышка ему помогла: одна шишка, две
шишки, три шишки, четыре шишки, пять шишек. Мишка поблагодарил
мышку и они пошли гулять вместе. Шли – шли, а на встречу им выскочил
зайчишка – Степашка. У Степашки было очень хорошее настроение. Он всем
говорил комплименты: - ша -ша-ша – как ты мышка хороша
- ши-ши-ши - ушки мишки хороши
-
шу- шу-шу – я на вас дышу
-
шо-шо-шо – как мне с вами хорошо.
Все трое были рады друг другу. И стали они вместе жить – поживать и горя
не знать.
Теремок на новый лад.
Жил-был в лесу медведь. Звали его Топтыгин. Однажды осенью пошёл он
еду искать. Шёл-шёл, вдруг увидел – брёвна лежат. Решил Топтыгин в лесу
терем построить. Бежит мимо волк, спрашивает у медведя:
- Помощь нужна?
Стали они вдвоём терем строить. Бежит мимо лиса, спрашивает:
- Помощь нужна?
Стали они втроём терем строить. Но лиса и тут хитрит, больше песни
распевает, чем строить помогает. Бежит мимо заяц, спрашивает:
- Помощь нужна?
Стали они вчетвером терем строить. Зачишка мох и кору таскает, терем
утепляет. А Топтыгин уже и крышу смастерил. Бежит мимо лягушка,
спрашивает,
- Можно и я с вами? Я воды принесу, чай заварю.
Мимо мышка бежит, в терем просится. Пригласили звери и её. Мышка
пирогов напекла, Топтыгин мёда принёс.
Стали они впятером в тереме жить – поживать, чаёк попивать!