Напоминание

"Логосказка как метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"


Автор: Михеева Светлана Викторовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад комбинированного вида "Сказка"
Населённый пункт: город Советск Кировской области
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Логосказка как метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер – класс: «Логосказка как метод

коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Категория участников: педагоги

Цель: Повышение компетентности педагогов в применении логосказки при

коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Познакомить педагогов с одним из методов в системе коррекции

речевых нарушений – логосказкой.

Вызвать у участников мастер – класса желание использовать

логосказки в своей профессиональной деятельности.

Создать условия для профессионального общения, самореализации и

стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Оборудование, материалы, инструменты: напечатанные высказывания о

сказке, задания на пантомимику, ножницы, клей, скотч, шаблоны сказочных

героев, пластиковые ложки, деревянные палочки, картон, степлер, цветная

бумага, ноутбук, проектор, презентация.

Ход мастер – класса.

1.

Организационно – мотивационный этап

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня вы пришли в наш детский сад,

который называется «Сказка». И я рада вас видеть на моём мастер – классе,

который тоже связан со сказкой.

Помогите мне, пожалуйста, напомнить всем высказывания великих людей о

сказке (читают участники мастер - класса)

(«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы

войти в действительность новыми путями, могут помочь ребёнку

узнать мир и одарить его воображение» Д. Родари

«Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазах» Х. К.

Андерсен

«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые

дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков

при рассказывании» К. Д. Ушинский

«Сказка способна помочь ребёнку, если у него есть серьёзные нарушения в

общении и поведении» детский психолог Бруно Бетельхейм)

2.

Презентационно – практический этап

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным

развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи

является сказка.

Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые

термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной

забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании

исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была

построена современная концепция работы над сказкой.

В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге,

разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей,

которые имеют отклонения в развитии.

К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными

формулами, а маленькие дети – вещами, предметами.

В своей работе я использую логопедические сказки – это такие сказки,

которые оказывают существенную помощь в работе с детьми,

испытывающими трудности в речевом развитии.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий

развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также

активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления,

воображения).

Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с

детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое

занятие, дидактическая игра, театрализованное представление.

Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе

повествования.

Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей

и связанных с ней психических процессов путем использования элементов

сказкотерапии.

Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы

ребенок мог понять их содержание и пересказать.

Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические

принципы:

- систематичность и последовательность,

- учет возрастных особенностей,

- учет индивидуальных особенностей,

- учет структуры дефекта,

- поэтапность коррекции речи.

Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение,

импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка.

Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать коррекционные

задачи:

– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества

ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской

речи;

- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной

для дошкольника форме;

– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового

и моторного анализаторов;

– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом

на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников

образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и

взаимопомощи.

Существуют следующие виды логосказок:

1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную

моторику)

2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).

3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют,

дифференцируют звуки).

4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания

грамматических категорий).

5. Сказки, способствующие формированию связной речи.

6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

Для постановки сказок используют разные виды театров:

Пальчиковый

Настольный

Магнитный

Рукавичный

Масок

Куклы Би – Ба – Бо

Театр игрушек

Театр теней

Театр на ложках и др.

Вы можете видеть на выставке некоторые из них.

В логосказки легко и органично включаются задания на формирование

психофизической сферы детей:

- Психогимнастика

- Релаксация

- Дыхательные и голосовые упражнения

Участникам мастер-класса предлагаются упражнения для развития

мимики, жестов с элементами пантомимы.

а) Покажите, как будто Вы снимали горячую кастрюлю с молоком с огня и

обожглись.

б) Покажите, как лось важно ходит по лесу.

в) Покажите, как дрожит осинка от ветра в осеннем лесу.

г) Представьте себя могучим дубом.

д) Представьте, что Вы – печальный снеговик под ярким весенним

солнышком.

е) Покажите, как будто Вы разбили любимую чашку.

- А сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы, занять места за

столами. Каждая группа должна придумать сказку, приготовить атрибуты

для её демонстрации и показать всем нам.

Первая группа (учителя - логопеды) составляет артикуляционную

логосказку, используя театр на ложках;

Вторая группа (учителя - дефектологи) составляют лексико –

грамматическую логосказку, используя пальчиковый театр;

Третья группа (воспитатели) составляют логосказку, способствующую

развитию связной речи, используя театр на деревянных палочках.

Показ придуманных сказок.

3.

Рефлексия

Спасибо, уважаемые коллеги за активность, творчество, актёрское

мастерство. Я думаю, что многие из вас захотят использовать в своей работе

такой метод коррекции речевых нарушений как логосказка.

Если мастер – класс был вам интересен и полезен, то улыбнитесь, если нет,

то нахмурьтесь.

Приложение

Придуманные педагогами сказки

Умный Пик.

Жил-был мышонок Пик. Мама часто говорила, какой он

красивый, шустрый, весёлый. Но никогда его не называли умным. Вот

однажды мышонок вылез из норки и решил:

-Пойду погуляю, может быть встречу самого умного зверя.

Первым Пик увидел кролика.

- Эй, Шустрик – это ты самый умный?

- Нет, Пик, я не самый умный, я самый быстрый.

Побежал мышонок дальше, навстречу ему пёс.

- Привет, Дружок, - это ты самый умный?

- Привет, Пик, нет, я самый смелый.

Побежал мышонок дальше, навстречу ему свинья.

- Привет, Хавронья, скажи – это ты самая умная?

- Здравствуй Пик, нет, я самая прожорливая.

Побежал мышонок дальше, навстречу ему бык.

- Здравствуй, Буян, - это ты самый умный?

- Привет, Пик, нет, я самый рогатый и бодатый.

Мышонок собрался бежать дальше, но увидел вдалеке кошку Мурку.

Развернулся и быстро – быстро побежал в норку. Мурка его не заметила. А

мама назвала Пика умницей.

Мышка – путешественница.

Шла мышка по дорожке. Нашла воздушный шарик и решила его надуть

(дыхательная гимнастика – насос.) Шарик получился очень красивый, мышка

от удовольствия даже запищала и-и-и- Надула такой большой воздушный

шарик, что полетела на нём. Вдруг шарик зацепился за ветку и стал сдуваться

с-с-с-с Мышка спустилась на землю. Там она встретила мишку. Мишка

обрадовался гостю и запел ы-ы-ы Мишка решил поделиться с мышкой

шишками, но не смог их сосчитать. Мышка ему помогла: одна шишка, две

шишки, три шишки, четыре шишки, пять шишек. Мишка поблагодарил

мышку и они пошли гулять вместе. Шли – шли, а на встречу им выскочил

зайчишка – Степашка. У Степашки было очень хорошее настроение. Он всем

говорил комплименты: - ша -ша-ша – как ты мышка хороша

- ши-ши-ши - ушки мишки хороши

-

шу- шу-шу – я на вас дышу

-

шо-шо-шо – как мне с вами хорошо.

Все трое были рады друг другу. И стали они вместе жить – поживать и горя

не знать.

Теремок на новый лад.

Жил-был в лесу медведь. Звали его Топтыгин. Однажды осенью пошёл он

еду искать. Шёл-шёл, вдруг увидел – брёвна лежат. Решил Топтыгин в лесу

терем построить. Бежит мимо волк, спрашивает у медведя:

- Помощь нужна?

Стали они вдвоём терем строить. Бежит мимо лиса, спрашивает:

- Помощь нужна?

Стали они втроём терем строить. Но лиса и тут хитрит, больше песни

распевает, чем строить помогает. Бежит мимо заяц, спрашивает:

- Помощь нужна?

Стали они вчетвером терем строить. Зачишка мох и кору таскает, терем

утепляет. А Топтыгин уже и крышу смастерил. Бежит мимо лягушка,

спрашивает,

- Можно и я с вами? Я воды принесу, чай заварю.

Мимо мышка бежит, в терем просится. Пригласили звери и её. Мышка

пирогов напекла, Топтыгин мёда принёс.

Стали они впятером в тереме жить – поживать, чаёк попивать!



В раздел образования