Автор: Горохова Дария Георгиевна
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Намы, Булунского района, Республики Саха /Якутия/
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование
Мастер – класс «Дидактическая игра на повторительно – обобщающих уроках
истории»
Урок
истории
–
это
сложная
образовательная
система,
направленная
на
формирование у учащихся знаний, умений и ценностных отношений, на развитие ума,
воспитание чувств и свойств личности. Но при этом урок – это динамичная и вариативная
форма организации обучения, в которой отражаются два противоборствующих элемента –
нормативность и творчество. Наибольшее творчество учитель может проявить именно при
проведении повторительно-обобщающих уроков.
Уроки повторения в процессе обучения истории проводятся довольно часто, так
как материал в учебнике разделён на разделы и после каждого раздела в календарно –
тематическом планировании отводится целый урок на обобщение знаний учащихся по
данному разделу. Но уроки обобщения знаний начали приобретать все большее значение
в процессе обучения истории. Их проведение предусмотрено программой по всем класса,
в
которых
изучается
предмет
история.
Поскольку
обобщение
сопровождается
повторением, то их называют повторительно-обобщающими уроками.
Цель данных уроков систематизировать знания и создать целостную картину события;
раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; помочь учащимся от
знания отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности – к
причинно-следственным связям.
На уроках повторения используются новые варианты преподнесения прежнего материала,
создаются другие условия и формы работы, чтобы ученики сумели приложить новые
знания к старым. Такие уроки позволяют учителю использовать различные формы его
проведения: от тестовых работ до дидактических игр.
Структура традиционного повторительно-обобщающего урока выглядит примерно так:
- организационный момент;
- вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной
темы, сообщает цель и план урока;
- выполнение учащимися (индивидуально и коллективно) различного рода устных и
письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера;
- оценка результатов урока;
- подведение итогов;
- задание на дом.
Я чаще всего провожу повторительно – обобщающие уроки в виде таких работ как:
- тест,
- экзаменационные вопросы,
- дидактические игры.
Игра – уникальная форма организации уроков обобщающего повторения. Игра
должна постоянно обогащать знания, способствовать всестороннему развитию детей, их
способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива
интересным содержанием.
Дидактическая игра на уроке – это не развлечение, а особый прием вовлечения
учащихся в творческую деятельность, прием стимулирования их активности.
Дидактическая
игра
усиливает
познавательно
–
оценочное
восприятие
информации, особенно на повторительно – обобщающих уроках.
Есть 3 важнейших условия использования дидактических игр на повторительно –
обобщающих уроках:
1)учебный материал в основном должен быть усвоен учащимися на предыдущих
уроках по той или иной теме.
2)важен эмоциональный настрой, создание непринужденной атмосферы на уроке.
3)учитель не только организует игру, но сам в ней активно участвует.
Ставить ли оценки за участие в игре? Количество набранных баллов в конце игры не
удовлетворяет учащихся, разочаровывает. Поэтому оценки в конце урока выставляются.
А сейчас мне хотелось предоставить вашему вниманию несколько дидактических
игр, которые получили большую популярность на повторительно – обобщающих уроках
истории в нашей школе.
Коллективный рассказ
Смысл этого этапа игры заключается в том, что участники команды должны рассказать об
одном из исторических событий. Начинает тему один, продолжает другой, затем третий и
т.д. Например: «Северная война» - 8 класс
«Узнай политического деятеля».
Класс делится на команды. Каждая из них получает одну или несколько карточек, на
которых сообщается сведения, о каком – либо известном политике начала века. Задача
школьников – назвать загаданное имя, по возможности – даты жизни политического
деятеля, о котором идет речь, не упомянутые в тексте на карточке биографические данные
и т.д.
Например: 9 класс
1 команда: Родился в бедной семье Джугашвили в грузинском городке Гори недалеко от
Тбилиси.
Был хитрым, жестоким и коварным человеком, никому не доверял.
Был руководителем Советского государства. (Иосиф Виссарионович Сталин)
2 команда:
Родился в дворянской семье в городе Симбирске. Прекрасно учился и
окончил гимназию с отличием. Он много читал, писал статьи и книги о революции.
(Владимир Ильич Ленин)
«Найди историческую ошибку»
На карточках записывается текст, где специально допускается несколько ошибок,
неточностей. (Иногда можно просто использовать самостоятельные работы ребят, где они
допустили несколько ошибок).
Например: 7 класс
Центральное место в славянской избе занимал стол (занимала русская печь). Около
большого стола стояла печь, в которой славяне готовили еду: пекли хлеб, варили щи и
кашу, сушили грибы. Около печи стояла кочерга, в которой славяне месили тесто для
выпечки хлеба (кочерга – это предмет, которым мешают горящие дрова в печи). У печи
всегда стояла деревянная лопата и ухват, ухватом ворошили горящие дрова в печи
(ухват приспособление для передвигания в печи горшков). Рядом с печью висел рукомойник
– полотенце, которым вытирали руки (рукомойник – кувшин с водой).
«Мозговой штурм»:
за определенное время ответить на большее количество вопросов,
«Хронологическая головоломка»:
задание требует правильной расстановки событий в хронологической последовательности,
Например: (9 класс – раздел ВОВ)
Сталинградская битва
Битва на Курской дуге
Битва за Москву
1.
Битва за Москву декабрь 1941 –
апрель 1942)
2.
Сталинградская битва (июль 1942 – 2
февраля 1943)
3.
Битва на Курской дуге (июль 1943)
«Картинная галерея»:
необходимо назвать картину, автора,
9 января 1905 год Кровавое воскресение (Маковский) И.В. Сталин
Игра «Путешествие по «реке времени Российской истории»»
Показать игру.
Игра- аукцион
По теме: «Введение в историю» 7 класс Раздел 1.
Цель игровой деятельности:
Активизировать знания учащихся при повторении темы
Содержание игры:
В виде лотов предлагаемых на аукционе предлагаются вопросы по истории Отечества
Правильный ответ на приобретенный вопрос приносит участнику определенный доход.
Оформление
1.
Перед столами трибуна аукциониста (трибуна, молоток, список вопросов).
2.
У доски справа стоит стол с табличкой «Банк» и «Выдача кредитов»
Ход аукциона:
1.
Классу задается конкретный вопрос по истории
2.
Право на ответ может купить любой участник, заплатив наибольшую сумму в ходе
торгов
3.
Первоначальная стартовая цена каждого лота- 10 рублей, а торговый шаг – 20 рублей.
4.
Участник, предложивший наибольшую сумму и купивший очередной лот, получает из
банка определённую сумму.
5.
Участник, ответивший неверно, в банк платит штраф в размере 50 рублей, которые он
может взять в кредит.
Вопросы:
1 лот – 10 рублей.
Что изучает история? (История изучает науку о прошлом человечества)
2 лот – 20 рублей.
Кого из русских историков вы можете назвать? (Сергей Михайлович Соловьёв)
3 лот – 30 рублей
Назовите исторические памятники, по которым изучается прошлое людей (вещественные,
письменные, устные)
4 лот -20 рублей
Перечислите, что относится к устным памятникам (легенды, поговорки, пословицы,
поговорки, сказки, народные песни)
5 лот – 10 рублей
Как называют учёных – историков, которые проводят раскопки (археологи)
6 лот – 10 рублей
Как называется наша Родина (Россия)
7 лот – 10 рублей
Какой город является столицей нашей Родины (Москва)
8 лот – 30 рублей
Назовите символы нашего государства (гимн, герб, флаг)
9 лот – 20 рублей
Что изучает наука – генеалогия (наука, изучающая родословную людей)
10 лот – 10 рублей
Сколько лет составляет один век (100 лет)
11 лот – 30 рублей
Как называют время после даты рождения Иисуса Христа (наше время)
12 лот – 30 рублей
Покажите на ленте времени век 2013 года (21 век)
13 лот – 30 рублей
Покажите на ленте времени век вашего рождения
14 лот – 30 рублей
Чем отличается географическая карта от исторической (изменение границ, условными
обозначениями)
Далее подсчитываются денежки и выставляются отценки.
Использование игровой формы урока при обобщении исторических знаний
стимулирует интерес к изучению истории.