Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Горохова Дария Георгиевна
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Намы, Булунского района, Республики Саха /Якутия/
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер – класс «Дидактическая игра на повторительно – обобщающих уроках

истории»

Урок

истории

это

сложная

образовательная

система,

направленная

на

формирование у учащихся знаний, умений и ценностных отношений, на развитие ума,

воспитание чувств и свойств личности. Но при этом урок – это динамичная и вариативная

форма организации обучения, в которой отражаются два противоборствующих элемента –

нормативность и творчество. Наибольшее творчество учитель может проявить именно при

проведении повторительно-обобщающих уроков.

Уроки повторения в процессе обучения истории проводятся довольно часто, так

как материал в учебнике разделён на разделы и после каждого раздела в календарно –

тематическом планировании отводится целый урок на обобщение знаний учащихся по

данному разделу. Но уроки обобщения знаний начали приобретать все большее значение

в процессе обучения истории. Их проведение предусмотрено программой по всем класса,

в

которых

изучается

предмет

история.

Поскольку

обобщение

сопровождается

повторением, то их называют повторительно-обобщающими уроками.

Цель данных уроков систематизировать знания и создать целостную картину события;

раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; помочь учащимся от

знания отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности – к

причинно-следственным связям.

На уроках повторения используются новые варианты преподнесения прежнего материала,

создаются другие условия и формы работы, чтобы ученики сумели приложить новые

знания к старым. Такие уроки позволяют учителю использовать различные формы его

проведения: от тестовых работ до дидактических игр.

Структура традиционного повторительно-обобщающего урока выглядит примерно так:

- организационный момент;

- вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной

темы, сообщает цель и план урока;

- выполнение учащимися (индивидуально и коллективно) различного рода устных и

письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера;

- оценка результатов урока;

- подведение итогов;

- задание на дом.

Я чаще всего провожу повторительно – обобщающие уроки в виде таких работ как:

- тест,

- экзаменационные вопросы,

- дидактические игры.

Игра – уникальная форма организации уроков обобщающего повторения. Игра

должна постоянно обогащать знания, способствовать всестороннему развитию детей, их

способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива

интересным содержанием.

Дидактическая игра на уроке – это не развлечение, а особый прием вовлечения

учащихся в творческую деятельность, прием стимулирования их активности.

Дидактическая

игра

усиливает

познавательно

оценочное

восприятие

информации, особенно на повторительно – обобщающих уроках.

Есть 3 важнейших условия использования дидактических игр на повторительно –

обобщающих уроках:

1)учебный материал в основном должен быть усвоен учащимися на предыдущих

уроках по той или иной теме.

2)важен эмоциональный настрой, создание непринужденной атмосферы на уроке.

3)учитель не только организует игру, но сам в ней активно участвует.

Ставить ли оценки за участие в игре? Количество набранных баллов в конце игры не

удовлетворяет учащихся, разочаровывает. Поэтому оценки в конце урока выставляются.

А сейчас мне хотелось предоставить вашему вниманию несколько дидактических

игр, которые получили большую популярность на повторительно – обобщающих уроках

истории в нашей школе.

Коллективный рассказ

Смысл этого этапа игры заключается в том, что участники команды должны рассказать об

одном из исторических событий. Начинает тему один, продолжает другой, затем третий и

т.д. Например: «Северная война» - 8 класс

«Узнай политического деятеля».

Класс делится на команды. Каждая из них получает одну или несколько карточек, на

которых сообщается сведения, о каком – либо известном политике начала века. Задача

школьников – назвать загаданное имя, по возможности – даты жизни политического

деятеля, о котором идет речь, не упомянутые в тексте на карточке биографические данные

и т.д.

Например: 9 класс

1 команда: Родился в бедной семье Джугашвили в грузинском городке Гори недалеко от

Тбилиси.

Был хитрым, жестоким и коварным человеком, никому не доверял.

Был руководителем Советского государства. (Иосиф Виссарионович Сталин)

2 команда:

Родился в дворянской семье в городе Симбирске. Прекрасно учился и

окончил гимназию с отличием. Он много читал, писал статьи и книги о революции.

(Владимир Ильич Ленин)

«Найди историческую ошибку»

На карточках записывается текст, где специально допускается несколько ошибок,

неточностей. (Иногда можно просто использовать самостоятельные работы ребят, где они

допустили несколько ошибок).

Например: 7 класс

Центральное место в славянской избе занимал стол (занимала русская печь). Около

большого стола стояла печь, в которой славяне готовили еду: пекли хлеб, варили щи и

кашу, сушили грибы. Около печи стояла кочерга, в которой славяне месили тесто для

выпечки хлеба (кочерга – это предмет, которым мешают горящие дрова в печи). У печи

всегда стояла деревянная лопата и ухват, ухватом ворошили горящие дрова в печи

(ухват приспособление для передвигания в печи горшков). Рядом с печью висел рукомойник

– полотенце, которым вытирали руки (рукомойник – кувшин с водой).

«Мозговой штурм»:

за определенное время ответить на большее количество вопросов,

«Хронологическая головоломка»:

задание требует правильной расстановки событий в хронологической последовательности,

Например: (9 класс – раздел ВОВ)

Сталинградская битва

Битва на Курской дуге

Битва за Москву

1.

Битва за Москву декабрь 1941 –

апрель 1942)

2.

Сталинградская битва (июль 1942 – 2

февраля 1943)

3.

Битва на Курской дуге (июль 1943)

«Картинная галерея»:

необходимо назвать картину, автора,

9 января 1905 год Кровавое воскресение (Маковский) И.В. Сталин

Игра «Путешествие по «реке времени Российской истории»»

Показать игру.

Игра- аукцион

По теме: «Введение в историю» 7 класс Раздел 1.

Цель игровой деятельности:

Активизировать знания учащихся при повторении темы

Содержание игры:

В виде лотов предлагаемых на аукционе предлагаются вопросы по истории Отечества

Правильный ответ на приобретенный вопрос приносит участнику определенный доход.

Оформление

1.

Перед столами трибуна аукциониста (трибуна, молоток, список вопросов).

2.

У доски справа стоит стол с табличкой «Банк» и «Выдача кредитов»

Ход аукциона:

1.

Классу задается конкретный вопрос по истории

2.

Право на ответ может купить любой участник, заплатив наибольшую сумму в ходе

торгов

3.

Первоначальная стартовая цена каждого лота- 10 рублей, а торговый шаг – 20 рублей.

4.

Участник, предложивший наибольшую сумму и купивший очередной лот, получает из

банка определённую сумму.

5.

Участник, ответивший неверно, в банк платит штраф в размере 50 рублей, которые он

может взять в кредит.

Вопросы:

1 лот – 10 рублей.

Что изучает история? (История изучает науку о прошлом человечества)

2 лот – 20 рублей.

Кого из русских историков вы можете назвать? (Сергей Михайлович Соловьёв)

3 лот – 30 рублей

Назовите исторические памятники, по которым изучается прошлое людей (вещественные,

письменные, устные)

4 лот -20 рублей

Перечислите, что относится к устным памятникам (легенды, поговорки, пословицы,

поговорки, сказки, народные песни)

5 лот – 10 рублей

Как называют учёных – историков, которые проводят раскопки (археологи)

6 лот – 10 рублей

Как называется наша Родина (Россия)

7 лот – 10 рублей

Какой город является столицей нашей Родины (Москва)

8 лот – 30 рублей

Назовите символы нашего государства (гимн, герб, флаг)

9 лот – 20 рублей

Что изучает наука – генеалогия (наука, изучающая родословную людей)

10 лот – 10 рублей

Сколько лет составляет один век (100 лет)

11 лот – 30 рублей

Как называют время после даты рождения Иисуса Христа (наше время)

12 лот – 30 рублей

Покажите на ленте времени век 2013 года (21 век)

13 лот – 30 рублей

Покажите на ленте времени век вашего рождения

14 лот – 30 рублей

Чем отличается географическая карта от исторической (изменение границ, условными

обозначениями)

Далее подсчитываются денежки и выставляются отценки.

Использование игровой формы урока при обобщении исторических знаний

стимулирует интерес к изучению истории.



В раздел образования