Авторы: Латыпова Альбина Раулевна, Суфьянова Альфия Хаматхановна
Должность: воспитатель, старший воспитатаель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с № 171" г. Магнитогорска
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Современные здоровьесберегающие технологии
в детском саду
В системе дошкольного образования широко применяются технологии
развивающего
и
проблемного
обучения,
игровые,
компьютерные,
альтернативные
технологии.
Наряду
с перечисленными,
все
чаще
звучит
термин «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие
технологии
– условия
обучения
ребенка
(отсутствие
стресса,
адекватность требований,
адекватность
методик
обучения
и
воспитания); рациональная
организация
образовательного
процесса
(в
соответствии
с возрастными,
половыми,
индивидуальными
особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и
физической
нагрузки
возрастным возможностям
ребенка; необходимый,
достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьеформирующие образовательные технологии – это психолого-
педагогические технологии,
программы,
методы,
которые
направлены
на:
в о с п и т а н и е
у детей
культуры
здоровья
и
личностных
каче ств,
способствующих
его
сохранению
и
укреплению;
формирование
представления о здоровье как ценности; мотивацию на ведение здорового
образа жизни.
Здоровьесберегающие
технологии
классифицируются
по
доминированию
целей
и
решаемых
задач,
а
также
ведущих
средств
здоровьесбережения субъектов педагогического процесса в детском саду:
–
медико-профилактические
(организация
мониторинга
здоровья
дошкольников; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
организация
и
контроль
питания,
физического
развития
и
закаливания
дошкольников; организация профилактических мероприятий в детском саду;
организация
контроля
и
помощь
в
обеспечении
требований
СанПиНов;
организация здоровьесберегающей среды в ДОУ);
–
физкультурно-оздоровительные
(развитие
физических
качеств
и
становление физической культуры дошкольников; дыхательная гимнастика,
массаж
и
самомассаж;
профилактика
плоскостопия
и
формирование
правильной
осанки;
воспитание
привычки
к
повседневной
физической
активности и заботе о здоровье);
–
обеспечение
социально-психологического
благополучия
ребенка
(психологическое
или
психолого-педагогическое
сопровождение
развития
ребенка);
–
здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного
образования (развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры
профессионального
здоровья,
развитие
потребности
к
здоровому
образу
жизни);
–
валеологическое просвещение родителей (папки-передвижки, беседы,
личный
пример
педагога,
нетрадиционные
формы
работы
с
родителями,
практикумы и др.).
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить
дошкольнику
возможность
сохранения
здоровья,
сформировать
у
него
необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Планирование
оптимальной
системы
здоровьесбережения
в
ДОУ
требует решения целого комплекса задач:
–
поиска
современных,
эффективных
научных
подходов
к
моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;
–
в ы с т р а и в а н и я
р е зул ьт ат и в н о й
с т р ат е г и и
у п р а в л е н и я
здоровьесберегающей
деятельностью
в
дошкольном
образовательном
учреждении;
–
определения
педагогиче ских
условий,
обе спечивающих
максимальную эффективность изучаемой деятельности.
Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического
п р о ц е с с а
д о ш к о л ь н о г о
у ч р е ж д е н и я
в ы с т у п а е т
с о з д а н и е
здоровьесберегающей
среды.
Она
определяется
как комплекс
социально-
гигиенических,
психолого-педагогических,
морально-этиче ских,
экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных
м е р обеспечивающих
ребенку
психическое
и
физическое
благополучие,
комфортную моральную и бытовую среду в семье и детском саду. В основу
разработки
концептуальных
направлений
здоровьесберегающей
среды
заложены следующие задачи:
–
формирование здоровья детей на основе комплексного и системного
использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств
физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем
воздухе;
–
использование
в
образовательной
деятельности
ДОУ
духовно-
нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего
окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
–
конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и
самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
–
обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о
здоровом образе жизни.
В
качестве
средств,
позволяющих
решить
данные
задачи,
может
выступать:
–
непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового
образа жизни (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная
гимнастики, самомассаж, точечный массаж) и простейшим навыкам оказания
первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также
привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
–
реабилитационные
мероприятия
(фитотерапия,
витаминотерапия,
ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура,
массаж, психогимнастика, тренинги, сказкотерапия);
–
специально
организованная
двигательная
активность
ребенка
(физкультминутки,
оздоровительная
физкультура,
игры
на
физическую
компетентность, спортивные игры, спортивно-оздоровительные праздники,
тематические праздники здоровья, прогулки, экскурсии).
Подготовка
к
здоровому
образу
жизни
ребенка
на
о снове
здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением
в
деятельности
каждого
образовательного
учреждения
для
детей
дошкольного возраста.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в
системе
дошкольного
образования,
отражают
две
линии
оздоровительно-
развивающей работы:
1.
приобщение детей к физической культуре;
2.
использование развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на
укрепление
здоровья
как
самостоятельно
культивируемой
ценности.
Необходим
комплекс
эффективных
профилактических
мер,
система
надежных
средств
психофизического
развития
на
протяжении
всего
дошкольного детства.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- организованная образовательная деятельность по физкультуре;
- самостоятельная деятельность детей;
- подвижные игры;
- утренняя разминка (традиционная, дыхательная, звуковая);
- двигательно-оздоровительные физкультминутки;
- физические упражнения после дневного сна;
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
- целевые физкультурные прогулки (стадион, парк);
- физкультурные досуги и развлечения;
- спортивные праздники;
- оздоровительные процедуры в водной среде.
Существующие
здоровьесберегающие
образовательные
технологии
можно выделить в три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру
во с п и т ат е л ь н о -о б р а зо ват е л ь н о го
п р о ц е с с а ,
с п о с о б с т ву ю щ и е
предотвращению
состояния
переутомления,
гиподинамии
и
других
дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной
работой педагога с детьми;
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по
обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и
стимулирования здоровья:
-
стретчинг
(это
комплекс
упражнений,
предназначенный
для
того,
чтобы мышцы были эластичными, а суставы гибкими и подвижными)
–
не
раньше чем через 30 минут после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 минут
со
среднего
возраста
в
физкультурном
или
музыкальном
залах,
либо
в
групповой
комнате,
в
хорошо
проветренном
помещении
специальные
упражнения
под
музыку.
Рекомендуется
детям
с
вялой
осанкой
и
плоскостопием.
-
динамические
паузы
–
во
время
организованной
образовательной
деятельности, 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для
всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя
элементы
гимнастики
для
глаз,
дыхательной
гимнастики
и
других
в
зависимости от вида занятия.
-
подвижные
и
спортивные
игры
–
как
часть
физкультурного
занимательного дела, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и
высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры
подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее
проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
-
релаксация
–
в любом подходящем помещении, в зависимости от
состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для
всех
возрастных
групп.
Можно
использовать
спокойную
классическую
музыку (П.И.Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы.
- пальчиковая гимнастика
– с
младшего возраста индивидуально либо
с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми
проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
- гимнастика для глаз
–
ежедневно по 3-5 минут в любое свободное
время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего
возраста.
Рекомендуется
использовать
наглядный
материал,
речевое
сопровождение и показ педагога.
-
дыхательная
гимнастика
–
в
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу
дать
детям
инструкции
об
обязательной
гигиене
полости
носа
перед
проведением процедуры.
- динамическая гимнастика
–
ежедневно после дневного сна, 5-10
минут.
- корригирующая гимнастика
–
в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи
и контингента детей.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
- организованная образовательная деятельность по физкультуре
–
2
- 3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в
групповой комнате, 5-10 минут, младший возраст – 10 - 15 минут, средний
возраст – 15 - 20 минут, старший возраст – 25 - 30 минут. Перед началом
необходимо хорошо проветрить помещение.
- проблемно - игровая деятельность (игротреннинги и игротерапия) – в
свободное
время,
можно
во
второй
половине
дня.
Время
строго
не
фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Деятельность
может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения
педагога в процесс игровой деятельности.
- коммуникативные игры
–
1-2 раза в неделю по 30 минут со старшего
возраста. Организованная деятельность строится по определенной схеме и
состоит из нескольких частей. В неё входят беседы, этюды и игры разной
степени подвижности, занимательное дело рисованием, лепкой и др.
-
самомассаж
- проводится
в
преддверии
эпидемий,
в
осенний
и
весенний периоды в любое время дня строго по специальной методике.
Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями
органов
дыхания.
Используется
наглядный
материал
(специальные
мнемотаблицы, схемы).
-
технологии
музыкального
воздействия
–
в различных
формах
физкультурно-оздоровительной
работы;
либо
отдельная
организованная
деятельность
-
2-4
раза
в
месяц
в
зависимости
от
поставленных
целей.
Используются
в
качестве
вспомогательного
средства
как
часть
других
технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и
пр.
- сказкотерапия – 2 - 4 раза в месяц по 30 минут со старшего возраста.
Используют для психологической терапевтической и развивающей работы.
Сказку
может
рассказывать
взрослый,
либо
это
может
быть
групповое
рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а
остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
- технологии воздействия цветом – как специально организованная
деятельность
-
2-4
раза
в
месяц
в
зависимости
от
поставленных
задач.
Правильно
подобранные
цвета
интерьера
в
нашей
группе
снимают
напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в
итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание - важное звено в системе физического воспитания детей.
Оно
обеспечивает
тренировку
защитных
сил
организма,
повышение
его
устойчивости
к
воздействию
постоянно
изменяющихся
условий
внешней
среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его
грамотного
осуществления
и
обязательного
соблюдения
следующих
принципов:
-
закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные
моменты;
- проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния
детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
- проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей,
состояния здоровья, уровня закаленности;
-
сила
воздействия
и
длительность
закаливающих
процедур
увеличивается постепенно.
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в
комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни
дошкольного учреждения. Необходимо составить программу закаливания по
каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему
индивидуальных
программ
заливания
на
год,
где
отражается
перечень
закаливающих
мероприятий,
проводимых
в
течение
дня.
Программа
согласовывается
с
медицинской
сестрой
дошкольного
учреждения
и
утверждается заведующим учреждения.
Из
всего
богатого
выбора
существующих форм
закаливания можно
выделить наиболее доступные:
- нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение
дня;
- прогулки на свежем воздухе;
- мытьё рук до локтя прохладной водой;
- обширное умывание:
- полоскание горла прохладной водой.
При
правильной
организации
прогулка
является
одним
из
важных
моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18
- 20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время
года длительность пребывания детей на воздухе 3.5 - 4 часа в любую погоду в
одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка.
Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с
применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к
сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Только
здоровый
ребенок
с
удовольствием
включается
во
все
виды
деятельности,
он
жизнерадостен,
оптимистичен,
открыт
в
общении
со
сверстниками
и
педагогами.
Это
залог
успешного
развития
всех
сфер
личности, всех ее свойств и качеств.
Использование мнемотехники в познавательно-
речевом развитии старших дошкольников
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и
основными
средствами,
которыми
ребёнок
овладевает
в
этом
возрасте,
являются
образные
средства:
сенсорные
эталоны,
различные
символы
и
знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и
т.п.).
Использование
обобщений
позволяет
ребёнку
обобщить
свой
непосредственный
опыт.
Главное
направление
развития
образного
мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности
к
замещению
и
пространственному
моделированию.
И
если
мы
хотим
развить
у
ребёнка
богатое
воображение,
способность
к
замещению,
различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, надо учить его
«читать» графическую аналогию. Графическая аналогия – умение обозначать
каким–либо
одним
символом
реальный
образ
(или
несколько
образов),
отразив им общие признаки объекта и замещать предметы, т.е. пользоваться
«заместителями».
В
предложенном
вниманию
занятии
предполагается
использование мнемотаблиц для закрепления и расширения у дошкольников
знаний
об
окружающем
мире,
выполнение
различных
игровых
заданий,
способствующих интеллектуальному развитию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая
информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно
сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов (памяти, внимания, образного
мышления);
-
перекодирование
информации,
т.е.
преобразование
из
абстрактных
символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
«Путешествие в осенний лес»
Задачи: закреплять знания детей о характерных особенностях времен года с
помощью условных обозначений на мнемотаблице.
Ход занятия:
Воспитатель
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, а куда – отгадайте.
Дом со всех сторон открыт,
Он зелёный крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
(Дети подходят к декорации осеннего леса).
- Опавшей листвы разговор еле слышен: «Мы с кленов… Мы с яблонь… Мы
с вишен… С осинки… С черёмухи… С дуба… С берёзы…».
Везде листопад.
На пороге морозы.
Четыре сестрицы живут
И всех по-разному зовут.
У каждого из них разноцветное платье,
Попробуйте этих сестёр отгадайте.
О каких временах года говорится? А мы с вами в каком лесу оказались?
Лесная полянка пестра, как цыганка. Цыганка-осень не сеет, не косит, только
собирает в фартук. Мониста на ней из осиновых листьев. Она гадалка. Как вы
думаете, осень – утро, день, ночь или вечер года? И мы вечером готовимся ко
сну. Вот и деревья сняли свой наряд, умылись дождём. Земля засыпает.
Интересно, что ей приснится зимой?
Какой была осень, и какой стала?
Была золотой, стала… (серой)
Была радостной, стала… (грустной)
Была тёплой, стала… (холодной)
Была светлой, стала… (тёмной)
А сейчас закончите мои предложения:
Вечером солнце садится, а утром…
Ночью темно, а днём…
Утром всё становится вокруг разноцветным, а ночью…
Синицы утром просыпаются, а совы…
Весной птицы прилетают, а осенью…
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Гулко шепчет тёмный лес.
Осень слякоть принесла
И дожди с собою,
Под ногами лужи, грязь,
Ветер гонит листья,
Небо серое грустит
Тучи в нём повисли.
Ребята, а как вы думаете, почему осень грустит и плачет. Наверное, дело в
том, что скоро зима и осени придётся уходить. Может быть, она не хочет
расставаться с нами? Давайте порадуем её и расскажем всё, что знаем об
осени. А помогут нам в этом наши таблицы – схемы (на магнитной доске
расположены схемы, дети отвечают на вопросы, используя их).
- Назовите осенние месяцы. Как называли сентябрь в народе, и почему?
(«Руен» – за жёлтый цвет в лесах; «ревун» – за ветреную погоду; «хмурень»
– за короткие дни; «вересень» - за первый иней).
Одна из первых примет осени – жёлтые пряди в листве. В сентябре синица
очень просится в гости. «Холоден батюшка – сентябрь, да кормить горазд».
Почему сентябрь называют месяцем синиц? (Поют, свистят, заглядывают
во все щели и трещинки, часто приближаются к человеческому жилью).
- Как ни хороша осенняя погода, как не сытен сентябрьский лес, а улетать
надо – путь предстоит не близкий. И улетают птицы в далёкие тёплые
страны.
Какие
птицы
улетают
первыми? (Кукушки,
зимородки,
зырянки,
коршуны, ястребы, соколы).
Как летят птицы? (Утки – косым рядом, чибисы – длинной цепочкой, журавли
и гуси летят клином).
- Закончился первый месяц осени, наступил октябрь, месяц близкой пороши,
предзимье, первый суровый месяц осени. А что вы знаете об этом месяце? (В
октябре и снег и дождь. Ветер кусты за вихры дерёт).
-
Какие
имена
дал
октябрю
народ
и
почему? («Листобой – за опавшие
листья; «ветродуй» - за сильные ветра; «мокрохвост» - за сырость, дожди;
«хлебник»– за убранные хлебные поля).
- Как животные готовятся к зиме?
(Белка меняет коричневый наряд на
голубо–серый, барсук чистит нору и залегает в зимнюю спячку. Ёж готовит
нору на зиму).
- А вот ноябрь – ворота зимы, месяц молодого звонкого льда. Как зовут
ноябрь в народе и почему? («Полузимником» - наполовину в зиму уходит;
«кузнецом» - реки и озёра льдом покрываются).
- На смену грачам и скворцам прилетел… (красногрудые снегири, суетливые
чечётки, красавцы – свиристели).
- Звери сменили свой наряд на тёплый, зимний.
У него изо льда корона,
Из иней перстенёк
Снегом низан поясок.
Сыплет зима из правого рукава снег, из левого иней. И бегут за нею вьюги да
метели.
В
конце
месяца
на
Руси
начинались
зимние
катанья
на
санях.
«Молодая зима с гор на санках катается» – говорили в народе.
Многое мы рассказали об осени и помогли нам в этом таблицы – схемы.
Отгадайте, ребята, какая песня спряталась в этой схеме? (Дети по схеме
вспоминают и поют песню об осени).
Артикуляционная гимнастика «Осень»
Мой язык похож на лист, широкий, расслабленный язык
Что слетел с берёзы вниз. удерживать неподвижно на нижней
губе на счёт до 10
Широкий, мягкий, плоский
Совсем как лист берёзки.
Прыгают по мягким листьям постучать по широкому языку верхними
зубами
Зайцы, белочки и лисы. «пя – пя – пя»
Листья высохли, свернулись, язык «чашечкой»
Краешки их вверх загнулись.
В лужах листья там и тут язык за верхние зубы,
Словно лодочки плывут. затем за нижние «качели»
Ветер листья подхватил, дуть в широкий язык
Поднял вверх, подул, завыл.
В листьях ветер шелестит губы в сильной улыбочке
И свистит он и свистит. тянуть «с – ссссссссс»
Ветер с листьями играет, дуть в трубучку
На грибок их опускает. упражнение «грибок»
Дождь в лесок тот прибежал, стучать за верхними зубами «т –
По листочкам застучал. ттттттттт»
Физминутка «Теремок»
Стоит в поле теремок – теремок,
Он ни низок, ни высок.
Мышь-норушка там муку толчёт,
А лягушка пирожки печёт.
Пирожки печёт с капустою
Очень жирные и вкусные.
Серый волк с колючим ёжиком
Режет сало острым ножиком,
А петух на подоконники
Всем играет на гармоники.
А теперь теремок на замок
Будет спать до утра теремок.
- Щедрая осень всем дарит свои гостинцы. Нам осень подарила урожай
овощей и фруктов. А в одной сказке репка уродилась на славу.
Инсценирование сказки «Репка»
- Спасибо осени за урожаи овощей и фруктов. Мы вновь увидимся с ней
через год и будем ждать её. А за что можно поблагодарить осень?
Игра «Спасибо, осень»
Спасибо, осень,
Спасибо, осень,
Хорошо, что ты была.
И тебя мы, осень, спросим:
«Что в подарок принесла?»
- Принесла я вам муки – значит, будут пирожки.
Принесла вам овощей – и для супа, и для щей.
Принесла вам груши – на зиму насушим.
Принесла вам мёду – полную колоду.
Ты и хлеба, ты и мёду,
Ты и яблок принесла,
И хорошую погоду нам в подарок припасла.
- А вы, ребята, хотите поблагодарить осень? (Дети благодарят осень).
- Осень не стоит на месте, она идёт к зиме. Придумайте зимние слова, и
осень вас пропустит в ворота.
Игра «Ворота зимы»
(Двое детей образуют «воротики». Остальные дети по одному проходят в
«воротики» и произносят слова с зимней тематикой. Затем дети садятся
за столы. На столах – листы бумаги, простые карандаши.)
- Мы сейчас с вами прослушаем песню, и каждый из вас составит по ней
схему. (Звучит песня, дети рисуют. После выполнения задания дети по
схеме исполняют песню).
По дороге золочённой
Осень щедрая прошла.
Убранный листами клёна
Сундучок вам принесла.
А в сундучке всем ребяткам подарки, а какие, каждый выберет себе сам среди
каштанов, не заглядывая в сундучок, с помощью своих пальчиков. (Дети
выбирают подарки).