Напоминание

"Психологические особенности педагогического общения" в рамках общешкольного проекта "Психология сотрудничества"


Автор: Варламова Марина Анатольевна
Должность: преподаватель специального фортепиано
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Доклад
Тема: "Психологические особенности педагогического общения" в рамках общешкольного проекта "Психология сотрудничества"
Раздел: дополнительное образование





Назад




2

Управление по культуре администрации МО «Город Саратов»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №19»

Доклад на тему:

« Психологические особенности

педагогического общения»

в рамках общешкольного проекта

«Психология сотрудничества»

Содержание.

Выполнила:

преподаватель отдела

специального фортепиано

Варламова М.А.

2

Введение ................................................................................................ 2

1.

Стили общения в деятельности учителя музыки ......................... 4

2.

Основные задачи сохранения любви и раскрытия интересов к

музыкальным занятиям ........................................................................ 5

3.

Стадии общения преподавателя и ученика ................................... 6

Заключение............................................................................................. 8

3

«Любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее ра-

дость, он должен относиться к музыке с волнением и никогда не забы-

вать, что нельзя вызывать в детях любовь к тому, чего не любишь сам,

увлечь их тем, чем сам не увлечен.»

Д. Б. Кабалевский

ВВЕДЕНИЕ

Есть много профессий на земле. Среди них профессия учителя не совсем

обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитыва-

ют тех, кто завтра сменит наше нынешнее поколение. Они, так сказать, рабо-

тают с «живым материалом», порча которого приравнивается почти к ката-

строфе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душев-

ной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день, с радостью отда-

вая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить

незыблемые нравственные основы.

Деятельность учителя — это всякий раз вторжение во внутренний мир

вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Никакими учеб-

никами нельзя заменить содружество педагога с детьми.

Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором харак-

тера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти... Этот список

можно продолжить. И все это чистая правда. Только, в отличие от других про-

фессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева

до жатвы у него проходит немало лет.

Только высококвалифицированный учитель, владеющий системой зна-

ний, умений и навыков на уровне высоких требований современности сможет

приобщить современных школьников к музыкальному искусству.

Говоря о квалификации учителя музыки нужно учитывать следующее:

1)

какую подготовку он имеет;

2)

отвечает ли эта подготовка современным требованиям;

3)

занимается ли самообразованием, т.е. углубляет ли свои профессиональ-

ные знания и умения.

Специфика учителя - музыки в том, что специальные знания, умения и

навыки должны находиться в единстве с педагогическими. Все виды деятель-

ности и формы работы в школе требуют от учителя профессиональных знаний

и умений не только музыканта, но прежде всего педагога.

4

1.

СТИЛИ ОБЩЕНИЯ.

Одной из форм делового, профессионального общения выступает педа-

гогическое общение, - психологический контакт учителя и ученика в процессе

обучения и воспитания. Цель такого контакта - обеспечить на уроке благопри-

ятный, психологически комфортный климат для успешного решения педаго-

гических задач, направленных, в целом, на развитие личности и профессио-

нальных способностей ученика.

Возможность создания такого климата в отношениях педагога и учени-

ка определяется стилем педагогического общения, который проявляется, с од-

ной стороны, в характере эмоционально-оценочного отношения к ученику, к

его действиям, а с другой стороны, в способе управления поведением ученика,

в характере воздействия на него. Если отношение педагога оказывает влияние

на побуждения учеников, их намерения, внутренний мир, то его управление

состоит в непосредственном руководстве действиями ученика. Так, при обуче-

нии музыке учитель обычно исходит из тех или иных установок в отношении

ученика, считая его более или менее способным в овладении исполнительским

мастерством. И в зависимости от содержания установки, более или менее кри-

тического отношения к способностям ученика учитель по-разному руководит

его действиями на уроке, более или менее детализирует свои указания, чаще

или реже контролирует, более или менее дифференцированно оценивает его

поведение.

Можно выделить два Основных стиля педагогического общения;

авторитарный, монологичный, односторонний или партнерский, диало-

гичный, двухсторонний.

В первом случае учитель, как правило, учитывает свои особенности,

ориентируется на себя, единолично устанавливая цели и педагогические зада-

чи, которые необходимо решать в учебном процессе. Ученик в этом случае

рассматривается лишь как исполнитель указаний, которого не следует посвя-

щать в конечный смысл решаемых задач, в общую цель совместной работы.

Такой тип руководства действиями ученика часто сочетается с недоверием к

способностям ученика, его возможностями управлять собой и эффективно за-

ниматься самостоятельно.

При обучении музыке такой стиль общения проявляется в требованиях бес-

прекословного подчинения учительским указаниям относительно аппликату-

ры, темпа и динамики исполнения, игнорировании инициатив ученика в отно-

шении использования тех или иных средств музыкальной выразительности и

даже высмеивании попыток ученика в индивидуализирированном выполне-

нии технических приемов игры на инструменте.

Во втором случае (при партнерском стиле общения) учитель в поста-

новке и решении педагогических задач учитывает свои особенности и, глав-

ным образом, особенности учеников, ориентируется на то, что отличает одно-

го ученика от другого, стремится включить ученика в выбор и достижение ко-

нечной цели

работы.

Ученик в рамках такого общения рассматривается как активный участник сов-

5

местной деятельности. При этом учитель позитивно относится и к личности, и

к способностям ученика, видит в нем значительные неиспользованные воз-

можности, уважает его, проявляет тактичность. Обучение музыке в условиях

партнерских отношений в общении характеризуется обычно совместной (учи-

теля с учеником) выработкой исполнительского плана и интерпретации осваи-

ваемого сочинения, совместным выбором выразительных средств и исполни-

тельских приемов. Большое значение для учителя приобретает отношение

ученика, к сочинению, которое предлагается изучать.

2.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ ЛЮБВИ И РАСКРЫТИЯ

ИНТЕРЕСОВ К МУЗЫКАЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ

Среди обилия решаемых задач важно не упустить основную - сохранить

любовь к музыке и развить интерес к музыкальным занятиям. В течение ка-

кого-то времени учитель для малыша становится самым большим авторите-

том, олицетворением идеального музыканта и человека.

Ученик верит учителю и через него еще больше любит музыку. Если

учитель, показывая простую песенку, сам поддается ее обаянию и умеет во-

одушевиться ее настроением, ему легче передать это настроение и воодушев-

ление ученику. Такое совместное переживание музыки - наиважнейший кон-

такт, который часто бывает решающим для успехов ученика и в более стар-

шем возрасте.

Протянув эти невидимые нити и пробудив в ученике ответные струны,

педагог создаёт условия для развития ярких музыкальных впечатлений, то есть

для работы над художественным образом

.

И что особенно важно, этот музы-

кальный контакт учителя и ученика обычно способствует появлению инициа-

тивы у последнего, то есть желания самому сыграть, и не просто сыграть, а

исполнить, попытаться, пусть неумело, по-своему, донести настроение и

смысл музыки — все это, что его воодушевило в этой пьесе.

Это пробуждение инициативы, активного стремления к исполнению яв-

ляется

первым успехом

в педагогической работе и главным критерием правиль-

ного подхода к ученику.

Занятия с учеником — это творческий процесс. Все, чему мы хотим

научить, следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать, включая

ученика в активную работу. Умело пользуясь этим методом, можно самые

элементарные задачи сделать интересными и волнующими. Иногда мы недо-

оцениваем способность ребенка мыслить и понимать и, желая подделаться

под него, впадаем в примитивный и фальшивый тон. Дети моментально ощу-

щают эту фальшь, она их оскорбляет и отталкивает. Бесцельно тогда стараться

пробудить у ребенка какие-либо музыкальные ощущения и настроения, ибо

все его внимание поглощено неправильно взятым тоном и закрыто для вос-

приятия чего-либо другого. Также неправильно разговаривать с ребенком в

духе безоговорочного приказа, строгого и беспрекословного подчинения. При

таком подходе основным состоянием ученика на уроке будет страх и скован-

ность, боязнь сделать то, что педагогу не понравится. Естественно, что и в

6

этом случае трудно будет его заинтересовать музыкальными задачами. Ребе-

нок должен почувствовать, что учитель разговаривает с ним как с равным,

рассуждает сам и серьезно выслушивает его рассуждения. Тогда ученик испы-

тывает доверие к учителю и у него появляется чувство ответственности,

стремление оправдать это доверие. С этого начинается авторитет педагога.

Так создается почва для того, чтобы заинтересовать ученика музыкальными

уроками.

3. СТАДИИ ОБЩЕНИЯ.

С психологической точки зрения, развитое педагогическое общение, -

как авторитарного, так и партнерского стилей, может, при идеальном вопло-

щении, включать пять основных стадий:

1.

подготовка;

2.

вступление в контакт;

3.

развитие контакта;

4.

выход из контакта;

' *•

5.

оценка.

Содержанием подготовительной стадии может выступить продумыва-

ние учителем предстоящего общения с учеником, планирование разных вари-

антов вступления в контакт с учеником, разных направлений развития кон-

такта и разных способов выхода из него. Так, при разработке разных вариан-

тов вступления в контакт могут анализироваться возможные уровни готовно-

сти ученика к уроку, к решению запланированных на этот урок педагогиче-

ских задач. Варианты начала контакта обусловливают выбор путей его разви-

тия, которые, в свою очередь, определяют способы выхода из него. Вместе с

тем, всегда можно наметить и возможные события по ходу развертывания

контакта и их влияние на него. Так, продумывая очередной урок с учеником

на этапе разучивания пьесы (когда на прошлом уроке было задано выучить ее

наизусть) учитель может наметить, что и как он скажет ученику в зависимости

от степени выполнения задания (все или не все удалось выучить наизусть) и

от качества его выполнения (хорошо или плохо было выучено). При этом он

может припомнить и учесть, как тот или иной уровень готовности к занятиям

проявляется у данного конкретного ученика во внешнем поведении (в выра-

жении лица, движениях, особенностях звучания голоса, характере речи). Мож-

но также продумать, как работать на уроке над пьесой, о чем спрашивать уче-

ника и что ему говорить, как завершить урок, чтобы домашние

занятия были

более эффективными.

Вторая стадия общения, - вступление в непосредственный контакт с

учеником, в прямое общение с ним, - чрезвычайно важна для успеха урока.

Чтобы в дальнейшем управлять общением в целях решения педагогических

задач, учителю необходимо с самого начала проявить инициативу в общении.

Педагоги, умело владеющие партнерским стилем общения, оперативно орга-

низуют начальный контакт с учеником, быстро переходя к деловому обще-

нию, подчеркивая совместный характер работы над пьесой, преодолевая воз-

7

можные негативные установки, сложившиеся к успехам данного ученика по

прошлым занятиям, активно включая в общение разнообразные неречевые

средства (мимику, пантомимику, контакт глаз и др.), стараясь сразу достичь

взаимопонимания.

Определенных усилий требует от педагога и дальнейшее развитие кон-

такта на уроке. Решающее значение здесь имеет способность педагога вовре-

мя изменить свое поведение в целях сохранения взаимопонимания и вовремя

поддержать ученика психологически, вселить в него уверенность. Известно,

что опытные учителя стараются увидеть в действиях учеников как можно

больше хорошего, подчеркнуть эти моменты. Так, известный педагог- скрипач

Б.Л.Гутников утверждал: "Я считаю, что учебный процесс должен быть преж-

де всего сориентирован на сильные стороны учеников, на развитие и укрепле-

ние тех свойств и качеств, которые составляют их наиболее привлекательнее

черты". Неправильные же действия учеников корректируются конструктивно,

без яркой отрицательно эмоциональной нагрузки, поскольку и в ошибках уче-

ников сказывается работа педагога. Управление общением на уроке, оценка

ученика во многом (особенно при малом опыте педагога) определяются уста-

новкой преподавателя в отношении этого ученика. Так, если педагог считает

ученика способным и перспективным, то он прощает ученику больше мелких

погрешностей, чаще подбадривает при затруднениях. Если же педагог не вы-

деляет ученика, полагая, что его музыкальные способности развиты недоста-

точно и что его занятая на инструменте бесперспективны, то при обсуждении,

например, жанровых и стилистических особенностей произведения, он невни-

мательно слушает ученика, подчеркивает нелепость неудачных моментов его

исполнения, может даже утрированно показать эти моменты на инструменте,

с сомнением относится к его верным мыслям и успешным действиям при ис-

полнении произведения, редко подбадривает в сложных случаях и при овладе-

нии трудными исполнительскими приемами, часто напоминает о не перспек-

тивности в профессиональном освоении игры на инструменте.

Важное значение имеет в общении на уроке и четвертая стадия - выход

из контакта, завершение общения с учеником на данном уроке. Эта стадия во

многом определяет впечатление ученика от результатов работы на уроке и, со-

ответственно, его настрой на будущее, в частности на домашние занятия.

Поэтому общение должно завершаться сразу по двум направлениям, в двух

планах: деловом и личностном. В деловом плане завершение общения долж-

но содержать очень точные и конкретные указания по работе над пьесой, из

которых ученику должно быть ясно, что и как в нужно контролировать и что и

как следует оценивать. В личностном плане завершение общения должно вы-

зывать у ученика положительные переживания, основанные на подытожива-

нии учителем успешных моментов в действиях ученика и одобрении его лич-

ных качеств. В целом завершение урока должно вселить ученику уверенность

в своих силах и дать четкое представление о содержании работы над пьесой

до следующего урока.

Пятая стадия общения - оценочная имеет прямое отношение к обще-

нию на следующем уроке. Ее содержанием является осмысление учителем

8

своих удачных действий на всех предыдущих стадиях общения (подготови-

тельная, вступление в контакт с учеником, развитие общения и выход из кон-

такта) и неудачных. В ходе осмысления учитель должен вскрыть причины тех

и других действий, выявляя роль собственных усилий и случайных обстоя-

тельств. Специально выделяется то в общении, что совпало с прогнозом на

подготовительной стадии и что не соответствовало ему. Здесь же намечаются

основные подходы к продумыванию общения на следующем уроке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, при рассмотрении педагогического общения, - как профессио-

нального делового общения педагога и ученика в целях решения учебно-вос-

питательных задач в ходе преподавания, - были отмечены и охарактеризованы

два основных его стиля -авторитарный, при котором в учениках подчеркива-

ется общее, совпадающее, и партнерский, когда, наоборот, в учениках подчер-

кивается индивидуальное, отличительное, несовпадающее.

Было также показано, что поурочное общение (как наиболее распро-

страненная форма общения при обучении музыке, особенно игре на музыкаль-

ных инструментах) является циклическим процессом. Оно включает пять ста-

дий, которые возобновляется при общении на каждом уроке: подготовитель-

ная стадия, связанная с прогнозом содержания и формы предстоящего обще-

ния в соответствии с особенностями намеченных педагогических задач; вступ-

ление в контакт, - стадия, связанная с организацией деловой стороны общения

и придания ему эмоционального комфорта; развитие контакта, - стадия, свя-

занная управлением поведения ученика, контролем и оценкой его действий;

завершение общения, - стадия, связанная с формированием впечатления уче-

ника от урока и ожиданий по отношению к будущим занятиям; анализ обще-

ния, - оценочная стадия, смысл которой состоит в подведении итогов взаимо-

действия на прошедшем уроке и наметке общей линии общения на следую-

щем занятии.

9

Список используемой литературы.

Г.С.Абрамова. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999.

А.Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. 1961.

Б.Л.Гутников. Об искусстве скрипичной игры. Л., 1988, с.42.

Е.М.Тимакин. Воспитание пианиста. М., 1989.



В раздел образования