Напоминание

Формирование мыслительных операций и элементов логического мышления у старших дошкольников


Автор: Денисова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУДСКВ
Населённый пункт: город Советск, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование мыслительных операций и элементов логического мышления у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУДСКВ «Сказка» г.Советск, Кировская область

«Формирование мыслительных операций и

элементов логического мышления у старших

дошкольников».

Выступила: воспитатель МКДОУДСКВ «Сказка»

г. Советска Кировской области

ДенисоваСветлана Михайловна

2021г

Жизнь с каждым годом предъявляет все более высокие требования к

человеку и, особенно - к детям: растет неуклонно объем знаний, которые им

необходимы.

Дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы,

полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть

первоклассников уже в первые месяцы учебы сталкиваются с трудностями в

решении и объяснении математических задач, формулировании

определенных правил и понятий, установлении причинно - следственных

связей. Это объясняется тем, что они недостаточно владеют

математическими знаниями способностями к анализу, синтезу, обобщениям,

умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. Развитие

умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к

школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет

ребенок, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать,

делать самостоятельные выводы, мыслить.

В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного

мышления к наглядно- образному, а затем к логическому. Решающим

условием для перехода является приобретение ребенком опыта решения

задач. На практике мы часто наблюдаем ситуацию, когда, обладая

способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане,

старшие дошкольники с трудом справляются с ними, когда эти задачи даются

в словесном плане. Поэтому проблема мыслительной деятельности

дошкольников, которая отвечает за познавательное развитие ребенка, очень

актуальна.

Наиболее эффективным способом формирования операций логического

мышления является игра. В игре ребенок не только получает новые знания,

но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра особый вид детской

деятельности, который создан взрослыми в обучающих целях. Регулярное

использование системы специальных игр, логических задач и заданий,

интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления,

способствует интеллектуальному развитию, повышает качество

математической подготовленности, позволяет детям более уверенно

ориентироваться в закономерностях окружающей действительности и

активно использовать знания в повседневной жизни.

Включение заданий по развитию логического мышления в любой вид

деятельности формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску,

вызывает у него чувство уверенности в своих силах.

В старшей группе - игры и упражнения направлены на формирование

логических операций: сравнения, классификации, обобщения, анализа;

преобразование фигур, умение обозначать предметы при помощи

разнообразных заместителей, анализировать их строение, использовать

наглядные модели при ориентировке в пространстве.

В подготовительной к школе группе задачи усложняются: предлагаются игры

и упражнения, развивающие способность мысленно воссоздать строение

предмета по его контурному изображению; совершенствуются

количественные представления; развиваются умения разбивать множества на

классы, производить логические операции, на формирование представлений

об алгоритме.

Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности

способствует обучение детей решению логических задач: на поиск

недостающих в ряду фигур, поиск признака отличия одной группы фигур от

другой.

Особое место среди дидактических игр математического характера в моей

работе занимают игры на создание из геометрических фигур образных и

сюжетных изображений - игры на составление плоскостных изображений

предметов, животных, птиц, домов, из специальных наборов геометрических

фигур. Игры: «Танграм», «Колумбово яицо» и другие, увлекают детей своим

результатом.

Условно все игры, способствующие формированию мыслительных операций,

объединяю в 3 группы:

Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск

недостающих, выделение общего признака, определение правильной

последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания,

памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей

домик?», «Что лишнее?», «Невероятные пересечения», «Какие числа

убежали?», и другие.

Игры-развлечения к которым можно отнести:

обычные загадки

,

созданные народной мудростью:

Хвостом виляет, зубастая, а не лает (щука)

задачки-шутки

ребусы, кроссворды, лабиринты

игры со счетными палочками на пространственное преобразование

Игры-головоломки, дети их очень любят и используют самостоятельно

Логические игры, задачи, упражнения: в которых мы учимся решать

проблемные ситуации, делать выводы, приходить к логическому

заключению. Решение таких задач развивает способность выделять

существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

игры на классификацию по нескольким признакам,

логические задачи Саша ел яблоко большое и кислое. Коля - большое и

сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

словесные игры: В лесу стоит тополь. На тополе две ветки, на каждой

ветке еще по 2 ветки, а на каждой из всех веток по две груши. Сколько

всего груш?

Отгадывание небылиц: Взрослый рассказывает о чем-то, включая в

свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить,

почему так не бывает.

Например:

Иду я вчера по лесу. Кругом машины

ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет.

Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Классические игры: шашки, шахматы, уголки, домино и, конечно же,

крестики-нолики и морской бой.

Несколько слов стоит сказать о работе с родителями. Для них провожу

анкетирование, консультации, показываю примеры игр, предлагаю

литературу. Родители поддерживают меня и стараются помогать.

Компьютерные игры в детском саду стараюсь не использовать, рекомендую

их для использования дома, при условии соблюдения определенных правил.

Работая над проблемой формирования мыслительных операций у старших

дошкольников, я пришла к выводу, что целенаправленная работа

дидактические игры, интеллектуальные игры, игровые упражнения

занимательного характера, дают свои результаты:

К подготовительной группе дети имеют высокий и средний уровень

познавательного развития

Становятся победителями первенства района и области по шахматам

Набирают большое количество баллов и занимают призовые места в

интеллектуальных конкурсах «Росток»

Имеют «4» и «5» по математике

И пусть мои дети не станут победителями математических олимпиад,

проблем с математикой у них в начальной школе не будет, а если их не будет

в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в

дальнейшем.



В раздел образования