Автор: Денисова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУДСКВ
Населённый пункт: город Советск, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование мыслительных операций и элементов логического мышления у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
МКДОУДСКВ «Сказка» г.Советск, Кировская область
«Формирование мыслительных операций и
элементов логического мышления у старших
дошкольников».
Выступила: воспитатель МКДОУДСКВ «Сказка»
г. Советска Кировской области
ДенисоваСветлана Михайловна
2021г
Жизнь с каждым годом предъявляет все более высокие требования к
человеку и, особенно - к детям: растет неуклонно объем знаний, которые им
необходимы.
Дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы,
полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть
первоклассников уже в первые месяцы учебы сталкиваются с трудностями в
решении и объяснении математических задач, формулировании
определенных правил и понятий, установлении причинно - следственных
связей. Это объясняется тем, что они недостаточно владеют
математическими знаниями способностями к анализу, синтезу, обобщениям,
умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. Развитие
умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к
школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет
ребенок, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать,
делать самостоятельные выводы, мыслить.
В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного
мышления к наглядно- образному, а затем к логическому. Решающим
условием для перехода является приобретение ребенком опыта решения
задач. На практике мы часто наблюдаем ситуацию, когда, обладая
способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане,
старшие дошкольники с трудом справляются с ними, когда эти задачи даются
в словесном плане. Поэтому проблема мыслительной деятельности
дошкольников, которая отвечает за познавательное развитие ребенка, очень
актуальна.
Наиболее эффективным способом формирования операций логического
мышления является игра. В игре ребенок не только получает новые знания,
но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра особый вид детской
деятельности, который создан взрослыми в обучающих целях. Регулярное
использование системы специальных игр, логических задач и заданий,
интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления,
способствует интеллектуальному развитию, повышает качество
математической подготовленности, позволяет детям более уверенно
ориентироваться в закономерностях окружающей действительности и
активно использовать знания в повседневной жизни.
Включение заданий по развитию логического мышления в любой вид
деятельности формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску,
вызывает у него чувство уверенности в своих силах.
В старшей группе - игры и упражнения направлены на формирование
логических операций: сравнения, классификации, обобщения, анализа;
преобразование фигур, умение обозначать предметы при помощи
разнообразных заместителей, анализировать их строение, использовать
наглядные модели при ориентировке в пространстве.
В подготовительной к школе группе задачи усложняются: предлагаются игры
и упражнения, развивающие способность мысленно воссоздать строение
предмета по его контурному изображению; совершенствуются
количественные представления; развиваются умения разбивать множества на
классы, производить логические операции, на формирование представлений
об алгоритме.
Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности
способствует обучение детей решению логических задач: на поиск
недостающих в ряду фигур, поиск признака отличия одной группы фигур от
другой.
Особое место среди дидактических игр математического характера в моей
работе занимают игры на создание из геометрических фигур образных и
сюжетных изображений - игры на составление плоскостных изображений
предметов, животных, птиц, домов, из специальных наборов геометрических
фигур. Игры: «Танграм», «Колумбово яицо» и другие, увлекают детей своим
результатом.
Условно все игры, способствующие формированию мыслительных операций,
объединяю в 3 группы:
Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск
недостающих, выделение общего признака, определение правильной
последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания,
памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей
домик?», «Что лишнее?», «Невероятные пересечения», «Какие числа
убежали?», и другие.
Игры-развлечения к которым можно отнести:
обычные загадки
,
созданные народной мудростью:
Хвостом виляет, зубастая, а не лает (щука)
задачки-шутки
ребусы, кроссворды, лабиринты
игры со счетными палочками на пространственное преобразование
Игры-головоломки, дети их очень любят и используют самостоятельно
Логические игры, задачи, упражнения: в которых мы учимся решать
проблемные ситуации, делать выводы, приходить к логическому
заключению. Решение таких задач развивает способность выделять
существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
игры на классификацию по нескольким признакам,
логические задачи Саша ел яблоко большое и кислое. Коля - большое и
сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
словесные игры: В лесу стоит тополь. На тополе две ветки, на каждой
ветке еще по 2 ветки, а на каждой из всех веток по две груши. Сколько
всего груш?
Отгадывание небылиц: Взрослый рассказывает о чем-то, включая в
свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить,
почему так не бывает.
Например:
Иду я вчера по лесу. Кругом машины
ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет.
Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Классические игры: шашки, шахматы, уголки, домино и, конечно же,
крестики-нолики и морской бой.
Несколько слов стоит сказать о работе с родителями. Для них провожу
анкетирование, консультации, показываю примеры игр, предлагаю
литературу. Родители поддерживают меня и стараются помогать.
Компьютерные игры в детском саду стараюсь не использовать, рекомендую
их для использования дома, при условии соблюдения определенных правил.
Работая над проблемой формирования мыслительных операций у старших
дошкольников, я пришла к выводу, что целенаправленная работа
дидактические игры, интеллектуальные игры, игровые упражнения
занимательного характера, дают свои результаты:
К подготовительной группе дети имеют высокий и средний уровень
познавательного развития
Становятся победителями первенства района и области по шахматам
Набирают большое количество баллов и занимают призовые места в
интеллектуальных конкурсах «Росток»
Имеют «4» и «5» по математике
И пусть мои дети не станут победителями математических олимпиад,
проблем с математикой у них в начальной школе не будет, а если их не будет
в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в
дальнейшем.