Автор: Фомина Елена Валерьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№ 55"
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Технологическая карта урока математики в 6 классе.
Тема: "Делители и кратные"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока математики в 6 классе.
Учитель математики:
Фомина Е.В. МБОУ «СОШ 55», г. Барнаул.
Тема . «Делители и кратные»
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Деятельностная цель:
Формирование навыка употребления термина «делитель» в связи с возможностью деления числа
нацело в связке делитель-кратное.
Содержательная цель:
1. сформировать понятия: делится нацело, делитель натурального числа, кратное натурального
числа; познакомить учащихся с некоторыми свойствами деления нацело суммы двух натуральных
чисел.
2. формирование УУД:
Личностные:
Развитие навыка самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности, развитие навыков
самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности.
вызвать заинтересованность в изучении математики.
Регулятивные:
Развитие умения планировать действия, прогнозировать результат, контроль, оценка, самооценка
коррекция, саморегуляция
Познавательные:
Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умения
работать с имеющейся информацией в новой ситуации.
Коммуникативные:
обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений,
развивать культуру математической речи, воспитывать ответственность и аккуратность, участвовать
в коллективном обсуждении проблем, умение оценивать себя и товарищей, провести рефлексию
деятельности после проделанной работы.
Метапредметные: развивать умения определять понятия, создавать обобщения.
Планируемые результаты:
Учащийся научится определять, является ли данное число делителем числа, кратным числа.
Основные понятия: делится нацело, делитель, кратное, свойства
деления нацело суммы двух
натуральных чисел.
Структура урока:
Основные этапы
организации учебной
деятельности
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный
момент
Приветствует учащихся, организует
рабочее место.
Приветствуют учителя,
организуют свое рабочее место,
демонстрируют готовность к
уроку.
Коммуникативные:
Организовать рабочую среду.
Личностные:
Проявлять доброжелательность и
эмоциональную отзывчивость.
Этап мотивации
(самоопределения) к
учебной деятельности.
Вступительное слово.
1.Организует фронтальный опрос.
Подводит к понятию «делитель», что
знают и где встречались с этим понятием
2. Предъявляет задание с информацией
проблемного характера.
1.
Представьте
число
36
в
виде
произведения двух чисел. Рассмотрите
всевозможные способы:
1 и 36, 2 и 18, 3 и 12, 4 и 9, 9 и 4, 12 и 3,
18 и 2, 36 и 1.
2. На какие группы можно разделить
данные числовые выражения? Почему?
3.Как найти неизвестное делимое?
4.Как найти неизвестный делитель?
3. Предлагает задать вопросы, возникшие в
связи с данной информацией, используя
вопросительные слова.
1.Делятся мнениями на
поставленную проблему
2. Принимают информацию.
Выполняют задание.
3.Формулируют вопросы
Личностные:
проявлять интерес к новому
содержанию, осознавая неполноту
своих знаний
Познавательные:
формулировать информационный
запрос
Регулятивные:
определять цели учебной
деятельности
Постановка учебных
задач
На доске – тема урока «Делители и
кратные».
Задает вопрос о том, что известно о
Читают тему урока.
Знаем, что такое «делитель» (один
из компонентов деления)
Регулятивные:
планировать, т.е. составлять план
действий с учетом конечного
данных понятиях
Какие слова в формулировке темы вам
знакомы и понятны?
На какие вопросы вы бы хотели получить
ответы и какие цели поставили на этот
урок?
Умеем делить натуральные числа,
десятичные и обыкновенные
дроби.
Знаем свойства деления
Умеем находить неизвестный
делитель в уравнении
Не знаем, что такое «кратное»
Высказывают гипотезу о связи
этих понятий и о возможном
существовании неизвестных им
свойствах «делителя» и о
существовании новых задач, где
эти свойства применяются.
Формулируют цель урока: узнать,
что такое «кратное», как оно
связано с делителем, как его найти
и где применить.
результата.
Познавательный этап.
1.
Открытие нового
знания.
2.
Решение задач
(коллективная
работа)
Демонстрирует ЭОР
Комментирует, направляет работу
учащихся, устно по цепочке требуя
проговаривать понятия и обосновать свой
ответ.
Внимательный просмотр ЭОР.
Называют известные им
источники и методы поиска
информации и знакомятся с
предложенной учителем
последовательностью действий
1.Читают в учебнике определение
делителя и кратного и по всем
заданиям номера делают выводы о
том, является ли делимое
Регулятивные:
планировать, т.е. составлять план
действий с учетом конечного
результата.
Познавательные:
анализировать и сравнивать объекты,
подводить под понятие
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество
3.
Физкультминутк
а
Предлагает выполнить задания № 3.
Предлагает выполнить упражнение:
1. Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке. Движения руками
выполнять соответственно тексту.
2. Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Морская фигура замри.
Ноги на ширине плеч, покачиваем руками
справа - налево, изображая волны.
Руки поднимаем вверх и, изображая
«фонарики», опускаем вниз.
3. Кто это? Что это?
Как угадать?
Кто это? Что это?
Как разгадать?
Повороты вправо-влево с вытянутыми
руками.
Руки подняты вверх. Выполнять
покачивающие движения вправо-влево.
4. Это рыбацкая лодка.
Ноги на ширине плеч. Руки в стороны,
кисти подняты вверх. В таком положении
выполняем покачивания из стороны в
сторону.
кратным делителя и является ли
делитель делителем данного
2.Выполняя задание,
непосредственно применяют
определение делителя и кратного
Выполняют упражнение
5. Это морская звезда.
Руки поднимаем вверх, сжимая и
разжимая пальцы, опускаем руки вниз.
6. Это, конечно улитка.
Руки в стороны, выполняем круговые
движения.
7. Всех разгадаю вас я.
Руки разводим в стороны.
Этап первичного
закрепления.
1.Учитель предлагает выполнить задания
№ 1, 2, 3, 4, 6, 9, 11, 13
2.Учитель консультирует
3.При ответах обращает внимание
учащихся на употребление терминов
делитель и кратное и на их определения.
1.Учащиеся осуществляют
действия по намеченному плану
(групповая, индивидуальная
работа, взаимоконтроль)
2.Решают типовые задания на
новый способ действий с
проговариванием установленного
алгоритма во внешней речи
осуществляют самопроверку,
сравнивая с образцом, и
оценивают свою работу
Регулятивные:
контроль, оценка, коррекция
Познавательные:
структурировать знания, рефлексия
способов и условий действия
Этап самостоятельной
работы с
самопроверкой.
Учитель предлагает выполнить задания из
дидактических материалов:
В-1 № 1, 2 (1, 2), 3 (1, 2), 4 (1, 2)
В-2№ 1, 2 (1, 2), 3 (1, 2), 4 (1, 2)
По мере выполнения работы учитель
консультирует учащихся.
1.Самостоятельно выполняют
задание, осуществляют
самопроверку, пошагово
сравнивая с образцом и оценивают
2.Учащиеся дают оценку
деятельности по ее результатам
(самооценка, оценка деятельности
Личностные:
самоопределение
Познавательные:
Осознанное построение речевого
высказывания в устной и письменной
форме
Регулятивные:
Контроль, коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено и
что ещё подлежит усвоению,
товарищей)
осознание качества и уровня
усвоения, оценка
Этап включения в
систему знаний и
повторение.
Сегодня мы познакомились с понятием
кратного и узнали о связи делитель –
кратное.
Как вы думаете, при решении каких задач
может возникнуть необходимость находить
делитель и кратное?
Предлагает придумать задачу на деление
поровну
При решении задач с вопросом:
“можно ли разделить поровну?”
Учащиеся озвучивают несколько
задач.
Познавательные:
выполнение действий по алгоритму;
анализ, сравнение, обобщение,
аналогия;
извлечение необходимой информации,
подведение под понятие,
моделирование, преобразование
модели ;
установление причинно-
следственных связей,
выведение следствий,
самостоятельное создание алгоритмов
деятельности,
выполнение действий по алгоритму,
построение логической цепи
рассуждений, осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью,
формулирование и аргументация
своего мнения в коммуникации,
учет разных мнений, координирование
в сотрудничестве разных позиций,
использование критериев для
обоснования своего суждения.
Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка
Этап рефлексии учебной
деятельности на уроке
1. Предлагает оценить факт достижения
цели урока: на все ли вопросы найдены
ответы.
1.Ребята оценивают результат
своей деятельности на уроке и
усвоение материала смайликами,
Коммуникативные :
- использовать речи для регуляции
своего действия
Регулятивные :
2. Предлагает каждому учащемуся
высказать свое мнение в виде 1 фразы.
комментируя результат, удалось ли
достигнуть поставленных целей.
Объективно
оценивать
результаты
своей деятельности
Домашнее задание
Задаёт домашнее задание
§ 1, вопросы 1–4, № 5, 7, 8, 14
Учащиеся записывают домашнее
задание в дневники
Регулятивные:
констатировать необходимость
продолжения действий
Коммуникативные:
с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли