Напоминание

«Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»


Автор: Квакина Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 27
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»

Познание

человеком

окружающего

мира

начинается

с

ощущений

и

восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание,

мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются

результатом их переработки

.

Сенсорное

развитие,

направленно

на

формирование

полноценного

восприятия окружающей действительности, оно служит основой познания

мира, первой ступенью

является чувственный опыт, т. е. насколько

совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В наше время многие родители не придают особого значения тому, когда

малыш научится раскладывать шарики по цвету и размеру, делать постройки

из кубиков, зашнуровывать себе ботинки, держать карандаш, рисовать,

лепить, читать, писать. Но главное в раннем развитии ребенка - не упустить

время.

В раннем детстве восприятие остается несовершенным. Ребенок не

может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны.

Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает

предмет.

Ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и

систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании

деятельности органов чувств ребенка.

Сенсорика является процессом формирования определенных представлений

о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве,

вкусах, запахах и многого другого.

Когда малыш впервые столкнется с

многообразием окружающих его форм, красок и событий важно помочь ему

освоиться в этом мире.

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе

и осуществляется постоянно:

- в образовательной деятельности (включение задач сенсорного воспитания,

их связь с содержательной для ребенка деятельностью позволяет педагогу

планомерно формировать сенсорные процессы, содействовать умственному

развитию детей, выполняя действия с предметами, ребенок накапливает

чувственный

опыт);

- в повседневной жизни (происходит обогащение личности ребенка через

непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с

миром вещей, созданных руками человека).

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов

восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего

мира. Полноценное сенсорное развитие происходит, только в процессе

сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются

эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах

различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др.,

развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для

развития умственной деятельности.

Сенсорное развитие направлено

на

развитие

зрительного,

слухового,

тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и

восприятий.

Приоритетными задачами по сенсорному развитию детей раннего

дошкольного возраста являются:

Обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах

деятельности. Обследовать предметы, выделяя при этом их цвет,

форму, величину;

Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства

с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.;

Находить и устанавливать сходства и различия между предметами,

имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой

красный мяч – маленький синенький мяч);

Упражнять в названии свойств предметов;

Количество. Формировать группы однородных предметов. Различать

количество предметов: много – один (один – много);

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных

размеров и их обозначению в речи (большая матрешка – маленькая

матрешка и т.д.);

Форма. Различать предметов по форме и называть их (кубик, кирпичик,

шар);

Ориентировка в пространстве. Накапливать у детей опыт

практического освоения окружающего пространства (помещений

группы, квартиры, дома и т.п.);

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова,

лицо, руки, ноги, спина);

Двигаться за взрослым в определенном направлении.

Важно учитывать возрастные особенности при сенсорном воспитании

ребенка. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило,

наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения,

проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем

малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках

окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются

понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году

жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов,

а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического

восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято

считать:

o

девять основных цветов спектра;

o

пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник,

круг, овал);

o

три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;

o

музыкальные ноты, звуки родного языка;

o

четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);

o

два температурных определения (тепло, холодно);

o

пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного

воспитания предполагают следующие знания и умения:

Для возраста 1,5-2 года:

понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно

подбирать их по образцу;

ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность

разобрать и собрать трехразмерную матрешку;

умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного

размера;

способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с

плоскими;

иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные,

вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять,

что он нарисовал).

Для возраста 2-4 года:

понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно

подбирать их по образцу;

ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);

умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;

способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей

(разрезанный рисунок, складные кубики);

умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и

т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг).

И в заключении, сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не

только формирует его сознание и способности к оценке происходящих

событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре, вы

открываете перед ним неограниченные возможности для проявления

потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни.



В раздел образования