Автор: Квакина Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 27
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»
Познание
человеком
окружающего
мира
начинается
с
ощущений
и
восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание,
мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются
результатом их переработки
.
Сенсорное
развитие,
направленно
на
формирование
полноценного
восприятия окружающей действительности, оно служит основой познания
мира, первой ступенью
является чувственный опыт, т. е. насколько
совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В наше время многие родители не придают особого значения тому, когда
малыш научится раскладывать шарики по цвету и размеру, делать постройки
из кубиков, зашнуровывать себе ботинки, держать карандаш, рисовать,
лепить, читать, писать. Но главное в раннем развитии ребенка - не упустить
время.
В раннем детстве восприятие остается несовершенным. Ребенок не
может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны.
Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает
предмет.
Ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и
систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании
деятельности органов чувств ребенка.
Сенсорика является процессом формирования определенных представлений
о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве,
вкусах, запахах и многого другого.
Когда малыш впервые столкнется с
многообразием окружающих его форм, красок и событий важно помочь ему
освоиться в этом мире.
Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе
и осуществляется постоянно:
- в образовательной деятельности (включение задач сенсорного воспитания,
их связь с содержательной для ребенка деятельностью позволяет педагогу
планомерно формировать сенсорные процессы, содействовать умственному
развитию детей, выполняя действия с предметами, ребенок накапливает
чувственный
опыт);
- в повседневной жизни (происходит обогащение личности ребенка через
непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с
миром вещей, созданных руками человека).
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов
восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего
мира. Полноценное сенсорное развитие происходит, только в процессе
сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются
эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах
различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др.,
развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для
развития умственной деятельности.
Сенсорное развитие направлено
на
развитие
зрительного,
слухового,
тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и
восприятий.
Приоритетными задачами по сенсорному развитию детей раннего
дошкольного возраста являются:
Обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах
деятельности. Обследовать предметы, выделяя при этом их цвет,
форму, величину;
Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства
с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.;
Находить и устанавливать сходства и различия между предметами,
имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой
красный мяч – маленький синенький мяч);
Упражнять в названии свойств предметов;
Количество. Формировать группы однородных предметов. Различать
количество предметов: много – один (один – много);
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных
размеров и их обозначению в речи (большая матрешка – маленькая
матрешка и т.д.);
Форма. Различать предметов по форме и называть их (кубик, кирпичик,
шар);
Ориентировка в пространстве. Накапливать у детей опыт
практического освоения окружающего пространства (помещений
группы, квартиры, дома и т.п.);
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова,
лицо, руки, ноги, спина);
Двигаться за взрослым в определенном направлении.
Важно учитывать возрастные особенности при сенсорном воспитании
ребенка. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило,
наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения,
проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем
малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.
От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках
окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются
понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году
жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов,
а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического
восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.
Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято
считать:
o
девять основных цветов спектра;
o
пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник,
круг, овал);
o
три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
o
музыкальные ноты, звуки родного языка;
o
четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
o
два температурных определения (тепло, холодно);
o
пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).
В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного
воспитания предполагают следующие знания и умения:
Для возраста 1,5-2 года:
понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно
подбирать их по образцу;
ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность
разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного
размера;
способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с
плоскими;
иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные,
вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять,
что он нарисовал).
Для возраста 2-4 года:
понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно
подбирать их по образцу;
ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей
(разрезанный рисунок, складные кубики);
умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и
т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг).
И в заключении, сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не
только формирует его сознание и способности к оценке происходящих
событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре, вы
открываете перед ним неограниченные возможности для проявления
потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни.