Автор: Малышева Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад № 57"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Педагогическая разработка
Тема: "Взаимодействие с социумом как фактор успешного воспитания здорового образа жизни у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Педагогическая разработка
«Взаимодействие с социумом как фактор успешного воспитания
здорового образа жизни у дошкольников»
Воспитатель Малышева Елена Ивановна
Краснодар, 2021г.
Дошкольное образование на современном этапе – это не только
формирование определенных знаний, но и развитие базовых способностей
личности
ребёнка,
его
социальных
и
культурных
навыков,
основ
экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. В
настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами,
является
сохранение
здоровья
детей
в
процессе
воспитания
и
обучения. Вопросы здоровья детей, формирования культуры здоровья и
мотивации здорового образа жизни стоят в центре деятельности и нашего
дошкольного образовательного учреждения.
Проблема
раннего
формирования
культуры
здоровья
актуальна,
своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст
является
решающим
в
формировании
фундамента
физического
и
психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие
органов и становление функциональных систем организма, закладываются
основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом
этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового
образа
жизни,
осознанную
потребность
систематических
занятий
физической культурой и спортом. Сегодня особенно важно обеспечить
каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом
здоровье. В первую очередь это задача окружающих его взрослых –
родителей, педагогов, оздоровительных учреждений и решать ее следует во
взаимодействии.
Сегодня
под
здоровым
образом
жизни
мы
понимаем
активную
деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Именно поэтому детский сад должен стать “школой здорового стиля жизни”
детей, где любая их деятельность (образовательная, спортивная, досуговая и
др.)
будет
носить
оздоровительно-педагогическую
направленность
и
способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к
здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных
решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Одним из направлений работы нашей дошкольной организации по
формированию навыков здорового образа жизни является воспитание
здорового ребенка. Это достигается совместными усилиями детского сада,
семьи, школы, поликлиники, спортивных учреждений. Такое партнерство
требует чётких и открытых связей, обмена информацией и совместных
планов на будущее.
Цель
нашей
работы:
создание
системы
взаимосотрудничества
с
микросоциумом в воспитании здорового поколения, устойчивой мотивации
потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья
окружающих, содействие развитию и формированию социальных навыков у
детей, укреплению их здоровья и благополучия
Задачи:
– объединить усилия педагогов дошкольной организации и родителей для
эффективной организации работы в системе «ребёнок – педагог – родитель».
–
создать
условия
для
развития
индивидуальных
особенностей
и
самостоятельности у ребёнка – дошкольника.
Обязательное условие здесь – это повышение квалификации педагогов и
уровня знаний родителей.
Педагогический коллектив детского сада строит свою работу на основе
следующих принципов: ценностного отношения к детству, комплексно-
тематического,
интегративного,
дифференцированного
подхода
к
взаимодействию с социальными институтами и с семьями воспитанников.
Дошкольной организации, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы
в воспитании, необходимо переходить на новый уровень взаимодействия с
социумом, стать «открытой системой».
Понятие «открытое дошкольное
учреждение» – это «окно в мир» как для детей, так и для взрослых. Такое
дошкольное учреждение укрепляет взаимосвязи с семьей, общественными
организациями, институтами культуры и т.д.
Педагогическая система сотрудничества предполагает укрепление
внешних связей ДОО с широким кругом учреждений на основе единого
планирования и организации участия всех звеньев в комплексном решении
воспитательно – образовательных задач по всем направлениям развития
ребенка, обеспечивающим приобщение к ценностям, и прежде всего, – к
ценностям здорового образа жизни.
Партнерство
дошкольной
образовательной
организации
–
внутри
системы
образования:
·
взаимодействие узких специалистов детского сада (медицинская
сестра, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-
логопед, музыкальный руководитель);
· взаимодействие с дошкольными образовательными организациями г.
Краснодара (участие воспитанников детского сада в совместных конкурсах
«Малышок – крепышок», патриотической песни «Пусть память говорит…»,
участие педагогов детского сада в методических объединениях ДОО города
(креативное партнерство педагогов);
·
преемственность
в
работе
со
школой
МБОУ
СОШ
№
1
(взаимопосещения,
участие
бывших
воспитанников
детского
сада
в
мероприятиях ДОО);
·
сотрудничество и реклама спортивных секций и кружков города
(посещение воспитанниками детского сада спортивных секций; бывшими
воспитанниками секций художественной гимнастики, футбола, баскетбола,
хоккея, самбо и т.д.).
– с семьями воспитанников:
Анкетирование (интервью, блиц-опрос);
Оказание помощи в подборе атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
Участие родителей в создании презентаций;
Совместная работа по изготовлению нетрадиционного физкультурного
оборудования;
Помощь родителей в подготовке и проведении праздников, досугов,
дней здоровья;
Помощь
родителей
в
оформлении
выставок
рисунков
«Растём
здоровыми», «Спорт и я»;
Участие родителей в создании фоторепортажей из жизни семей
воспитанников «Мы спортивная семья»;
Оформление группового альбома «Наши спортивные традиции»;
Проведение мастер-класса с родителями «Профилактика плоскостопия
у детей»
Открытые занятия с участием родителей.
Взаимодействие
дошкольной
образовательной
организации
с
социальными
партнёрами
тщательно
продумывается
и
грамотно
организовывается.
Создаются
условия
для
расширения
кругозора
дошкольников за счет снятия территориальной ограниченности дошкольного
образовательного учреждения (посещения детских библиотек, экскурсии в
музеи, пешие походы на природу и другие формы работы). Обязательное
условие взаимодействия с учреждениями социума – это активное участие
семьи, то есть родителей дошкольников.
Подводя итог, можно сказать, что все формы работы с социумом
содействуют формированию социальных навыков у детей, способствуют
укреплению их здоровья и благополучия, приучают к здоровому образу
жизни,
развивают
способности
самоопределения
и
самоактивизации,
социальные и культурные навыки и, как следствие, повышение качества
образования детей дошкольного возраста.
Таким образом, современное дошкольная образовательная организация
не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться
без
широкого
сотрудничества
с
социумом
на
уровне
социального
партнерства.
Опыт работы нашего ДОО с учреждениями социума показывает, что
активная позиция дошкольной организации влияет на личную позицию
педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более
эффективным, открытым и полным. Организация социокультурной связи
между ДОО и учреждениями позволяет:
• использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их
индивидуальных возможностей;
• решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество
образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного
образования.
Консультация для педагогов
«Взаимодействие с родителями в формировании у дошкольников
привычки к здоровому образу жизни»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым:
пусть он работает, действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении.»
Жан-Жак Руссо
«Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.
Недаром говорят: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"»
Все начинается с семьи. Первое слово, первый шаг, полезные и вредные
привычки ребёнок увидит впервые в семье, среди людей, которые любят его
не за что-то, а за то, что он просто есть, такой красивый, смышленый, с
хорошим аппетитом, и не всегда с хорошим здоровьем.
Вряд ли найдутся такие родители, которых не интересует здоровье
своего ребенка. В современном мире многие родители с точностью назовут
заболевание (если ребенок болеет), препараты, которыми лечат, название
клиники, в которой ребенок проходил консультацию. Проводя беседу с
детьми на вопрос «Что нужно делать, чтобы не болеть?» (2019 год) 80%
ребятишек ответили: «Лечиться!».
Работа по формированию здорового образа жизни заключается в том,
чтобы совместно с родителями сформировать у детей привычки, которые
сохраняют и укрепляют здоровье с детства: соблюдение режима дня,
правильное питание, закаливание, формирование потребности в движении.
Родители
должны
быть
постоянными
активными
участниками
образовательной деятельности, проводимой в учреждении. Активизируя роль
родителей через организацию совместной деятельности детей и взрослых
можно
достичь
наилучших
результатов
в
физическом
развитии
и
оздоровлении дошкольников. Но проблема в том, что родители чаще всего
выступают зрителями, и реже участниками мероприятий.
И поэтому главной целью нашей деятельности является: формирование
в содружестве с родителями потребности к здоровому образу жизни у детей
дошкольного возраста.
Цель достигается через решение таких задач, как:
* Повышать педагогическую культуру родителей.
* Изучать,
обобщать
и
распространять
положительный
опыт
семейного воспитания.
* обогащать знания о ЗОЖ через различные виды деятельности
* создать единое здоровьесберегающее пространство в детском саду
и дома.
Принципы взаимодействия с семьей
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия — принцип,
без которого все попытка наладить отношения с родителями оказываются
безуспешными.
Понимать
и
доверять
друг
другу
значит
направить
совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом
образе жизни.
2. Принцип
«Активного
слушателя» -
это
умения
педагогов
«возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом
обозначив их чувства.
3. Принцип
согласованности
действий. Правила
(ограничения,
требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями
между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила
здорового образа жизни.
4. Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует, как
никто другой, обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны
ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно. Педагоги и
родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них
избавиться.
5. Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и
родители
могут
себя
чувствовать
партнерами
в
воспитании
у
дошкольников здорового образа жизни.
6. Принцип жизненного опыта. Не бояться поделиться своим опытом
и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он
пригодится.
7. Принцип безусловного принятия. Вместе с родителями обсудить
эту тему. Безусловно, принимать ребенка — значит, любить его не за то, что
он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он
есть!
В
своей
работе
использую
как
традиционные,
так
и
нетрадиционные формы работы.
Традиционная форма работы
Нетрадиционная форма работы
Родительские
собрания, семинары-практикумы
Встречи «за круглым столом» по
обмену
семейным
опытом
и
традициями
Консультации
для
родителей
(индивидуальные и групповые)
Совместные
развлечения
с
родителями
Педагогические
беседы
с
родителями
Занятия совместно с родителями
Информирование
через
стенды,
тематические
уголки
и
папки
передвижки в группах
Участие родителей в оформлении
центра физического развития.
Тематические выставки
Театрализация КГН
Мы проводили родительские собрания на темы: «Соблюдение режима
дня дома», «Правильное питание – залог здоровья наших детей». Темы
собраний подсказывали сами дети: наблюдая за поведением и самочувствием
детей в течение дня, отмечали, что ребенок мог быть вялым, пассивным,
потому что ложился поздно, вставал рано (несоблюдение распорядка дня
родителями в домашних условиях). Также сталкивались с проблемой
аппетита: дети плохо едят приготовленную пищу в саду, потому что дома
употребляют чипсы, газированную воду и другие «вредные вкусняшки», где
много пищевых добавок.
По запросам родителей проводились консультации на темы: «Одежда
по сезону – залог здоровья», «КГН детей», когда возникали ситуации, что
ребенок был одет не по сезону, отсутствовали свои носовые платки,
расчески, запасное сменное белье.
Разработаны рекомендации для
родителей:
«Организация
питания
вечером и в выходные дни»; «Упражнения для профилактики заболеваний
верхних дыхательных путей»; «Упражнения для развития мелкой моторики
рук»;
«Упражнения
для
профилактики
плоскостопия»;
«Проведение
физкультминутки дома» и другие.
Также
проводились индивидуальные
беседы с
родителями
«О
правильной осанке», когда дети сидят за столом согнувшись или подогнув
под себя ногу, тем самым искривляя позвоночник; «Что делать, чтобы у
ребёнка были здоровые зубы?» (зубы тоже проблема уже с детского возраста:
начинают крошиться, развивается кариес и т. д.).
В группе проводились тематические выставки: «О здоровье всерьез»,
«Закаливание детей дома». Родители с детьми приносили семейные
фотографии, альбомы, на которых семьи были запечатлены в походах,
экскурсиях,
путешествиях.
А
также
семейные
способы
закаливания:
обливание холодной водой, солнечные ванны (прогулки), бегание босиком по
траве и т.д.
Нетрадиционные формы работы.
Физкультурные досуги, праздники, развлечения являются радостными
событиями в жизни детей. Большой эмоциональный отклик вызвало
совместное спортивное развлечение «Папа, мама и я – спортивная семья»,
где наша группа заняла первое место, показав этим большие успехи в
физическом развитии группы. В продолжение укрепления здоровья в группе
прошел праздник «Спорт – это здоровье», посвященный 23 февраля. По
окончании
праздника
родители
познакомились
с
художественным
творчеством своих детей на выставке рисунков, посвященных данному
празднику.
Совместные занятия с родителями проходили в форме практикумов:
«Как играть в подвижные игры» (многие дети имеют слаборазвитые
двигательные навыки), а также «Игры на развитие внимание» (детям иногда
трудно сосредотачиваться).
Была театрализована и показана родителям сказка о чистоте «Федорино
горе». Все участники (и дети, и родители) были в восторге. Затем было
чаепитие, после которого все дружно мыли кружки и блюдца, закрепляя
культурно-гигиенические
правила.
После
этого
представления
многие
родители отметили, что дети дома с большим удовольствием стали помогать
мыть посуду дома.
Для соблюдения преемственности между детским садом и семьей,
предлагаем такие формы работы с детьми:
№ п/п
Формы работы
В детском саду
В семье
1.
Беседы педагога с детьми в режимных
моментах
при формировании
культурно-гигиенических
навыков;
при организации питания.
Беседы отца и матери:
• «Вкусные посиделки»;
• «Чистота тела»;
• «Организация сна»;
• «Мои чистые игрушки»;
• «Я люблю комнатные растения».
2.
Занятия:
• физическая культура;
• обучение плаванию;
• динамический час.
Праздники, развлечения: «Папа, мама и я
— спортивная семья», «Мы -
Оздоровительные традиции в семье:
• ходим в сауну;
• бассейн;
• на лыжах, в походы.
Оздоровительные игры в семье,
направленные на:
за здоровый образ жизни»
• профилактику осанки;
• сохранение зрения;
• профилактику плоскостопия;
• игры для предупреждения
гиподинамии.
3.
Чтение художественной литературы.
Чтение художественной литературы.
4.
Просмотр телепередач (в соответствии с
требованиями САНпиНа)
Просмотр познавательных
телепередач в выходные дни (напр.
программы «Здоровье»).
5.
Встреча с интересными людьми
Посещение городских мероприятий
(все виды соревнований, проходящих в
городе)
6.
Прогулки.
Организация игр во время совместных
походов:
• этюды на выражение удовольствия
и радости;
• «Замри», «Кто позвал», «Слушай
звуки», «Петушиный бой».
7.
Акция «Спорт – альтернатива вредным
привычкам»
Непосредственное участие родителей
в акции.
8.
Познавательное развитие:
• беседы о ЗОЖ;
• рассказы из личного опыта;
• беседы м/сестры, врача.
Беседы отца:
• я веду здоровый образ жизни.
Беседы матери:
• я веду активный и подвижный образ
жизни;
• физические качества отца.
9.
Проведение тематических занятий по
ЗОЖ «В гостях у Доктора Айболита».
Посещение библиотеки, спортивного
магазина «Спорт-мастер».
10
Информационное поле для детей:
• выпуск брошюр, плакатов;
• анкетирование;
• интервьюирование.
Информационное поле для родителей:
• непосредственное участие в
выпуске плакатов;
• газет (подкрепление фотографиями
из семейного архива);
• анкетирование.
Семейные традиции
Соблюдение и обогащение семейных традиций – одно из
направлений
взаимодействия
воспитателей
с
родителями,
которое
предполагает
обмен
мыслями,
чувствами,
переживаниями;
а
также
повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний,
формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного
отношения к себе как педагогам.
Общаясь с родителями, мы делимся своими традициями, которые
сохраняются и обогащаются в детском саду, например: «Тихий час и
пробуждение», «Встреча с интересными людьми», «День рождения детского
сада», «День рождения только раз в году», «В гостях у доктора Айболита» и
другие.
У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве,
которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Мы предлагаем
родителям на родительских собраниях поделиться своим опытом по
сохранению и продолжению семейных традиций.
Создание благоприятных педагогических условий для физического
воспитания детей только в рамках дошкольной организации не является
достаточно
эффективной
мерой.
Ведь
часть
времени
активного
бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая
ответственность за создание адекватной возрасту и индивидуальным
особенностям ребенка развивающей предметно-пространственной среды
в домашних условиях. Основным компонентом домашней среды являются
физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи,
санки, велосипеды, лыжи, бадминтон. Если в семье имеются в наличии эти
основные предметы, необходимые для нормального физического воспитания
детей в семье, то это поможет реализовать физическое развитие детей. При
этом родители должны занимать позицию активного участника, своим
примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями
необходимы для здоровья.
Работая с детьми 1 младшей группы, мы ведём работу по пропаганде у
родителей здорового образа жизни. Проводим консультации и даём
рекомендации, родительское собрание, посвященные соблюдению режима
дня. Была проведена театрализация сказки «Зачем зайки умываться» с
активным участием родителей: они готовили атрибуты (Домик зайки, озеро,
деревья, силуэты зайца и медведя, лягушки, фланелеграф).
К
смотру-конкурсу
физкультурно-оздоровительных
центров
ДОО
оформили спортивный уголок, который стал изюминкой в нашей группе,
благодаря совместной деятельности с родителями: сшиты новые дорожки для
ходьбы босиком не только после сна, но и в режимных моментах, также
сделаны снежки для метания, изготовлены дидактические игры. Пополнилась
картотека физминуток, утренних гимнастик и подвижных игр, а также
коллекция нетрадиционного инвентаря – это бантики из атласных лент (для
профилактики плоскостопия), ручные массажеры, бамбуковая скамейка для
хождения ногами.
Проводимая мной работа с детьми старшей и подготовительной к школе
группы дала положительные результаты:
1. У детей сформированы первоначальные представления о здоровом образе
жизни.
2. У 90% детей достаточный уровень развития физических качеств, развит
интерес к различным формам двигательной активности.
3. Отмечено снижение частоты заболеваемости на 7%.
4. Возросла заинтересованность родителей в спортивной жизни детского
сада, стали активными участниками спортивных мероприятий в ДОУ.
5. Дети посещают танцевальные кружки, спортивные секции.
ВЫВОД.
Здоровье
ребенка
зависит
от
ряда
факторов:
биологических,
экологических,
социальных,
гигиенических,
а также от качественного
взаимодействия семьи и педагогов ДОО. Формируя отношение ребенка к
здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе
педагогов, всего персонала детского сада и непосредственного участия
родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать
реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их
родителей к собственному здоровью.
А это значит, что главная цель – формирование в содружестве с
родителями потребности к здоровому образу жизни у детей дошкольного
возраста, воспитание
здорового,
гармонически
развитого
ребёнка,
способного
легко
адаптироваться
в
условиях
школьного
обучения
- достигнута.
Консультация для родителей
«Новые подходы к взаимодействию детского сада и семьи в приобщении
дошкольников к здоровому образу жизни»
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных
стратегических задач развития страны. Проблема сохранения здоровья
подрастающего
поколения
в
РФ
является
актуальной
для
системы
образования, поскольку от духовного и физического состояния во многом
зависит качество обучения и воспитания. В последние годы ведется
целенаправленная деятельность, в рамках национального проекта ,по
оздоровлению населения России.
В настоящие время дети испытывают повышенную информационную
нагрузку. Больше времени они уделяют просмотру телепередач, компьютеру,
спокойным играм, не требующим активных движений. Родители отдают
предпочтение умственному развитию своих детей, стремятся быстрее
научить их писать, читать, забывая при этом, что на формирование
мыслительных
способностей
ребёнка
влияет
именно
физическая
деятельность.
Здоровье
ребёнка
зависит
от
ряда
факторов:
биологических,
экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного
взаимодействия семьи и ДОО. В настоящее время признание приоритета
семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и дошкольного
образовательного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия,
доверительности. Сегодня значительно возрос статус семьи, что требует от
дошкольных
учреждений
поиска
новых
подходов
в
организации
взаимодействия с семьями воспитанников. Формируя отношение ребёнка к
здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе
педагогов, всего персонала детского сада, непосредственного участия
родителей и внешних организаций. Поэтому, перед нами встал вопрос,
какими
средствами
физического
воспитания,
возможно,
добиться
у
воспитанников
желание
заниматься
физической
культурой,
быть
выносливыми, вызвать интерес у детей и взрослых к совместной физической
активности сочетая это с формированием нравственных представлений и
расширяя представления об окружающем мире, родном крае. Одним из таких
активных средств физического воспитания является туризм, так как
простейший дошкольный туризм имеет много преимуществ.
Семейные туристические походы оказывают ни с чем несравнимый
оздоровительный
эффект,
получаемый
в
результате
комплексного
воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и
разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное
выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы,
бега, прыжков, передвижений на велосипеде, на лыжах) способствует
совершенствованию
такого
ценного оздоровительного
качества,
как
выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит
формирование механизмов эффективной профилактики массовых сердечно -
сосудистых и респираторных заболеваний. Следовательно, можно добиться
стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРВИ и ОРЗ и
повышения уровня их физической и двигательной подготовленности.
Кроме
того,
совместные
походы
способствуют
укреплению
семьи, формируют
у
детей
важнейшие
нравственные
качества,
развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы,
воспитывая
к
ней
бережное
отношение.
Совместные
походы
и
поездки расширяют
кругозор
ребенка,
формируют
первичные
представления об истории родного края, традициях и культуре народа. В
семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют
причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам
по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только
мечтают.
С
приобретением
опыта
походной
жизни
у
дошкольников
формируются первоначальные навыки выживания в природной среде
(умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить
костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.). У
детей воспитываются самостоятельность, организованность, развивается
воля.
Опыт
показывает,
что
дети,
прошедшие
физическую
и
психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям,
оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и
растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения.
Таким образом, проанализировав выше перечисленное, мы пришли к
выводу о необходимости в разработке такого проекта, где бы родители
воспитанников стали активными участниками оздоровительной работы с
детьми.
В настоящее время в нашей дошкольной организации создан центр
педагогического
сообщества
ДОО
«Физическое
развитие»
(старший
воспитатель,
инструктор
по
физической
культуре,
музыкальные
руководители, воспитатели старших групп), участниками которого были
разработаны:
концептуальная
основа
проекта,
модель
проектных
мероприятий, тематические модули, предполагаемый результат реализации
проекта.
В рамках данного проекта нами были проведены ряд мероприятий для
родителей:
Педагогическая лаборатория «Детский туризм – это интересно!», на
которой обсуждалось участие родителей в организации детского туризма, как
средства оздоровления детей.
Семинар-практикум «Мы идем в поход», целью которого было
познакомить родителей с основами организации туристических походов,
обыгрывались и решались проблемные ситуации.
С
родителями
часто
болеющих
детей
проводились
«Душевные
разговоры» о значении детского туризма в оздоровлении и физическом
развитии дошкольников.
На мастер-классах «Игры на свежем воздухе», «Азы начинающего
туриста» педагогами и родителями были продемонстрированы мини-уроки
по основам организации детской туристической деятельности.
В течение года в нашем детском саду организуются и проводятся три
совместных сезонных туристических походов в лес, в которых родители
принимают активное участие, не только как участники, но и как помощники
в организации проведения и исполнения роли героев.
- «На прогулку в лес пойдем!»,
- «День снега»,
- «Масленица».
Эти походы являются итоговыми мероприятиями проектной деятельности.
Цель походов заключается в том, чтобы способствовать развитию и
сплочению
отношений
между
детьми
и
родителями,
развивать
преемственность работы детского сада и семьи, способствовать укреплению
физического и психического здоровья детей в содружестве с семьями
воспитанников.
Задачи туристических походов:
- приобщать семьи к физкультуре и спорту;
- осуществлять преемственность между детским садом и семьёй по
физическому развитию детей;
-
Развивать
силу,
ловкость,
быстроту,
координацию
движений,
выносливость.
- Воспитывать у детей нравственные качества: взаимопомощь, выдержку,
находчивость, смелость, упорство, умение сплоченно действовать в сложных
ситуациях, ответственное отношение к поставленной задаче.
А еще решаются задачи экологического воспитания, патриотического. И
воспитанники и взрослые получают массу положительных эмоций и
впечатлений.
При планирование похода обязательно проводится предварительная
работа с воспитателями, родителями и детьми. Составляется план подготовки
к походу. С детьми проводятся беседы, продумывается организация
проведения
мероприятий:
народных,
подвижных,
спортивных
игр
и
упражнений, игр малой подвижности, загадывание и придумывание загадок и
т.д. Так же большое внимание уделяется работе с родителями. На
родительских собраниях проводятся беседа «Готовимся к походу», выдаются
памятки
«Берегите
природу»,
«Советы
заблудившемуся»,
«Опасные
насекомые», «Опасность пожара», «Памятка по безопасности в природных
условиях», «Что необходимо взять с собой в поход». Решается вопрос о
маршруте похода. Инструктор с родителями заранее осматривает место
похода и путь следования к месту. Распределяются обязанности по
организации похода.
Использование данной формы работы способствует установлению тесного
сотрудничества детского сада и семьи. Родители помогают не только в
организации мероприятия, но и предоставляют спортивно-туристический
инвентарь.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит
прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом
процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии,
если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они
воспитывают одних и тех же детей.
В основу этого союза положено единство стремлений, взглядов на
образовательный
процесс,
выработанные
совместно
общие
цели
и
образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Т
уристические походы стали одним из важных средств взаимодействия
между ДОУ и семьями воспитанников.
Начатая
нами
работа
уже
имеет
свои
плоды.
Наблюдается
положительная
динамика
общего
состояния
здоровья
воспитанников,
средняя посещаемость составляет 80 %. Наблюдается качественный рост
физического развития и физической подготовленности воспитанников.
Список, рекомендованной литературы:
Бауэр
О.П.,
Т.В.
Волосникова
«Спутник
руководителя
физического
воспитания
дошкольного
учреждения:
методическое
пособие
для
руководителей физического воспитания дошкольных учреждений»/ под.ред.
С.О. Филлиповой.- СПб.: «Детство-Пресс», 2005.-416 с
Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г.
Голицина Н. С. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников» Москва
2008г.
Горбатенко О. Ф. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ»
Волгоград «Учитель» 2007 г.
Куприна Л. Е. Экология, туризм, рекреация. Информационный вестник
ЦДЮТ «Турвест» № 9, 2003г.
Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ – Воронеж:
ТЦ «Учитель», 2005г.
Полтавцева Н. В. «Физическая культура в дошкольном детстве» Москва
«Просвещение» 2006г.
Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/
Под ред. Т.И. Бабаева и А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, 2014 г.
Саенко Г.Г. «Формирование у дошкольника привычки к здоровому образу
жизни через ознакомление с человеком, как частью природы,».: МОУ ДПО
«Дошкольный методический центр», 2007 г.
“Спортивно-познавательный туризм” Учебно-методическое пособие. КК
ИПК РО-КДЮСШОР г. Красноярск 2005г.
Энциклопедия туриста. – М.: «Большая российская энциклопедия» 2012 г.
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста
«Здоровый дошкольник»
Актуальность проекта.
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но
не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в
ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим
стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы,
здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям,
чувствовать радость от того, что живешь.
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от
здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня
установлено,
что
40%
заболеваний
взрослых
берут
свое
начало
с
дошкольного возраста.
Мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо
формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к
занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием,
закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
Цель проекта: организовать физическое воспитание в детском саду
таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребёнку разностороннее и
гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма
для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение
детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
Задачи, направленные на педколлектив:
o
Овладение здоровьесберегающими технологиями;
o
Реализация
полученной
подготовки
на
практике,
в
тесном
взаимодействии друг с другом, с воспитанниками и их родителями;
o
Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
Задачи, направленные на воспитанников:
o
Воспитание
потребности
в
здоровом
образе
жизни:
выработка
привычки
к
соблюдению
режима,
потребности
в
физических
упражнениях и играх;
o
Обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни;
o
Приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задачи,
направленные
на
родителей
/законных
представителей/
воспитанников:
o
Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании
здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
o
Повышение
педагогической
культуры
родителей
путем
их
просвещения о совершенствовании функций организма, повышение
его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами
движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
o
Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических
возможностях.
I.
Участники проекта:
Воспитанники
детского
сада,
родители
воспитанников,
педагоги
(воспитатели,
музыкальный
руководитель,
инструктор
по
физической
культуре, учителя-логопеды, педагог-психолог), администрация детского
сада, медицинская сестра.
Ожидаемый результат:
1.Улучшение соматических показателей здоровья
2.Обеспечение запланированных показателей развития движений и
двигательных способностей
3.Сформированность гигиенической культуры
4.Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его
обеспечения
5.Индивидуализация физического развития
6.Овладение навыками самопомощи в соответствующих ситуациях
7.Осмысленное
преобразовательное
отношение
к
собственному
физическому
и
психическому
здоровью
как
единому
целому,
расширение на этой основе адаптивных возможностей детского
организма к современным условиям жизни.
Этапы реализации проекта:
I этап - Информационно-подготовительный:
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и
родителей по оздоровлению детей.
Проводимая работа:
1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
o
исследование состояния здоровья детей;
o
диагностика физической подготовленности дошкольников
2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах
формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:
o
анкетирование родителей
3.Изучение научно-методической литературы по проблеме:
o
новых методик и технологий физического развития и оздоровления
детей;
o
анализ существующих инновационных форм работы методической
службы;
o
подбор новых более эффективных форм работы с родителями.
II
этап - внедренческий:
Цель: Введение
здоровьесберегающих
технологий
в
воспитательно-
образовательный процесс детского сада. Организация здоровьесберегающей
среды.
Проводимая работа:
o
Подбор форм и методов оздоровления детей и применение их на
практике.
o
Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (методические
объединения, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы,
круглые столы).
o
Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта
o
Внедрение современных форм работы с семьей и социумом по
формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни:
o
Внедрение перспективных планов кружков физкультурно-спортивной
направленности
«Здравствуй!», «Фит-Денс» для детей старшего
дошкольного возраста
o
Введение
в
систему
физкультурно-оздоровительной
работы
и
воспитательно-образовательного
процесса
здоровьесберегающие
компоненты (утренняя ритмическая гимнастика по технологии Ж.Е.
Фирилевой, Е.Г. Сайкиной «СА-ФИ-ДАНСЕ (танцевально-игровая
гимнастика
для
детей),
дыхательную
гимнастику
после
сна,
физкультминутки,
пальчиковую
гимнастику,
релаксацию,
артикуляционную гимнастику, подвижные игры, игры–эстафеты,
элементарное оказание первой медицинской помощи, дидактические
игры, закаливающие мероприятия.
III
этап- заключительный, оценочный
Цель:
Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих
технологий. Совершенствование результатов проекта.
Проводимая работа:
Исследование
эффективности
проводимой
работы
деятельности
на
основе анализа мониторинга:
o
исследование состояния здоровья детей;
o
мониторинг физической подготовленности дошкольников;
o
проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин и КВН
по ЗОЖ, творческих отчетов в конце учебного года и т.д.
IV
этап – презентационный:
Мультимедийная презентация инновационного
опыта педагогическому сообществу «Здоровый дошкольник».
X. Результативность
В
ходе
наблюдений
за
деятельностью
педагогов,
в
рамках проекта
«Здоровый
дошкольник»,
изучения
материалов
по
формированию
здорового образа жизни, мы пришли к выводу, что педагог, который
заботится о своем здоровье, может воспитать здорового ребенка.
Итоги
реализации
задач
проекта
«Здоровый
дошкольник»,
направленных на педагогов:
Методическое объединение:
Тема: «Организация и эффективность здоровьесберегающей деятельности в
детском саду»
Практическое занятие для воспитателей и специалистов: «Возможности
использования фитбола в работе с детьми с нарушениями речи»
(методика Дrums Alive)
Формирование папки материалов с опытом работы педагогов города по
теме «Здоровьесберегающая деятельность детского сада»
Тематический контроль:
По теме «Здоровьесберегающая среда в детском саду
как условие
сохранения психофизического здоровья детей»
Итоги
реализации
задач
проекта
«Здоровый
дошкольник»,
направленных на воспитанников:
Акции здоровья в детском саду:
«Безопасность», «Береги свои зубы», «Встреча с Мойдодыром», «День
подвижных игр», «Движение – это жизнь», «Лыжи в детском саду».
Организация в детском саду малых летних олимпийских игр с детьми
старшего дошкольного возраста:
«Мы бодры и веселы, мы здоровы и умны…»
Итоги
реализации
задач
проекта
«Здоровый
дошкольник»,
направленных на родителей воспитанников:
В
ходе
общения
родителей
воспитанников
происходит
обмен
положительным опытом семейного воспитания, знакомство с семейными
традициями. В программу работы семейного клуба «Крепыш» включены
практикумы:
«Нетрадиционные
методы
закаливания»,
«Дыхательная
гимнастика вместе с мамой, вместе с папой»,» «Точечный массаж».
Активное участие родители принимали в фото - выставках «Папа, мама,
я - здоровая (спортивная) семья!», выставках детских работ (совместное
творчество родителей и детей) «Здоровье, спорт и творчество!».
Родителям, которые по каким-либо причинам избегали активных форм
взаимодействия
с
педагогами,
было
предложено
повысить
свою
компетентность
через
дистанционное
образование
(сайт
дошкольного
образовательного учреждения).
Анкетирование родителей в группах «Здоровьесберегающее пространство
в детском саду и дома».
Оформление информационного стенда «Малыши-крепыши».
Общее родительское собрание «Растим здоровых детей».
Участие в спортивных мероприятиях вместе с детьми («Мама, папа я –
спортивная семья!» )
Работа семейного клуба «Крепыш»
Проект «Здоровый дошкольник» является результатом творческой
деятельности детей, родителей, педагогического коллектива детского сада.
Особенностью
проекта
является
создание
единого
воспитательно-
образовательного
пространства,
основанного
на
доверительных
партнерских отношений детского сада с родителями. Это залог успешной
работы с детьми.
По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет
вовлечения в данную деятельность дошкольные учреждения города. Проект
может быть реализован в любой дошкольной образовательной организации
Список использованной литературы:
1.Научно методический журнал «Инструктор по физкультуре», 2010г.
2.Пособие
для
педагогов
ДОУ
«Формирование
представлений
о
здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.
3.Учебно-методические
журналы:
«Обруч»,
«Практика
управления
ДОУ», 2014
Проект «Я здоровым быть хочу!» - старший дошкольный возраст.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его,
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.
Ж. Жабаев.
Одна из основных задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Вопросы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни,
потребности в ежедневной двигательной деятельности отражены во всех
ныне действующих программах воспитания и обучения. Наряду с работой по
закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных
движений в этих программах ставится задача обучения ребенка заботе о
своем здоровье
и
безопасности.
Современное
состояние
общества,
высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие
требования к человеку и его здоровью.
Цель проекта: создание устойчивой положительной мотивации детей к
сохранению и укреплению собственного здоровья, через формирование у них
двигательных навыков, знаний и ценностей здорового образа жизни.
Задачи:
Расширение знаний детей о здоровье как о главной ценности жизни,
продуктах здорового и нездорового питания.
Формирование знаний об организме человека, о влиянии движений на
функционирование органов и систем;
Формирование потребности в физических упражнениях и подвижных играх;
поддерживание интереса к занятиям спортом;
Привлечение родителей, социум к активному участию в воспитательном
процессе по формированию здорового образа жизни детей;
Воспитание
у
детей
самоуважения,
чувство
социальной
значимости,
самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах
сверстников и взрослых;
Воспитание
у
всех
участников проекта активной
жизненной
позиции,
направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание
условий для поддержания этой позиции;
Развитие
познавательных
способностей,
творческого
воображения,
коммуникативных навыков.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
Расширение у детей представления о здоровье и способах его сохранения;
Повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
Обогащение социального опыта дошкольников, расширение кругозора;
Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в ДОО.
Для родителей:
Повышение
заинтересованности
родителей
в
ведении здорового образа
жизни своего и ребёнка.
Освоение
родителями
физических
упражнений,
для
формирования
практических умений в области физического воспитания своего ребенка.
Активное
участие
родителей
совместно
с
детьми
в
физкультурно-
оздоровительных мероприятиях в ДОО.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I Этап - предварительный:
Подбор Информация для родителей о предстоящем проекте, привлечение их
к участию в проекте.
Разработка плана мероприятий по теме проекта совместно с инструктором по
физической культуре.
Подбор наглядно – информационного материала для просмотра.
Подбор сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций и музыкальных
произведений.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
II Этап
«Практический»
План реализации проекта
1 неделя
Тема: «Неделя вкусной и здоровой пищи».
Цикл бесед: «Польза овощей и фруктов», «Витамины и здоровье», «Уроки
правильного питания», «Полезные вещества – что это?»
ООД «Вкусная здоровая пища»
Презентация «Вредные и полезные продукты».
Рассматривание иллюстраций по теме «Витамины»,
Опыты и эксперименты: «Угадай на вкус» (5-6 фруктов, овощей, «Что за
кока-кола?».
Пальчиковые игры: «Фруктовая ладошка», «Ягоды», «Овощи».
Чтение художественной литературы: «Горшок каши» Б. Гримм, «Яблоко» В.
Сутеев, «Слава хлебу!» С. Погореловский. «Пословицы и поговорки о еде».
Сюжетно-ролевые игры: «Кафе», «Столовая», «Продуктовый магазин».
Экскурсия на пищеблок детского сада
Изготовление книжек-малышек: «Загадки о продуктах»
Лепка из соленого теста: «Овощи, фрукты - полезные продукты».
Д/игры: «Где найти витамины?», «Овощи в погреб», «Фрукты, ягоды в
компот, джем», «Съедобное-несъедобное»
Взаимодействие с родителями:
Объявление о начале реализации проекта.
Консультация для родителей: «Здоровое питание - здоровый ребенок»
Подбор фото и видео материалов по теме проекта.
Социум:
Детская библиотека «Азбука здоровья» - познавательный час.
Практический выход: выставка «Овощи, фрукты - полезные продукты».
2 неделя
Тема: «Здоровье в порядке? - Спасибо зарядке!»
Цикл занятий и бесед:
«Кто день начинает с зарядки, у того дела в порядке»,
«Я и моё здоровье»,
«Здоровое тело»
ООД «Правильная осанка», «Изучи себя».
Презентация: «Я мое тело»
Чтение литературных произведений и научно-популярной литературы.
(энциклопедия
для
детей «Почемучка»).
С.
Михалков «Прививка»,
пословицы, загадки.
Изготовление атрибутов к сюжетно -ролевым играм: «Больница», «Аптека»
Д/игры: «Правильные картинки (как беречь своё сердце)», «Видим, слышим,
ощущаем», «Если ты заболел», «Живое — неживое»
Экскурсия в медицинский кабинет д. /сада.
Составление кроссворда «Физкульт-ура!»
Рассказ
инструктора
по
физической
культуре
о
различных
видах
гимнастик (пальчиковой,
дыхательной,
гимнастики
для
глаз,
су-джок
терапии)
Изготовление из пластиковых бутылок спортивного инвентаря (гантелей,
пр.).
П/игры с изготовленными атрибутами.
Игры
с
элементами
психогимнастики: «Пишущая
машинка», «Четыре
стихии», «Пожалуйста» и др.
Взаимодействие с родителями:
Мастер – класс «Су - джок терапия»;
Изготовление спортивного инвентаря в уголок ФИЗО
Консультация «Пальчиковая гимнастика. Ее роль в формировании техники
письма».
Практический
выход:
Утренняя
гимнастика
с
родителями,
папка-
передвижка «Су-джок
терапия»;
командная
игра «Футбол» с
детьми
соседней группы.
3 неделя
Тема: «Мама, папа, я- спортивная семья!»
Цикл занятий и бесед: «Откуда берутся болезни», «Что такое ЗОЖ?»
«Рассуждалки»- рассуждения детей о здоровье.
Презентации:
«Виды спорта»
Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин о здоровье;
Чтение художественной литературы: Т. А. Шорыгина сказка «Зарядка и
простуда», «Волшебный Морж», «Спаси Веронику», «Денис и медвежонок
Денни», стихи, загадки.
Д/игры: «Конструирование тела» - дети составляли тело с помощью
отдельных деталей, называли их; «Что у нас внутри?»
Рисование «Дети делают зарядку», «Спорт»
Игровой самомассаж лица, ушных раковин, пальцев рук.
Профилактические
гимнастики (дыхательная,
улучшение
осанки,
плоскостопия, зрения).
Оздоровительная ходьба
по
территории детского
сада (ежедневно
на
прогулке)
П/игры: «Быстро возьми, быстро положи»; «Лягушки и цапли»; «Кого
назвали - тот и ловит», «Забрось мяч в корзину», «Передай мяч», «Прыгай с
мячом».
Взаимодействие с родителями:
Подготовка к спортивным соревнованиям «Мама, папа, я - дружная семья!»
Составление коллажей «Мы -за здоровый образ жизни!»
III Этап «Заключительный».
Реализовывая данный проект, мы пришли к выводу, что полученные
ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической
культуре
позволили
найти
способы
укрепления
и
сохранения
его.
Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни.
У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые
наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам
хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные
традиции.