Автор: Малых Елена Александровна
Должность: Воспитатель ИЗО
Учебное заведение: МБДОУ д/с 30
Населённый пункт: Удмуртская республика,Сарапул
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников в кружке «Развивай-ка» с использованием ИКТ
Раздел: дошкольное образование
Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников в
кружке «Развивай-ка» с использованием ИКТ
На современном этапе в соответствии с Концепцией модернизации образования
и федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного
образования на первый план выдвигается развивающая функция образования,
обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его
индивидуальные
особенности.
Поэтому
у
педагогов
постоянно
возникает
необходимость поиска и применения новых форм построения образовательного
процесса.
На
ступени
дошкольного
образования
необходимо
идти
не
от
информатики к деятельности, а наоборот: от деятельности к информатике.
С 2014 года в нашем ДОУ введена дополнительная образовательная платная услуга
по информатике кружок «Развивайка». Третий год я веду кружок по информатике с
детьми старшей и подготовительной групп по пособию «Все по полочкам» А.В.
Горячева и Н.В. Ключ., которая не предполагает работу на компьютере, а решает
специфические задачи обучения дошкольников информатике.
Программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 32 часов и + два
диагностических занятия. Занятия по информатике провожу 1 раз в неделю во
второй половине дня в старшей и подготовительной группах. В старшей группе
провожу
занятия
с использованием
рабочей
тетради
А.
В.
Горячева,
в
подготовительной группе разрабатываю занятия по тем же тематикам, но с
усложнением.
Продолжительность занятия в кружке: 25 минут - в старшей и 30 минут –в
подготовительной.
Цель работы – развитие интеллектуальных способностей, формирование у
дошкольников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению.
Основанием для набора детей в кружок является:
- социальный запрос родителей (я провожу консультацию для родителей по
ознакомлению с работой кружка и получив информацию, они оценивают, желание
ребенка,
значимость кружка в развитии его личности, свои финансовые
возможности
- так же важно желание ребенка посещать кружок
- учитываю соблюдение гигиенических условий кабинета (количество столов,
стульев, площади)
Форма организации занятий: беседы, КВН, игры - соревнования, игры – викторины.
Занятия состоят из 3 частей:
Цель 1части
-поиск решения логических задач, формирование у детей
умения работать с раздаточным материалом
Основная функция работы с печатным раздаточным материалом заключается
в активизации самостоятельного выполнения заданий, в развитии логических
операций, мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.
По окончании выполнения задания провожу рефлексию. На интерактивную
доску вывожу печатное задание и приглашаю нескольких детей показать, как они
выполнили это задание. В совместной беседе приходим к выводу, как нужно было
правильно выполнить задание. И мы переходим к следующей части занятия.
Цель 2 части
заключается в развитии интеллектуальных способностей, гибкости
мышления и развитии долговременной памяти.
Все задания направлены на развитие таких важных познавательных функций, как
анализ, синтез, сравнение, доказательство.
Для этого я использую следующие задания:
1.Математическая загадка
На балалайке было3 струны. На ней сыграли 3 песни. После этого 2 струны
порвались. Теперь сколько песен можно сыграть на балалайке? (Ни одной)
2.Задачки-шутки
Для их решения пригодится находчивость, понимание юмора и накопленный
ребёнком жизненный опыт.
-Посадил Иван Царевич утром семечко и стал ждать, когда вырастет Аленький
цветочек. Ждал-ждал и есть захотел. На завтрак съел одно яблоко, на обед съел два
яблока , на ужин съел еще одно яблоко. Потом смотрит- цветок вырос. Сколько
месяцев ждал Иван-Царевич? (Один день – утром посадил, вечером уже вырос)
3.Загадки-обманки
- это отличная
тренировка для ума детей, развивают
сообразительность и внимательность.
Читая эти загадки, так и хочется ответить в рифму, но надо дать правильный ответ.
Загадки-обманки-это шуточные и веселые загадки с несложными ответами:
***
На обед сыночку Ване
Мама варит суп в…( не в стакане, а в кастрюле)
***
Говорит нам папа басом:
Я люблю конфеты с …(не с мясом, а с орехами или джемом)
Такие задания вызывают радость, восторг у детей и поднимают настроение.
4.Логические задачи-шутки - они помогают детям анализировать и подмечать
простые математические отношения.
* Зайчик нарисовал карандашами цветы. На рисунке получились красные розы и
синие васильки. Какие цветы сильнее пахли? (пахнут живые цветы, а нарисованные
не пахнут)
* На груше выросло пять яблок, а на ёлке-только два.
Сколько всего яблок выросло? (ответ: ни одного, на этих деревьях яблоки не
растут.)
* Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море? ( Он станет
мокрым.)
5.Данетки - это разновидность головоломок-загадок, которые представляют собой
описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка-данетка не
содержит четкого вопроса. Просто играющим нужно выяснить, как такая ситуация
могла возникнуть. Чтобы разгадать причины возникновения, или подоплеку, этой
ситуации, играющие задают ведущему уточняющие (наводящие) вопросы. Ведущий
имеет право давать три типа ответов "да", "нет" Отсюда и название игры.
Близкие по смыслу к данеткам игры - "Тепло-холодно", "Да и нет не говорите,
черный с белым не берите".
Вот задание такого типа:
В корзине было 6 яблок, а в комнате 6 девочек. Каждая взяла по яблоку, но 1
яблоко осталось в корзинке. Почему? (Первые пять девочек взяли по яблоку из
корзины, а шестая взяла корзину с оставшимся яблоком.)
Ребусы
Ребус- это загадка, зашифрованная в виде рисунков в сочетании с цифрами и
специальными символами
Я подбираю для детей ребусы по уровню сложности: от простого к сложному.
1.Самые легкие задания для детей сочетание букв с картинками
2. Ребусы с буквами и цифрами
3. Ниже приведены ребусы для читающих детей.
Все эти головоломки однотипные, поэтому достаточно будет показать ребенку как
решать первый ребус, чтоб на его примере решить все остальные.
Основную пользу компьютерных игр вижу в их разнообразии.
В содержание 3-ей части кружкового занятия я включаю:
познавательные игры - которые позволяют не только узнать что-то новое, но и
применить полученные знания на практике.
Игры на внимание и память – они являются незаменимыми помощниками в
тренировке зрительной и слуховой памяти. Игровые задания, направленные
на
запоминание
различной
информации
и
помогают
им
стать
наблюдательными, внимательными, сообразительными и учат принимать
верные решения!
Игры на логику и мышление - учат детей сравнивать, анализировать,
сопоставлять полученную информацию, а также устанавливать простые
закономерности.
Играя в компьютерные игры, дети учатся планировать, выстраивать логику
элемента конкретных событий, представлений, у них развивается способность к
прогнозированию результата действий. Они начинают думать прежде, чем делать.
Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников.
Выполняя задания на интерактивной доске, дети практически учатся работать
с ней, ориентироваться на большом ее пространстве, при этом развивается не только
мелкая, но и крупная моторика.
Игра
на
интерактивной
доске
является
эмоциональным,
кульминационным
окончанием занятия.
Приемы, которые я использую при проведении занятий в кружке
В конце занятия важно подвести итоги, рефлексию
●
обсудить с детьми не только то, что они узнали нового, но и то, что им
понравилось, не понравилось, что бы им хотелось выполнить еще раз, а что сделать
по-другому;
●
оценить и проанализировать свою деятельность и деятельность товарищей
(отметить тех, кто был активен, помогал товарищам, четко выполнял правила,
сформулированные педагогом).
Использование таких разноплановых заданий:
-Повышает успеваемость
-Учеба превращается из трудного и обязательного занятия в интересное и
увлекательное
-У
ребенка
формируется
положительная
самооценка;
повышается
чувство
уверенности в себе и в своих силах
-Ребенок
получает
обширные
знания
во
многих
областях;
учится
решать
нестандартные задачи; приобретает важный для учебной деятельности навык –
слушать объяснения, понимать их и использовать при выполнении заданий
-Ребенок через игры развивает все анализаторы
-Получает заслуженные награды участвуя в различных интеллектуальных конкурсах
Результаты своей работы я отслеживаю
по мониторингу познавательных процессов,
по увеличению количества желающих детей заниматься в кружке,
по накопленному дидактическому обеспечению.
1.
Для определения готовности детей к усвоению программы "Все по полочкам"
провожу
мониторинг
знаний
и
умений
с
учетом
индивидуально
психологических особенностей детей. Диагностика позволяет определить
уровень развития психических процессов, и интеллектуальных способностей,
найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать
индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на
его интеллектуальные возможности.
В результате мониторинга познавательных процессов детей обеих групп качество
образования улучшилось на 24%. И к концу года составило 100% (высокий и
средний уровень)
За два года работы мною создана мультимедиа библиотека, в которую собран:
1. раздаточный материал
2. собран словесный материал
3. подобраны ссылки на сайты с интерактивными развивающими играми
Я
получаю настоящее профессиональное удовлетворение от проделанной
работы т.к. вижу, что дети научились рассуждать, обосновывать свое мнение и
выслушивать мнение товарищей. Менее уверенные дети стали чувствовать себя
успешными, а самое главное, у детей загорелись глаза, появилось желание
активного познания окружающего мира.
Основатель корпорации Apple Стив Джобс говорил: «Инновация отличает лидера
от догоняющего».
Ж
елаю вам быть лидерами в вашей профессиональной
деятельности.