Автор: Сорокина Марина Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГКОУ "Варнавинская ШИ"
Населённый пункт: рп Варнавино Нижегородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Уроки музыки и ритмики у детей с умственной отсталостью. Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах
Раздел: среднее образование
Тема: Уроки музыки и ритмики у детей с умственной отсталостью. Развитие мелкой
моторики у детей с умственной отсталостью посредством обучения игре на детских
музыкальных инструментах.
Умственная отсталость - это поражение интеллектуальной деятельности, при
котором субъект не осознает своего дефекта. Поэтому, естественно, он не мобилизует все
возможности для преодоления дефекта, для компенсации его в целях наилучшего
приспособления.
).
В
проблеме
умственной
отсталости
до
последнего
времени
выдвигается
на
первый
план
в
качестве
основного
момента
интеллектуальная
недостаточность ребенка, его слабоумие. Но, помимо врожденных и приобретенных
дефектов, ведущих к оставанию в развитии, такому ребенку не хватает нужных усилий
для преодоления дефекта (как указывал Э. Сеген, умственно-отсталый ребенок прежде
всего безвольный). А.Н.Граборов также считал выработку воли
одним из важных
аспектов развития
умственно-отсталых детей.
говорит, что каждое свое учебно-
воспитательное мероприятие учитель коррекционной школы должен рассматривать и
организовать под углом зрения задач коррекции.
Умственно-отсталый ребенок отличается пониженной деятельностью органов чувств.
Воздействие на органы чувств ребенка, на весь его сенсорный и моторный аппарат
разными
средствами
и
является
стимулирующей
силой
всей
его
психической
деятельности.
Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок,
песен, хороводов, упражнений. Особое значение в развитии моторики, ритма, внимания и
слуха уделяется игровым песням, так как они являются одним из основных видов
деятельности детей и важным средством их воспитания.
Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас
движений. Их составляют из физических упражнений, выученных движений танцев.
В методике обучения ритмике и пению много общего.
Во-первых, применяются сходные методы:
- наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом),
- наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов)
- словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения в ходе
выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.),
- упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).
Во-вторых, в пении и ритмике применяются последовательное разучивание репертуара с
учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого
ребенка. Однако есть и отличия, которые свойственны только этому виду музыкальной
деятельности. Обучая детей, следует выбирать такие приемы, которые помогут ребенку
почувствовать богатство «языка музыки» и передать его в движениях. Необходимо
приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания
различной сложности в зависимости
от их возраста, индивидуальных интересов и
способностей. Например, послушав музыкальную сказку «Колобок», можно с детьми
придумывать, как показать деда, бабку, волка, зайца, лису, используя танцевальные
движения . Другой пример, учитель исполняет танец «Стирка», но не говорит название
танца. Предлагает детям угадать, что изображал и как можно назвать танец? И предлагает
самим придумать движения для танца при этом, помогая, наводящими вопросами, что
изображаем «стирку», «полоскание», «отжимание», «встряхивание», «развешивание
белья» и т.д. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру
мелодии,
развивают
у
ребенка
активность
и
воображение,
координацию
и
выразительность движений.
Как уже указывалось, для учащихся с особыми образовательными потребностями
здоровья характерны различные нарушения, как познавательных процессов, так и
сенсорного и моторного развития. Таким образом, на уроках актуально применять
разработки новых, наиболее оптимальных форм и методов обучения и воспитания детей с
нарушением интеллекта с целью всестороннего коррекционного развития.
Педагог в процессе наблюдений определяет уровень индивидуального развития своих
воспитанников
и
на
этом
основании
подбирает
специальный,
индивидуально-
ориентированный
материал
(танцы,
упражнения,
игры)
с
тем,
чтобы
раскрыть
способности каждого ребенка, «высветить» наилучшим образом его умения и
скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный вместе с ребенком)
репертуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача
подведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению композиции.
Уровень
развития
мелкой
моторики
рук
–
один
из
показателей
уровня
интеллектуального развития.
В.А.Сухомлинский
считал,
что
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Выдающийся отечественный педагог отмечал, что направление развития рук ребенка
очень важно в формировании полноценного и успешного человека. Степень развития
мелкой моторики рук имеет огромное значение для развития ребёнка в целом. Она влияет
на высшую нервную деятельность и умственное развитие детей.” Дело в том, что пальцы
наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную
нервную систему человека. Тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев
рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
В.М.Бехтерев в своих работах доказал влияние манипуляции рук на функции
высшей нервной деятельности, развития речи.
«Рука- это своего рода внешний мозг» - писал И.Кант
Что же такое моторика? Моторика – развитие движения мелких мышц пальцев,
приводящих в движение импульсы, повышающие работоспособность головного мозга.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Развивать мелкую моторику – это развивать движения пальцев рук. Развитие мелкой
моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует
использования
точных
координированных
движений
кисти
и
пальцев,
которые
необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действий.
Мелкую моторику рук развивают:
- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или
иные движения в определенной последовательности (пальчиковая гимнастика);
- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ,
снимают умственную усталость. Ребенок к моменту поступления в общеобразовательную
школу, обладает определенным комплексом двигательных навыков. Движения пальцев в
жизни ребенка почти всегда связаны только с хватанием и удержанием. Для того чтобы
научить ребенка играть на инструменте, необходимо в первую очередь научить его
контролировать движения пальцев. Развивая мелкую моторику, занимаясь пальчиковой
гимнастикой, мы укрепляем пальцы ребенка, они становятся более крепкими и цепкими.
Развивая мелкую моторику, нужно стараться дублировать все упражнения: выполнять и
правой, и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого
полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого
полушария.
К организации занятия с детьми целесообразно подходить, отталкиваясь от четырех
основных принципов:
- соответствие уровню развития обучаемого ребенка
-предпочтения
обучаемого
ребенка
-игровая форма и максимальная доступность для понимания
-постоянная динамика, избегание однообразных заданий
Разминка.
Разминка помогает, и разогреть руки ребенка перед занятием на инструменте, и ввести его
в игровую ситуацию, и подвести к теме занятия. Надо только “связать” конец разминки с
последующим занятием. Важно умело чередовать разминку с практической частью
занятий на инструменте.
Сама разминка включает в себя:
- пальчиковую гимнастику;
- упражнения на ритмичность;
- гимнастику на кисти рук;
- физкультминутки;
Практическая часть занятия способствует развитию основных движений, навыков игры на
инструменте
.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для
развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление
мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности
важен в связи с тем, что у детей умственной отсталостью часто наблюдается нарушение
двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость,
отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма
и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой
эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие,
способствует самовыражению.
Инструменты должны подбираться детям,
исходя из их психофизических
возможностей. Для обучения подходят такие детские музыкальные инструменты, как
детские гусли, металлофон, детский ксилофон, простые духовые инструменты (жалейка,
детская панфлейта и т.п.), для наиболее развитых детей доступна игра на детской
балалайке (здесь предполагается одновременная игра обеими руками). Детям, в силу
своих особенностей не способным освоить игру на детском музыкальном инструменте,
может быть предложены
шумовые музыкальные инструменты (маракасы, бубны,
трещотки, ложки).
Все задания должны быть сформированы таким образом, чтобы вызвать у ребенка
интерес. Такие занятия должны помочь детям осваивать новые формы, способы,
материалы и инструменты и развивать моторные навыки. Во время уроков с детьми важно
чередовать пальчиковую гимнастику и практические занятия на инструменте.
Еще более значительный вклад в развитие вносит ансамблевая игра (2-4 обучаемых
и педагог). При ансамблевой игре, помимо непосредственно работы пальчиков рук,
активно включается слуховое внимание, ребенок учится соотносить то, что он слышит
(игра других участников ансамбля), и то, что он играет сам, учится правильно вступать.
Перейти на игру в ансамбле возможно только в том случае, и на том этапе, когда
обучаемый без излишнего напряжения самостоятельно может проиграть выученную
мелодию (или простучать нужный ритм) на музыкальном инструменте. При отсутствии
таких умений игра в ансамбле вызовет излишнее напряжение, может возникнуть
отторжение от игры на инструменте в целом.
Сформировать у ребенка интерес и устойчивое положительное отношение к занятию
может помочь выполнение следующих требований:
1.
занятие должно восприниматься ребенком как игра;
2.
все упражнения на занятии должны выполняться в медленном темпе;
3.
указания должны быть спокойными, доброжелательными;
4.
постараться каждый раз найти, за что похвалить ребенка;
5.
усложнять задания постепенно от одного занятия к другому;
6.
каждое упражнение желательно сопровождать веселыми стихами, которые помогают
снять
моральное
напряжение
и
напряжение
с
губ,
а
также
формировать
и
совершенствовать чувство ритма;
7.
учитывать эмоциональный настрой ребенка;
8.
не забывать о своем настроении, выразительности, интонации и мимике.
Если все это учитывать при подготовке и проведении занятий, то успех
обязательно придет, пусть не сразу, а постепенно, даже если ребенок не сразу включается
в работу, а будет первое время пассивным слушателем.
Таким образом, мы видим, что занятия музыкой и ритмикой выполняют следующие
важные задачи:
Образовательная: сформировать навыки внимательного восприятия окружающего мира
Воспитательная: способствовать становлению позитивного отношения к искусству как к
источнику духовного обогащения личности.
Развивающие: сформировать и отработать моторные навыки, которые создают хорошие
предпосылки для развития умения игры на детском музыкальном инструменте, на
шумовом музыкальном инструменте, способствовать развитию музыкальной памяти,
внимания, мышления, воображения; развитие музыкальных способностей.
Выполнение необходимых требований к проведению занятий музыкой и ритмикой с
умственно-отсталыми детьми приближает нас к основной цели – всестороннему развитию
таких детей.