Автор: Шмакова Наталья Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида.
Населённый пункт: Республика Коми город Инта
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Кружок "Веселые пальчики"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка»
Кружковая работа «Весёлые пальчики»
Группа раннего возраста «Цыплята»
Воспитатель: Шмакова Наталья Валерьевна
1.
Пояснительная записка.
«Ум ребенка
находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
«Движение руки всегда тесно связано с речью и
способствует ее развитию»
В.М. Бехтерев
Мелкая моторика –это совокупность скоординированных действий
нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной
системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо
повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для
развития интеллектуальных способностей.
Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так
же установлено, что уже к 6-7 годам в основном закачивается созревание
соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого
следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с одного - двух
лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора
больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное
воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на
качество жизни ребёнка. Я выбрала кружковую работу по теме «Развитие
мелкой моторики у детей раннего возраста посредством кружковой
деятельности» в связи с тем, что считаю эту тему наиболее актуальной для
детей раннего возраста.
Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая
работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует
формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности,
психического и физического развития ребёнка. Работа кружка «Волшебные
пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей
1-2 лет.
Тип программы:
по целевому назначению –общекультурная, по содержанию и видам
деятельности – комплексно-интегрированные;
по степени авторства – индивидуальная;
по сроку реализации- одногодичная;
по особенностям развития – общая.
Цель данной рабочей программы –развивать и укреплять мелкую
моторику рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах
продуктивной деятельности.
Принципы реализации программы:
принцип доступности –обучение и воспитание ребенка в доступной,
привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с
учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип
обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями,
интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его
развития;
принцип оздоровительной направленности –на пальцах рук есть много
точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
принцип коммуникативности –создание атмосферы доброжелательного
общения между детьми;
принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических
условий, смены видов деятельности.
Организационные условия реализации программы.
Программа по развитию мелкой моторики рук рассчитана на 30 занятий, срок
реализации программы – 9 месяцев (с сентября по май). Режим занятий – 1 раз в
неделю, продолжительность занятия – 5-8 минут.
Совместная деятельность проводится по подгруппам – 5-6 детей (во второй
половине дня).
Содержание рабочей программы направлено на решение следующих
задач:
сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под
контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;
создать условия для накопления ребенком практического двигательного
опыта, развития навыка ручной умелости;
обучать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в
бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с
бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое
восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;
воспитывать усидчивость, нравственные качества по отношению к
окружающим (доброжелательность, чувство товарищества) посредством
игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики:
возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-
психологические особенности ребенка 1-2 лет.
2. Перспективно– тематический план
.
№№
п/п
Название темы
Задачи
Количество
часов
Форма
проведения
занятия
Необходимые
материалы
Сентябрь
1.
2.
3.
4.
Массаж: «Крутись,
карандаш»
Игра: «Помоги
Машеньке найти
дорожку к домой»
Сделать массаж
ладоней ребенка.
Развивать мелкую
моторику пальцев.
Развивать
координацию рук,
эмоциональное
отношение к
результату своей
деятельности.
1
Игровая
форма
Карандаши,
Иллюстрация.
Пальчиковая игра
«Моя семья»,
массаж
Развивать
координацию
движения.
1
Игровая
форма
Карандаш для
массажа
Массаж: «Не боюсь
колючек»
Игра: «Спрячь в
ладошке»
Развивать тактильные
ощущения.
Укреплять мышцы
пальцев и кистей рук.
1
Игровая
форма
Массажный мяч
небольшие
кусочки
паролона.
Массаж: «Этот
мячик не простой»
Пальчиковая игра
«Шалун»
Развивать мелкую
моторику рук
1
Игровая
форма
Мячики- ёжики
Октябрь
1.
-массаж пальчиков
мячиком-ёжиком;
-пальчиковая
гимнастика
«Капуста»;
дидактическая игра
«Пальчиковый
лабиринт»
Развитие мелкой
моторики рук,
тактильной
чувствительности,
координацию
движений
1
Игровая
форма
Мячики-ёжики,
наборы для игры
«пальчиковый
лабиринт»
-массаж пальчиков
Активизировать
Теннисный мяч,
2.
3.
Теннисный мяч;
-пальчиковая игра
«Бом-бом-бом по
гвоздям бьем
молотком»;
-игра «Подбери
крышку»
движение пальцев
рук, учить
закручивать и
откручивать
пробки, крышки и пр.
1
Игровая
форма
пластиковые
баночки,
бутылочки с
крышками
разных видов и
размеров
-массаж пальчиков
(поглаживание
пальцев в
разных
направлениях);
-пальчиковая
гимнастика
«Зайка серенький
сидит»;
-игра «Бумажный
мяч»
Развивать
моторику обеих
рук, развитие
образного
мышления
1
Игровая
форма
Бумага разной
плотности,
бумажные
салфетки
-массаж пальчиков
карандашами;
-пальчиковая
гимнастика
«Веселая мышка
перчатку
нашла»;
-игра
«Рисуем пальчиком
по манке»
Активизировать
Движение пальцев
рук
, обогащение
словарного запаса
1
Игровая
форма
Карандаши с
гранями, манка,
пальчиковый
бассейн,
одноразовые
тарелочки
Ноябрь
1.
-массаж пальчиков
«Сильные
пальчики»
(нажимаем на
резиновый
мяч с силой);
-пальчиковая
гимнастика
«Пальчики,
Развивать
моторику рук,
учить вкладывать
одну форму в
другую, развивать
сообразительность
1
Игровая
форма
Цветные
вкладыши
разной
величины,
резиновые мячи
2.
3.
4.
здравствуйте»
-д/игра «Цветные
вкладыши»
-массаж
пальчиков
грецким орехом;
-пальчиковая
гимнастика
«Рыбка»;
-д/игра «
Чудесный
мешочек»
Учить определять
на ощупь
предметы,
развивать тактильные
ощущения, речь
1
Игровая
форма
Резиновые
мячики(мелкие),
Разные по
величине и
качеству
предметы
-массаж пальчиков
мячиком-
ёжиком;
-пальчиковая
гимнастика
«Варим, варим мы
компот»
-Пальчиковая
живопись
«Снег идёт»
Активизировать
движение пальцев
рук методами
нетрадиционного
рисования
1
Игровая
форма
Мячики
-ёжики,
альбомные
листы,
пальчиковая
гуашь.
-массаж пальчиков
«Сухой
бассейн»
(перебираем
пальчиками фасоль),
-пальчиковая
гимнастика
«Этот пальчик хочет
спать»;
-д/игра «
Разберем
Счетные палочки по
цвету»
Учить детей
сгибать пальчики
поочередно;
знакомить с
цветом;
1
Игровая
форма
«Сухой бассейн»
с фасолью;
счетные
палочки.( можно
заменить
карандашами)
Декабрь -массаж пальчиков
Развивать
Карандаши,
1.
2.
3.
4.
карандашами;
-пальчиковая
гимнастика
«Утром пальчики
проснулись»;
-Игра «
Нанизываем бусы»
моторику обеих
рук, учить
нанизывать
предметы на
тесьму
1
Игровая
форма
тесьма,
Деревянные
бусы
-массаж пальчиков
(поглаживание
пальцев в
разных
направлениях);
-пальчиковая
гимнастика
«Быстро тесто
замесили»;
-шнуровка
«Червячок и
груша», «Сыр»,
«Арбуз»
Развитие мелкой
моторики рук,
гибкости,
подвижности
пальцев
1
Игровая
форма
Шнуровка
«Червячок и
яблоко»(выбор
воспитателя)
-массаж пальчиков
мячиком-
ёжиком;
-пальчиковая
гимнастика
«Новогодние
игрушки»;
-штриховка «Шар на
елочку»,
Учить детей
поочередно
соединять большой
пальчик с
остальными левой
и правой рукой
вместе
1
Игровая
форма
Мячики-
Ёжик и,
цветные
карандаши,
раскраски
«Новогодние
шары»
-массаж пальчиков
Теннисным
мячиком;
-пальчиковая
гимнастика
«Тучки прибежали»;
-лепка из
пластилина с
Учить детей
выкладывать из
мелких бус
украшение,
развитие
эстетического
вкуса
1
Игровая
форма
Теннисный мяч,
пластилин,
семена овощей,
семечек.
(трубочки для
сока, колпачки
от
флаамастеров)
использованием
семян
гороха, фасоль,
семечек. (можно
трубочки, колпачки
от фламастеров)
Январь
1.
2.
3.
-массаж пальчиков
«Катаем
карандашики»;
-пальчиковая
гимнастика
«Ладошки играют»;
-игра «Поможем
Золушке
разобрать фасоль по
цвету»
Развитие
усидчивости,
чувства цвета и
размера
1
Игровая
форма
Карандаши,
разноцветная
фасоль,
коробочки
-массаж пальчиков
«Сильные
пальчики»
(нажимаем на
резиновый
мяч с силой);
-пальчиковая
гимнастика
«Вот кулак, а вот
ладошка»;
-игра «Пробковые
лыжи»
Развитие мелкой
моторики пальцев
рук, учить детей
выполнять
имитирующие
движения
(движения на
лыжах)
1
Игровая
форма
Резиновые
мячики,
пластмассовые
пробки от
бутылок
-массаж пальчиков –
катание деревянных
палочек по столу;
-пальчиковая
гимнастика
«Зайка серенький
сидит»;
Учить застегивать
и расстегивать
пуговицы, молнии,
липучки
1
Игровая
форма
Деревянные
палочки
Февраль
1.
2.
3.
4.
-массаж пальчиков
(поглаживание
пальцев в разных
направлениях);
-пальчиковая
гимнастика
«Жили-были Дед да
Баба»;
-игры с
персонажами
пальчикового театра
(Курочка Ряба)
Развитие мелкой
моторика пальцев
рук,
привитие
интереса к
драматизации
1
Игровая
форма
Наборы
«Пальчиковый
театр»
-массаж пальчиков
мячиком-
ёжиком;
-пальчиковая
гимнастика
«Бычок»;
-д/игра «Спрячь в
ладошку»
Активизировать
движения пальцев
рук
, координацию
движений
1
Игровая
форма
Мячики-
ёжики,
поролоновые
игрушки
-массаж пальчиков
Теннисный мяч;
-пальчиковая
гимнастика
«Этот пальчик хочет
спать»;
-игра наматывание
нитки
на катушку и
сматывание
ее в клубок
Развитие точности
движений,
внимания и
контроля
собственных
действий
1
Игровая
форма
Теннисный мяч,
имитация
катушек с
веревочками
-массаж пальчиков
карандашами;
-пальчиковая
гимнастика
«Паучок»;
Развивать
координацию
пальцев рук
ребенка,
настойчивость и
1
Игровая
форма
Карандаши,
Шнуровки:
-игра-шнуровка
внимание
Март
1.
2.
3.
-массаж пальчиков
«Сильные
пальчики»
(нажимаем на
резиновый
мяч с силой);
-пальчиковая
гимнастика
«Наша мама»;
-рисуем пальчиками
«Мимоза для мамы»
Развивать мелкую
моторику рук,
внимание,
координацию
пальцев рук,
воспитание заботы
о близких
1
Игровая
форма
Резиновые
мячики, краски,
картон
-массаж пальчиков
«Сухой
бассейн»
(перебираем
фасоль);
-пальчиковая
гимнастика
«Стираем
платочки»;
-игра «Развесь белье
на
веревку»
(закрепляем
разноцветные
платочки
прищепками)
Способствовать
развитию тонко
координированных
движений рук,
различение цвета
1
Игровая
форма
Пальчиковые
бассейны,
фасоль,
бельевая
веревка, цветные
платочки,
прищепки
-массаж пальчиков
(поглаживание
пальцев в
разных
направлениях);
-пальчиковая
гимнастика
«Замок»;
Развитие
мелкой
моторики пальцев
рук и
творческих
способностей
детей через
1
Игровая
форма
салфетки
-Разрывание и
сминание салфеток
в колобки
нетрадиционные
методы
аппликации
-массаж пальчиков
–катание
деревянных
палочек по столу;
-пальчиковая
гимнастика
«Лодочка»;
-выкладывание из
палочек
геометрических
фигур
Развивать
координацию
пальцев рук;
развивать
внимание,
воображение
1
Игровая
форма
Деревянные
палочки,
разноцветные
счетные палочки
Апрель
1.
2.
3.
-массаж пальчиков
Массажными
мячиками орехами;
-пальчиковая
гимнастика
«Варим, варим мы
компот»;
-мягкие пазлы
Способствовать
развитию
внимания,
четкости
координации
движений пальцев,
пространственного
мышления
1
Игровая
форма
Массажные
мячики,
Мягкие пазлы
-массаж пальчиков
карандашами;
-пальчиковая
гимнастика
«Липкие пальчики»;
-лепка
«Пластилиновые
дорожки»
Формировать
контроль над
мышечными
ощущениями
пальцев
1
Игровая
форма
Карандаши,
картон,
пластилин
-массаж пальчиков
«Сильные
пальчики»
(нажимаем на
резиновый
мяч с силой);
Способствовать
точной
точечной
координации рук,
развитию
1
Игровая
форма
Резиновые
мячики,
мозаика
-пальчиковая
гимнастика
«Две веселые
лягушки»;
-игра
«Геометрическая
мозаика»
мышления
-массаж пальчиков
мячиком-
ёжиком;
-пальчиковая
гимнастика
«Пальцы в гости
приходили»;
-игра «В гости к
Винни-Пуху»
Развитие мелкой
моторики детей с
использованием
тактильных
дорожек,
выполненных из
различных
материалов
(тесьма, лента)
1
Игровая
форма
Мячики-
ёжики,
тактильные
дорожки
Май
1.
2.
-массаж пальчиков
(поглаживание
пальцев в
разных
направлениях);
-пальчиковая
гимнастика
«Дарики-
Дарики вились-
вились комарики»;
-штриховка
«Животные»
Совершенствование
движений рук,
воспитание
усидчивости
1
Игровая
форма
Раскраски
«Животные»,
цветные
карандаши
-массаж пальчиков
теннисными
мячами;
-пальчиковая
гимнастика
«Улитка»;
-игра «Капельки»
( капаем поролоном)
Совершенствование
координации
и движений пальцев
рук.
1
Игровая
форма
Теннисный мяч,
поролон,
пластиковые
бутылочки и
стаканчики
-массаж пальчиков
Совершенствование
Резиновые
3.
«Сильные
пальчики»
(нажимаем на
резиновый
мяч с силой);
-пальчиковая
гимнастика
«Мышка мылом
мыла лапку»;
-«Бусы для мамы»
мелкой моторики
пальцев
, развитие
художественного
вкуса
1
Игровая
форма
мячики,
шнурок,
крупные бусины,
колечки.
( пирамидки)
Пальчиковая игра:
«Зайки»
Игра: «Поймай
рыбку! »
Развивать силу рук,
соотносящие
движения рук,
дифференцированные
движения пальцев;
формировать навык
расстегивания
прищепок
1
Игровая
форма
Ведерко,
прищепки
(имитирующие
рыбок)
Игра «Поймай
рыбку-
магнитная игра)
3. Содержание программы .
При составлении программы учитывались особенности детей группы раннего возраста от
1 до 2 лет. В начале учебного года в группу приходят малыши, большинство которых не
владеет тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность,
нарушение мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в
выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, у детей
не развита речь. Дети не владеют навыками самообслуживания. Все эти навыки и умения
формируются у ребенка чаще всего посредством развития мелкой моторики пальцев рук.
По результатам к концу года дети должны уметь:
-Воспроизводить кистевые и пальчиковые движения- выполняя пальчиками различные
упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не
только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно
происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребенка к
рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность,
гибкость, исчезает скованность движений;
- манипулируют мелкими предметами- развивается ловкость рук, умение брать, держать,
перекладывать предметы разных размеров.
-застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии, что способствует развитию
мелкой моторики, тактильного восприятия, координации движений обеих рук, глазомера,
концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных
математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, названий
геометрических фигур, обучают счету и др., а также служат обучающим средством в
развитии навыков самообслуживания. Ведь застегивать пуговицы на себе очень трудно, да
и скучно, не каждый ребёнок будет с увлечением пытаться застегнуть пуговку на простой
одежде, а такие игры являются подготовительным этапом для освоения самостоятельного
застегивания пуговиц на себе;
- справляться со шнуровкой и нанизывать пуговицы, шарики на
тесьму, что способствует развитию точной ручной координации;
- владеет приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание,
отщипывание),бумагой, таким образом развивается мелкая моторика, совершенствуются
мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к
тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом;
- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои
действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
- владеет приёмами работы с карандашом, что помогает развитию мелкой моторики и в
свою очередь речи.
Воспитатель: Шмакова Наталья Валерьевна
Инта 2020-2021 год