Напоминание

Кружок "Веселые пальчики"


Автор: Шмакова Наталья Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида.
Населённый пункт: Республика Коми город Инта
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Кружок "Веселые пальчики"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка»

Кружковая работа «Весёлые пальчики»

Группа раннего возраста «Цыплята»

Воспитатель: Шмакова Наталья Валерьевна

1.

Пояснительная записка.

«Ум ребенка

находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

«Движение руки всегда тесно связано с речью и

способствует ее развитию»

В.М. Бехтерев

Мелкая моторика –это совокупность скоординированных действий

нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной

системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо

повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для

развития интеллектуальных способностей.

Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой

зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так

же установлено, что уже к 6-7 годам в основном закачивается созревание

соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого

следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с одного - двух

лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора

больших полушарий окончательно еще не сформирована.

Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное

воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на

качество жизни ребёнка. Я выбрала кружковую работу по теме «Развитие

мелкой моторики у детей раннего возраста посредством кружковой

деятельности» в связи с тем, что считаю эту тему наиболее актуальной для

детей раннего возраста.

Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая

работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует

формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности,

психического и физического развития ребёнка. Работа кружка «Волшебные

пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей

1-2 лет.

Тип программы:

по целевому назначению –общекультурная, по содержанию и видам

деятельности – комплексно-интегрированные;

по степени авторства – индивидуальная;

по сроку реализации- одногодичная;

по особенностям развития – общая.

Цель данной рабочей программы –развивать и укреплять мелкую

моторику рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах

продуктивной деятельности.

Принципы реализации программы:

принцип доступности –обучение и воспитание ребенка в доступной,

привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с

учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип

обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями,

интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его

развития;

принцип оздоровительной направленности –на пальцах рук есть много

точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

принцип коммуникативности –создание атмосферы доброжелательного

общения между детьми;

принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических

условий, смены видов деятельности.

Организационные условия реализации программы.

Программа по развитию мелкой моторики рук рассчитана на 30 занятий, срок

реализации программы – 9 месяцев (с сентября по май). Режим занятий – 1 раз в

неделю, продолжительность занятия – 5-8 минут.

Совместная деятельность проводится по подгруппам – 5-6 детей (во второй

половине дня).

Содержание рабочей программы направлено на решение следующих

задач:

сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под

контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;

создать условия для накопления ребенком практического двигательного

опыта, развития навыка ручной умелости;

обучать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в

бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с

бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое

восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;

воспитывать усидчивость, нравственные качества по отношению к

окружающим (доброжелательность, чувство товарищества) посредством

игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.

При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики:

возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-

психологические особенности ребенка 1-2 лет.

2. Перспективно– тематический план

.

№№

п/п

Название темы

Задачи

Количество

часов

Форма

проведения

занятия

Необходимые

материалы

Сентябрь

1.

2.

3.

4.

Массаж: «Крутись,

карандаш»

Игра: «Помоги

Машеньке найти

дорожку к домой»

Сделать массаж

ладоней ребенка.

Развивать мелкую

моторику пальцев.

Развивать

координацию рук,

эмоциональное

отношение к

результату своей

деятельности.

1

Игровая

форма

Карандаши,

Иллюстрация.

Пальчиковая игра

«Моя семья»,

массаж

Развивать

координацию

движения.

1

Игровая

форма

Карандаш для

массажа

Массаж: «Не боюсь

колючек»

Игра: «Спрячь в

ладошке»

Развивать тактильные

ощущения.

Укреплять мышцы

пальцев и кистей рук.

1

Игровая

форма

Массажный мяч

небольшие

кусочки

паролона.

Массаж: «Этот

мячик не простой»

Пальчиковая игра

«Шалун»

Развивать мелкую

моторику рук

1

Игровая

форма

Мячики- ёжики

Октябрь

1.

-массаж пальчиков

мячиком-ёжиком;

-пальчиковая

гимнастика

«Капуста»;

дидактическая игра

«Пальчиковый

лабиринт»

Развитие мелкой

моторики рук,

тактильной

чувствительности,

координацию

движений

1

Игровая

форма

Мячики-ёжики,

наборы для игры

«пальчиковый

лабиринт»

-массаж пальчиков

Активизировать

Теннисный мяч,

2.

3.

Теннисный мяч;

-пальчиковая игра

«Бом-бом-бом по

гвоздям бьем

молотком»;

-игра «Подбери

крышку»

движение пальцев

рук, учить

закручивать и

откручивать

пробки, крышки и пр.

1

Игровая

форма

пластиковые

баночки,

бутылочки с

крышками

разных видов и

размеров

-массаж пальчиков

(поглаживание

пальцев в

разных

направлениях);

-пальчиковая

гимнастика

«Зайка серенький

сидит»;

-игра «Бумажный

мяч»

Развивать

моторику обеих

рук, развитие

образного

мышления

1

Игровая

форма

Бумага разной

плотности,

бумажные

салфетки

-массаж пальчиков

карандашами;

-пальчиковая

гимнастика

«Веселая мышка

перчатку

нашла»;

-игра

«Рисуем пальчиком

по манке»

Активизировать

Движение пальцев

рук

, обогащение

словарного запаса

1

Игровая

форма

Карандаши с

гранями, манка,

пальчиковый

бассейн,

одноразовые

тарелочки

Ноябрь

1.

-массаж пальчиков

«Сильные

пальчики»

(нажимаем на

резиновый

мяч с силой);

-пальчиковая

гимнастика

«Пальчики,

Развивать

моторику рук,

учить вкладывать

одну форму в

другую, развивать

сообразительность

1

Игровая

форма

Цветные

вкладыши

разной

величины,

резиновые мячи

2.

3.

4.

здравствуйте»

-д/игра «Цветные

вкладыши»

-массаж

пальчиков

грецким орехом;

-пальчиковая

гимнастика

«Рыбка»;

-д/игра «

Чудесный

мешочек»

Учить определять

на ощупь

предметы,

развивать тактильные

ощущения, речь

1

Игровая

форма

Резиновые

мячики(мелкие),

Разные по

величине и

качеству

предметы

-массаж пальчиков

мячиком-

ёжиком;

-пальчиковая

гимнастика

«Варим, варим мы

компот»

-Пальчиковая

живопись

«Снег идёт»

Активизировать

движение пальцев

рук методами

нетрадиционного

рисования

1

Игровая

форма

Мячики

-ёжики,

альбомные

листы,

пальчиковая

гуашь.

-массаж пальчиков

«Сухой

бассейн»

(перебираем

пальчиками фасоль),

-пальчиковая

гимнастика

«Этот пальчик хочет

спать»;

-д/игра «

Разберем

Счетные палочки по

цвету»

Учить детей

сгибать пальчики

поочередно;

знакомить с

цветом;

1

Игровая

форма

«Сухой бассейн»

с фасолью;

счетные

палочки.( можно

заменить

карандашами)

Декабрь -массаж пальчиков

Развивать

Карандаши,

1.

2.

3.

4.

карандашами;

-пальчиковая

гимнастика

«Утром пальчики

проснулись»;

-Игра «

Нанизываем бусы»

моторику обеих

рук, учить

нанизывать

предметы на

тесьму

1

Игровая

форма

тесьма,

Деревянные

бусы

-массаж пальчиков

(поглаживание

пальцев в

разных

направлениях);

-пальчиковая

гимнастика

«Быстро тесто

замесили»;

-шнуровка

«Червячок и

груша», «Сыр»,

«Арбуз»

Развитие мелкой

моторики рук,

гибкости,

подвижности

пальцев

1

Игровая

форма

Шнуровка

«Червячок и

яблоко»(выбор

воспитателя)

-массаж пальчиков

мячиком-

ёжиком;

-пальчиковая

гимнастика

«Новогодние

игрушки»;

-штриховка «Шар на

елочку»,

Учить детей

поочередно

соединять большой

пальчик с

остальными левой

и правой рукой

вместе

1

Игровая

форма

Мячики-

Ёжик и,

цветные

карандаши,

раскраски

«Новогодние

шары»

-массаж пальчиков

Теннисным

мячиком;

-пальчиковая

гимнастика

«Тучки прибежали»;

-лепка из

пластилина с

Учить детей

выкладывать из

мелких бус

украшение,

развитие

эстетического

вкуса

1

Игровая

форма

Теннисный мяч,

пластилин,

семена овощей,

семечек.

(трубочки для

сока, колпачки

от

флаамастеров)

использованием

семян

гороха, фасоль,

семечек. (можно

трубочки, колпачки

от фламастеров)

Январь

1.

2.

3.

-массаж пальчиков

«Катаем

карандашики»;

-пальчиковая

гимнастика

«Ладошки играют»;

-игра «Поможем

Золушке

разобрать фасоль по

цвету»

Развитие

усидчивости,

чувства цвета и

размера

1

Игровая

форма

Карандаши,

разноцветная

фасоль,

коробочки

-массаж пальчиков

«Сильные

пальчики»

(нажимаем на

резиновый

мяч с силой);

-пальчиковая

гимнастика

«Вот кулак, а вот

ладошка»;

-игра «Пробковые

лыжи»

Развитие мелкой

моторики пальцев

рук, учить детей

выполнять

имитирующие

движения

(движения на

лыжах)

1

Игровая

форма

Резиновые

мячики,

пластмассовые

пробки от

бутылок

-массаж пальчиков –

катание деревянных

палочек по столу;

-пальчиковая

гимнастика

«Зайка серенький

сидит»;

Учить застегивать

и расстегивать

пуговицы, молнии,

липучки

1

Игровая

форма

Деревянные

палочки

Февраль

1.

2.

3.

4.

-массаж пальчиков

(поглаживание

пальцев в разных

направлениях);

-пальчиковая

гимнастика

«Жили-были Дед да

Баба»;

-игры с

персонажами

пальчикового театра

(Курочка Ряба)

Развитие мелкой

моторика пальцев

рук,

привитие

интереса к

драматизации

1

Игровая

форма

Наборы

«Пальчиковый

театр»

-массаж пальчиков

мячиком-

ёжиком;

-пальчиковая

гимнастика

«Бычок»;

-д/игра «Спрячь в

ладошку»

Активизировать

движения пальцев

рук

, координацию

движений

1

Игровая

форма

Мячики-

ёжики,

поролоновые

игрушки

-массаж пальчиков

Теннисный мяч;

-пальчиковая

гимнастика

«Этот пальчик хочет

спать»;

-игра наматывание

нитки

на катушку и

сматывание

ее в клубок

Развитие точности

движений,

внимания и

контроля

собственных

действий

1

Игровая

форма

Теннисный мяч,

имитация

катушек с

веревочками

-массаж пальчиков

карандашами;

-пальчиковая

гимнастика

«Паучок»;

Развивать

координацию

пальцев рук

ребенка,

настойчивость и

1

Игровая

форма

Карандаши,

Шнуровки:

-игра-шнуровка

внимание

Март

1.

2.

3.

-массаж пальчиков

«Сильные

пальчики»

(нажимаем на

резиновый

мяч с силой);

-пальчиковая

гимнастика

«Наша мама»;

-рисуем пальчиками

«Мимоза для мамы»

Развивать мелкую

моторику рук,

внимание,

координацию

пальцев рук,

воспитание заботы

о близких

1

Игровая

форма

Резиновые

мячики, краски,

картон

-массаж пальчиков

«Сухой

бассейн»

(перебираем

фасоль);

-пальчиковая

гимнастика

«Стираем

платочки»;

-игра «Развесь белье

на

веревку»

(закрепляем

разноцветные

платочки

прищепками)

Способствовать

развитию тонко

координированных

движений рук,

различение цвета

1

Игровая

форма

Пальчиковые

бассейны,

фасоль,

бельевая

веревка, цветные

платочки,

прищепки

-массаж пальчиков

(поглаживание

пальцев в

разных

направлениях);

-пальчиковая

гимнастика

«Замок»;

Развитие

мелкой

моторики пальцев

рук и

творческих

способностей

детей через

1

Игровая

форма

салфетки

-Разрывание и

сминание салфеток

в колобки

нетрадиционные

методы

аппликации

-массаж пальчиков

–катание

деревянных

палочек по столу;

-пальчиковая

гимнастика

«Лодочка»;

-выкладывание из

палочек

геометрических

фигур

Развивать

координацию

пальцев рук;

развивать

внимание,

воображение

1

Игровая

форма

Деревянные

палочки,

разноцветные

счетные палочки

Апрель

1.

2.

3.

-массаж пальчиков

Массажными

мячиками орехами;

-пальчиковая

гимнастика

«Варим, варим мы

компот»;

-мягкие пазлы

Способствовать

развитию

внимания,

четкости

координации

движений пальцев,

пространственного

мышления

1

Игровая

форма

Массажные

мячики,

Мягкие пазлы

-массаж пальчиков

карандашами;

-пальчиковая

гимнастика

«Липкие пальчики»;

-лепка

«Пластилиновые

дорожки»

Формировать

контроль над

мышечными

ощущениями

пальцев

1

Игровая

форма

Карандаши,

картон,

пластилин

-массаж пальчиков

«Сильные

пальчики»

(нажимаем на

резиновый

мяч с силой);

Способствовать

точной

точечной

координации рук,

развитию

1

Игровая

форма

Резиновые

мячики,

мозаика

-пальчиковая

гимнастика

«Две веселые

лягушки»;

-игра

«Геометрическая

мозаика»

мышления

-массаж пальчиков

мячиком-

ёжиком;

-пальчиковая

гимнастика

«Пальцы в гости

приходили»;

-игра «В гости к

Винни-Пуху»

Развитие мелкой

моторики детей с

использованием

тактильных

дорожек,

выполненных из

различных

материалов

(тесьма, лента)

1

Игровая

форма

Мячики-

ёжики,

тактильные

дорожки

Май

1.

2.

-массаж пальчиков

(поглаживание

пальцев в

разных

направлениях);

-пальчиковая

гимнастика

«Дарики-

Дарики вились-

вились комарики»;

-штриховка

«Животные»

Совершенствование

движений рук,

воспитание

усидчивости

1

Игровая

форма

Раскраски

«Животные»,

цветные

карандаши

-массаж пальчиков

теннисными

мячами;

-пальчиковая

гимнастика

«Улитка»;

-игра «Капельки»

( капаем поролоном)

Совершенствование

координации

и движений пальцев

рук.

1

Игровая

форма

Теннисный мяч,

поролон,

пластиковые

бутылочки и

стаканчики

-массаж пальчиков

Совершенствование

Резиновые

3.

«Сильные

пальчики»

(нажимаем на

резиновый

мяч с силой);

-пальчиковая

гимнастика

«Мышка мылом

мыла лапку»;

-«Бусы для мамы»

мелкой моторики

пальцев

, развитие

художественного

вкуса

1

Игровая

форма

мячики,

шнурок,

крупные бусины,

колечки.

( пирамидки)

Пальчиковая игра:

«Зайки»

Игра: «Поймай

рыбку! »

Развивать силу рук,

соотносящие

движения рук,

дифференцированные

движения пальцев;

формировать навык

расстегивания

прищепок

1

Игровая

форма

Ведерко,

прищепки

(имитирующие

рыбок)

Игра «Поймай

рыбку-

магнитная игра)

3. Содержание программы .

При составлении программы учитывались особенности детей группы раннего возраста от

1 до 2 лет. В начале учебного года в группу приходят малыши, большинство которых не

владеет тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность,

нарушение мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в

выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, у детей

не развита речь. Дети не владеют навыками самообслуживания. Все эти навыки и умения

формируются у ребенка чаще всего посредством развития мелкой моторики пальцев рук.

По результатам к концу года дети должны уметь:

-Воспроизводить кистевые и пальчиковые движения- выполняя пальчиками различные

упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не

только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно

происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребенка к

рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность,

гибкость, исчезает скованность движений;

- манипулируют мелкими предметами- развивается ловкость рук, умение брать, держать,

перекладывать предметы разных размеров.

-застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии, что способствует развитию

мелкой моторики, тактильного восприятия, координации движений обеих рук, глазомера,

концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных

математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, названий

геометрических фигур, обучают счету и др., а также служат обучающим средством в

развитии навыков самообслуживания. Ведь застегивать пуговицы на себе очень трудно, да

и скучно, не каждый ребёнок будет с увлечением пытаться застегнуть пуговку на простой

одежде, а такие игры являются подготовительным этапом для освоения самостоятельного

застегивания пуговиц на себе;

- справляться со шнуровкой и нанизывать пуговицы, шарики на

тесьму, что способствует развитию точной ручной координации;

- владеет приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание,

отщипывание),бумагой, таким образом развивается мелкая моторика, совершенствуются

мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к

тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом;

- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои

действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;

- владеет приёмами работы с карандашом, что помогает развитию мелкой моторики и в

свою очередь речи.

Воспитатель: Шмакова Наталья Валерьевна

Инта 2020-2021 год



В раздел образования