Автор: Гуричева Вера Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №1 "Калинка" общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие волевых качеств у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Развитие волевых качеств у детей раннего возраста.
После первого года жизни ребенка начинается новый этап в его развитии.
Младенчество «вооружило» ребенка умением смотреть, слушать и управлять
движением
рук.
С
этого
времени,
уже
не
беспомощное
существо,
он
чрезвычайно
активен
в
своих
действиях
и
в
стремлении
к
общению
со
взрослыми.
Следующие
два
года
–
период
раннего
детства
–
приносят
ребенку новые большие достижения. Уже в этом возрасте развиваются и
волевые качества личности.
В раннем возрасте развитие произвольного поведения маленького ребенка
связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием
взрослым.
Манипуляции
с
вещами
приводят
к
установлению
ребенком
важного
для
него
факта,
что
после
определенных
действий
могут
происходить определенные события. Теперь он осуществляет эти действия
ради того, чтобы произошли эти события, т.е. намеренно, целесообразно.
До
двухлетнего
возраста
дети
не
могут
воспроизвести
знакомое
им
действие
без
реального
предмета
действия
(например,
не
имея
ложки,
показать, как ею пользуются). Поэтому существенным шагом в развитии
произвольности
является
формирование
способности
к
представлению
отсутствующих предметов, благодаря чему поведение ребенка определяется
не только наличной ситуацией, но и представляемой. Вследствие этого растет
время удержания заданной ребенку цели действия, что создает предпосылки
для самостоятельной постановки цели в более старшем возрасте.
Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в
характере его отношений с другими детьми, умении преодолевать трудности,
сдерживать свои желания и считаться с интересами других людей, подчинять
свое поведение установленным нормам и правилам. У детей с более высоким
уровнем
развития
воли
контакты
со
сверстниками
более
длительны
и
бесконфликтны.
Можно выработать зачатки волевых проявлений даже у самых маленьких
детей. Для этого со своими малышами я играю в специально организованные
игры.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОЛИ
Игра «Погладь мишку»
Цель:
воспитание
дисциплины,
развитие
устойчивого
внимания,
формирование правильной осанки, укрепление стоп – упражнение в беге по
наклонной плоскости; развитие ловкости, быстроты реакции и движений,
чувства равновесия, координации слуха и зрения.
Материал: игрушечный мишка, высокий кубик.
Ход
игры:
ребенок
стоит
перед
взрослым,
который
делает
горку
из
длинной доски, положенной одним концом на высокий кубик или на другое
возвышение. Наверх горки сажает мишку и говорит ребенку: «Много нашей
детворы ходит к Мишке».
Ребенок по доске поднимается на горку, гладит мишку, затем сбегает вниз
и садиться отдохнуть. Упражнение повторяется несколько раз.
Можно поиграть с мишкой по-другому. Взрослый произносит: «Мы к
медведю подбежим, зарычит – мы убежим». Ребенок бежит медведю, а по
сигналу
«Р-р-р!»
быстро
убегает,
повторяют
игру
3-4
раза.
Взрослый
предлагает ребенку подойти тихо, чтобы медведь не услышал.
Игра «Ниточка накручивается»
Цель: развитие умения действовать согласованно.
Материал: катушка с нитками.
Ход
игры:
детям
показывают
катушку
и
объясняют,
как
на
нее
наматывают нитки. Малышам предлагают изобразить, как это происходит.
Все берутся за руки: тот кто стоит первым, будет выполнять роль «катушки».
Он стоит в середине комнаты и крепко держит за руку второго малыша, а тот,
в свою очередь, третьего и т.д. получилось «ниточка».
Взрослый, взяв за руку последнего малыша, ведет всех по кругу до тех
пор, пока вся «нитка» не намотается на «катушку». Малыши двигаются
приставными шагами и приговаривают: «Ниточка, ниточка накручивается!»
Потом «ниточка» разматывается, дети идут назад, не отпуская рук, повторяя
считалочку:
Ниточка, иголочка,
Ти-ти, улети.
Обратно ко мне прилети!
Игра «Солнышко и дождик»
Цель:
обучение
выполнению
движений
в
соответствии
со
словами
песенки.
Ход игры: дети сидят на стульчиках или на коврике, взрослый читает
стихотворение:
Дождик, дождик, ты не лей,
Наших деток пожалей:
Сидят дома деточки, словно птицы в клеточке.
(Дети сидят, положив ладошки под щечки.)
Солнышко, солнышко,
Посвети немножечко!
Выйдут детки погулять, станут бегать и играть!
(Дети встают на ножки, хлопают в ладошки, играют.)
Игра «Снежок»
Цель: развитие чувства ритма, умение начинать и заканчивать движение
по команде взрослого.
Ход игры: дети ходят по кругу под песню взрослого:
Наши детки на полу
(Дети идут группой)
Ножками затопали.
Посмотрите хороши
Наши детки-малыши!
Ходят детки ножками,
(Ходят, высоко поднимая ноги, при слове
Новыми сапожками.
«стоп» - останавливаются.)
Топа-топа-топа-топ,
Топа-топа-топа-стоп!
Впереди далекий путь,
(Отдыхают).
Деткам нужно отдохнуть.
Топа-топа-топа-топ,
Топа-топа-топа-стоп!
А потом пойдем опять.
(Снова идут группой и опять
Мы по комнате гулять.
останавливаются при слове «стоп».)
Топа-топа-топа-топ,
Топа-топа-топа-стоп!
Игра «Как цапля»
Цель: развитие игровых навыков, координации движений.
Материал:
картинка
с
изображением
цапли,
ободки
на
головки
с
нарисованными цаплями.
Ход игры: взрослый показывает картинку и беседует с детьми:
- Сашенька, кто это?
- Цапля.
- Покажи, где у цапли ноги. Какие они?
- Длинные.
- Где у цапли шея? Какая она?
- Длинная-длинная.
- А клюв какой?
- Длинный, острый.
На головку ребенка надевают ободок и говорят, что теперь он цапля,
очень красивая птица. Ребенок встает и идет за взрослым по кругу медленно,
высоко поднимая ноги, как цапля.
Потом читают отрывок из стихотворения П.Воронько «Почему цапля
стоит на одной ноге»:
Цапля ногу поднимает, ничего не понимает.
И весь день среди ракит
На одной ноге стоит.
Ребенок стоит на одной, то на другой ноге, затем снова ходит по кругу,
высоко поднимая ноги и опускаясь на носочки. Это удается не сразу и не
всем. Но самое главное - побудить ребенка двигаться.