Автор: Суханова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №5
Населённый пункт: Кемеровская область город Осинники
Наименование материала: Статья
Тема: Песочная арт – терапия.
Раздел: дошкольное образование
Песочная арт – терапия.
Песочная арт-терапия -это работа с песком, которая успокаивает
ребенка, в нем как будто содержится живительная солнечная энергия,
которая подзаряжает его позитивными эмоциями.
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений
находятся на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного
образования.
В эти инновационные процессы, касающиеся обновления содержания
дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов
преподнесения содержания детям, вовлечены и педагоги нашего
дошкольного учреждения. В ДОУ функционируют две логопедические
группы и логопедический пункт. Анализ результатов педагогической
диагностики позволил обнаружить общие для всей вертикали недостатки по
развитию речи. Общеизвестным фактом является то, что речевые нарушения
у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической
проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные
возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает
эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. У детей этой группы
крайне низкая работоспособность. Работа с такими детьми, обычными
методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому,
необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие
познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность.
Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие
возможности, на наш взгляд, является песочная арт-терапия.
Новизна и актуальность работы коллектива в данном направлении
заключается в синтезировании наиболее эффективной арт-терапевтической
техники в рамках деятельности по познавательно-речевому развитию детей
дошкольного возраста. Песочная арт-терапия используется в работе с детьми
в доступной привлекательной форме.
Важно, что для занятий песочной арт-терапией не требуется специальной
подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи этой арт-терапии
проходит очень плодотворно и интересно. Задания строятся на игровом
сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта
замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр,
упражнений, заданий на автоматизацию звуков, коррекцию речи. Кроме того
позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс
позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя
песочную арт-терапию в ходе непосредственно образовательной
деятельности воспитатели стремятся, чтобы ребенок был активным
участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.
Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста.
Использование его в коррекционных целях далеко не ново. С огромным
интересом дети участвуют в выполнении заданий педагога в «песочнице». Ее
использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые
умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, изображают в
«песочнице» следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и
при этом сопровождают свои действия с речью.
Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими
материалами, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование
происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию
сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует
развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
В заключении хочется сказать:
"Хороша песочная терапия для
дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь
не нужны художественные навыки. А значит, нет место и
разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах.
Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной
песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!