Автор: Корелова Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ДОУ № 98
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Методическое сопровождение молодых педагогов по
организации работы с детьми по изучению правил дорожного
движения в условиях реализации ФГОС
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах
России возрастает, а вместе с этим увеличивается количество дорожно-
транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа
пострадавших детей. Важную роль в предупреждении травматизма на
дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного
движения. В условиях реализации Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных
образовательных учреждениях должна быть система работы по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) — это
работа большого количества людей: воспитателей, родителей, педагогов,
сотрудников ГИБДД.
В нашем дошкольном образовательном учреждении старший
воспитатель совместно с педагогами со стажем ведёт методическое
сопровождение молодых педагогов, которая направлена на передачу
практического опыта по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма. Необходимость данного сопровождения обусловлено
следующими причинами: недостаточным уровнем педагогической
компетентности воспитателей в вопросах профилактики ДДТТ, ‒
отсутствием целенаправленной систематической работы по вовлечению
наибольшего числа воспитанников, их родителей по профилактике ДДТТ.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма —
проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на
дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Важно воспитать из
сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников
дорожного движения. Обучение детей правилам безопасного поведения на
дорогах в период нахождения ребенка в детском саду может уменьшить
тяжелые последствия и возможность попадания его в дорожно-транспортные
происшествия.
Поэтому старшим воспитателем нашего ДОУ проводится работа с
педагогическим коллективом, которая становится основополагающим
механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными
звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего
масштабную задачу — формирование массовой культуры правильного
поведения на дорогах. Задача методического сопровождения:
целенаправленная систематическая работа по вовлечению наибольшего
числа педагогов в работу по профилактике ДДТТ, информационное и
программно-методическое обеспечение молодых педагогов по вопросам
профилактики ДДТТ, передача практического опыта по предупреждению
детского дорожно-транспортного травматизма молодым педагогам.
На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного
движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного
движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в
дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение
безопасности дорожного движения над ответственностью граждан,
участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан,
общества и государства. Ключевая роль в обеспечении национальной
безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности
и общества принадлежит образованию — это профилактика детского
дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков
безопасного поведения на дорогах. Вопросы воспитания безопасного
поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются
составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в
дошкольных образовательных учреждениях.
С молодыми специалистами разбираются примеры конспектов ООД,
сценарии праздников и развлечений по ПДД. Для повышения
педагогического мастерства воспитателей создан перспективный план
работы для всех возрастных групп, в котором определены цели и задачи для
каждого возраста, подобраны и систематизированы печатные и
дидактические материалы и пособия для дошкольников, методическая
литература для воспитателей, рекомендации для родителей. В детском саду
проводятся педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где
молодые воспитатели получают рекомендации, материал для работы с
родителями и детьми.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения
на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения, с
их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в
данном направлении. Молодым педагогам разъясняются старшим
воспитателем особенности оформления уголков безопасности, папок-
передвижек, памяток для родителей в каждой возрастной группе. Работа с
родителями воспитанников освещается через официальный сайт детского
сада.
Молодым педагогам старшим воспитателем даны рекомендации по
работе с родителями. Сотрудничество с родителями не должно носить
назидательный характер. Родители должны постоянно помнить об
ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного
поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил
дорожного движения, может произойти дорожно-транспортное
происшествие.
В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют
важные правила пешехода. Содержание дидактических игр формирует у
детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, к воспитанию
понятий «я — пешеход», «я — пассажир», «я — будущий водитель»,
систематизируют и углубляют знания о правилах дорожного движения,
способствуют формированию культуры поведения детей на улицах. Многие
дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление
знаний. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей
самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных
условиях в соответствии с поставленной задачей. Игры развивают у детей
познавательные процессы, необходимые им для правильной и безопасной
ориентации на улице, формируют практические умения и навыки
безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет
потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и
сосредоточенным. Для молодых специалистов была сделана распечатка со
списком методических пособий, дидактических игр и пособий на печатной
основе.
Молодые специалисты изучили особенности создания проектов по
ПДД в каждой возрастной группе. Эффективней всего в течение учебного
года одну неделю в квартал посвящать дорожной безопасности целиком с
целью «погружения» ребёнка в данную проблему. При планировании все
виды деятельности ребёнка объединены темой безопасности дорожного
движения: тематические познавательные занятия, практикумы на детской
площадке, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица», на
различных игровых полях, самостоятельное моделирование: составление
схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду.
Полученные знания детей в рамках «тематической недели» закрепляются
затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении
целевых прогулок и экскурсий.
Также педагогам была показана совместная работа воспитателя и
музыкального руководителя. Представленные рекомендации по организации
работы по профилактике ДДТТ помогают добиваться не формального, а
подлинного формирования безопасной жизнедеятельности дошкольников.
Подобная форма организации работы по предупреждению детского дорожно-
транспортного травматизма помогает детям лучше адаптироваться к
окружающему миру и усвоить правила безопасного поведения в нем. Важно
осознание того, что безопасность ребенка — это не только воспитательный
процесс, а целый комплекс мер, способствующих ребенку полноценно
развиваться. Опытные педагоги с удовольствием отвечают на все вопросы
молодых коллег.
Литература:
1. Закон Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 г. «Об
образовании в РФ» Приказ Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного
возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.: Санкт-Петербург, ООО
«Издательство «Детство-Пресс», 2015 г.
3. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста
правилам дорожного движения. Т. И. Данилова: Санкт-Петербург, «Детство-
Пресс», 2016