Напоминание

"Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС"


Автор: Корелова Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ДОУ № 98
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Методическое сопровождение молодых педагогов по организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическое сопровождение молодых педагогов по

организации работы с детьми по изучению правил дорожного

движения в условиях реализации ФГОС

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах

России возрастает, а вместе с этим увеличивается количество дорожно-

транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа

пострадавших детей. Важную роль в предупреждении травматизма на

дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного

движения. В условиях реализации Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных

образовательных учреждениях должна быть система работы по

профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) — это

работа большого количества людей: воспитателей, родителей, педагогов,

сотрудников ГИБДД.

В нашем дошкольном образовательном учреждении старший

воспитатель совместно с педагогами со стажем ведёт методическое

сопровождение молодых педагогов, которая направлена на передачу

практического опыта по предупреждению детского дорожно-транспортного

травматизма. Необходимость данного сопровождения обусловлено

следующими причинами: недостаточным уровнем педагогической

компетентности воспитателей в вопросах профилактики ДДТТ, ‒

отсутствием целенаправленной систематической работы по вовлечению

наибольшего числа воспитанников, их родителей по профилактике ДДТТ.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма —

проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на

дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Важно воспитать из

сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников

дорожного движения. Обучение детей правилам безопасного поведения на

дорогах в период нахождения ребенка в детском саду может уменьшить

тяжелые последствия и возможность попадания его в дорожно-транспортные

происшествия.

Поэтому старшим воспитателем нашего ДОУ проводится работа с

педагогическим коллективом, которая становится основополагающим

механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными

звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего

масштабную задачу — формирование массовой культуры правильного

поведения на дорогах. Задача методического сопровождения:

целенаправленная систематическая работа по вовлечению наибольшего

числа педагогов в работу по профилактике ДДТТ, информационное и

программно-методическое обеспечение молодых педагогов по вопросам

профилактики ДДТТ, передача практического опыта по предупреждению

детского дорожно-транспортного травматизма молодым педагогам.

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного

движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного

движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в

дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение

безопасности дорожного движения над ответственностью граждан,

участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан,

общества и государства. Ключевая роль в обеспечении национальной

безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности

и общества принадлежит образованию — это профилактика детского

дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков

безопасного поведения на дорогах. Вопросы воспитания безопасного

поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются

составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в

дошкольных образовательных учреждениях.

С молодыми специалистами разбираются примеры конспектов ООД,

сценарии праздников и развлечений по ПДД. Для повышения

педагогического мастерства воспитателей создан перспективный план

работы для всех возрастных групп, в котором определены цели и задачи для

каждого возраста, подобраны и систематизированы печатные и

дидактические материалы и пособия для дошкольников, методическая

литература для воспитателей, рекомендации для родителей. В детском саду

проводятся педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где

молодые воспитатели получают рекомендации, материал для работы с

родителями и детьми.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения

на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения, с

их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в

данном направлении. Молодым педагогам разъясняются старшим

воспитателем особенности оформления уголков безопасности, папок-

передвижек, памяток для родителей в каждой возрастной группе. Работа с

родителями воспитанников освещается через официальный сайт детского

сада.

Молодым педагогам старшим воспитателем даны рекомендации по

работе с родителями. Сотрудничество с родителями не должно носить

назидательный характер. Родители должны постоянно помнить об

ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного

поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил

дорожного движения, может произойти дорожно-транспортное

происшествие.

В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют

важные правила пешехода. Содержание дидактических игр формирует у

детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, к воспитанию

понятий «я — пешеход», «я — пассажир», «я — будущий водитель»,

систематизируют и углубляют знания о правилах дорожного движения,

способствуют формированию культуры поведения детей на улицах. Многие

дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление

знаний. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей

самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных

условиях в соответствии с поставленной задачей. Игры развивают у детей

познавательные процессы, необходимые им для правильной и безопасной

ориентации на улице, формируют практические умения и навыки

безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет

потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и

сосредоточенным. Для молодых специалистов была сделана распечатка со

списком методических пособий, дидактических игр и пособий на печатной

основе.

Молодые специалисты изучили особенности создания проектов по

ПДД в каждой возрастной группе. Эффективней всего в течение учебного

года одну неделю в квартал посвящать дорожной безопасности целиком с

целью «погружения» ребёнка в данную проблему. При планировании все

виды деятельности ребёнка объединены темой безопасности дорожного

движения: тематические познавательные занятия, практикумы на детской

площадке, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица», на

различных игровых полях, самостоятельное моделирование: составление

схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду.

Полученные знания детей в рамках «тематической недели» закрепляются

затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении

целевых прогулок и экскурсий.

Также педагогам была показана совместная работа воспитателя и

музыкального руководителя. Представленные рекомендации по организации

работы по профилактике ДДТТ помогают добиваться не формального, а

подлинного формирования безопасной жизнедеятельности дошкольников.

Подобная форма организации работы по предупреждению детского дорожно-

транспортного травматизма помогает детям лучше адаптироваться к

окружающему миру и усвоить правила безопасного поведения в нем. Важно

осознание того, что безопасность ребенка — это не только воспитательный

процесс, а целый комплекс мер, способствующих ребенку полноценно

развиваться. Опытные педагоги с удовольствием отвечают на все вопросы

молодых коллег.

Литература:

1. Закон Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 г. «Об

образовании в РФ» Приказ Министерства образования и науки РФ от

17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования»

2. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного

возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.: Санкт-Петербург, ООО

«Издательство «Детство-Пресс», 2015 г.

3. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста

правилам дорожного движения. Т. И. Данилова: Санкт-Петербург, «Детство-

Пресс», 2016



В раздел образования