Напоминание

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Андрюшина Марина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ «МАРФИНСКАЯ СОШ»
Населённый пункт: ДО «КОЛОСОК» гор. округа Мытищи Московской обл.
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Цели и задачи реализации Программы

5

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

6

1.3.

Возрастные и индивидуальные особенности музыкального

развития воспитанников от 5 до 7 лет

7

1.4.

Планируемые результаты освоения Программы

7

1.5.

Развивающее

оценивание

качества

образовательной

деятельности по Программе

8

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Описание

образовательной

деятельности

по

развитию

инициативы у дошкольников посредством музыки

9

2.2.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации

Программы

11

2.2.1

.

Способы интеграции образовательного процесса по развитию

инициативы у дошкольников

11

2.2.2

.

Формы педагогической поддержки в процессе музыкальной

деятельности

15

2.2.3

.

Методы реализации Программы

17

2.2.4

.

Организация музыкальной культурно-досуговой деятельности

21

2.3.

Взаимодействие

музыкального

руководителя

с

семьями

воспитанников

22

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Психолого-педагогические условия реализации Программы

24

3.2

Материально-техническое обеспечение Программы

24

3.3

Особенности

организации

развивающей

предметно-

пространственной среды

25

3.4.

Используемая литература

27

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

Учебная

программа

(далее

Программа)

по

развитию

инициативы

дошкольников в процессе музыкальной деятельности разработана в соответствии со

следующими нормативными документами:

Федеральным законом от 29.12.2012

№ 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.10.2013

г.

1155

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования»;

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –

образовательным программам дошкольного образования»;

Санитарные правила СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организации воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и

молодежи»;

Комментариями Минобрнауки РФ к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08 –

249.

Содержание

Программы

соответствует

Федеральному

государственному

образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и

учитывает соответствующую примерную образовательную программу дошкольного

образования (ст.6 Закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Программа

обеспечивает

полноценное

развитие

инициативы

у

детей

дошкольного

возраста

во

всех

видах

музыкальной

деятельности

на

фоне

эмоционального благополучия воспитанников и положительного отношения к миру, к

себе и другим людям.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста.

Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического

характера взаимодействия взрослого с детьми и реализуется на русском языке -

государственном языке Российской Федерации.

Актуальность

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных

задач является задача развития личностных качеств детей дошкольного возраста.

Личностно

развитый

ребенок

активен,

любознателен,

владеет

основными

культурными привычками и навыками самообслуживания, стремится получить новые

знания.

Одним из социально значимых личностных качеств дошкольника считается его

инициативность. Инициативность предполагает самостоятельную постановку целей,

организацию действий, направленных на достижение этих целей и реализацию

действий.

Благодаря инициативности развиваются произвольное и волевое поведение,

активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми

и сверстниками. Инициативный ребёнок может сам найти себе занятие, организовать

игру или присоединиться к уже играющим, включиться в разговор или заняться какой-

либо продуктивной деятельностью.

Исходя из той или иной направленности активности дошкольника, выделяют

следующие сферы инициативы:

1)

творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную

творческую

деятельность

ребенка,

где

развиваются

воображение,

образное

мышление);

2)

инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные

виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие

усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность,

планирующая функция речи);

3)

коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие

со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

4)

познавательная

инициатива

любознательность

(включенность

в

экспериментирование, элементарную познавательно-исследовательскую деятельность,

где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-

следственные отношения).

Развитие инициативности начинается с раннего возраста через вовлечение детей

в самостоятельное выполнение доступных им задач. К старшему дошкольному

возрасту дети могут достичь определённого уровня развития инициативности в разных

видах деятельности. Ребёнок 5-7 лет сам способен ставить цели в играх и

практической деятельности. При этом он умеет оценивать обстановку, в которой

происходит действие (например, в игре), умеет провести анализ ситуации, выявить

позиции участников, разработать план действий (например, последовательность ходов

в настольной игре) и выполнить действие.

Новизна

Новизна данной Программы состоит в том, что развитие инициативности детей

дошкольного возраста рассматривается в процессе такого специфичного вида

деятельности как музыкальная деятельность.

Традиционные, общепринятые в дошкольной педагогике формы взаимодействия

и методы обучения, благодаря музыкальной деятельности, наполняются новым

смыслом, отражающим особенность музыки как вида искусства.

Исходя из принципов, целей и задач музыкального образования, традиционные

общедидактические методы дополняются методами, нацеленными на формирование

личности ребенка через раскрытие духовной сущности музыкального искусства, а

именно: методом наблюдения за музыкой (а не обучения ей) (Б.В. Асафьев); методом

размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский); методом эмоциональной драматургии

(Э.Б. Абдуллин); методом создания художественного контекста (Л.В. Горюнова);

методом осознания личностного смысла музыкального произведения (А.А.

Пиличяускас) и др.

Одной из задач ФГОС дошкольного образования является задача «становления

самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий».

Целенаправленность

и

саморегуляция

собственных

действий

будет

осуществляться в музыкальной самостоятельной деятельности детей, в возможности

самому выбрать вид деятельности в соответствии со своими интересами.

Степень самостоятельности у ребёнка всё время повышается, что приводит к

развитию инициативности в разных видах музыкальной деятельности – в пении,

музыкально-ритмических движениях, музыкальных играх.

Таким образом, задача развития инициативности дошкольников в музыкальной

деятельности является актуальной и своевременной. Инициативность – важное

условие развития музыкальных способностей ребёнка и один из показателей развития

его личностных качеств.

В музыкальных видах деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве)

инициативное поведение проявляется в том, что ребёнок начинает планировать свои

действия, ставя перед собой задачи и последовательно их решая. Инициативность

характеризуется развитием творческой активности, созданием разнообразных игровых

замыслов и условных действий.

1.1.

Цели и задачи реализации Программы

Содержание Программы направлено на реализацию целей и задач:

Цель Программы

Создание благоприятных условий для развития инициативы ребенка в

процессе музыкальной деятельности в соответствии с его возрастными и

индивидуальными особенностями.

Основные задачи

Программы

1.

Приобщение

к

музыкальному

искусству;

формирование

основ

музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными

понятиями, жанрами.

2.

Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных

произведений.

3.

Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального

слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного,

музыкального вкуса.

4.

Воспитание

интереса

к

музыкально-художественной

деятельности,

совершенствование умений в этом виде деятельности.

5.

Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация

самостоятельной

творческой

деятельности

детей;

удовлетворение

потребности в самовыражении.

Задачи

Программы по

видам

музыкальной

деятельности

Слушание:

-

ознакомление

с

музыкальными

произведениями,

их

запоминание,

накопление музыкальных впечатлений; развитие музыкальных способностей

и навыков культурного слушания музыки;

- развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес,

средств их выразительности; формирование музыкального вкуса

- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Пение:

- формирование у детей певческих умений и навыков;

- обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью

воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения

инструмента;

- развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона;

- развитие самостоятельности и инициативности в певческой деятельности.

Музыкально-ритмические движения:

- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и, в

связи с этим, ритмичности движений;

- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры,

пляски и упражнения;

- развитие художественно-творческих способностей;

- развитие самостоятельности и инициативности в музыкально-ритмических

движениях.

Игра на детских музыкальных инструментах:

- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей

игре на них;

- формирование знаний о выразительных возможностях музыкальных

инструментов, их тембров, особенностей звучания;

- совершенствование эстетического восприятия и эстетических чувств

ребенка;

- развитие инициативности и самостоятельности в исполнении музыкальных

произведений.

Творчество:

песенное,

музыкально-игровое,

танцевальное,

импровизация на детских музыкальных инструментах:

- развитие творческого воображения при восприятии музыки;

- активизация фантазии ребѐнка, стремления к достижению самостоятельно

поставленной задачи, поиска форм для воплощения своего замысла;

- развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному

творчеству, к импровизации на инструментах.

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы:

Программа построена на следующих принципах:

1.

Принцип развивающего образования, целью которого является развитие

ребенка.

2.

Принцип научной обоснованности и практической применимости.

3.

Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и

задач музыкального образования, в процессе реализации которых формируются такие

знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию

детей дошкольного возраста.

4.

Принцип

комплексно-тематического

построения

образовательного

процесса.

5.

Принцип развития ребѐнка с учетом возрастных закономерностей его

психического развития на каждом возрастном этапе.

6.

Принцип

реализации

качественного,

возрастного,

культурно-

исторического, личностного и деятельностного подходов.

7.

Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных

задач по всем разделам музыкального воспитания.

8.

Принцип интеграции развития музыкальности ребѐнка с другими видами

художественно-эстетической деятельности.

1.3.

Возрастные и индивидуальные особенности музыкального развития

воспитанников от 5 до 7 лет

В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре.

Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному

музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный,

ритмический, тембровый, динамический слух.

Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий

эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает

формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.

Дети различают музыкальные произведения разных жанров, стилей, эпох,

узнают

и

называют

знакомые

произведения

отечественных

и

зарубежных

композиторов-классиков. Интерес к восприятию - слушанию музыки становится

достаточно устойчивым. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные

способности.

Старшему дошкольнику присущи эмоциональный подъем и переживание

чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра

или хора. Они характеризуют изменившееся отношение ребенка к исполнению

музыки. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение

показывает, что главным для него становится не процесс участия в деятельности, а ее

результат.

Детям свойственна направленность на результат, на создание понятного и

выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о

том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а

художественным творчеством.

1.4.

Планируемые результаты освоения Программы

Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного

образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных

достижений ребѐнка и базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в

пояснительной записке к Программе.

Слушание музыки

Различает

жанры

музыкальных

произведений

(опера,

концерт,

симфонический оркестр). Запоминает и узнаёт мелодии по отдельным

фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза)

Узнает мелодию Государственного гимна Российской Федерации.

Различает звуки по высоте в пределах квинты-терции; звучание

музыкальных

инструментов

(клавишно-ударные

и

струнные:

фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Проявляет инициативу и самостоятельность в выборе прослушивания

тех или иных музыкальных произведений.

Пение

Поёт легким звуком в диапазоне от «до» первой октавы до «ре» второй

октавы, берёт дыхание перед началом песни, между музыкальными

фразами, удерживает дыхание до конца фразы, своевременно начинает

и

заканчивает

песню,

обращает

внимание

на

артикуляцию,

эмоционально передаёт характер мелодии, поёт умеренно, громко и

тихо.

Развит навык сольного и коллективного пения, с музыкальным

сопровождением и без него.

Проявляет инициативу и самостоятельность в творческом исполнении

песен разного характера.

Песенное творчество

Умеет придумывать мелодии, используя в качестве образцы русских

народных песен.

Самостоятельно импровизирует мелодии на заданную тему по образцу и

без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и

танцы.

Музыкально-

ритмические

движения

Умеет

выразительно

и

ритмично

двигаться

в

соответствии

с

разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-

образное содержание.

Свободно

ориентируется

в

пространстве,

выполняет

простейшие

перестроения, самостоятельно переходит от умеренного к быстрому или

медленному темпу, меняет движения в соответствии с музыкальными

фразами.

Умеет исполнять танцевальные движения (поочерёдное выбрасывание

ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением

вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд).

Проявляет

инициативу

и

самостоятельность

в

выборе

танца

и

танцевальных движений.

Музыкально-игровое

и танцевальное

творчество

Развито танцевальное творчество: придумывает движения к пляскам,

танцам, составляет композицию танца, проявляя самостоятельность в

творчестве.

Самостоятельно

придумывает

движения,

отражающие

содержание

песни, выразительно действует с воображаемым предметом. Проявляет

инициативу и самостоятельность.

Умеет инсценировать содержание песен, хороводов.

Игра на детских

музыкальных

инструментах

Исполняет простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах;

знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая

при этом общую динамику и темп. Умеет играть на металлофоне,

свирели,

ударных

и

электронных

инструментах;

трещотках,

погремушках, треугольниках.

Исполняет музыкальные произведения в оркестре и ансамбле.

Развито творчество, самостоятельно и активно действует в процессе

игры на детских музыкальных инструментах.

1.5. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности

по Программе

Оценивание

качества

образовательной

деятельности

по

освоению

Программы проводится с целью выявления развития инициативы у детей

дошкольного возраста.

Педагогическая

диагностика

осуществляется

в

форме

регулярных

наблюдений за детьми в процессе совместной деятельности музыкального

руководителя с ними.

Педагогическая диагностика проводится 2 раза: в октябре и апреле текущего

учебного года.

Цель: изучить особенности проявления у детей инициативы в процессе

музыкальной деятельности.

Карта проявлений инициативности

(А.М.Щетинина)

Заполняется

после

целенаправленно

проведенных

многократных

наблюдений за ребенком. Если ребенок часто обнаруживает указанную форму

поведения, то в соответствующую графу ставится 4 балла; иногда - 2 балла;

никогда - 0 баллов.

Показатели инициативности

Частота проявлений

никогда

иногда

часто

Берет на себя главные роли в играх

Выступает инициатором какой-либо деятель-

ности

Перехватывает у сверстников инициативу в

выполнении задания

Принимает участие во всех делах

Любит высказывать свою точку зрения

Стремится к лидерству

Любит находиться в центре внимания

Стремится быть первым во всем

Не боится взяться за незнакомое ему дело

Испытывает радость от внимания к нему со

стороны взрослого и сверстников

Не соглашается с мнением других, настаивает

на своем

Обработка и интерпретация результатов.

Сложив сумму полученных ребенком баллов, можно считать развитие у него

инициативности достаточно высоким, если получилось в сумме от 23 до 44 баллов;

средним - от 11 до 22 баллов; низким - от 0 до 10 баллов.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исклю

чительно

для решения следующих образовательных задач:

1)

индивидуализации

образования

том

числе

поддержки

ребенка,

построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции

особенностей его развития);

2)

оптимизации работы с группой детей.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности по развитию инициативы

у дошкольников посредством музыки

Содержание Программы обеспечивает развитие инициативы детей в

различных видах музыкальной деятельности:

- слушание;

- пение;

- музыкально-римическая деятельность;

- игра на детских музыкальных инструментах:

- песенное, музыкально-игровое и танцевальное творчество, импровизация на

детских музыкальных инструментах.

Цель, задачи и конкретное содержание образовательной деятельности по

каждому направлению определяются задачами Программы с учетом возрастных и

индивидуальных особенностей детей и реализуются:

- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми;

- в ходе режимных моментов;

- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах

музыкальной деятельности и во взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.

Особенности организации образовательного процесса по развитию

инициативы у дошкольников заключаются:

- в обеспечении вариативности и разнообразия содержания образовательного

процесса по музыкальному развитию;

- в осуществлении образовательной деятельности на протяжении всего

времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении;

-

в

реализации

образовательной

области

«Художественно-эстетическое

развитие»

в

формах,

специфических

для

дошкольников

форме

игры,

познавательной

и

исследовательской

деятельности,

в

форме

творческой

активности);

- в приоритете игры как ведущего вида деятельности дошкольника;

-

в

возрастной

адекватности

дошкольного

музыкального

образования

(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития

детей);

- в повышении роли семьи при взаимодействии с дошкольным учреждением,

включении родителей в непосредственно образовательную деятельность, поддержке

образовательных инициатив семьи по музыкальному развитию детей;

-

в

организации

художественно-эстетической

развивающей

предметно-

пространственной среды как важнейшего условия успешной реализации ФГОС ДО.

Задачи педагога по развитию детской инициативности в музыкальной

деятельности:

1.

Создать вариативную развивающую предметно-пространственную

среду

(музыкально-игровые центры, художественные центры, исследовательские

лаборатории, мастерские, студии):

-

периодически менять и обновлять предметное содержание центров и

мастерских;

- предлагать воспитанникам полифункциональные игры и игрушки;

- обогащать развивающую среду предметами и музыкальными пособиями,

которые

стимулируют

познавательную,

эмоциональную,

двигательную

деятельность детей;

- обеспечить свободный выбор детьми материала, как по его качеству, так и

по количеству.

2.

Организовать педагогическое взаимодействие с детьми, в процессе

которого:

- поощрять интерес дошкольников к художественно-эстетическому освоению

окружающего мира;

- побуждать воспитанников к применению усвоенных знаний и умений в

практической самостоятельной музыкальной деятельности;

- ставить ребенка в позицию исследователя, предлагать проблемные ситуации;

- формировать умение дошкольников планировать собственные действия;

-

использовать

специальные

педагогические

приемы:

обучение

в

сотрудничестве, взаимное обучение, внесение нетрадиционного привлекательного

для детей оборудования;

- поддерживать у воспитанников чувство гордости и радости от успешных

самостоятельных действий.

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства

реализации Программы

Программа реализует модель образовательной деятельности, в которой

представлены современные подходы к развитию детской инициативы в соответствии

с принятыми методами воспитания, обучения и развития дошкольников, средствами

образования и адекватными возрасту детей формами организации образовательной

деятельности.

Модель построена с учетом интеграции образовательных областей, которая

обеспечивает дошкольникам целостное восприятие окружающего мира.

2.2.1. Способы интеграции образовательного процесса

по развитию инициативы у дошкольников

Интеграция объединяет образовательные области и разные виды детской

музыкальной деятельности в единую систему и выступает доминирующим

средством организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Интеграция с другими образовательными областями

Образовательная

область

Программные задачи

Социально-

коммуникативное

развитие

1.

Формирование представлений о музыкальном искусстве.

2.

Формирование позитивных установок к различным видам

творчества.

3.

Становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных

действий

в

процессе

музыкальной

деятельности.

4.

Формирование моральных и нравственных ценностей в процессе

музыкальной деятельности.

5.

Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками

в процессе музыкальной деятельности.

Познавательное

развитие

1.

Формирование целостной картины мира средствами музыкального

искусства.

2.

Формирование первичных представлений о звучании, ритме,

темпе.

3.

Формирование представлений об отечественных традициях и

праздниках.

4.

Развитие воображения и творческой активности в музыкальных

видах деятельности.

5.

Развитие интереса и познавательной мотивации к музыкальному

искусству.

Речевое развитие

1.

Обогащение словаря музыкальными терминами.

2.

Развитие речи как средства общения и культуры в процессе

обсуждения музыкальных произведений.

3.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи.

4.

Художественно-

эстетическое

развитие

1.

Формирование

элементарных

представлений

о

музыкальных

видах искусства.

2.

Становление эстетического восприятия к окружающему миру.

3.

Развитие

предпосылок

ценностно-смыслового

восприятия

и

понимания музыкальных произведений.

4.

Развитие самостоятельной творческой деятельности.

5.

Развитие детского музыкального творчества;

Физическое развитие

1.

Формирование опыта в двигательной деятельности.

2.

Становление

целенаправленности

и

саморегуляции

в

двигательной сфере.

3.

Освоение основных движений (ходьбы, бега, прыжков, поворотов

в обе стороны).

4.

Развитие гибкости, равновесия, координации движений, крупной

и мелкой моторики обеих рук.

5.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Способы интеграции по образовательным областям,

видам детской музыкальной деятельности и формам взаимодействия

Образовательная

область

Вид детской

музыкальной

деятельности

Формы взаимодействия

с воспитанниками

1.

Физическое

развитие

Двигательная

Различные виды гимнастик.

Музыкально-оздоровительные минутки.

Занятия физической культурой под музыку.

Физкультурные досуги, игры и развлечения.

Самостоятельная

музыкально-двигательная

деятельность.

Игровая

Подвижные музыкальные игры и игровые

сюжеты.

Подвижные музыкальные игры с правилами.

Игровые упражнения под музыку.

Развлечения.

Самостоятельная музыкальная игровая

деятельность.

Коммуникативная

Ситуативные

разговоры

в

процессе

подвижных музыкальных игр.

Общение со взрослыми и детьми в процессе

досугов и развлечений.

2.

Социально-

коммуникативное

развитие

Игровая

Театрализованные игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Игры с ряженьем.

Музыкальные тематические досуги в игровой

форме.

Самостоятельная

музыкально-игровая

деятельность.

Коммуникативная

Индивидуальные и подгрупповые беседы о

музыке.

Общение детей между собой и со взрослыми в

процессе музыкальной деятельности.

Образовательные ситуации по формированию

основ

безопасности

жизнедеятельности

в

музыкальной деятельности.

Продуктивная

Мастерская

по

изготовлению

продуктов

детского творчества на основе прослушивания

и обсуждения музыкальных произведений.

Реализация проектов.

3.

Речевое развитие

Игровая

Логоритмические игры.

Развивающие музыкальные игры.

Музыкальные игры и хороводы с текстом.

Игровые музыкальные сюжеты.

Игровые музыкальные упражнения.

Сюжетно-ролевые игры.

Развлечения.

Самостоятельная

музыкально-игровая

деятельность.

Интеллектуальные музыкальные досуги.

Коммуникативная

Беседа, ситуативные разговоры о музыке.

Речевые

ситуации

в

музыкальной

деятельности.

Логоритмические ситуации и упражнения.

Продуктивная

Мастерская

по

изготовлению

продуктов

детского творчества на основе прослушивания

и обсуждения музыкальных произведений.

Реализация проектов.

Чтение

художественной

литературы

Чтение, обсуждение и разучивание текстов

для театрализованной деятельности.

4.

Познавательное

развитие

Игровая

Развивающие музыкальные игры.

Подвижные дидактические игры.

Подвижные музыкальные игры с правилами.

Музыкально-дидактические

игры

с

правилами.

Игровые музыкальные упражнения.

Сюжетно-ролевые игры.

Игровые сюжеты.

Интеллектуальные

музыкальные

досуги

и

развлечения.

Самостоятельная

музыкально-

игровая деятельность.

Коммуникативная

Беседы, ситуативные разговоры о музыке.

Сюжетные музыкальные игры.

Познавательно-

исследовательская

Решение музыкальных проблемных ситуаций.

Музыкальное экспериментирование.

Музыкальное творчество.

Элементарное музицирование.

Музыкальная

исследовательская

работа

и

опыты.

Реализация музыкальных проектов.

Продуктивная

Мастерская

по

изготовлению

продуктов

детского творчества на основе прослушивания

и обсуждения музыкальных произведений.

Реализация проектов.

5.

Художественно-

эстетическое

развитие

Музыкально-

художественная

Слушание.

Исполнение.

Импровизация.

Экспериментирование.

Музыкально-дидактические игры.

Занимательные

дела

по

музыкальной

деятельности.

Посещение музеев.

Музыкально-художественные досуги.

Музыкальные гостиные.

Продуктивная

Мастерская

по

изготовлению

продуктов

детского творчества на основе прослушивания

и обсуждения музыкальных произведений.

Реализация проектов.

Двигательная

Развитие мелкой моторики рук в процессе

рисования, аппликации, конструирования на

основе

прослушивания

и

обсуждения

музыкальных произведений.

Музыкально-ритмические импровизации.

Самостоятельная музыкальная деятельность.

Чтение

художественной

литературы

Чтение, обсуждение и разучивание текстов

для

театрализованной

и

продуктивной

деятельности.

2.2.2. Формы педагогической поддержки

в процессе музыкальной деятельности

Слушание

Режимные моменты

НОД

Самостоятельная деятельность

детей

Использование музыки:

- на утренней гимнастике и

физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания;

-

на

других

занятиях

(по

ознакомлению с окружающим

миром, развитие речи, ИЗО)

- во время прогулки (в теплое

время);

- в сюжетно-ролевых играх;

-

перед

сном

и

при

пробуждении;

-

на

праздниках

и

развлечениях.

- слушание музыки;

-

экспериментирование

со

звуками;

-

музыкально-дидактические

игры;

- шумовой оркестр;

- импровизация;

- интегративная деятельность;

- музыкальные упражнения;

- творческие задания;

- концерт - импровизация;

- музыкальная сюжетная игра.

-

создание

условий

для

самостоятельной деятельности в

группе;

-

подбор

муз

инструментов

(озвученных и

неозвученных),

музыкальных

игрушек,

атрибутов, элементов костюмов

для

театрализованной

деятельности;

- игры в «праздники», «концерт»,

«оркестр»,

«музыкальные

занятия».

Пение

Использование пения:

- во время умывания;

- на музыкальных занятиях;

- на других занятиях;

- во время прогулки (в теплое

время);

- в сюжетно-ролевых играх;

-

на

праздниках

и

развлечениях.

- музыкальное упражнение;

- попевка;

- распевка;

- разучивание песен;

- совместное пение;

- интегративная деятельность;

- концерт.

-

создание

РППС,

способствующей

проявлению у детей песенного

творчества (сочинение грустных

и весѐлых напевов);

-

подбор

музыкальных

инструментов

(озвученных и

неозвученных),

музыкальных игрушек, макетов

инструментов,

хорошо

иллюстрированных

«нотных

тетрадей

по

песенному

репертуару», театральных

кукол, атрибутов и элементов

костюмов

различных

персонажей.

- портреты композиторов, ТСО;

- создание для детей игровых

творческих ситуаций (сюжетно-

ролевая игра), способствующих

сочинению

мелодий

марша,

мелодий

на

заданный текст;

- игры в «музыкальные занятия»,

«концерты для кукол», «семью»,

где дети исполняют известные

им песни;

-

музыкально-дидактические

игры.

Музыкально-ритмические движения

Использование музыкально -

ритмических движений:

-

на утренней гимнастике и

физ

культурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- на других занятиях;

- во время прогулки;

- в сюжетно-ролевых играх;

-

на

праздниках

и

развлечениях.

-

музыкально-дидактическая

игра;

-

разучивание музыкальных

игр и танцев;

- импровизация;

- интегративная

деятельность;

- двигательный пластический,

танцевальный этюд;

- творческое задание

- подбор элементов костюмов

различных

персонажей

для

инсценирования

песен,

музыкальных игр и постановок

небольших

музыкальных

спектаклей, ТСО;

-

импровизация

танцевальных

движений в образах животных;

-

инсценирование

содержания

песен-хороводов;

- создание для детей игровых

творческих ситуаций (сюжетно-

ролевая игра), способствующих

импровизации движений разных

персонажей

под

музыку

соответствующего

характера

Игра на музыкальных инструментах

- на музыкальных занятиях;

- на других занятиях;

- во время прогулки;

- в сюжетно-ролевых играх;

-

на

праздниках

и

развлечениях;

- концерт-импровизация.

-

музыкально-дидактическая

игра;

- шумовой оркестр;

-

совместное

и

индиви-

дуальное

музыкальное

исполнение;

- музыкальное упражнение;

- творческое задание;

- концерт-импровизация;

- музыкальная сюжетная игра.

-

создание

условий

для

самостоятельной

музыкальной

деятельности в группе;

-

подбор

музыкальных

инструментов,

музыкальных

игрушек, макетов, инструментов,

ТСО;

- создание для детей игровых

творческих ситуаций (сюжетно-

ролевая игра), способствующих

импровизации в музицировании;

-

музыкально-дидактические

игры;

- игры-драматизации;

- аккомпанемент в пении, танце

и др.;

-

игра

в

«концерт»,

«музыкальные занятия»;

-

экспериментирование

со

звуками;

- сказки-шумелки;

-

игра

на

шумовых

инструментах.

2.2.3. Методы реализации Программы

Слушание

В работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста методические

приемы по развитию инициативы многообразны и варьируются от наличия

различных

видов

деятельности

(музыкальной

игры,

хороводов,

танцев,

упражнений), также от особенностей содержания деятельности и комплекса

программных умений, необходимых для успешного освоения материала.

Дошкольники в этом возрасте способны самостоятельно различать некоторые

особенности музыкальных произведений, на основе полученных сведений выска-

зывать свое отношение к песням, пьесам, их характерным признакам. Углубляя

навык

слушания

музыки,

педагог

продолжает

развивать

эмоциональную

отзывчивость

и

музыкальное

восприятие

дошкольников.

Их

знакомят

с

произведениями, передающими довольно широкий объем переживаний, которые

иногда трудно выразить словами.

В процессе слушания даются сведения о жанрах. Достаточный уровень

развития детей позволяет привлекать их внимание не только к характеру всего

произведения, но и отдельным его частям. Укреплению навыков восприятия

помогают дидактические игры, задания которых всегда связаны с различением и

воспроизведением средства музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма,

тембра, динамики. Обучение происходит в игровых, увлекательных ситуациях.

Направляя внимание детей на восприятие вокальной музыки, педагог строит

беседу, опираясь на единство музыкального и поэтического текста. Знакомя с

инструментальной музыкой, он делает небольшие пояснения более общего

характера.

Беседы носят развернутый характер, внимание обращается на развитие

художественного образа, поясняется выразительное назначение музыкальных

средств. В словесных указаниях педагог неоднократно (с помощью образного,

короткого рассказа или выразительно прочитанного стихотворения) отмечает связь

музыки с теми явлениями жизни, которые в ней отраженны.

Инициативность дошкольников в беседах о музыке проявляется в умении

вступать в контакт со взрослыми и сверстниками с учётом норм социального

взаимодействия. Ребёнок должен ориентироваться в социальном взаимодействии

(где, с кем, как, о чём можно говорить, выслушивать, не перебивать, стараться

отвечать на вопросы и самому их задавать, поддерживать тематическую беседу).

Пение

В решении задач развития инициативы и самостоятельности усиливается

воспитательное

воздействие

пения,

различных

его

форм,

более

активное

приобщение

к

музыкальной

грамоте,

развитие

музыкально-слуховых

представлений.

Работая над звукообразованием (высоким, легким, звонким, напевным,

подвижным), педагог использует показ на своем примере или на примере хорошо

поющего ребенка. Прислушиваясь, остальные дети стараются делать так же.

Подражание должно быть осмысленным: надо слышать, сравнивать, оценивать.

Напевности

звучания

помогает

правильное

протяжное

формирование

гласных: а, о, у, э, и. При этом педагог упражняет ребят в пении на гласные и слоги

(«ля-лё»), с полузакрытым ртом. Очень важно точно, ясно выговаривать согласные,

особенно в конце слов. В этом случае помогают распевания на слоги «динь-динь».

Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. Необходимы

систематические

упражнения

и

напоминания.

Приемы

развития

дикции

(правильного, ясного произношения) диктуются особенностями литературного

текста и сводятся к разъяснению смыслового значения слов. Каждый ребенок

должен осмысленно произносить все слова, хорошо артикулируя. Здесь полезны

приемы произнесения текста шепотом, в ритме песни и с фортепианным

сопровождением, а также выразительное прочтение текста без музыки.

Можно использовать следующие приемы:

- «настроиться» перед началом пения; педагог поет (тянет) первый звук, и

дети его повторяют;

- «задерживаться» на отдельном (чаще последнем звуке песни) звуке мелодии

по указанию педагога и прислушаться, как он звучит;

- перед разучиванием песен полезно исполнять музыкальные попевки в

различных тональностях; исполнить несколько раз трудный интервал песни,

добиваясь точности звучания от каждого ребенка;

- с некоторыми детьми, обладающими более широким диапазоном, можно

исполнить песню в более высоких тональностях;

- напоминать детям о направлении движения мелодии, о более высоких и

низких звуках, формируя музыкально-слуховые представления;

- углублять слуховые представления, используя показ, изображение условных

знаков (птичка сидит высоко — поет выше, сидит низко — поет ниже);

Песенное творчество

Инициативность – одно из важных условий развития творческой деятельности

ребёнка. Для формирования песенного творчества у детей необходимо обращать

внимание на следующие моменты.

В

постановке

творческих

заданий

всегда

соблюдается

определенная

последовательность. На первом этапе предлагается такая импровизация: спеть свое

имя. Каждый ребенок, отвечая педагогу, поет по-своему. Предлагается также

импровизировать мелодию без слов. Но чтобы ребенок привыкал петь в

определенном ладу, должны быть предложены попевки, которые помогают ему в

этом. Например, песня-образец «Играй, сверчок» Т. Ломовой сначала исполняется

взрослым, затем проигрывается музыкальное вступление, и педагог поет без

сопровождения.

На втором этапе детям предлагают так называемые музыкальные вопросы и

ответы. Им напоминают, что в разговорной речи на вопрос получают ответ,

например: «Ты куда идешь?» — «Домой». Это можно сделать и в пении. Исполняя

песни-образцы, обращают внимание на характер вопроса и ответа, которые звучат

по-разному. Например, в песнях М. Скребковой «Зайка, зайка, где бывал?», Г.

Зингера «Что ты хочешь, кошечка?».

На третьем этапе внимание детей обращается на то, что музыка может

выражать различные чувства, быть то веселой то грустной. Дети понимают задание

и, прослушав два контрастных образца песен («Весной» и «Осенью» Г. Зингера или

«Колыбельная» В. Агафонникова и «Плясовая» Т. Ломовой), импровизируют

веселую, оживленную мелодию на текст А. Шибицкой «Весенний день звенит!

Встречай,

скворец

летит!».

Или

находят

грустные

интонации

в

передаче

контрастного настроения: «Улетают птицы вдаль, расставаться с ними жаль».

Методика здесь видоизменяется: дети после фортепианного вступления должны

самостоятельно сочинить (спеть) мелодию на заданный текст, после чего проигры-

вается музыкальное заключение песни.

Музыкально-ритмические движения

Методические приемы определяются наличием или отсутствием сюжетности,

подсказанной литературным текстом песни или названием программной пьесы.

Сюжет намечает игровые действия. Поэтому последовательность исполнения

музыки и рассказа о содержании игры, хоровода можно варьировать. Такие

методические приемы целесообразны при разучивании сравнительно несложных по

движениям и последовательности игр. Если имеет место развернутое действие, то

рассказ распределяется на отдельные эпизоды, каждый из которых сопровождается

музыкальной иллюстрацией.

Развитие инициативы в танцах требует предварительного прослушивания

музыки, пояснения и показа отдельных сложных элементов. Если танец имеет

двухчастную форму (запев, припев), то объяснение может быть целостным по всей

композиции или отдельно по частям. Более сложная музыкальная форма (например,

несколько вариаций) с разнообразным построением движений требует раздельных

пояснении и показа (по частям).

Методические приемы должны быть направлены на то, чтобы планомерно

систематически развивать детские умения и способности, осваивая репертуар.

Приемы видоизменяются в зависимости от этапа разучивания материала. Первый

этап - целостное восприятие музыки. Ребенок должен почувствовать ее общий

характер, настроение. Следующий этап -

разучивание,

наиболее длительный

(несколько занятий). Здесь могут быть применены упражнения для усвоения более

сложных элементов, выразительного исполнения. Целесообразны индивидуальные

задания детям с учетом их возможностей, оценка качества исполнения и т. д.

Заключительный этап - повторение разучиваемого произведения, чтобы добиться

инициативности и самостоятельного исполнения у воспитанников.

Методические

приемы

варьируются

в

зависимости

от

тех

качеств,

способностей, которые педагог стремится развить у ребенка. Музыкально-

ритмическая деятельность должна быть исполнительской и творческой. Одной из

форм развития инициативности при выполнении заданий может стать работа

парами,

предусматривающая

распределение

функций:

один

выступает

исполнителем, другой – контролером (наблюдает за тем, как другой делает задание,

в какой последовательности, слушает, спрашивает, если что-то не понятно).

Выполняя контролирующую функцию, наблюдатель проявляет инициативность на

уровне операционального контроля. Переходя к следующему заданию, дети

меняются функциями. Варианты выполнения могут касаться подбора пар (в паре

могут быть подобраны близкие или разные по уровню развития дети), содержания

задания (по сложности и др.).

Иногда приемы развития исполнительских умений предполагают действия

детей в строго зафиксированной последовательности. В этих случаях применяются

показ, точные инструкции. Хорошо выучив движения, ребенок хочет и может

выполнить их непринужденно, самостоятельно.

Детское творчество

Для развития инициативности педагог, направляя деятельность детей,

применяет

творческие

задания

в

постепенном

усложнении.

Вначале

дети

импровизируют

действия

отдельных

персонажей

(однотипные

характерные

движения), затем они выполняют роли нескольких персонажей, определяют их

характерные черты. С этой целью созданы специальные музыкально-литературные

сценарии, песни, пьесы, которые с увлечением исполняются детьми.

В танцах также имеют место творческие задания. Начиная с простых

импровизаций, различных переплясов, дети могут придумать любое движение,

прослушав незнакомую пьесу. Дети получают и коллективные задания: советуются,

придумывают композицию танца. Опыт показывает, что для решения этих задач

лучше использовать пьесы, написанные в двухчастной форме. Это помогает

дошкольникам в их творческих начинаниях, они активизируются, проявляют

инициативу, самостоятельность.

В конце года, подводя итоги обучения, педагог предлагает детям следующие

задания:

- выразительно передать характерную особенность персонажа, прослушав

незнакомое произведение по выбору педагога;

- исполнить парный танец красиво, правильно, изящно. Каждая пара детей

танцует отдельно, их исполнение оценивает весь коллектив, уточняет педагог;

- придумать (сочинить) пляску, танец по задуманному плану. Дети становятся

парами и договариваются о том, что и как будут исполнять;

- импровизировать пляску, используя знакомые элементы народного танца.

Педагог вызывает двоих ребят, которые, стараясь «переплясать» друг друга,

придумывают движения;

- придумать свой вариант импровизации движений при инсценировании

незнакомой песни, которую исполняет педагог.

Игра на детских музыкальных инструментах

В

методике

обучения

игре

на

инструментах

важно

установить

последовательность выполнения различных музыкальных заданий. Как и во всяком

исполнении, здесь необходимо применение правильных приемов игры при

разучивании пьес. Важна преемственность в коллективной и индивидуальной

работе: на общих занятиях и в самостоятельном музицировании, на праздничных

выступлениях и развлечениях.

Выразительное исполнение произведения (на различных инструментах)

педагогом, показ приемов, способов звукоизвлечения и пояснения – хорошо

проверенные, традиционные методы - могут еще пополняться иными. Детям

предлагают самостоятельно «обследовать» инструменты, ставят перед ними

несложные творческие задания и побуждают к самообучению в самостоятельных

занятиях. Когда обучение проходит в условиях сочетания указанных методов,

можно рассчитывать на педагогический успех.

Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего,

надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по

отношению к ребенку.

Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. В характере

звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо

явлением природы - голосами птиц, животных, речью человека.

2.2.4. Организация музыкальной культурно-досуговой деятельности

Традиционные музыкальные мероприятия имеют огромное значение в

развитии инициативы у детей дошкольного возраста. Под традициями обычно

понимают систему повторяющихся символических мероприятий. Термин «традиции

в образовательной системе» рассматривается как совокупность педагогических

средств и понятий, применяемых в практике образования, педагогические ценности,

а

также

обычаи,

обряды,

ритуалы

и

церемонии.

Посредством

традиций

осуществляется передача устойчивых знаний, умений и навыков и компетенций,

элементов социального опыта от поколения к поколению, от одной социальной

группы к другой, от группы к индивиду, укрепляется и цементируется сама

образовательная система.

Освоение ребѐнком культурного наследия человечества, социальных ролей,

правил, морально-этических норм, формирования навыка быть готовым к поиску

решений в неопределенных условиях эффективнее происходит во взаимодействии

взрослых и детей при подготовке и во время проведения традиционных

мероприятий. Для развития и укрепления традиций недостаточно стихийного

воздействия, необходима четкая программа действий по организации выявления,

осмысления,

поддержания

и

развития

традиций,

позитивно

влияющих

на

социализацию и творческую активность детей дошкольного возраста. Традициями

дошкольного

учреждения

становится

не

только

празднование

сезонных

и

государственных праздников (Осенины, Новый год, Масленица, 23 февраля, 8

марта, День рождения города), но и проведение конкурсов, музыкальных досугов,

ярмарок, фестивалей и др.

Задачи культурно-досуговой деятельности

Вид культурно-досуговой

деятельности

Задачи

Развлечения

Формировать стремление активно участвовать в развлечениях,

общаться,

быть

доброжелательным

и

отзывчивым.

Развивать

творческие способности, любознательность, память, воображение,

умение правильно вести себя в различных ситуациях. Расширять

представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

Праздники

Расширять

представления

детей

о

международных

и

государственных праздниках. Развивать чувство сопричастности к

народным

торжествам.

Привлекать

детей

к

активному,

разнообразному

участию

в

подготовке

к

празднику

и

его

проведению. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в

коллективной предпраздничной деятельности. Формировать основы

праздничной культуры.

Самостоятельная

деятельность

Развивать

умение

детей

играть

в

настольно

печатные

и

дидактические

игры.

Формировать

умение

планировать

и

организовывать свою самостоятельную деятельность.

Творчество

Совершенствовать самостоятельную музыкально–художественную

деятельность.

Формировать

потребность

творчески

проводить

свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной

деятельностью: музыкальной, изобразительной, театральной и др.

Содействовать посещению художественно – эстетических студий по

интересам ребёнка.

2.3.

Взаимодействие

музыкального

руководителя

с

семьями

воспитанников

Семья является институтом первичной социализации и образования, который

оказывает большое влияние на развитие ребенка в дошкольном возрасте. Поэтому

необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье,

состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и

достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их

детей.

Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле музыкального обучения и

воспитания детей является предпосылкой для обеспечения развития у них

инициативы и самостоятельности

.

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

1.Выступление

на

родительском

собрании

«Задачи

музыкального

образования»,

«О

развитии

инициативы

и

самостоятельности

детей

в

музыкальной деятельности».

2.Анкетирование «Какая практическая помощь по вопросам музыкального

развития ребенка Вам необходима».

3.Оформление «Уголка музыки».

4.Создание «Книги отзывов и пожеланий» для более тесного взаимодействия с

родителями.

5. Индивидуальные консультации по вопросам музыкального развития детей.

Октябрь

1. Консультация «Как самостоятельно изготовить шумовые инструменты».

2. Рекомендации «Музыкальные игрушки».

3. Беседа «Культура поведения родителей и детей на празднике».

4. Музыкальный уголок в семье.

2.

5. Выставка семейных работ к осеннему празднику.

6. Индивидуальные консультации по вопросам музыкального образования

детей.

7. Оказание помощи родителям по созданию домашней фонотеки классических

произведений, адаптированных для детей.

Ноябрь

1.Отзывы родителей на сайте о прошедшем осеннем празднике.

2. Фотовыставка «Поем и пляшем на празднике нашем».

3. Консультация «Семейные праздники», «День рождения ребенка в семье».

4. Индивидуальные консультации по вопросам музыкального образования

детей

5.

Ознакомление

родителей

с

культурно-досуговыми

мероприятиями,

проводимыми в ДОУ на страницах сайта детского сада.

Декабрь

1. Оказание помощи родителям по созданию фонотеки новогодних песен для

детей.

2. Консультация «Как провести в семье праздник новогодней елки».

3.Творческая мастерская: изготовление костюмов, атрибутов к новогодним

праздникам.

4. Выставка совместных работ на тему Нового года.

5. Интерактивное взаимодействие с родителями через сайт детского сада.

Январь

1. Индивидуальные консультации по вопросам музыкального образования

детей.

2.Организация фотовыставки «Поем и пляшем на празднике нашем».

3.Оказание помощи родителям по созданию фонотеки классической музыки

для детей.

4.

Консультация «Музыкально-дидактические игры для дошкольников».

Февраль

1. Анкетирование по теме «Как вы приобщаете детей к русской культуре».

2.

Оказание помощи родителям по созданию фонотеки русского музыкального

фольклора.

4.

Консультация « Роль музыки в патриотическом воспитании детей».

5.

Индивидуальные консультации по вопросам музыкального образования

детей.

Март

1.Ознакомление родителей с музыкальным материалом

для проведения

праздников.

2. Фотоколлаж «Мама и я – счастливые моменты».

3. .Запись в «Книге отзывов и пожеланий».

4. Рекомендации по подбору музыкальных произведений для прослушивания

дома танцевальной музыки.

Апрель

1. Участие родителей в проведении «Дня открытых дверей» (посещение

родителями музыкальных занятий).

2. Мастер-класс по изготовлению музыкальных игрушек.

3. Запись в «Книге отзывов и пожеланий».

4. Индивидуальные консультации по вопросам музыкального образования

детей.

5. Интерактивное взаимодействие с родителями через сайт детского сада.

6. Консультация «Особенности проявления музыкальной одаренности».

Май

1. Анкетирование родителей по результатам развития инициативы у детей в

музыкальной деятельности.

2. Индивидуальные консультации по вопросам поступления детей в музыкальную

школу.

3. Индивидуальные консультации о музыкальных достижениях детей по

результатам мониторинга.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Психолого-педагогические условия реализации Программы

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических

условий, обеспечивающих развитие инициативы у ребенка в соответствии с его

возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

1.

Индивидуально-личностное взаимодействие взрослых с детьми,

предполагающее

создание

таких

ситуаций,

в

которых

каждому

ребенку

предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и

жизненных навыков.

2.

Ориентированность педагогической оценки на относительные

показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих

достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3.

Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4.

Создание развивающей образовательной среды, способствующей

художественно-эстетическому

развитию

ребенка

и

сохранению

его

индивидуальности.

5.

Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый

образец)

и

продуктивной (производящей субъективно новый продукт)

деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и

детской

исследовательской,

творческой

деятельности;

совместных

и

самостоятельных, подвижных и статичных форм активности и инициативности.

6.

Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития

ребенка дошкольного возраста.

7.

Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие

профессиональных

компетентностей,

в

том

числе

коммуникативной

компетентности и мастерства мотивирования ребенка.

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы

Материально-технические условия реализации Программы в учреждении

соответствуют

санитарным

правилам

СП

2.4.3648

20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения отдыха и

оздоровления детей и молодежи»;

Обеспечение данных требований направлено на охрану здоровья детей при

осуществлении деятельности по развитию инициативы.

Вид помещения,

функциональное использование

Оснащение

Групповые комнаты

Художественно-эстетическое

развитие

Ознакомление с музыкальным

искусством

Дидактические и развивающие игры на

развитие музыкальных способностей

Дидактические материалы по сенсорике

Плакаты и наборы дидактических

наглядных материалов по музыкальному

Сюжетно – ролевые игры

Самостоятельная музыкально-

творческая деятельность

Игровая деятельность

развитию

Музыкальный центр, аудиозаписи

Уголок

для

музыкальной

детской

деятельности

Различные виды театров

Оборудование

и

материалы

для

самостоятельной творческой деятельности

Музыкальный зал

Занятия по музыкальному

воспитанию

Индивидуальные занятия

Тематические досуги

Развлечения

Театральные представления

Праздники и утренники

Занятия по хореографии

Занятия по ритмике

Библиотека

методической

музыкальной

литературы, сборники нот

Шкаф для используемых пособий, игрушек,

атрибутов и прочего материала

Музыкальный центр

магнитофон

Пианино

Разнообразные музыкальные инструменты

для детей

Подборка аудио записей с музыкальными

произведениями

Различные виды театров

Ширма для кукольного театра

Детские и взрослые костюмы

Телевизор

Видеопроектор

Мультимедийный экран

3.3. Особенности организации развивающей

предметно-пространственной среды

Развивающая

предметно-пространственная

среда

(далее

РППС)

соответствует

санитарно-эпидемиологическим

требованиям

и

обеспечивает

реализацию

Программы.

Оснащена

достаточным

количеством

материалов,

оборудования и инвентаря для всестороннего развития детей дошкольного

возраста в соответствии с

особенностями каждого

возрастного этапа,

с

требованиями по охране и укреплению их здоровья. Способствует общению и

совместной деятельности детей и взрослых, а также двигательной активности и

инициативности воспитанников.

РППС для реализации музыкальной деятельности организована как в

музыкальном зале, так и в групповых помещениях,

В музыкальном зале РППС оснащена в соответствии с частями раздела

«Музыкальная

деятельность»

образовательной

области

«Художественно-

эстетическое развитие» ООП ДОУ.

В каждой группе имеются «Музыкальные центры» с соответствующим

набором оборудования, позволяющим решать задачи музыкального развития

детей с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развивающая предметно-

пространственная среда по музыкальному развитию воспитанников является

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной, доступной и безопасной:

п/

п

Качество среды

Обеспечение соответствия развивающей

предметно-пространственной музыкальной среды

данному качеству

1.

Содержательно-

насыщенная

Группы оснащены музыкальным игровым оборудованием; в

музыкальном

зале

имеется

необходимое

развивающее

оборудование и инвентарь;

Все это обеспечивает:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую

активность всех категорий и возрастных групп детей;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и

мелкой

моторики,

участие

в

подвижных

играх

и

соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с

предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

2.

Трансформируемость

Предполагается

возможность

изменений

предметно-

пространственной среды в зависимости от образовательной

ситуации,

в

том

числе

от

меняющихся

интересов

и

возможностей детей.

3.

Полифункциональност

ь

Планированием образовательной деятельности в детском саду

предусмотрено:

- возможность разнообразного использования различных

составляющих предметной среды, например, детской мебели

(по прямому назначению и для игры), мягких игровых

модулей, игровых ширм, мягкие маты, которые также

используется в различных видах музыкальной деятельности.

-

наличие

в

ДОУ

или

группе

полифункциональных

предметов, пригодных для использования в разных видах

детской активности (в том числе в качестве предметов-

заместителей в детской игре).

4.

Вариативность

Предполагается:

- наличие в ДОУ или группе различных пространств (для

игры, самостоятельной музыкальной деятельности и пр.), а

также

разнообразных

материалов,

игр,

игрушек

и

оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическая сменяемость игрового материала, появление

новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную и

познавательную активность детей.

5.

Доступность

Предполагается:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с

ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов,

всех

помещений,

где

осуществляется

образовательная

деятельность по музыкальному развитию;

-

свободный

доступ

детей,

в

том

числе

детей

с

ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам,

материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды

детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

6.

Безопасность

Предполагается:

- соответствие всех элементов развивающей предметно-

пространственной

музыкальной

среды

требованиям

по

обеспечению надежности и безопасности их использования.

1.3.

Используемая литература

1.

Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической

пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - 2-е изд., испр.

и доп. СПб.: ЛОИРО, 2000.

2.

Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей

раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. –

Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 428 с.

3.

Елисеева Е.И. Ритмика в детском саду. Методическое пособие для

педагогов ДОУ. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 104 с.

4.

Зацепина М.Б. «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»

Мозаика-Синтез, Москва 2009. – 64 с.

5.

Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование,

формы работы. /Сост. Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. – М.: Учитель, 2012. – 215 с.

6.

Новикова

Г.П.

Приобщение

старших

дошкольников

к

миру

художественной

культуры

//

Развитие

теории

дошкольного

образования.

Психолого-педагогические

аспекты:

материалы

научно-практической

конференции. - М.: МПГУ, 1998. - С.155-157.

7.

Новикова

Г.П.

Эстетическое

воспитание

и

развитие

творческой

активности у детей дошкольного возраста средствами народного искусства //

Творческая педагогика накануне нового века: Материалы 1 научно-практической

конференции. - М.: МПГУ, 1997. - С.214-216.

8.

Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей

дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных

заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.- 384 с.

9.

Радынова

О.П.

Музыкальные

шедевры.

Авторская

программа

и

методические рекомендации. - М.: «Гном-Пресс», 1999. - 80 с.

10. Рощина Е.В. Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с

ФГОС ДО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы

VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар:

Новация, 2016. — С. 120-121.

11.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред.

пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,

2001. - 336 с.

12.

Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-

методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. -

88 с.



В раздел образования