Напоминание

"Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"


Автор: Сулоева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7 "Березка"
Населённый пункт: Семенов, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Тема «Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»

Автор: Сулоева Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ детского сада №7

«Березка», г. Семенов Нижегородская область

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была

раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и

других.

Игра растет вместе с ребенком ее роль и функции соответственно

меняются. Конечно же, игра способствует развитию и воспитанию ребенка.

Ребенок

развивается

с

самого

рождения,

постоянно

происходит

совершенствование

тех

или

иных

умений.

Нужно

отметить

и

то,

что

практически с самого рождения с малышом нужно играть. Игры первых

месяцев жизни очень простые, сюда можно отнести игру «Улыбка», «Ку-ку»,

«Поймай

маму»,

«Прятки»,

здесь

будут

выстраиваться

доверительные

отношения

с

малышом.

В

процессе

изучения

развития

ребенка

было

выделено пять этапов формирования игровой деятельности ребенка. Которые

и будут рассмотрены ниже.

1 этап - Ознакомительная игра (от 2-3 месяцев до 8мес- 1,5 лет)

Основу

этой

игры

составляют

действия-манипуляции,

осуществляемые

в

процессе обследования предмета ребенком. Эта деятельность младенца очень

быстро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление

особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные

действия-операции с игрушкой. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с

помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую

деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним.

Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и

как взрослый.

2 этап - Отобразительная игра (около года)

В результате такой игры ребенок учится выявлять специфические свойства

предмета

(пищит,

едет,

катится

и

пр.).

Это

кульминационный

момент

развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он

создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей

предметной деятельности. На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка

развитие

игры

и

предметной

деятельности

смыкается

и

одновременно

расходится.

Теперь

же

различия

начинают

проявляться

и

в

способах

действий,

наступает

следующий

этап

в

развитии

игры:

она

становится

сюжетно-отобразительной.

3 этап Сюжетно – отобразительная игра (около 2 лет)

Действия

ребенка,

оставаясь

предметно

опосредованными,

имитируют

в

условной форме использование предмета по назначению.

4 этапа развития игры - Сюжетно-ролевой игры (после 3 лет).

Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как

разнообразны и игры. При всём том, главенствующее значение отводится

сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее

з н ач и м ы е

и

с у щ е с т в е н н ы е

ч е р т ы

и г р ы

к а к

д е я т е л ь н о с т и .

В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в

соответствии

с

этим

образом.

Ребенка

может

удивить

картина,

бытовой

предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток

времени. Обязательное условие для такой игры - яркое, запоминающееся

впечатление,

которое

вызвало

у

него

сильный

эмоциональный

отклик.

Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

Образно–ролевая игра является источником сюжетно–ролевой игры,

которая

ярко

проявляется

с

середины

дошкольного

периода.

Игровое

действие

имеет

символический

характер.

Играя,

ребенок

под

одним

действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Не имея

возможности

обращаться

с

реальными

предметами,

ребенок

учится

моделировать ситуации с предметами–заместителями. Игровые заместители

предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами.

Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по

ходу сюжета, в качестве шпаги. На данном этапе развития игры слово и дело

смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми

отношений между людьми.

5 этап Собственно–ролевой игры (после 4 лет).

Ролевая

игра

самостоятельная

деятельность

детей,

которая

моделирует

жизнь

взрослых.

Ребенок,

выбирая

определенную

роль,

имеет

и

соответствующий этой роли образ – доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого

образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план

игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать.

Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их

играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой

и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры

детей

(за

очень

небольшим

исключением)

наполнены

социальным

содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих

отношений.

По

мере

того,

как

ребенок

растет,

меняется

и

организация

их

практического опыта, который направлен на активное познание реальных

взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. Взрослые,

могут

выступать

в

роли

одного

из

участников

игры,

побуждая

детей

к

совместным

обсуждениям,

высказываниям,

спорам,

беседам,

способствуя

коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная

общественно–трудовая деятельность людей. По мере взросления ребенка,

усложняются и сюжеты их ролевых игр.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это

связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды

деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески,

произвольно управлять своим поведением. В игре расширяется жизненный

опыт детей.

Анализируя вышесказанное можно сказать, что именно игра и игровая

деятельность выполняет главную роль в жизни ребенка, его воспитании и

обучении. Важной особенностью игры является то, что игровые моменты

проникают

во

все

виды

деятельности

детей:

труд

и

игра,

учебная

деятельность и игра, повседневная деятельность, связанная с выполнением

режима и игра. Игра важна для развития ребенка и создания положительной

атмосферы сотрудничества с взрослым

Литература:

1. Артёмова Л.B. Организация взаимовлияния детей в игре // Дошкольное

воспитание, 2000. №4.- с.13-15.

2. Байер И. Воспитание детей в играх // Дошкольное воспитание. 2001. №12.-

с.11-14

3. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. – М.: Дрофа,

2010. – 176 с.

4. Психология развития. Словарь/под. ред. А.Л. Венгера // Психологический

лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под

общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

5. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н.

Поддьякова,

А.

ф.

Говорковой;

Науч.-исслед.

институт

дошкольного

воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с.



В раздел образования