Автор: Сулоева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7 "Березка"
Населённый пункт: Семенов, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Статья
Тема «Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»
Автор: Сулоева Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ детского сада №7
«Березка», г. Семенов Нижегородская область
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была
раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и
других.
Игра растет вместе с ребенком ее роль и функции соответственно
меняются. Конечно же, игра способствует развитию и воспитанию ребенка.
Ребенок
развивается
с
самого
рождения,
постоянно
происходит
совершенствование
тех
или
иных
умений.
Нужно
отметить
и
то,
что
практически с самого рождения с малышом нужно играть. Игры первых
месяцев жизни очень простые, сюда можно отнести игру «Улыбка», «Ку-ку»,
«Поймай
маму»,
«Прятки»,
здесь
будут
выстраиваться
доверительные
отношения
с
малышом.
В
процессе
изучения
развития
ребенка
было
выделено пять этапов формирования игровой деятельности ребенка. Которые
и будут рассмотрены ниже.
1 этап - Ознакомительная игра (от 2-3 месяцев до 8мес- 1,5 лет)
Основу
этой
игры
составляют
действия-манипуляции,
осуществляемые
в
процессе обследования предмета ребенком. Эта деятельность младенца очень
быстро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление
особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные
действия-операции с игрушкой. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с
помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую
деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним.
Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и
как взрослый.
2 этап - Отобразительная игра (около года)
В результате такой игры ребенок учится выявлять специфические свойства
предмета
(пищит,
едет,
катится
и
пр.).
Это
кульминационный
момент
развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он
создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей
предметной деятельности. На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка
развитие
игры
и
предметной
деятельности
смыкается
и
одновременно
расходится.
Теперь
же
различия
начинают
проявляться
и
в
способах
действий,
наступает
следующий
этап
в
развитии
игры:
она
становится
сюжетно-отобразительной.
3 этап Сюжетно – отобразительная игра (около 2 лет)
Действия
ребенка,
оставаясь
предметно
опосредованными,
имитируют
в
условной форме использование предмета по назначению.
4 этапа развития игры - Сюжетно-ролевой игры (после 3 лет).
Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как
разнообразны и игры. При всём том, главенствующее значение отводится
сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее
з н ач и м ы е
и
с у щ е с т в е н н ы е
ч е р т ы
и г р ы
к а к
д е я т е л ь н о с т и .
В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в
соответствии
с
этим
образом.
Ребенка
может
удивить
картина,
бытовой
предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток
времени. Обязательное условие для такой игры - яркое, запоминающееся
впечатление,
которое
вызвало
у
него
сильный
эмоциональный
отклик.
Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.
Образно–ролевая игра является источником сюжетно–ролевой игры,
которая
ярко
проявляется
с
середины
дошкольного
периода.
Игровое
действие
имеет
символический
характер.
Играя,
ребенок
под
одним
действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Не имея
возможности
обращаться
с
реальными
предметами,
ребенок
учится
моделировать ситуации с предметами–заместителями. Игровые заместители
предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами.
Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по
ходу сюжета, в качестве шпаги. На данном этапе развития игры слово и дело
смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми
отношений между людьми.
5 этап Собственно–ролевой игры (после 4 лет).
Ролевая
игра
–
самостоятельная
деятельность
детей,
которая
моделирует
жизнь
взрослых.
Ребенок,
выбирая
определенную
роль,
имеет
и
соответствующий этой роли образ – доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого
образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план
игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать.
Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их
играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой
и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры
детей
(за
очень
небольшим
исключением)
наполнены
социальным
содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих
отношений.
По
мере
того,
как
ребенок
растет,
меняется
и
организация
их
практического опыта, который направлен на активное познание реальных
взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. Взрослые,
могут
выступать
в
роли
одного
из
участников
игры,
побуждая
детей
к
совместным
обсуждениям,
высказываниям,
спорам,
беседам,
способствуя
коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная
общественно–трудовая деятельность людей. По мере взросления ребенка,
усложняются и сюжеты их ролевых игр.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это
связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды
деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески,
произвольно управлять своим поведением. В игре расширяется жизненный
опыт детей.
Анализируя вышесказанное можно сказать, что именно игра и игровая
деятельность выполняет главную роль в жизни ребенка, его воспитании и
обучении. Важной особенностью игры является то, что игровые моменты
проникают
во
все
виды
деятельности
детей:
труд
и
игра,
учебная
деятельность и игра, повседневная деятельность, связанная с выполнением
режима и игра. Игра важна для развития ребенка и создания положительной
атмосферы сотрудничества с взрослым
Литература:
1. Артёмова Л.B. Организация взаимовлияния детей в игре // Дошкольное
воспитание, 2000. №4.- с.13-15.
2. Байер И. Воспитание детей в играх // Дошкольное воспитание. 2001. №12.-
с.11-14
3. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. – М.: Дрофа,
2010. – 176 с.
4. Психология развития. Словарь/под. ред. А.Л. Венгера // Психологический
лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под
общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
5. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н.
Поддьякова,
А.
ф.
Говорковой;
Науч.-исслед.
институт
дошкольного
воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с.