Напоминание

Формирование читательского интереса у младших школьников


Авторы: Гредяева Юлия Владимировна, Юлия Владимировна Гредяева
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ Гимназия № 14
Населённый пункт: город Белорецк, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование читательского интереса у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование читательского интереса у младших школьников

«Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М.Горький)

Появление у детей читательского интереса является одной из важнейших задач учителей и

родителей, так как именно от него во многом зависят успехи ребенка в школьной жизни.

Художественная литература- одно из важнейших средств умственного, нравственного и

эстетического воспитания детей. Она оказывает большое влияние на развитие и

обогащение речи ребенка.

Образы художественной литературы различны по-своему воздействию: в рассказах дети

познают лаконичность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, русской

речи; народные сказки раскрывают перед ними четкость и выразительность языка,

показывают, как богата родная речь образными выражениями, сравнениями.

Главной задачей образовательных программ по литературному чтению является

необходимость заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге.

Так как творческим чтением движет любознательность, задача учителя- переформировать

любопытство в любознательность, в познавательную деятельность. При таком подходе

школьник сможет не просто запоминать факты из прочитанного материала, но также

видеть логику произведения, находить причинно-следственные связи, средства

выразительности, уметь делать выводы. В раннем школьном возрасте это как раз уже

возможно, и необходимо.

Формирование читательского интереса осуществляется через уроки литературного

чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотеками, чтение в семье,

организацию литературных турниров, праздников, творческих вечеров.

На примерах простых рассказов ребята учатся понимать содержание произведения, его

основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками,

оценивают данные поступки. В доступной форме дети получают представление об

изобразительных средствах языка художественных произведений. ''На каждое

произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое

мы можем показать детям ту или другую сторону жизни''. Знания, полученные ребятами

при чтении художественных произведений (об окружающем мире, о своих сверстниках,

об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из

истории нашей Родины), помогают накоплению социально-нравственного опыта ребенка.

Уроки литературного и внеклассного чтения дают широкие возможности для

познавательного развития и творчества детей: разбор прочитанного, конкурсы и

викторины, театрализация, круглые столы. Они проходят интересно и несут в себе

большой положительный заряд для детей.

Незаменима помощь библиотеки в воспитании читателя. На развитие читательского

интереса у детей влияют и родители. Если в семье у взрослых развит интерес к чтению, то

они смогут передать его своим детям.

Формируя читательский интерес у младших школьников, следует учитывать их

возрастные особенности. Начинать работу нужно с первых шагов ознакомления с

художественной литературой.

В каждом возрастном периоде перед детьми встают свои задачи речевого развития.

Постепенно они усложняются, так как с возрастом уровень восприятия литературных

произведений повышается

Современная педагогика нацелена на то, чтобы учить детей сознательно,

самостоятельно, избирательно читать книги, чтобы, в школьные годы, в дальнейшей

жизни, они хотели и умели с наименьшей затратой сил добывать знания, ориентироваться

в стремительном потоке информации. Необходимо с первых шагов формировать у детей

читательскую самостоятельность, то есть способность и привычку выбирать и читать

нужные, полезные, посильные для себя книги.

Кода ребенок достигает возраста 6-10 лет, значимость книги в его жизни, к сожалению, не

может не ставиться под сомнение. Чтобы оказать на ребенка положительное влияние,

книга должна быть им сначала правильно воспринята. Если же воспринимающий не

подготовлен к встрече с книгой, он бессознательно искажает реальную действительность,

рассматривает книгу предвзято. К примеру, многие дети определяют ценность книги по

красоте обложки.

Учитель должен обратить внимание детей на книгу как объект интересный и значимый

для каждого из них, чтобы книга вошла в их жизнь. Таким образом перед учителем встает

сложная задача: научить детей, которые еще не умеют читать, не освоили грамоту, думать

над книгой на доступном для них уровне. Для этого нужно использовать закономерность,

которая состоит в характерной для книг неразрывной связи формы и содержания, текста и

вне текстовой информации, которую нельзя нарушать при восприятии детей детских книг.

Учителю необходимо суметь помочь самому неопытному читателю самостоятельно

составить достаточно правильное предварительное мнение о любой книге (о чем

рассказывает книга, для кого она написана). Необходимо также включить в ребенке

эмоциональную отзывчивость, чтобы он смог выявить свое отношение к содержанию

книги, полноценно ее воспринять.

Иллюстрации на обложке и в тексте дают возможность выделить нужную книгу из числа

других книг даже ребенку, который еще не умеет читать, но при условии, что содержание

нужной книги он освоил. Теперь ребенок может, перебирая книги, вглядываться в

рисунки, выделять на них детали, которые ассоциирующиеся с известным содержанием и

определять содержание. Ребята рассматривают вновь принесенные книги, содержание

которых знают и охотно знакомятся с новыми книгами, владельцы этих книг сначала

называют заглавие далее по картинкам воспроизводят маленьким слушателям содержание

этих близких и почему- то любимых ими книг. Таким образом расширяется кругозор

младших школьников, в классе возникает атмосфера единства книжных интересов.

Метод чтения-рассматривания - это цепочка взаимосвязанных, последовательно

осуществляемых действий, при обращении к книге результате которых ребенок

самостоятельно выделяет внешние показатели. Содержание каждой книги: взаимно их

соотносит и делает достаточно обоснованный вывод о тематике, характере, количестве и

специфике помещенных в книге произведений, затем исходя из общей предварительной

оценки книги, ставит цель чтения и по-настоящему включается в освоение этого

содержания, выбирает подходящий способ прочтения.

Роль семьи в развитии читательского интереса

Чем раньше ребёнок приучается к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет

результат. Чтобы добиться результата, необходима система, алгоритм определенных

действий. Начало этой системы находится в семье. Ребенок перенимает интерес к чтению

книг через своих родителей. Ещё в XVI веке были написаны такие строчки: "Ребёнок

учится тому, что видит у себя в дому - родители пример ему".

Несмотря на развитие современных технологий, появление компьютерных игр и гаджетов,

большая часть родителей все же читает книги своим детям, особенно в дошкольном

возрасте. Помощь в чтении детских книг также осуществляет детский сад. В некоторых

семьях в воспитании у ребенка интереса к книге участвуют не только мамы и бабушки, но

также отцы и старшие дети, это особенно важно для возникновения и закрепления у

ребенка правильных ролевых отношений в семье. Литературный багаж у детей различен.

Культура чтения вслух, от которой во многом зависит первое впечатление ребенка о

книге, определяются восприятием текста и отношением к нему самого читателя.

Эмоциональные переживания детей напрямую связаны с тональностью произведения,

которую надо дать им почувствовать. Перед тем как читать, необходимо сказать добрые

слова о книге, ее авторе, подчеркнув, что лично вам герои этого произведения

полюбились.

Одной из проблем семейного чтения часто является элементарная нехватка времени у

родителей. Огорчает тот случай, когда ребенок оказывается лишенным общения с книгой.

Литературный багаж таких детей будет весьма ограничен. Благоприятным фактором

развития читательского интереса может послужить также запись ребенка в библиотеку,

где он может познакомиться с познавательными книгами, которых нет в семейной

библиотеке.

Выводы

Приобщая детей к художественной литературе, необходимо учитывать ряд факторов,

связанных с особенностями возраста. Следует учитывать наличие следующих качеств,

степень развития которых зависит от возраста ребенка:

1. Устойчивый интерес к книгам, рассчитанным на длительное чтение.

2. Наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения.

3. Заметное возрастание интереса к поэтическому слову.

4. Умение некоторых детей читать самостоятельно.

Таким образом, чтобы правильно взращивать “маленького читателя”, необходимо:

1. Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание книг.

2. Занятия с детьми.

3. Свободное общение педагога с детьми на основе художественной литературы.

Воспитание читателя - процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения

ребенка в книжную культуру проходит успешно, то в будущем значительно сокращается

число людей, не способных или, не желающих приобщаться к духовному опыту

человечества с помощью книг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. Москва, 1994. - 159 с.

2. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная

школа. - 1989 г. - №1. - с. 33 -38.

3. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных

процессов//Начальная школа. - 2006, №2 - с.61

4. Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. / О.А. Кузнецов, Л.Н.Хромов -

М.: Просвещение, 1983. - 109 с.

5. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем/ А.В. Левин -

Москва, 1994. - 191с.

6. Никифорова. О.И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972. - 206

с.

7. Светловская Н. Законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 11-18.

8. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь -

справочник/ И.И. Тихомирова - М.: Школьная библиотека, 2004. - 248 с.



В раздел образования