Напоминание

Инструктажи по технике безопасности на уроках различной направленности


Автор: Дроздецкий Сергей Иванович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 92 города Тюмени
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: Методические материалы для учителей физической культуры
Тема: Инструктажи по технике безопасности на уроках различной направленности
Раздел: среднее образование





Назад




Дроздецкий Сергей Иванович, учитель физической культуры МАОУ

СОШ № 92 города Тюмени

Методические рекомендации для учителей физической культуры

для обеспечения безопасности обучающихся на уроках

(для составления инструктажей по охране труда и безопасности

обучающихся)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Данные рекомендации разработаны для учеников 1-11 классов.

1.2. Учащиеся в течении учебного года занимаются соответственно

программы по физическому воспитанию для школы. Место занятий

определяются согласно программному материалу, погодным условиям и

задачам урока.

1.3. Учащиеся допускаются к урокам физической культуры после

прохождения профилактического медицинского осмотра и распределяются

по трём медицинским группам:

- основная медицинская группа;

- подготовительная медицинская группа;

- специальная медицинская группа.

1.4.

На

первых

уроках

каждого

семестра

учащиеся

проходят

инструктаж по технике безопасности.

1.5.

Учитель

физической

культуры

знакомит

с

программным

материалом данного семестра, с требованиями к уроку, к спортивной форме,

санитарно-гигиеническими нормами, с требованиями к дисциплине и

организации учащихся на уроке.

1.6. В течение учебного процесса проводится текущий инструктаж по

ТБ с целью ознакомления со способами предупреждения травм, правилами

контроля за выполняемыми тренировочными нагрузками, страховки и

самостраховки на уроках физкультуры перед каждым новым разделом

программы.

1.7. Во время занятий учащиеся находятся на уроке в спортивной

форме

и

обуви

установленного

образца

с

учётом

всех

санитарно-

гигиенических норм.

1.8. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписанию.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА.

2.1. На переменах учащиеся переодеваются в автономных раздевалках

(мужских и женских).

2.2. Перед началом урока необходимо снять часы, булавки, брошки,

кольца и другие украшения, причесать волосы так, чтобы они не мешали

занятиям. Ногти должны быть острижены.

2.3. Урок начинается по звонку с построения.

2.4. Учащиеся, неготовые к уроку по болезни или другой причине,

присутствуют на занятиях в сменной обуви (если урок проводится в зале).

2.5. Учащиеся, пришедшие на урок после болезни, допускаются к

занятиям только с разрешения врача.

3.

ТРЕБОВАНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ

НА

УРОКЕ.

3.1. На уроке физической культуры учащиеся выполняют программные

упражнения и сдают учебные нормативы, согласно которым получают

текущие, итоговые и четвертные оценки.

3.2. В подготовительной части урока, учащиеся получают сведения о

безопасной

организации занятий,

о приёмах

и

методах безопасного

выполнения упражнений, спортивных занятий.

3.3. В течении урока учащиеся должны придерживаться следующих

правил:

- не начинать занятия без разрешения учителя;

- не начинать занятия без разминки;

- выполнять упражнения на исправных снарядах;

- не выполнять упражнения без страховки;

- самовольно покидать место занятий;

- выполнять другие действия без разрешения учителя;

- соблюдать правила и нормы поведения;

- не нарушать требования дисциплины учащихся (не курить в

спортивных помещениях и на спортивных площадках, в ОШ не приносить

взрывоопасные стреляющие вещества).

3.4. В течении урока учащиеся обучаются приёмам и методам

страховки и самостраховки при выполнении упражнений.

3.5.

Перед

выполнением

сложных

упражнений

выполнять

подготовительные, подводящие и специальные упражнения.

3.6. В случае переутомления или плохого самочувствия учащийся

должен прекратить занятия и предварительно уведомив преподавателя

обратиться в мед. пункт школы.

4.

ТРЕБОВАНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ

ПО

ОКОНЧАНИИ

УРОКА.

4.1. Урок заканчивается построением, на котором подводятся итоги,

сообщаются

оценки,

выдаётся

домашнее

задание.

4.2. Учащиеся организованно, строем покидают спортивную площадку и

расходятся по раздевалкам.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

5.1. В процессе работы предупреждать возникновение аварийных

ситуаций:

- не курить в спортивных раздевалках, на территории школы;

- не приносить вещества, не распылять их в раздевалках, спортивных

помещениях, на территории школы;

- не приносить на урок взрывоопасные и отравляющие вещества;

- не уходить самовольно с урока;

- не оставаться в раздевалках на время урока;

- в случаях аварийной ситуации следовать указаниям учителя.

5.2. В случае аварийной ситуации нужно немедленно сообщить

учителю или администрации школы.

5.3. В случае непредвиденных обстоятельств в спортивном зале,

соблюдать спокойствие и порядок, слушать указания учителя.

Занятия на открытых спортивных площадках

I.Общие требования безопасности.

Состояние спортивной площадки должно соответствовать санитарно-

гигиеническим требованиям. Нестандартное оборудование должно быть

надёжно закреплено и находиться в исправном состоянии.

К занятиям допускаются учащиеся:

- отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной

медицинским группам;

- прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

- имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и

соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть

на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не

затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и

повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

Учащийся должен:

- бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не

использовать его не по назначению;

- быть внимательным при перемещениях по спортивной площадке,

стадиону;

- знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен

или отстранён от участия в учебном процессе.

II.Требования безопасности перед началом занятий.

Учащийся должен:

- переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

- снять с себя предметы, представляющие опасность для других

занимающихся (часы, серёжки и т.д.);

-

убрать

из

карманов

спортивной

формы

колющие

и

другие

посторонние предметы;

- организованно выйти с учителем через центральный выход здания

или запасный выход спортзала на место проведения занятий;

- под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование,

необходимые для проведения занятий;

-

убрать

в

безопасное

место

инвентарь,

который

не

будет

использоваться на занятии, уроке;

- под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения

занятий, урока переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;

- по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой

дорожки, ямы для прыжков и т.д.;

- по команде учителя встать в строй для общего построения.

III.

Требования безопасности во время проведения занятий.

Занятия проводятся на ровном нескользком грунте под руководством

учителя физкультуры.

Учитель обязан:

- следить за выполнением учащимися инструкций, правил поведения на

уроке физкультуры и принимать решение об отстранении учащихся от

участия в учебном процессе за грубое или систематическое их нарушение.

Учащийся должен:

- внимательно слушать объяснения упражнений и правильно их

выполнять;

- брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения

учителя;

- выполнять упражнения только на исправном оборудовании;

- при выполнении упражнений потоком соблюдать достаточные

интервал и дистанцию;

- быть внимательным при перемещениях по спортивной площадке: не

мешать другим, не ставить подножек, избегать столкновений;

- не покидать территорию спортивной площадки без разрешения.

IV.

Требования безопасности при несчастных случаях и

экстремальных ситуациях.

Учащийся должен:

- при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить

занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую

помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую

помощь»;

- при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить

занятие,

организованно,

под

руководством

учителя

покинуть

место

проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

- по распоряжению учителя поставить в известность администрацию

учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V.

Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:

- под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его

хранения;

- организованно покинуть место проведения занятия;

- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную

обувь;

- вымыть с мылом руки.

РАЗДЕЛ “ФУТБОЛ”

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

К урокам по футболу допускаются учащиеся основной медицинской

группы. Занятия проводятся на стадионе и спортивном зале. Учащиеся

занимаются на уроках в спортивной форме и обуви установленного образца с

учётом всех санитарно-гигиенических требований и норм. Учащиеся, не

допущенные к занятиям по причине отсутствия надлежащей спортивной

формы, болезни, плохого самочувствия и др. присутствуют на уроке. Урок

начинается

и

заканчивается

по

звонку

согласно

расписания.

Занятия проводятся только в присутствии учителя, его помощника.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА.

На переменах учащиеся переодеваются в раздевалках в надлежащую

спортивную форму. В раздевалке соблюдается чистота и порядок. Каждый

класс складывает свои вещи отдельно от другого. Урок начинается по звонку

с общего построения.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСТНОСТИ ВО ВРЕМЯ УРОКА.

На уроках по футболу учащиеся выполняют нормативы, согласно

которым получают текущие, итоговые и четвертные оценки.

На уроках по футболу учащиеся выполняют следующие требования:

1. Без разрешения учителя запрещается брать и бросать мячи.

2. Обязательно выполнять общую и специальную разминку.

3. При выполнении упражнений с мячами, мяч передавать точно, не

резко, по команде учителя останавливать мяч ногой.

4. Во время работы с мячом быть внимательным, собранным.

5. Во время учебной игры соблюдать правила, вести себя корректно по

отношению к противнику.

6. Учитывать основные тактические правила при овладении основными

приёмами обращения с мячом на месте, в движении, в облегчённых

условиях,

7. Во время технической тренировки уделять одинаковое внимание

разминке и развитию обеих ног.

8. Заниматься только на хорошо подготовленном поле.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА.

По команде учителя учащиеся организованно строятся в шеренгу.

После подведения итогов, сообщения оценок, домашнего задания учащиеся

строем покидают спортивную площадку и расходятся по раздевалкам,

избегая

столкновений.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

В процессе учёбы предупреждать возникновение аварийных ситуаций:

-не курить в спортивных помещениях (раздевалках, зале, тренажёрной

комнате);

- не приносить на урок взрывоопасные и отравляющие вещества;

- не уходить самовольно с урока;

- не оставаться в раздевалках на время урока;

- в случае аварийных ситуаций следовать указаниям учителя.

РАЗДЕЛ “ГИМНАСТИКА”

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

К урокам гимнастики допускаются учащиеся основной медицинской

группы. Занятия проводятся в зале. Учащиеся, не допущенные к занятиям по

причине отсутствия надлежащей спортивной формы, болезни, плохого

самочувствия и др. присутствуют в зале в сменной обуви.

Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписания.

Основные разделы занятий:

1. Строевые упражнения и передвижения, повороты.

2. Акробатика.

3. Упражнения на гимнастических снарядах:

- опорные прыжки через “коня”.

- упражнения на перекладине.

- упражнение на брусьях параллельных.

- упражнение на бревне.

- лазание по канату.

- упражнение на шведской стенке.

2.

ТРЕБОВАНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ

ПЕРЕД

НАЧАЛОМ

УРОКА.

На переменах учащиеся переодеваются в раздевалках в надлежащую

спортивную форму. В раздевалке соблюдается чистота и порядок. Каждый

класс складывает свои вещи отдельно от другого. Урок начинается по звонку

с общего построения.

3.

ТРЕБОВАНИЯ

БЕЗОПАСТНОСТИ

ВО

ВРЕМЯ

УРОКА.

На уроках учащиеся выполняют программные упражнения и сдают

учебные нормативы, согласно которым получают текущие, итоговые и

четвертные оценки.

При работе с гимнастическими снарядами учащиеся придерживаются

следующих требований:

Перекладина.

В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты. При

укладке матов следить, чтобы их поверхность была ровной. При выполнении

соскоков снарядов приземляться мягко, на носки, пружинисто приседая. Не

выполнять упражнений без страховки. Не выполнять упражнений с

влажными ладонями, при наличии свежих мозолей. Не заниматься на

неисправных и грязных снарядах.

Опорный прыжок.

Точно установить снаряд, проверить его исправность. В месте соскока

ровно уложить мат. Проверить исправность мостика. Не выполнять

упражнения без страховки.

Канат.

В месте соскока уложить гимнастический мат. Правильно спускаться

вниз по канату. При покраснении кожи или появлении потёртости на ладонях

прекратить выполнение упражнения. Не стоять близко к снаряду при

выполнении упражнения другими учащимися.

Брусья.

В местах соскоков со снаряда уложить ровно гимнастический мат.

Уложить вплотную вокруг снаряда гимнастические маты. Не выполнять

сложных акробатических упражнений без страховки. Правильно установить

ширину, с учётом индивидуальных данных ( ширина должна приблизительно

равняться ширине предплечья).

Изменяя высоту брусьев, ослабить винты, поднимать одновременно

оба конца жердей. Поднимая и опуская жерди, держитесь за жердь, но не за

металлическую опору жерди.

Каждый раз перед выполнением упражнений проверяйте, закреплены

ли опорные винты.

Шведская стенка.

На одной стенке нельзя находиться одновременно двум учащимся.

Нельзя прыгать со снаряда. Следует спускаться донизу. Не выполнять

упражнений с влажными ладонями, при наличии свежих мозолей.

Бревно.

Вдоль всего снаряда и в месте соскока уложить гимнастические маты.

Нельзя

на

снаряде

находиться

одновременно

двум

занимающимся.

Выполнять упражнение со страховкой.

В случае обнаружения неисправности спортивного снаряда, следует

прекратить выполнение на нём упражнений и немедленно сообщить

учителю. Упражнения на снарядах учащиеся выполняют при страховке

учителя. В процессе обучения учащиеся овладевают правилами страховки и

самостраховки.

Самостраховка заключается в способности учащегося:

а) своевременно прекратить выполнение упражнения в тот момент,

когда ученик чувствует, что может упасть, сорваться со снаряда;

б) способность выполнить упражнение с достаточной амплитудой, в

правильном направлении и с необходимым положением тела (его частей)

таким образом, чтобы избежать ушибов, падений, травм.

Умение самостраховаться совершенствуется по мере движения при

целенаправленной помощи преподавателя.

4.

ТРЕБОВАНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ

ПО

ОКОНЧАНИИ

УРОКА.

По команде учителя учащиеся организованно строятся в шеренгу.

После подведения итогов, сообщения оценок, домашнего задания учащиеся

строем покидают спортивную площадку, спортивный зал и расходятся по

раздевалкам, избегая столкновений.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

В процессе учёбы предупреждать возникновение аварийных ситуаций:

1)

не

курить

в

спортивных

помещениях

(раздевалках,

зале,

тренажёрной комнате, хореографической комнате);

2) не приносить на урок взрывоопасные и отравляющие вещества;

3) не уходить самовольно с урока;

4) не оставаться в раздевалках на время урока;

5) в случаях аварийной ситуации следовать указаниям учителя.

РАЗДЕЛ “ВОЛЕЙБОЛ”

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

К урокам по волейболу допускаются учащиеся основной медицинской

группы. Занятия проводятся на стадионе и спортивном зале. Учащиеся

занимаются на уроках в спортивной форме и обуви установленного образца с

учётом всех санитарно-гигиенических требований к норме. Учащиеся, не

допущенные к занятиям по причине отсутствия надлежащей спортивной

формы, болезни, плохого самочувствия и др. присутствуют на уроке. Урок

начинается и заканчивается по звонку согласно расписания.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА.

На переменах учащиеся переодеваются в раздевалках в надлежащую

спортивную форму. В раздевалке соблюдается чистота и порядок. Каждый

класс складывает свои вещи отдельно от другого. Урок начинается по звонку

с общего построения.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСТНОСТИ ВО ВРЕМЯ УРОКА.

На

уроках

по

волейболу

учащиеся

выполняют

программные

упражнения и сдают учебные нормативы, согласно которым получают

текущие, итоговые и четвертные оценки.

На уроках по волейболу учащиеся обязаны выполнить следующие

требования:

I. Техническая подготовка – индивидуальные и групповые упражнения

выполняются после команды учителя:

- при сигнале о прекращении выполнения упражнения все обязаны

взять мячи в руки и выслушать методические указания учителя;

- выполняют только то упражнение, которое было дано учителем;

- запрещается бить мяч ногами.

II. Тактическая подготовка:

-

при

учебной

двухсторонней

игре

строго

выполнять

правила

расстановки и перехода;

- выполнять подачу только после свистка учителя;

- между упражнениями передавать мяч только под сеткой.

III. Специальная силовая подготовка:

- обязательно выполнять общую и специальную разминку;

- при выполнении специальных силовых упражнений соблюдать

необходимую дистанцию и интервал;

- при выполнении прыжков приземляться на обе ноги на всю стопу.

На

уроках

по

волейболу

учащиеся

овладевают

методиками

самоконтроля. При плохом самочувствии на уроках учащиеся должны

прекратить занятия, уведомить учителя и обратиться в медпункт к врачу.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА.

По команде учителя учащиеся организованно строятся в шеренгу.

После подведения итогов, сообщения оценок, домашнего задания учащиеся

строем покидают спортивную площадку, зал и расходятся по раздевалкам,

избегая столкновений.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

В случае аварийной ситуации нужно немедленно сообщить учителю

или администрации школы. В случае непредвиденных обстоятельств в

спортивном зале, соблюдать спокойствие и порядок, слушать указания

учителя.

РАЗДЕЛ «БАСКЕТБОЛ»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.2.

К

урокам

по

волейболу

допускаются

учащиеся

основной

медицинской группы.

1.3. Занятия проводятся на стадионе и спортивном зале.

1.4. Учащиеся занимаются на уроках в спортивной форме и обуви

установленного образца с учётом всех санитарно-гигиенических требований

к норме.

1.5. Учащиеся, не допущенные к занятиям по причине отсутствия

надлежащей спортивной формы, болезни, плохого самочувствия и др.

присутствуют на уроке.

1.6. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписания.

1.7. На уроке по разделу «баскетбол» изучаются следующие темы:

I. Техническая подготовка.

II. Тактическая подготовка.

III. Специальная силовая подготовка:

1. Развитие прыгучести.

2. Развитие быстроты.

3. Развитие реакции.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА.

2.1.

На

переменах

учащиеся

переодеваются

в

раздевалках

в

надлежащую спортивную форму. В раздевалке соблюдается чистота и

порядок. Каждый класс складывает свои вещи отдельно от другого.

2.2.

Урок

начинается

по

звонку

с

общего

построения.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСТНОСТИ ВО ВРЕМЯ УРОКА.

3.1. На уроках по баскетболу учащиеся выполняют программные

упражнения и сдают учебные нормативы, согласно которым получают

текущие, итоговые и семестровые оценки.

3.2. На уроках по баскетболу учащиеся обязаны выполнить следующие

требования:

Техническая подготовка – индивидуальные и групповые упражнения

выполняются после команды учителя:

- при сигнале о прекращении выполнения упражнения все обязаны

взять мячи в руки и выслушать методические указания учителя;

- выполняют только то упражнение, которое было дано учителем;

- запрещается бить мяч ногами.

Тактическая подготовка:

-

при

учебной

двухсторонней

игре

строго

выполнять

правила

расстановки и перехода;

- выполнять подачу только после свистка учителя.

Специальная силовая подготовка:

- обязательно выполнять общую и специальную разминку;

- при выполнении специальных силовых упражнений соблюдать

необходимую дистанцию и интервал;

- при выполнении прыжков приземляться на обе ноги на всю стопу.

3.3. На уроках по баскетболу учащиеся овладевают методиками

самоконтроля. При плохом самочувствии на уроках учащиеся должны

прекратить занятия, уведомить учителя и обратиться в медпункт к врачу.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА.

4.1. По команде учителя учащиеся организованно строятся в шеренгу.

4.2. После подведения итогов, сообщения оценок, домашнего задания

учащиеся строем покидают спортивную площадку и расходятся по

раздевалкам, избегая столкновения.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

5.1. В случае аварийной ситуации нужно немедленно сообщить

учителю или администрации школы.

5.2. В случае непредвиденных обстоятельств в спортивном зале,

соблюдать спокойствие и порядок, слушать указания учителя.

РАЗДЕЛ «ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА»

1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1 К урокам по лёгкой атлетике допускаются учащиеся основной

медицинской группы. Занятия проводятся на стадионе и спортивных

площадках.

1.2 Учащиеся занимаются на уроке в спортивной форме и обуви

установленного

образца

с

учётом

всех

санитарно-гигиенических

требований и норм.

1.3 Учащиеся, не допущенные к занятиям по причине отсутствия

надлежащей спортивной формы, болезни, плохого самочувствия и др.

присутствуют на уроке.

1.4

Урок

начинается

и

заканчивается

по

звонку

согласно

расписания.

1.5. разделы легкой атлетики:

разделы:

1. Бег на короткие дистанции.

2. Бег на средние дистанции.

3. Бег на длинные дистанции.

4. Метание на дальность (мяч, граната).

5. Эстафетный бег

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА.

2.1. На переменах учащиеся переодеваются в раздевалках в

надлежащую спортивную форму.

2.2. В раздевалке соблюдается чистота и порядок. Каждый класс

складывает свои вещи отдельно от другого.

2.3

Урок

начинается

по

звонку

с

общего

построения.

3.

ТРЕБОВАНИЯ

БЕЗОПАСТНОСТИ

ВО

ВРЕМЯ

УРОКА.

3.1. На уроках лёгкой атлетики учащиеся обязаны выполнять

следующие требования:

- строго выполнять указания учителя;

- качественно выполнять ОРУ, специальные и подводящие упражнения,

способствующие разогреву и подготовке основных мышц и связок к

выполнению основных задач урока.

-не переходить места, на которых идут занятия по метанию, бегу,

прыжков.

-не оставлять инвентарь (грабли, лопаты) в местах занятий.

Бег на короткие дистанции:

- при групповом старте бежать только по своей дорожке;

- исключать резко «стопорящую» остановку.

Бег на длинные дистанции:

- при групповом старте первые 200 м бежать только по своей дорожке;

- не останавливаться сразу после прибегание дистанции, 100 м пройти

шагом, выполняя упражнения на восстановление дыхания.

Метание (мяча, гранаты) на дальность:

- дистанция между летающим снарядом и основной группой должна

быть не менее 3 м;

- перед метанием посмотреть, нет ли людей в зоне броска;

- основная группа учащихся находится сзади или слева от метающего;

- не ловить снаряд стоя «ноги вместе»;

- не подавать снаряд броском;

- не ловить снаряд низко опущенными кистями рук;

- не метать снаряд влажными ладонями.

Прыжки в длину (с места, с разбега):

- подкладывать под пятку обуви резиновые прокладки;

- тщательно разрыхлять песок в яме, в месте приземления;

- не выполнять прыжки не на ровном, скользком, рыхлом грунте;

- не приземляться на руки.

3.2. На уроках лёгкой атлетики учащиеся овладевают методами

самоконтроля.

3.3. При плохом самочувствии на уроке учащиеся должны прекратитьт

занятие,

уведомить

учителя

и

обратиться

в

медпункт

к

врачу.

4.

ТРЕБОВАНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ

ПО

ОКОНЧАНИИ

УРОКА.

4.1 По команде учителя учащиеся организованно строятся в шеренгу.

4.2 После подведения итогов, сообщения оценок, домашнего задания

учащиеся

строем

покидают

спортивную

площадку

и

расходятся

по

раздевалкам, избегая столкновений.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

В процессе учёбы предупреждать возникновение аварийных ситуаций:

1)

не

курить

в

спортивных

помещениях

(раздевалках,

зале,

тренажёрной

комнате, хореографической комнате);

2) не приносить на урок взрывоопасные и отравляющие вещества;

3) не уходить самовольно с урока;

4) не оставаться в раздевалках на время урока;

5) в случаях аварийной ситуации следовать указаниям учителя.

ЗАНЯТИЯ ПО ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ

1.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

1. К занятиям по лыжам допускаются учащиеся с 1-го класса,

прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие

противопоказаний по состоянию здоровья.

2. При проведении занятий по лыжам соблюдать правила поведения,

расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

3.

При проведении занятий по лыжам возможно воздействие на

обучающихся следующих опасных факторов:

обморожение при проведении занятий при ветре более 1,5 – 2,0

м/с и при температуре воздуха ниже –20 С;

травмы при ненадежном креплении лыж к обуви;

потертости ног при неправильной подгонке лыжных ботинок;

травмы при падении во время спуска с горы или при прыжках с

лыжного трамплина.

4.

При проведении занятий по лыжам должна быть мед.аптечка с

набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания

первой помощи при травмах.

5.При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного

случая

обязан

немедленно

сообщить

учителю,

который

сообщает

администрации школы. При неисправности лыжного инвентаря прекратить

занятия и сообщить об этом учителю.

6.

В

процессе

занятий

обучающиеся

должны

соблюдать

установленный порядок проведения учебных занятий и правила личной

гигиены.

7.

Если обучающиеся допускают невыполнение или нарушение

инструкции,

то

со

всеми

обучающимися

проводится

внеплановый

инструктаж по правилам поведения на уроке по лыжной подготовке.

2.

ТРЕБОВАНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ

ПЕРЕД

НАЧАЛОМ

ЗАНЯТИЙ.

1.

Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду,

шерстяные носки и перчатки или варежки.

2.

Проверить

исправность

лыжного

инвентаря

и

подогнать

крепления лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по

размеру ноги.

3.

Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в

месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме.

3.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.

1.

Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3 – 4

м, при спусках с горы – не менее 30 м.

2.

При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.

3.

После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во

избежание столкновения с другими лыжниками.

4.

Следить друг за другом и немедленно сообщить учителю о

первых же признаках обморожения.

5.

Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или

слишком свободной обуви.

4.

ТРЕБОВАНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ

В

АВАРИЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ.

1. При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности

починить его в пути, сообщить об этом учителю и с его разрешения

двигаться к месту расположения школы.

2. При первых признаках обморожения, а также при плохом

самочувствии, сообщить об этом учителю.

3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь

пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное

учреждение и сообщить об этом администрации школы.

5.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ.

1.

Проверить по списку наличие всех обучающихся.

2.

Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

3.

Тщательно вымыть руки и лицо с мылом.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛОК, ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ.

1.

Общие требования безопасности.

1.1.

К

прогулкам,

туристическим

походам

допускаются

лица,

прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2. Опасные факторы:

-

изменения

установленного

маршрута

движения,

самовольное

оставление места расположения группы;

- травмирование ног при неправильном подборе обуви, передвижение

без обуви, а также без брюк или чулок, укусыядовитыми животными,

пресмыкающимися и насекомыми;

- отравление ядовитыми растениями, плодами и грибами;

- заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды

из непроверенных открытых водоемов.

1.3. При проведении прогулки, туристского похода, экскурсии,

экспедиции группу учащихся, воспитанников должны сопровождать двое

взрослых.

1.4. Для оказания первой медицинской помощи пострадавшим во время

прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции обязательно иметь

аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

2.

Требования безопасности перед проведением прогулки,

туристского похода.

2.1. Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский

осмотр и представить справку о состоянии здоровья.

2.2. Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движения и

соответствующую сезону и погоде.

2.3.

Убедиться

в

наличии

аптечки

и

ее

укомплектованности

обходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

3.

Требования безопасности во время прогулки, туристского похода.

3.1.

Соблюдать

дисциплину,

выполнять

все

указания

учителя,

самовольно не изменять установленный маршрут движения и место

расположения группы.

3.2. Общая продолжительность прогулки составляет 1- 4 часа, и

туристского похода не должна превышать для учащихся 1-2 классов - 1 дня,

3-4 классов - 3 дней, 5-6 классов - 18 дней, 7-9 классов – 24 дней, 10-11

классов - 30 дней.

3.3.

Отправляясь

на

экскурсию,

в

поход,

надевайте

одежду,

соответствующую сезону и погоде, на ноги надевайте прочную обувь, носки,

на голову - головной убор. Во время экскурсии не снимайте обувь и не

ходите босиком.

3.4. Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не

разводить костры.

3.5. Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.

3.6.

Не

трогать

руками

ядовитых

и

опасных

животных,

пресмыкающихся, насекомых, растения, грибы, а также колючие растения и

кустарники.

3.7. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не

пить воду из открытых водоемов, использовать для этого питьевую воду из

фляжки, которую необходимо брать с собой, или кипяченую воду.

3.8. Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать

руководителя группы или его заместителя об ухудшении состояния здоровья

или травмах.

3.9. Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к

природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому

имуществу.

4.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися немедленно

отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об

этом администрации учреждения и родителям пострадавшего.

4.2. При получении учащимся, воспитанником травмы оказать помощь

пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям

пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное

учреждение.

5.

Требования безопасности по окончании прогулки, туристического

похода.

5.1. Проверить по списку наличие всех учащихся, воспитанников в

группе.

5.2. Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение.

5.3.

Тщательно вымыть руки и лицо с мылом. Проверить тело на

наличие укусов клещей.



В раздел образования