Автор: Балинкова Маргарита Александровна
Должность: тренер по спортивной аэробике
Учебное заведение: МБУ СШОР "Спектр"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Особенности методики физического воспитания детей младшего школьного возраста в виде спорта спортивная аэробика»
Раздел: дополнительное образование
МБУ СШОР «Спектр»
г. Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Особенности методики физического воспитания детей
младшего школьного возраста в виде спорта спортивная аэробика.»
Выполнила:
тренер по спортивной аэробике
Балинкова Маргарита Александровна
Особенно важным в карьере гимнаста, специализирующегося в аэробике,
является начальный этап подготовки, на котором закладывается фундамент
спортивных достижений. В связи с этим в учебно-тренировочном процессе
важно как организационно, так и методически грамотно расставить акценты в
системе интегральной подготовки спортсмена.
Наиболее полезными и эффективными средствами для физического
воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения,
включенные в программы по физическому воспитанию образовательных
учреждений. Основной формой занятий физическими упражнениями для детей
младшего школьного возраста является учебно – тренировочное занятие,
которое строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а
также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и
содержания программы для детей младшего школьного возраста обусловливает
некоторые особенности учебно – тренировочного занятия:
1. Для младшего школьного возраста ведущими являются задачи
совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки,
элементарные упражнения вида спорта).
2. На одном учебно – тренировочном занятии целесообразно решать не более 2
—3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.
3. Чем младше учащийся, тем больше внимания уделяется укреплению мышц
стоп и формированию правильной осанки.
4. На каждом учебно – тренировочном занятии обязательно проводятся
подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину
общего времени занятий с детьми в возрасте до 10—11 лет.
5. При обучении учащихся основным видам движений следует большое
внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений, а
также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.
Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от 7 до 12 лет,
а с 13 лет развитие двигательной памяти несколько замедляется.
Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу.
Расчлененный метод имеет вспомогательное значение. При объяснении
двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как
делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме:
например, поймать, догнать, попасть в кольцо и.т.д. В возрасте 8—11 лет на
занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства
и методы, развивающие частоту движений. Упражнения на скорость следует
выполнять кратковременно (6— 8с). У детей младшего школьного возраста по
возможности надо исключить значительные статические напряжения и
упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания). Отличительной
особенностью учебно – тренировочных занятий является акцент на решение
образовательных задач: овладение школой движений, формирование
элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе
жизни. Одно из основных требований к современному учебно –
тренировочному занятию - внедрение эффективных средств и методов
физического воспитания. С их помощью более успешно решаются
образовательные и развивающие задачи; обеспечивается дифференцированный
подход к учащимся, адекватность физических нагрузок их физическому
состоянию; поддерживается стойкий интерес к занятиям. Каждое учебно –
тренировочное занятие должен быть правильно построено по структуре и
содержанию и комплексно решать задачи, связанные с изучением основ знаний
по избранному виду спорта, освоением двигательных умений и навыков,
развитием физических качеств, овладением умениями самостоятельно
заниматься физическими упражнениями, привитием потребностей в
соблюдении здорового образа жизни. Влияние каждого учебно –
тренировочного занятия на учащихся должно быть разносторонним.
Физические, умственные и волевые усилия детей должны сочетаться таким
образом, чтобы в целом обеспечивался эффект гармоничного развития
учащихся на фоне поддержания оптимального уровня их работоспособности.
Поэтому трудные упражнения должны сочетаться с относительно легкими,
интересные - со скучными, но необходимыми, обязательные - с упражнениями
по выбору детей и т.п.
В процессе физического воспитания необходимо по возможности
обеспечивать индивидуальный подход к учащимся с учетом состояния их
здоровья, физического развития, пола и физической подготовленности. Для
обеспечения высокой результативности учебно – тренировочного занятия
имеет значение выбор метода организации занятий- фронтальный, групповой,
поточный, индивидуальный, круговая тренировка и др. Фронтальный метод
предусматривает такую организацию работы учащихся, при которой вся группа
выполняет какое-либо одно, общее для всех задание. Этот метод
преимущественно используется в подготовительной и заключительной частях
занятия, но иногда и в основной, особенно в начале обучения. Следует
подчеркнуть, что важной особенностью фронтального метода является
обеспечение постоянного руководства тренера. При групповом методе группа
делится на подгруппы. Каждая из групп выполняет свое, отличающееся от
других задание. Групповой метод обеспечивает дифференцированный подход к
учащимся в процессе обучения движениям. Тренер – подбирает упражнения,
соответствующие физическим качествам и способностям членов группы.
Применение группового метода дает возможность приучить детей к
самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Если же
воспитанники недостаточно подготовлены к такой форме организации занятий,
использовать групповой метод нецелесообразно. Метод индивидуальных
занятий предусматривает самостоятельное выполнении упражнений,
предложенных тренером - преподавателем или выбранных обучающимися. Он
используется в подготовительной или основной части учебно – тренировочного
занятия, но может иметь место и в заключительной. Метод индивидуальных
занятий дает возможность удовлетворить желание детей выполнить
понравившееся упражнение. В результате происходит чередование
регламентированных упражнений с относительно свободными. Вместе с тем
дети приучаются к самостоятельному выполнению упражнений. При этом
тренер, наблюдая за отдельными учащимися, осуществляет общее руководство
группой. Метод дополнительных упражнений. Дополнительными называются
упражнения, выполняемые по заданию тренера самостоятельно во взаимосвязи
с главным упражнением. Однако дополнительные упражнения нельзя считать
второстепенными, так как благодаря им можно осуществлять развитие
физических качеств в младшем школьном возрасте. Суть этого приема
заключается в том, что, помимо основного упражнения, которое ученики
выполняют по очереди, они в промежутках между подходами выполняют
предложенное число раз упражнения, направленные на развитие определенных
физических качеств. Метод станционных занятий. Станционные занятия
являются разновидностью круговой тренировки, направлены главным образом
на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков. Суть
данной формы занятий состоит в следующем. Учебно-тренировочная группа
разделяется на несколько групп так, чтобы в каждой группе было не более 3-5
человек. Группы расходятся по станциям указанным тренером. По его сигналу
все учащиеся одновременно начинают выполнение упражнений каждый на
своем месте. Выполнив упражнение, заранее обусловленное количество раз,
группы по часовой стрелке переходят на очередное место занятий. И так до тех
пор, пока не пройдут все места занятий. Круговой метод занятий. Движение
учащихся происходит, как и в станционных занятиях, по кругу с
последовательным выполнением на каждом месте упражнений. Однако в
отличии от станционного кругового занятия направлены главным образом на
развитие физических качеств, и здесь к ученикам предъявляются новые,
повышенные требования: повторить заданное упражнение возможно большое
количество раз или заданное количество выполнить как можно быстрее.
Примерная структура учебно – тренировочного занятия
I. Подготовительная часть: 1 фрагмент - упражнения по кругу (разновидности
ходьбы и бега, танцевальные шаги и соединения). 2 фрагмент - упражнения у
опоры и на середине (ОРУ для ног, туловища, рук; хореографические
упражнения – "классика"). 3 фрагмент - упражнения на середине (упражнения
для рук, упражнения в равновесии, повороты). 4 фрагмент – прыжки
(маленькие, амплитудные, прыжки с вращениями).
II. Основная часть: 5 фрагмент – специально-техническая подготовка (базовые
шаги аэробики с координационными движениями руками). 6 фрагмент –
изучение и совершенствование техники элементов, соединений, частей и
соревновательных комбинаций в целом.
III. Заключительная часть: 7 фрагмент - общая физическая подготовка
(упражнения на развитие силы мышц рук, брюшного пресса, спины, ног, на
развитие общей и специальной выносливости). 8 фрагмент – музыкально-
двигательная подготовка (задания на согласование движений с музыкой,
музыкальные игры и творческая импровизация).
На начальном этапе хореографическая подготовка в спортивной аэробике
направлена не только на обучение и совершенствование гимнастами базовых
шагов, различных положений и движений руками, ногами и других элементов,
выполняемых, как правило, под музыкальное сопровождение, но и
ознакомление их с классическим экзерсисом, историко-бытовыми, народными,
современными и другими танцами. Для овладения широким диапазоном средств
двигательной и эмоциональной выразительности с первых занятий с детьми
должна вестись работа по развитию у них артистизма (в виде игр, уроков
«актёрского мастерства»).
Для достижения высоких спортивных и личностных результатов на любом
уровне подготовки занимающихся, тренер, планируя свою работу, должен:
1) создать условия для развития личности ребёнка, его профессионального
самоопределения и творческой самореализации; 2) развивать мотивацию
ребёнка к труду, познанию и творчеству; 3) обеспечивать эмоциональное
благополучие ребёнка; 4) приобщить к общечеловеческим ценностям; 5)
проводить профилактику асоциального поведения; 6) обеспечить
взаимодействие с семьёй; 7) создать условия для проведения регулярных
круглогодичных занятий, проводить занятия в местах, где соблюдены
санитарно-гигиенические требования к помещению, оборудованию и
инвентарю для предупреждения травматизма; 8) обеспечить всестороннюю
физическую подготовку в соответствии с возрастными особенностями
занимающихся; 9) постоянно совершенствовать техническую подготовку, а
детей, которые с опережением осваивают новые элементы, переводить в группы
следующего года обучения досрочно; 10) систематически вести воспитательную
работу, прививать занимающимся любовь к избранному ими виду спорта,
интерес к регулярным занятиям и росту их спортивного мастерства, учить
соблюдать спортивную этику, дисциплину, воспитывать преданность своему
клубу; 11) укреплять здоровье занимающихся, приучать к соблюдению
требований личной и общественной гигиены, режима спортсмена; 12)
учитывать особенности в музыкальном обеспечении занятий в соответствии с
возрастом детей.
Список литературы:
1.Горбунов В.А., Демиденко О.И. Гимнастика в системе специализированных
средств подготовки спортсменов в спортивной аэробике / Методическая
разработка для слушателей семинара тренеров по спортивной аэробике.
Иркутский техникум физической культуры, -Иркутск, 1990. 76с.
2. Правила по спортивной аэробике разработаны общероссийской
общественной организацией «Всероссийской федерацией спортивной и
оздоровительной аэробики» (ВФСОА), с учетом правил на 2016-2020 г,
утвержденных техническим комитетом аэробной гимнастики, международной
федерации гимнастики (FIG).
3.Филиппова Ю.С. Физиологические основы занятий спортивной аэробикой (с
практическими рекомендациями) / Ю.С. Филиппова. - Новосибирск: Параллель,
2006. - 100с
4 .Якимов А.М. Основы тренерского мастерства. - М.: Терра – спорт, 2003г.