Напоминание

Использование метода интеллект карт в обучении учащихся начальных классов


Автор: Сеялова Дария Валерьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Тит Аринская СОШ им.Г.В.Ксенофонтова
Населённый пункт: с.Тит Ары, Хангаласский район, РС (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Использование метода интеллект карт в обучении учащихся начальных классов
Раздел: начальное образование





Назад




Сеялова Дария Валерьевна – учитель начальных классов МБОУ Тит Аринская СОШ

имени Г.В.Ксенофонтова Хангаласского улуса республики Саха (Якутия)

Статья по теме: Использование метода интеллект карт в обучении учащихся

начальных классов

Сейчас современное образование предлагает множество различных видов технологий.

Повышая свою квалификацию, обучилась на курсы «Достижение целей ФГОС средствами

когнитивных образовательных технологий». Где мне больше понравилась использование на

уроках метода интеллект карт. И я начала внедрять некоторые приёмы этой технологии для

учащихся своего класса. На мой взгляд, метод- интеллект карт является одной из самых

эффективных для активного обучения.

В современных исследованиях интеллекта вместо понятий «внимание», «память»,

«мышление», которые характеризуют познавательную деятельность человека, используется

термин «когнитивный». Этот термин означает «познавательный». Но М.Е. Бершадский с этим

не соглашается. Он утверждает, что термин «когнитивный» описывает познавательную

деятельность с точки зрения процессов информационного обмена человека с окружающей

средой. Что такое когнитивная технология?

В начале 70-х годов прошлого века англичанин Тони Бьюзен, тщательно изучив опыт

мышления лучших умов человечества, таких как Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.,

пришёл к выводу, что эти гении максимально использовали все ментальные способности своего

мозга.

Соединив

опыт,

накопленный

лучшими

умами

человечества

с

достижениями

современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию

мышления и запоминания информации, которую он назвал «интеллект-карты». Метод

«интеллект-карт» является графическим отображением естественных процессов мышления, в

котором задействованы все ментальные способности. Другими словами «интеллект-карта»

отражает радиантную структуру мышления, и в этом главный её секрет эффективности.

Если использовать приёмы интеллект-карт, то можно активизировать мыслительную

деятельность учащихся:

умение ставить вопросы;

умение выделить главное;

умение делать сравнение;

умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;

умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Внедрение метода интеллект-карт в процесс обучения в начальной школе, должно

осуществляться поэтапно.

На первом этапе интеллект карта может использоваться в качестве наглядного пособия,

составленного учителем, с целью изучения или закрепления нового материала. При этом

учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учащихся,

тем самым стараясь включить их в процесс создания.

Вторым этапом освоения метода интеллект-карт, должна стать групповая или

индивидуальная работа по их созданию. Для этого необходимо ознакомить детей с подробным

алгоритмом ее построения, который рекомендует Бьюзен. Учитель должен направлять и

корректировать работу учащихся.

Алгоритм построения интеллект-карты (Бьюзен Т.)

Учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман

(групповая работа) цветные карандаши, фломастеры.

Кладут лист горизонтально, в его центре располагается картинка или, слово,

обозначающее тему, проблему урока(центральное понятие).

От центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над которыми

разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации. Рисуя интеллект-карту,

применяют, как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или картинки.

От каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек – уточнение понятий.

В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект-карт в группе,

можно перейти к составлению индивидуальных интеллект карт, также сначала процесс будет

происходить под руководством учителя, а в дальнейшем перейдет в сформированный навык.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в

обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся

выбирать, По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом

обучения на любом уроке.

Например: темы на уроках окружающего мира содержат много материла: различные

исторические факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для

усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и

классифицировать большое количество информации. можно составлять карты по темам:

“Птицы”, “Растения”, “Животные”, “Системы организма человека” и т.д. На уроках литературы

можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные

произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию

писателей и т.д. На уроках русского языка систематическое применение интеллект-карт

позволяет развивать познавательные учебные действия.

После использования приёма интеллект-карт на уроках в своём классе заметила

высокую активность детей, инициативность, проявление интереса к изучаемому предмету,

множество вопросов, которые возникают у учеников по содержанию темы, активный поиск

дополнительной информации по теме, чтобы расширить интеллект-карту. Это является,

внешним показателем высокой мотивации у учащихся.

Образование в начальной школе является базой всего последующего обучения, поэтому

формированию общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит

значительная доля ответственности за успешность обучения в основной школе, уделяется

особое внимание.

Так в чём же заключаются особенности использования приёмов когнитивной

технологии в начальной школе? Какие выводы мы можем сделать?

Прогнозируемый результат: применение метода интеллект-карт в образовательном

процессе изучения предметных дисциплин приведет:

к положительной динамике в когнитивном развитии школьников,

повышение качества образования,

создать новые системы оценки качества образования, через достижения учащихся,

через развитие их интеллектуальных способностей.



В раздел образования