Автор: Прозоровская Марина Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Ния
Населённый пункт: п.Ния
Наименование материала: доклад по обобщению педагогического опыта
Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности.
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с.Ния
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках
музыки и внеурочной деятельности.
(обобщение педагогического опыта)
Доклад учителя музыки:
Прозоровской Марины Владимировны.
2021г
Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит
музыке. Уроки музыки наиболее сильно воздействуют на эмоциональный
мир школьника, его нравственные и духовные качества, облагораживающие
его душу, развивают художественный вкус.
Моя цель,как учителя музыки на уроках – через знакомство с лучшими
образцами классической, народной и духовной музыки развивать у детей
духовно – нравственные качества любовь к Родине, своему народу.
Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она
способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные
силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки,
человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и это
позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Поэтому
нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить
детям умение сопереживать музыке, другим людям через музыку, развить
способность переживать радости и горести, выработать свое отношение к
жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Мир бережно
сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину,
ценность жизни.
Работая по программе «Музыка» авторов Критская, Сергеева считаю, что
именно эта программа подходит для формирования у ребенка понимания
добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты
Отечества.
Духовно – нравственное развитие в начальной школе включает четыре
раздела тем: “Россия – Родина моя”, “День, полный событий”, “О России
петь, что стремиться в храм”, “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”
Музыкальный репертуар каждого урока носит нравственно – духовную
направленность. В первом классе это песни о маме, Родине, родном крае,
дружбе, рождественские и пасхальные песни, песни – колядки. Год от года
произведения становятся более серьёзными, уровень музыки, по богатству её
идейно – художественного содержания, по сложности музыкальной формы
непрерывно возрастает. Среди них песни об армии, солдатах, Великой
Отечественной войне, музыка, которая стала оружием в борьбе за свободу и
независимость.
Духовная
музыка
способствует:
нравственному
пониманию
своего
внутреннего состояния, помогает понять, почему оно такое, найти причину;
общению с самим с собой; ощущению гармонии внутри себя.
Духовные образы в произведениях композиторов классиков, духовные
стихи; содержание церковно-православных праздников; идеи героизма и
подвига в рассказах о Святых и подвижниках.
Задачи уроков - через связь духовного искусства с жизнью осознать
главные этические законы – Любви, Добра, Справедливости, по которым
должен жить человек.
Музыка учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает
чувство красоты, гармонии. Слушая “Утреннюю молитву” и “В церкви”
П.Чайковского из “Детского альбома”, дети воспринимают интонационно –
образный строй русской духовной музыки, размышляют о чувствах, которые
навевает музыка.
Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека
запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда
появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
Взять, к примеру, кантату С. Прокофьева, музыка которой написана в
народном духе. Я рассказываю о том, что эта музыка была написана к
кинофильму «Александр Невский», который стал особенно популярен в годы
Великой Отечественной войны. Композитор хотел, чтобы музыка
подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков.
После знакомства с музыкой Мусоргского «Рассвет на Москве – реке»
делимся впечатлениями, находим ответы на такие вопросы:
- Какие чувства вызвала у тебя эта музыка? В чем её красота?
– Что хотел рассказать нам композитор своей музыкой? (любите свою
Родину, гордитесь ею, хотел показать, как прекрасна жизнь).
- Чему учит нас эта музыка? (бережному отношению к природе, к близким
людям)
– А вы любите свою Родину?
- Что такое Родина в вашем понимании? В беседе мы даем ответ на эти
вопросы.
Эмоционально-нравственной вершиной уроков в 4 классе является
слушание, а также участие в исполнении двух главных фрагментов из оперы
М. Глинки «Иван Сусанин»: арии Ивана Сусанина и хора «Славься!».
Следует вспомнить с ребятами, как развивается действие в опере после арии:
враги убивают героя, но народ побеждает. Заключительный хор «Славься!»
славит победу народа. Музыка обеих сцен пронизана русской песенностью,
она написана в народном духе, воспитывая чувство гордости своими
героями, историей, своей Родиной. Родина начинается на пороге твоего
дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. И она
гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на
помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.
Учащиеся
5-7
классов
выполняют
творческие
работы,
которые
способствуют
активизации
познавательной
деятельности,
развитию
креативности,
исследовательских
умений.
Авторы
предлагают
темы:
«Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве»; «Образы
защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе»,
«Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы», «Вечные темы
жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего».
Духовно нравственное воспитание имеет продолжение и во
внеурочной деятельности. Русский фольклор тесно переплетается с жизнью,
бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном
контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.
Дети осваивают бесценный культурный опыт поколений.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов
воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и
прививает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается
в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Это видно из
поговорок, считалок (считалки – это удачный способ детям договориться
между собой), фольклорных игр – где нужна концентрация детского
внимания и соблюдения правил игры
Воспитательные
задачи
на
занятиях
фольклором
заключаются
в
формировании
нравственных
человеческих
качеств:
человеколюбие,
честность,
уважительное,
бережное
и
добросовестное
отношение
к
традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам; а также
формировании национального самосознания учащихся, уважения к своему
народу.
Другим средством передачи традиции народа служат песни.
Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, они несут
знания о человеке и средствах формирования важнейших понятий о добре и
зле, средствах познания родного языка, родной речи. Репертуар подбирается
с учетом возрастных особенностей детей и циклом народного календаря.
Музыка включается в общую систему духовного формирования личности
человека. Воспитание способности активно сопереживать - важнейшее
условие для формирования духовно развитой личности. Ребята с трепетом и
волнением выступают на школьных праздниках, где поют песни о родине,
героях, семье.
Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а
могучее средство воспитания и самосовершенствования личности.
Духовные, нравственные аспекты закладываются именно в школьном
возрасте. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу
человека…», сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, музыка – одно из
действенных средств духовно-нравственного воспитания школьников.