Напоминание

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности.


Автор: Прозоровская Марина Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Ния
Населённый пункт: п.Ния
Наименование материала: доклад по обобщению педагогического опыта
Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности.
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа с.Ния

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках

музыки и внеурочной деятельности.

(обобщение педагогического опыта)

Доклад учителя музыки:

Прозоровской Марины Владимировны.

2021г

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит

музыке. Уроки музыки наиболее сильно воздействуют на эмоциональный

мир школьника, его нравственные и духовные качества, облагораживающие

его душу, развивают художественный вкус.

Моя цель,как учителя музыки на уроках – через знакомство с лучшими

образцами классической, народной и духовной музыки развивать у детей

духовно – нравственные качества любовь к Родине, своему народу.

Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она

способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные

силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки,

человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и это

позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Поэтому

нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить

детям умение сопереживать музыке, другим людям через музыку, развить

способность переживать радости и горести, выработать свое отношение к

жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Мир бережно

сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину,

ценность жизни.

Работая по программе «Музыка» авторов Критская, Сергеева считаю, что

именно эта программа подходит для формирования у ребенка понимания

добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты

Отечества.

Духовно – нравственное развитие в начальной школе включает четыре

раздела тем: “Россия – Родина моя”, “День, полный событий”, “О России

петь, что стремиться в храм”, “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”

Музыкальный репертуар каждого урока носит нравственно – духовную

направленность. В первом классе это песни о маме, Родине, родном крае,

дружбе, рождественские и пасхальные песни, песни – колядки. Год от года

произведения становятся более серьёзными, уровень музыки, по богатству её

идейно – художественного содержания, по сложности музыкальной формы

непрерывно возрастает. Среди них песни об армии, солдатах, Великой

Отечественной войне, музыка, которая стала оружием в борьбе за свободу и

независимость.

Духовная

музыка

способствует:

нравственному

пониманию

своего

внутреннего состояния, помогает понять, почему оно такое, найти причину;

общению с самим с собой; ощущению гармонии внутри себя.

Духовные образы в произведениях композиторов классиков, духовные

стихи; содержание церковно-православных праздников; идеи героизма и

подвига в рассказах о Святых и подвижниках.

Задачи уроков - через связь духовного искусства с жизнью осознать

главные этические законы – Любви, Добра, Справедливости, по которым

должен жить человек.

Музыка учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает

чувство красоты, гармонии. Слушая “Утреннюю молитву” и “В церкви”

П.Чайковского из “Детского альбома”, дети воспринимают интонационно –

образный строй русской духовной музыки, размышляют о чувствах, которые

навевает музыка.

Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека

запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда

появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Взять, к примеру, кантату С. Прокофьева, музыка которой написана в

народном духе. Я рассказываю о том, что эта музыка была написана к

кинофильму «Александр Невский», который стал особенно популярен в годы

Великой Отечественной войны. Композитор хотел, чтобы музыка

подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков.

После знакомства с музыкой Мусоргского «Рассвет на Москве – реке»

делимся впечатлениями, находим ответы на такие вопросы:

- Какие чувства вызвала у тебя эта музыка? В чем её красота?

– Что хотел рассказать нам композитор своей музыкой? (любите свою

Родину, гордитесь ею, хотел показать, как прекрасна жизнь).

- Чему учит нас эта музыка? (бережному отношению к природе, к близким

людям)

– А вы любите свою Родину?

- Что такое Родина в вашем понимании? В беседе мы даем ответ на эти

вопросы.

Эмоционально-нравственной вершиной уроков в 4 классе является

слушание, а также участие в исполнении двух главных фрагментов из оперы

М. Глинки «Иван Сусанин»: арии Ивана Сусанина и хора «Славься!».

Следует вспомнить с ребятами, как развивается действие в опере после арии:

враги убивают героя, но народ побеждает. Заключительный хор «Славься!»

славит победу народа. Музыка обеих сцен пронизана русской песенностью,

она написана в народном духе, воспитывая чувство гордости своими

героями, историей, своей Родиной. Родина начинается на пороге твоего

дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. И она

гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на

помощь, придает силы.

Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.

Учащиеся

5-7

классов

выполняют

творческие

работы,

которые

способствуют

активизации

познавательной

деятельности,

развитию

креативности,

исследовательских

умений.

Авторы

предлагают

темы:

«Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве»; «Образы

защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе»,

«Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы», «Вечные темы

жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего».

Духовно нравственное воспитание имеет продолжение и во

внеурочной деятельности. Русский фольклор тесно переплетается с жизнью,

бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном

контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.

Дети осваивают бесценный культурный опыт поколений.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов

воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и

прививает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается

в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Это видно из

поговорок, считалок (считалки – это удачный способ детям договориться

между собой), фольклорных игр – где нужна концентрация детского

внимания и соблюдения правил игры

Воспитательные

задачи

на

занятиях

фольклором

заключаются

в

формировании

нравственных

человеческих

качеств:

человеколюбие,

честность,

уважительное,

бережное

и

добросовестное

отношение

к

традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам; а также

формировании национального самосознания учащихся, уважения к своему

народу.

Другим средством передачи традиции народа служат песни.

Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, они несут

знания о человеке и средствах формирования важнейших понятий о добре и

зле, средствах познания родного языка, родной речи. Репертуар подбирается

с учетом возрастных особенностей детей и циклом народного календаря.

Музыка включается в общую систему духовного формирования личности

человека. Воспитание способности активно сопереживать - важнейшее

условие для формирования духовно развитой личности. Ребята с трепетом и

волнением выступают на школьных праздниках, где поют песни о родине,

героях, семье.

Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а

могучее средство воспитания и самосовершенствования личности.

Духовные, нравственные аспекты закладываются именно в школьном

возрасте. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу

человека…», сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, музыка – одно из

действенных средств духовно-нравственного воспитания школьников.



В раздел образования