Автор: Добрынина Наталья Владимировна
Должность: заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Обновление содержания дополнительного образования на основе сетевого взаимодействия.
Тема: Сетевое взаимодействие
Раздел: дополнительное образование
Наталья Владимировна Добрынина
Обновление содержания дополнительного образования
на основе сетевого взаимодействия.
Дополнительное образование детей имеет важные преимущества в
современном мире – уникальную практику наращивания мотивационного
потенциала личности, направленность на создание условий свободного
выбора деятельности каждым ребенком для гармоничного развития его
способностей и талантов. Сетевое взаимодействие как способ совместной
деятельности
с
различными
организациями
позволяет
эффективно
использовать эти преимущества, расширяя образовательное пространство и
создавая новые возможности для самореализации и саморазвития всех
участников образовательного процесса.
В основу модели сетевого взаимодействия Дворца творчества детей и
молодежи г. Комсомольска-на-Амуре в рамках реализации дополнительных
общеразвивающих
программ
были
заложены
основные
положения
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ и Концепции развития дополнительного образования
детей, которые ориентируют образовательные организации на эффективное
использование возможностей сетевого взаимодействия.
Дворец творчества детей и молодежи является составным компонентом
культурно-образовательной инфраструктуры города и тесно связан со всеми
его социальными сферами. Любые партнерские взаимоотношения Дворца не
ограничиваются только двусторонним взаимодействием, а предусматривают
широкий круг партнеров для реализации задуманных проектов. Социально-
образовательная
среда
Дворца
объединяет
учреждения
образования,
культуры и средств массовой информации, физической культуры и спорта,
молодежной политики, общественные организации и служит развитию и
укреплению сетевого взаимодействия как фактора обновления содержания
дополнительного образования.
Для педагогического коллектива Дворца поводом к формированию
сетевого взаимодействия может стать любое образовательное событие:
- реализация образовательной программы,
- совместное проведение методических мероприятий;
- проектирование индивидуального маршрута учащегося;
- проведение массовых мероприятий;
- реализация городских образовательных проектов и т.д.
Сетевое взаимодействие ДТДиМ с образовательными организациями –
учреждениями дополнительного образования, школами, детскими садами -
реализуется
преимущественно
на
уровне
города.
Основные
формы
совместной деятельности в рамках такого взаимодействия – сетевые
образовательные проекты, совместное осуществление процесса воспитания и
обучения.
В
результате,
расширяются
возможности
для
проявления
интеллектуальных и личностных способностей учащихся, принимающих
активное
участие
в
совместных
конкурсах,
фестивалях,
концертах,
социальных акциях, проектах различной направленности.
Важным направлением в деятельности Дворца является сетевое
взаимодействие с общеобразовательными школами в рамках реализации
ФГОС.
По
общеразвивающим
программам
сетевое
взаимодействие
охватывает – 21% от общей численности контингента учащихся. ДТДиМ
заключил
Договора
об
интеграции
основного
и
дополнительного
образования,
установлении
и
развитии
сетевого
сотрудничества
по
воспитанию
и
образованию
учащихся
с
10
общеобразовательными
учреждениями города. Интеграция общего и дополнительного образования
делится на два направления: обучение на базе образовательного учреждения
– сетевого партнера (педагог Дворца реализует программу, актуальную для
данной образовательной организации) и обучение на базе ДТДиМ (педагог
общеобразовательной организации проводит занятия на базе Дворца).
Важной составляющей такой формы работы становится эффективная
организация
второй
половины
дня,
выделенной
для
внеурочной
деятельности, способной оперативно дать конкретный образовательный
результат.
Во Дворце разработан и реализуется план по созданию адаптивной
среды, позволяющий обеспечить успешное обучение и воспитание людей с
ограниченными возможностями здоровья. В рамках взаимодействия с
Хабаровским краевым спортивным клубом инвалидов по реализации
программы «Стрельба из пневматической винтовки, пистолета и Дартсу» на
базе Дворца проходят занятия для инвалидов с нарушением опорно-
двигательного аппарата» в возрасте от 14 до 21 года (12 человек).
Ежегодно в рамках реализации программы «Мемориал» Дворец
устанавливает продуктивное взаимодействие с 17 общеобразовательными
организациями, юнармейские отряды которых несут Почетную вахту на
Посту № 1, с городским Советом ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил
и правоохранительных органов и воинскими частями. Ветераны – почетные
гости и участники тематических мероприятий и уроков мужества в Штабе
Поста № 1. Учащиеся Дворца – желанные гости в краевом Доме ветеранов.
Такое
взаимодействие
оказывает
значительное
влияние
на
формирование
гражданско-патриотических,
нравственных
ценностей
подрастающего поколения и имеет профессиональную направленность.
Более 500 юнармейцев, несших службу на Посту № 1, успешно обучаются на
военных кафедрах в ВУЗах городов Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска,
Санкт-Петербурга, достойно служат в Вооруженных силах РФ и в органах
правопорядка.
Программы
и
проекты
совместной
деятельности
Дворца
с
учреждениями
высшего
и
среднего
профессионального
образования
расширяют
возможности
педагога
для
построения
индивидуального
маршрута учащегося, и прежде всего, за счет совместного использования
организационных,
материально-технических,
воспитательных
и
образовательных ресурсов и профориентационного потенциала вуза или
колледжа. Учащийся и педагог получают возможность спроектировать
перспективы
профессионального
будущего.
Наиболее
востребованные
формы совместных мероприятий в рамках такого взаимодействия –
организация и проведение интеллектуальных и творческих конкурсов,
научно-исследовательских конференций для учащихся, творческие встречи,
мастер-классы, выставки, совместные акции и творческие проекты.
На сегодняшний день ДТДиМ реализует программы взаимодействия с
такими учреждениями профессионального образования, как:
Комсомольский-на-Амуре
гуманитарно-педагогический
государственный университет;
Комсомольский-на-Амуре лесопромышленный техникум;
Краевое
государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение "Комсомольский-на-Амуре строительный
колледж".
Об
эффективности
использования
различных
моделей
сетевого
взаимодействия свидетельствует появление новых проектов, новых форм
совместных мероприятий. С 2015 года осуществляются два новых сетевых
образовательных
проекта
культурно-образовательная
акция
«Комсомольский
арт-экспресс»
и
«Образовательно-воспитательная
платформа «Музейная среда»».
«Арт-экспресс» проводится с целью расширения знаний учащихся о
современном
изобразительном искусстве и творчестве художников г.
Комсомольска-на-Амуре. Одна из основных задач акции укрепление связей
учреждений образования с художниками города и Союзом Художников
России. Акция проводится в два этапа:
I
-
организация
и
проведение
выставок
в
образовательных
учреждениях города;
II - выставка лучших работ учащихся в Музее изобразительных
искусств.
Участниками акции ежегодно становятся 15 учреждений образования
города.
Среди художников, предоставивших свои произведения, на выставках в
музеях образовательных учреждений были:
члены Союза Художников России: Зибаровский А.А, Фефелов П.Л,
Карпов Н.А.;
художники: Бескровная О.П, Киреев М.А, Руттор И.Ю, Фахреев П.Л,
Новикова М.Ф.
В ходе акции художники встречаются с учащимися школ, проводят
мастер-классы,
изготавливают
инсталяции,
занимаются
с
детьми
на
переменах прямо на улице, рисуют все, что видят вокруг. А затем рисунки,
отправляются на выставку в музеи школ.
Надо отметить, что все это делается совершенно бесплатно. Благодаря
такому взаимодействию учащиеся соприкоснулись с удивительным миром
искусства, стали узнавать в лицо наших художников, а художники стали
любимыми гостями школы.
Образовательная платформа «Музейная среда» объединяет совет музея
ДТДиМ «Мир детства»,
воспитанников дошкольных образовательных
учреждений и школьные музеи города. В платформе принимают участие 15
школьных
музеев,
16
дошкольных
образовательных
учреждений.
Мероприятия
платформы
«Музейная
среда»
создают
условия
для
формирования
интереса
к
истории
города
Комсомольска-на-Амуре,
воспитания гражданско-патриотических чувств, уважения к героям, славным
трудовым традициям города юности посредством организации музейно-
педагогической деятельности с использованием интерактивных методик и
современных информационных технологий.
В 2017 году принято решение о создании музеев в дошкольных
учреждениях города. Состоялось совещание с директорами МДОУ, на
котором предложены направления для создания экспозиций будущих музеев
(«Игрушки
наших
бабушек»,
«Традиционных
игрушки
–
глиняные,
лоскутные», «Быт 30-ых годов»). Посещение данных музеев станет для
ребенка радостным событием, а для взрослого незабываемым путешествием
в детство. Экскурсии будут проводить активисты школьных музеев.
В рамках реализации платформы состоялись следующие мероприятия:
1. Проведение тематических экскурсий (в том числе пешеходных)
«Здравствуй, музей», «История микрорайона», «Ветеран живет рядом»,
«Строительство и развитие города Юности», «Писатели и художники
Комсомольска» и др.;
2. Проведение мастер-классов, игр-путешествий, музейных уроков;
3. Встречи с краеведами, писателями, художниками, известными
деятелями города.
Активы школьных музеев провели для воспитанников детских садов, в
среднем в год, 2-3 экскурсии в помещении музея, 1 встречу с известным
человеком города, 1-2 пешеходные экскурсии.
Общее количество мероприятий – 64; охват дошкольников – 1693 чел.;
охват учащихся – 927 чел, общих охват участников – 2620 чел.
Важным направлением сетевого взаимодействия является работа
Дворца как опорной площадки по проведению школ актива «Лидер», для
различных категорий учащихся:
для органов ученического самоуправления;
активистов школьных музеев;
юнармейцев Поста № 1.
За годы выработался алгоритм организации и проведения школы,
накоплен
опыт
сетевого
взаимодействия
организаторов
проекта,
привлеченных организаций, образовательных учреждений города, то есть
всех
участников,
когда
функции
каждого
из
них
рационально
распределяются,
а
организационные,
организаторские,
педагогические,
методические,
информационные,
образовательные,
материальные,
территориальные,
административные
ресурсы
складываются
ради
максимально эффективного достижения общей цели. Это важно, поскольку
участники обладают ресурсами разного качества и уровня, что и определяет
их потребность друг в друге.
Данная работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами
учреждений дополнительного образования города, студентами АмГПГУ,
городскими
музеями,
военными
комиссариатами
и
общественными
организациями.
Программы школ актива предусматривают обсуждение наиболее
актуальных и интересных для молодежи сегодня тем и проблем, знакомство с
современными тенденциями в сфере организации собственной полезной
деятельности, участие в тренинг-практикумах на активное сплочение ребят в
группах, взаимодействие и командообразование.
Практика показывает, что дети, участвуя под руководством кураторов,
в
роли
которых
выступают
студенты
АмГПГУ,
в
разнообразных
мероприятиях школы актива, быстрее достигают планируемых результатов.
Так
в
командных
конкурсах
они
учатся
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать друг с другом, учитывать позиции другого, эффективно
разрешать
конфликты и
проблемы.
Работа
в
проекте актуализирует
полученные в школе навыки познавательной, учебно-исследовательской и
проектной
деятельности,
стимулирует
способность
и
готовность
к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания для изучения различных сторон окружающей
действительности.
С целью приобщения
подрастающего поколения к легендарному
прошлому и настоящему города юности, его традициям и культурным
ценностям
реализуется
историко-краеведческий
проект
«Я
–
комсомольчанин».
Нашему городу нужны не пассивные созерцатели и ценители, а
личности, готовые к саморазвитию и самореализации, способные изменить
нашу
жизнь
к
лучшему,
поэтому
развитие
социальной
активности
школьников в процессе реализации проекта актуализирует внедрение
данного проекта в образовательно-воспитательную практику.
Данный проект ценен активным включением учащихся в процесс
сетевого взаимодействия. Привлечение к проектной деятельности ресурсов
социокультурных
и
образовательных
учреждений
города
расширяет
возможности образовательно-воспитательной деятельности, привлекая к
участию в нем с каждым годом все большее количество сетевых партнеров.
Проект
задуман
и
реализуется
с
1995
года
в
плодотворном
сотрудничестве Дворца творчества с городскими и ведомственными музеями,
библиотеками, туристическими фирмами, предприятиями и организациями.
Общую схему взаимодействия организаций-партнеров по реализации
данного проекта можно представить в следующем виде:
Координация взаимодействия многочисленных участников проекта
обеспечивается
двумя
организациями,
являющимися
постоянными
партнерами по реализации проекта и составляющих его ядро, а именно:
Муниципальное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования Дворец творчества детей и молодежи;
Муниципальное учреждение культуры «Городской краеведческий
музей».
Остальные организации, указанные на схеме, привлекаются к участию
в проекте в двух основных ролях:
в
качестве
участников
историко-краеведческого
проекта.
Это
образовательные организации и команды их представляющие;
в качестве площадок для изучения детьми заявленной темы проекта.
Кроме
того,
мы
привлекаем
к
реализации
проекта
различные
общественные организации, СМИ, промышленные и частные предприятия,
исходя из конкретных задач текущего года. Так, например, с 2015 года к
реализации
проекта
присоединилась
Амурская
епархия
Русской
православной Церкви.
Выбирая партнеров из социокультурного пространства города, мы
ориентируемся на две основные позиции:
1. Организация-партнер должна иметь информацию или экспозицию,
соответствующую теме, заявленной в текущем году, поскольку проект
ежегодно меняет основную тему.
2.
Готовность
сотрудников
организаций-партнеров
к
активному
взаимодействию с участниками проекта. Именно благодаря живому общению
с
обучающимися
происходит
процесс
осмысления
и
актуализации
культурного наследия детьми.
За 26 лет проекта в нем приняли участие около 2000 команд и более 17
тысяч школьников.
Ежегодно до 10 организаций становятся партнерами в реализации
проекта.
Взаимодействие образовательных организаций в данном проекте
способствует:
расширению образовательного пространства;
изменению
качества
образования
за
счет
личностно-
ориентированного подхода;
формированию
проектных,
коммуникативных,
социальных
компетентностей у учащихся.
Участвуя в различных мероприятиях проекта «Я – комсомольчанин»,
учащиеся
получают
возможность
самореализации
в
творческой,
исследовательской, социальной сферах деятельности. Они сравнивают себя и
свою работу с другими участниками проекта и учатся здраво оценивать
уровень
своей
компетенции,
задумываются
над
причинами
своих
проигрышей и побед, овладевая на практике навыками познавательной
рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов,
их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Межведомственное взаимодействие ДТДиМ с учреждениями культуры,
спорта, здравоохранения, общественными организациями, экологическими
службами, негосударственными организациями направлено на расширение
социокультурного образовательного пространства, обращено к личности
ребенка, ориентировано на ее развитие, раскрытие потенциала, своеобразия и
духовных сил.
Среди субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет
жизнь образовательного учреждения, важное место занимают социальные
партнёры. Новые социально-экономические условия требуют и новых форм
управления, координации, сотрудничества. Все попытки решить проблемы
дополнительного образования в современных условиях только за счёт заботы
государства не могут быть успешными. По нашему мнению, одно из
перспективных направлений в сложившейся ситуации - взаимодействие с
социальными партнёрами в рамках проведения совместных мероприятий.
В рамках делового партнерства с учреждениями и организациями
города проведены:
профилактические мероприятия с отделом государственной инспекции
безопасности дорожного движения: городские конкурсы «Дорожная
азбука», «Безопасное детство»;
акции «Теплая ладошка» и «Доктор Клоун» совместно с городским
реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья;
«День добра» совместно с советом организации партнеров компании
«Амвэй»;
«Праздник двора» совместно с организацией «Энергосбыт»;
Познавательные программы «Кис фестиваль» и «Гав-шоу», с партнерами
питомника «АСТБЭСТ ЭЛЛИС» и спецшколы для собак «АБВГДЕЙКА»;
спортивные соревнования «Звездочки Комсомольска» для воспитанников
дошкольных учреждений, совместно с отделом по физической культуре и
спорту администрации города и т.д.
Понимая всю важность и глобальность концепции Территории
опережающего развития для Комсомольска-на-Амуре,
педагогический
коллектив Дворца не остался в стороне от стратегических приоритетов города
в сфере образования, где актуальным направлением становится поддержка и
развитие детского технического творчества, инженерного образования и
научного подхода.
В перспективе в планах Дворца открытие на базе
Научного
общества
учащихся
экспериментальной
площадки
«Непринужденно о фундаментальном» в рамках сетевого взаимодействия с
Комсомольским-на-Амуре государственным техническим университетом.
Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод о том, что сетевое
взаимодействие в дополнительном образовании является:
необходимым условием для дальнейшего развития учреждения;
позволяет повысить образовательный потенциал, ведущий к новому
качеству образовательной практики;
позволяет
преодолеть
закрытость
учреждений,
осуществлять
сотрудничество
на
правах
партнёрства,
выстраивать
прочные
и
эффективные связи не только между учреждениями, но и между
профессиональными командами и педагогами, работающими над
общими проблемами.