Автор: Романова Айталина Валерияновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Покровск, Хангаласский улус, Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: Программа развития классного коллектива
Тема: "Пути к успеху"
Раздел: начальное образование
МУ «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С
УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ НЕКОТОРЫХ ПРЕДМЕТОВ ИМЕНИ
И.М. ЯКОВЛЕВА»,
Программа развития классного коллектива
«Пути к успеху»
Составила: Романова Айталина Валерияновна
Учитель начальных классов
Покровск
2018
Наименование
Программы
Программа деятельности классного руководителя
«Путь к успеху»
Основание
для
разработки
Программы
Школьная программа развития классного коллектива
Основные
разработчики
Программы
Классный руководитель
Исполнители
Программы
Классный руководитель
Учащиеся класса
Родители учащихся
Цель
Программы
- создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации
личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной,
духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном
обществе.
Задачи
Программы
*организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего
внешние и внутренние условия воспитания школьников;
* вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью
обеспечения самореализации личности;
*создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса,
повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской
общественности к участию в соуправлении класса и школы,
*развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности
участия в деятельности различной направленности;
Срок
реализации
Программы
2018-2022 гг.
Ожидаемые
результаты
реализации
Программы
Создание благоприятных условий для самореализации в различных видах
деятельности.
Овладение
основами
культуры
общения,
бережное,
внимательное
отношение друг к другу.
Активное участие в проводимых школьных, улусных, республиканских
мероприятиях.
Развитие умения и навыки учебной деятельности; самостоятельность
мышления
II. Пояснительная записка к программе деятельности классного руководителя
«Путь к успеху»
2.1 Введение
Одной из важнейших задач современного отечественного образования является воспитание
творческой, инициативной личности, наделенной яркой индивидуальностью, способной к свободному
определению себя в профессии, в обществе, в культуре, умеющей применить на практике полученные
знания и умения.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной
многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего
становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи,
сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога, родителей и
воспитанника.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе
требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о
функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы
школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого
воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не
как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и
самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в
процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя,
родителей и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на
коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя, родителей
и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для
формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание
деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с
ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов
классного
сообщества,
представляющий
собой
целостную
и
упорядоченную
совокупность
взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к
социальному типу систем, то есть является "живым” системным образованием. Воспитательная
система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого
количества элементов.
С учётом особенностей класса, возрастными особенностями учащихся и в соответствии со
школьной моделью воспитательной работы, социальным заказом родителей и общества была создана
программа деятельности классного руководителя «Путь к успеху». Программа носит комплексный
характер,
так как она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы,
налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного
использования возможностей воспитания и дополнительного образования. Комплексность программы
диктует многообразие видов деятельности, охватывающей уроки и внеурочные занятия, работу педагога
с классом и с творческими группами ребят.
Целью моей работы в 1,2,3,4 классах с данным классным коллективом было создание условий для
развития творческой личности учащихся в коллективе, формирование навыков саморазвития,
ответственного отношения к учебе, делам класса, воспитание патриотизма и гражданственности,
формирование потребности ЗОЖ.
III. Содержание программы
3.1 Цель программы:
1-2 классы –
3-4 классы: Создание условий для духовного, интеллектуального, творческого потенциала,
нравственного развития учащихся
Исходя из цели, определены следующие задачи:
-
создать в классе дружескую обстановку уважения и взаимопонимания;
-
развивать познавательные интересы учащихся, активацию мотивов учения, оказать помощь в
овладении знаниями;
-
развивать творческие, интеллектуальные способности;
-
создать условия для повышения уровня воспитанности учащихся;
-
развивать стойкость, волю, смелость, активность, лидерство;
развивать патриотические чувства, гражданственность, духовные и нравственные ценности;
сопричастности к героической истории Хангаласской земли Республики Саха (Якутия), Российского
государства, готовности служить Отечеству.
-
Ценности: любовь к Родине, уважение друг другу, стремление познать и сохранить историко-
культурное, духовное наследие, традиции родного края
3.2 Сроки и этапы программы
Программа рассчитана на 4 года и будет реализована в 2018-2022 годах.
Возраст воспитанников 7 -10 лет.
Основные этапы реализации программы:
I этап – подготовительный (сентябрь-декабрь 2018 года);
II этап – основной/практический (январь 2019 – март 2021 года);
III этап – аналитический/обобщающий (апрель-июнь 2022 года).
3.3 Этапы реализации программы
1 этап – подготовительный
(сентябрь-декабрь 2018 года)
2 этап –
практический
(январь 2019 – март 2021
года)
3 этап –
обобщающий
(апрель-июнь 2022 года)
1.
Аналитико – диагностическая
деятельность.
2.
Поиск инновационных форм и
методов
воспитательной работы с
детьми.
3.
Определение
стратегии
и
тактики деятельности, сотрудничество
родителей
и
педагогов
в
формировании личности ребенка.
1.
Использование
в
учебно – воспитательном
процессе класса личностно–
ориентированных приемов
и
методов
для
формирования личностных
ресурсов, обеспечивающих
развитие
у
ребенка
активного
жизненного
стиля поведения.
2.
Формирование
мотивации
саморазвития,
направленности
личности
на
успешность
через
проведение классных часов,
работу с родителями.
3.
Повышение
самооценки, уверенности в
себе, своих способностях у
каждого ребенка,
1.
Обработка
и
интерпретация полученной
в
ходе
реализации
программы информации.
2.
Соотношение
результатов
реализации
программы
с
поставленными
целями
и
задачами.
3.
Сравнительный
анализ
результатов
диагностик.
4.
Обобщение
опыта
работы, представление его
на
МО
классных
руководителей.
3.4 Принципы программы
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и
включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность
отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие
воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка
как
неразрывное
единство
биологического
и
психического,
социального
и
духовного,
рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми
для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная
общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.
Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только
талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к
воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований,
любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для
раскрытия творческих способностей.
Принцип воспитания в деятельности.
Участие детей в групповых работах дает им непосредственные навыки взаимодействия,
отсутствие которых ничем нельзя восполнить.
Принцип
опоры
на
классное
ученическое
самоуправление.
Этот
принцип
предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается
включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе.
Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных
задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении
проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей
социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях
сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление –
форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их
самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых
целей.
Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и
желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых
условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника.
Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с
ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем
вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
Классный руководитель должен отбирать и подбирать те виды деятельности, которые будут
«вытеснять», а в перспективе и «отторгать» не соответствующую воспитательным целям
деятельность. Оптимизация воспитательного процесса предполагает не просто результат, а
максимальный результат при минимальных затратах сил и времени. Поэтому большое значение
уделяю процессу целеполагания и планирования воспитывающей деятельности.
Положения Программы реализуются через:
- работу с учащимися;
- работу с родителями;
- работу с учителями-предметниками;
- индивидуальную работу;
- взаимодействие с окружающим социумом.
3.5 Виды и формы работы по реализации программы
Познавательная деятельность: Серия классных часов «», проекты «Мир моих увлечений»,
«Парад профессий», создание фото-летописи класса, участие в викторинах, школьных олимпиадах,
классные часы по технике безопасности.
Ценностно-ориентировочная деятельность:
конкурсы-посвящения, посещение музеев,
посещение предприятий в городе, часы интересных встреч с ветеранами и известными людьми,
классные часы под различными рубриками.
Трудовая деятельность: работа по озеленению школы и классного кабинета, субботник,
генеральные уборки, дежурство по школе, украшение школы, выставка технического и прикладного
творчества и т.д.
Общественно-полезная деятельность: школа актива, работа по уборке и благоустройству
города, помощь ветеранам и пожилым людям.
Художественно-творческая деятельность:
новогодний калейдоскоп, осенний
бал,
участие в различных выставках, конкурсах, посещение театра, праздники ко Дню защитника
Отечества и к Международному женскому дню.
Физкультурно-спортивная деятельность: День здоровья,
туристические походы,
«Веселые старты».
Программа разработана для обучающихся 1-4 классов, рассчитана на четыре года и состоит
из двух ступеней:
1 ступень - 1-2 классы
2 ступень - 3-4 классы.
1 ступень « Кто я, какой я?» предусматривает изучение личности учащихся, их увлечений,
темперамента, качеств характера и т.д.
2 ступень «Семь Я и индивидуальная работа с каждым ребенком» - работа ведется по
двум направлениям, 1 – индивидуальная работа с каждым учеником, 2 – работа с ученическим
коллективом.
I СТУПЕНЬ « КТО Я, КАКОЙ Я?»
Цель:
выявить особенности личности каждого ученика (способности, тип темперамента, тип
личности в общении, уровень воспитанности, готовность к саморазвитию, место учащегося в
коллективе, особенности межличностных отношений, влияния семьи).
Задачи:
создать благоприятные условия для развития индивидуальных и творческих
способностей учащихся;
подобрать рациональные методы общения и обучения учащихся;
развивать чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство
других, умение жить и общаться с разными людьми;
Формы реализации:
наблюдение в учебное и внеучебное время (отношение друг к другу, изучение
семьи, выявление способностей) .
анкетирование
тесты
сочинения «Мой друг, подруга»
Классные часы и т.д.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Создание благоприятных условий для саморазвития каждого ученика.
Овладение основами культуры общения, бережное, внимательное отношение друг
к другу.
Формирование общественного мнения по важнейшим вопросам человеческих
взаимоотношений.
Овладение
навыками
общения
с
разными
людьми.
Создание
благоприятной психологической обстановки. Знание возможных путей самопознания и
самореализации,
типов
темперамента
и
характера.
Знание
своих
личностных
особенностей, интересов и склонностей.
3.7 Система программных мероприятий I ступени
Мероприятия
Срок
Исполнители
Знакомство с учениками класса (характер,
темперамент, способности, склонность к
предметам)
Сентябрь
кл.рук.
Изучение семьи ученика
Сентябрь
кл.рук.
Уровень учебной мотивации
Октябрь
психолог
Уровень личной тревожности
Октябрь
психолог
Удовлетворенность школьной жизнью
Сентябрь
кл.рук.
Уровень воспитанности
Сентябрь
кл.рук.
Отношение к окружающим людям (тест «Стили
взаимодействия»)
Ноябрь
кл.рук.
Изучение типов темперамента
Ноябрь
кл.рук.
Карта интересов
Декабрь
психолог
2 СТУПЕНЬ «СЕМЬ Я И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С КАЖДЫМ
УЧЕНИКОМ»
Цель:
Организовать работу с каждым учеником, выявить их способности;
Задачи:
создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных
для него видах деятельности;
организовать
работу
с
одаренными
детьми,
с
детьми
с
творческими
способностями, так и со слабоуспевающими;
умение работать в коллективе, отношение друг к другу;
Формы реализации:
участие в олимпиадах, научно-практических конференциях разного уровня;
участие в выставках, творческих конкурсах, соревнованиях;
ведение «Папки достижений»;
посещение летних лагерей, пришкольных площадок;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу данного проекта каждый ученик должен участвовать в любом конкурсе, выставке,
соревновании, олимпиаде, научно-практической конференции. Посетить летний лагерь и
пришкольную площадку.
Создать условия в школьном коллективе для самореализации каждого ученика;
Научить детей управлять своим коллективом, проводить праздники, игры,
конкурсы, вовлечь лидеров класса;