Напоминание

"Формирование читательской грамотности младших школьников ,как базовой основы ключевых УУД"


Автор: Мамонтова Жанна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Иланская средняя общеобразовательная школа №41"
Населённый пункт: г Иланского , Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование читательской грамотности младших школьников ,как базовой основы ключевых УУД"
Раздел: начальное образование





Назад




Из опыта работы Мамонтовой Жанны Васильевны.

«Формирование читательской грамотности младших школьников, как

базовой основы ключевых УУД»

Современные изменения в обществе требуют от человека новых качеств:

способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии

решений, инициативы, умения работать с информацией.

В

динамично

изменяющемся

мире

человеку

постоянно

приходится

иметь

дело

с

огромными потоками информации. Чтобы ориентироваться в этом потоке,

необходимо

уметь

анализировать,

интерпретировать

и

оценивать

информацию. Эта позиция отражена в Федеральном государственном

образовательном стандарте начального общего образования. В соответствии

с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения

учащимися

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования

в

качестве

результата

рассматривается

формирование

у

обучающихся универсальных учебных действий. Среди универсальных

учебных действий особое место занимает работа с информацией. Поэтому

начиная

с

первых

дней

обучения,

я

работаю

над

формированием

читательской грамотности у учащихся.

Высокий уровень читательской

грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на

следующей образовательной ступени. Итоги краевых

контрольных работ показывают, что наши дети при поиске ответа на вопрос,

как правило, обращаются к нужному фрагменту текста, но часто выделяют

искомую информацию неточно, испытывают затруднения при выстраивании

причинно-следственных связей; неточно интерпретируют художественные

тексты, трудно выделяют авторскую позицию, связывают намерения автора с

выбранными им языковыми средствами. Не понимают текст. Считаю

актуальной тему формирования читательской грамотности учащихся.

Что включает в себя понятие «Грамотность чтения»:

Грамотность чтения – это способность письменные тексты рефлексировать

- размышлять над содержанием

- оценивать прочитанное

- излагать свои мысли о прочитанном

использовать содержание текстов для достижения собственных целей

(развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)

Что такое ПОЛНОЕ понимание текста?

Это вычитывание трех видов текстовой информации:

фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)

подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается

«между строк»)

концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

В основе работы по формированию читательской грамотности (с

информацией) лежат приемы технологии развития критического мышления

через чтение и письмо (ТРКМ)

В своей работе часто использую следующие приемы ТРКМ:

Прием «Чтение с пометами». Во время чтения текста необходимо делать

на полях пометки.

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

"+" – это новое для меня

"V" – это я знаю

"-" – я думаю иначе

Приём «Работа с вопросником»

применяют при введении нового

материала

на

этапе

самостоятельной

работы

с

учебником.

Детям

предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы.

Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в

косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.

После

самостоятельного

поиска

обязательно

проводится

фронтальная

проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Особым интересом у учащихся пользуется приём "толстые" и "тонкие"

вопросы. Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована

на любой из стадий урока. По ходу работы с таблицей в одну колонку

записываются

вопросы,

требующие

простого,

односложного

ответа

(фактический

ответ),

в

другую

вопросы,

требующие

подробного,

развёрнутого ответа (обстоятельный ответ). Например, примером "тонкого"

вопроса будет следующий: "Кто автор произведения?", а "толстый" вопрос -

"Какие черты характера героя проявились в его поступках?"

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

«Крестики-нолики» -

работа проводится в парах: один ученик

«крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе

закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу

вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле

соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым

выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали). Наиболее

рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 или 16 клеток.

Прием «Чтение с остановками»

Учащимся предлагается ответить на вопросы, задаваемые учителем

или самими учащимися по ходу чтения. Это могут быть простые,

уточняющие, объясняющие, творческие, практические вопросы, можно также

предположить, как будут дальше развиваться события в произведении.

Данные приёмы повышают у учащихся интерес к читаемому произведению,

вызывают желание читать дальше.

Приемы графической организации учебного материала:

Прием «Составление кластера»

Кластер

-

это

графическая

организация

материала,

когда

в

центре

записывается ключевое понятие, а от него рисуем стрелки, соединяющие это

слово с другими. Например, на уроках литературного чтения можно

составить кластер, изучая жанры устного народного творчества. При этом

материал по теме систематизирован, представлен наглядно и

лучше

запоминается детьми.

Прием «Перепутанные логические цепочки»

"Перепутанные логические цепочки", это когда отрывки из текста, цитаты,

события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить

логическую цепочку.

Прием «Синквэйн»

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов

работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно

не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее

использовать в конце урока или в качестве домашнего задания, для

осмысления изученного на уроке.

Прием «Пятиминутное эссе»

Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь

ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема

можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что

я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится

самостоятельность,

проявление

индивидуальности,

дискуссионность,

оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется

прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более

5 минут.

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

Метод «Шесть шляп критического мышления.

На уроках литературного чтения можно применить метод «Шести шляп

мышления» Эдварда де Боно. В "Шести шляпах мышления" автор

представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим

мыслителем. Например, проанализировать какое-то явление, выразить по

этому

поводу

свои

эмоции,

выявить

проблемные

зоны,

творчески

переосмыслить ситуацию. Он разделяет мышление на шесть отличных друг

от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. "Надевание"

шляпы фокусирует мышление, "смена" шляпы изменяет его направление.

Я предлагаю поработать над текстом. Прочитайте текст и попробуйте

поразмышлять, надевая шляпу разного цвета.

Белая шляпа – шляпа информации, объективные факты и цифры.

Красная шляпа – шляпа эмоций и чувств.

Черная шляпа - шляпа негатива, указывает на сложности, исследует слабые

моменты

Желтая шляпа - шляпа позитива. Надев ее, Вы превращаетесь в оптимиста,

который видит только положительные стороны рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа - шляпа креативности. Зеленая шляпа имеет непосредственное

отношение к новым идеям и взглядам на вещи.

Синяя шляпа - особая шляпа, в ней удобно намечать стратегию решения

проблем, подводить итоги, обобщить достигнутые результаты.

В соответствии с методом Э. де Боно с каждым последующим разом

переодевания шляпы меняется и способ мышления.

Первая пара (белая шляпа) фиксирует наиболее значимые, важные

факты.

Другая (красная шляпа) – эмоционально читает предложенный текст,

запечатлевая свои эмоции в виде рисунков и выражая их словами.

Третья (желтая шляпа) находит позитивные стороны предложенной

информации.

Четвертая

(черная

шляпа)

ищет

внутренние

противоречия,

определяет, что неясно, непонятно, скучно, проблемно.

Пятая (зеленая шляпа) порождает идеи, где и как можно использовать

данную информацию, что изменить, усовершенствовать на этой

основе.

И, наконец, шестая (синяя шляпа) анализирует работу всех остальных

групп, определяет, в чем и насколько все продвинулись, над чем

следует обязательно поработать в дальнейшем.

Уважаемые коллеги, я убеждена, что, используя метод Эдварда де Боно,

Вы найдете способ упорядочить собственное мышление и дать объективную

оценку происходящим событиям.

Уметь читать - означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его

тончайшим оттенкам. Только тот ученик "читает", в сознании которого слово

играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира.

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.



В раздел образования