Напоминание

Возможности медиаобразования на развитие творческих способностей подростков и молодежи.


Автор: Землякова Светлана Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ СОШ №14 (детский сад г.Гудаута)
Населённый пункт: Г.ГУДАУТА
Наименование материала: Возможности медиаобразования на развитие творческих способностей подростков и молодежи.
Тема: Возможности медиаобразования на развитие творческих способностей подростков и молодежи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Землякова С.Г.,

ТИ имени А.П. Чехова (филиал)

ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»

г. Таганрог

Возможности медиаобразования на развитие творческих

способностей подростков и молодежи.

Аннотация:В

статье

рассматриваются

возможности

и

плюсы

медиаобразования на развитие творческих способностей по средствам

занятий киноклуба.

Ключевые

слова:медиаобразование,

творческие

способности,

молодежь, подростки, киноклуб, медиатекст, занятия.

Zemlyakova S.G.,

master student,

Taganrog Institute named

after А.Р. Chekhov (branch)

OF « ROSTOV STATE

UNIVERSITY OF

ECONOMICS (RINH)»,

Taganrog

of teenagers and young people.

Resume: the article discusses the opportunities and advantages of media

education for the development of creative abilities by means of film club classes.

Key words: media education, creativity, youth, teenagers, film club, media

text, classes.

В современном мире происходят колоссальные изменения в сфере

образования,

толчком

для

которых

послужила

пандемия.

Педагогам,

психологам, родителям и непосредственно самим обучающимся пришлось

изучать новые платформы получения дистанционного образования. В связи с

такими реформами остро встал вопрос о медиаграмотности и ее потенциала.

Сложившаяся

система

образования,

направлена

лишь

на

выдачу

максимального

объема

знаний

и

недооценивает

все

возможности

медиаоразования,к примеру развитие духовно-нравственной состовляющей,

творческих способностей, становление и развитие индивидуальности.

В данной статье хочется осветить возможности медиаобразования на

развитие творческих способностей подростков и молодежи. В эпоху научно-

технического прогресса обстоятельства жизни, становясь разнообразнее и

сложнее, требуют от индивида не использование шаблонных действий в

решении важных задач, а гибкости мышления и нестандартного подхода к

устранению проблем разного уровня, активизируя тем самым собственные

творческие способности.

Сегодня медиа – один из факторов социализации молодого поколения.

Благодаря его ресурсам педагог может проводить как учебные, так и

внеучебные

занятия

по

различным

тематическим

блокам,

посещать

виртуальные экскурсии, просматривать театральные представления, при этом

расположенных в разных точках мира. Большим плюсом является то, что

медиа используют почти все каналы восприятия, таким образом, их

использование

в

психолого-педагогической

работе

с

подростками

и

молодежью позволяет максимально раскрывать творческие способности

обучающихся.

В

наши

дниталант

и

творческая

одаренность

молодого

поколениягарантируютуспех экономического развития, легкость выхода из

напряженных ситуаций, позволяют говорить о престиже национальной

культуры. С уверенностью можно говорить о том, что интеллектуал с

высоким

уровнем

развития

творческих

способностей

будет

наиболее

востребован на рынке труда в любой сфере деятельности. Развитие

творческих

способностей

подростков

и

молодежи

имеет

следующую

классификацию:

общие

(индивидуальные

свойства

личности,

обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении

знаниями и осуществлении различных видов деятельности) и специальные

(система свойств личности, помогающая добиться высоких результатов в

какой-либо области деятельности). В целом, поведению человека присущ

творческий процесс, заключающийся в создании новых действий или

образов, в основе которой и лежат творческие способности, это выражается

как в учебной, так и в досуговой деятельности.

Уже имеющийся опыт проведения медиаобразовательных занятий

доказывает утверждение А.В. Федорова, что «знания и умения, касающиеся

«кухни» творческого процесса, помогают точнее выражать свои ощущения,

чувства по поводу увиденного и услышанного, косвенно развивали их

способности

к

восприятию,

в

определенной

степени

готовят

их

к

последующему развитию воображения». [2, с.73]

Отметим,

что

разнообразные

творческие

занятияв

рамках

медиаобразования, могут иметь сочетание коллективных, групповых и

индивидуальных форм, что также дает возможность педагогу выбирать

форму

его

проведения.

Медиаобразовательная

деятельность

будет

способствовать более глубокому пониманию образовательного процесса, а

также даст возможности для развития творческих способностей подростков и

молодежи. В процессе работы над медиатекстами могут выполняться

параллельно поставленные задачи: развитие эмоциональной, творческой

активности, невербального мышления, звукозрительной памяти, результатом

которой служит развитие индивидуальности молодого поколенияи конечно

же развитие творческих способностей. [3, с. 74]

Занятие

творчеством

на

материале

медиатекстов

раскрывает

возможность

участвовать

в

инновационной

творческой

деятельности,

делиться взглядами с единомышленниками; открывает новые горизонты,

увеличивает конкурентоспособность на рынке труда, благодаря участию в

творческих выставках работ, различным конкурсам и т.д.

Приведем

примерные

занятия,

которые

могут

проводиться

с

подростками

и

молодежью,

влияющих

на

развитие

их

творческих

способностей:

игровые

формы

работы

с

фильмом

(киновикторина,

киноконкурс),

монтаж

видеоролика,

фоторедактирование,

звукозапись,

участие в киноклубе. Подробнее рассмотрим работу киноклуба. Педагоги с

целью

эстетического,

нравственногоразвития

молодого

поколения

на

опираясь

на

кинематограф

могут

организовать

в

образовательном

учреждении занятия киноклуба. Цели данных занятии могут варьироваться, в

зависимости от поставленной педагогом программы, к примеру:

− введениев видовое и жанровое разнообразие художественного кино;

− рассмотрение выразительных средств кино и развитие творческих

способностей

обучающихся;

развитие

умений

объективно

оценивать

медиатексты,

выражать

и

отстаивать

свою

точку

зрения

по

данному

вопросу;

− обучение созданию собственных короткометражных фильмов.[1, с. 170]

В рамках занятий киноклуба рекомендуетсяприменять различные

творческие задания, игровые методики, направленные нарасширение уже

имеющихся знания подростков и молодежи о художественном кинематографе

и получение новых. Одним из ключевых занятий киноклуба должна стать

тема «Медиаграмотности в условиях получения онлайн-образования».Его

задачи

можно

обозначить

так:

−знакоствомолодого поколения с ключевыми понятиями медиаобразования;

ознакомлениеобучающихся

с

видовым

и

жанровым

разнообразием

медиатекстов;

− развитие творческих споосбностей обучающихся в рамках образовательной

деятельности.

Занятия может нести разные формы проведения, где педагог берет всю

инициативу на себя и готовится к встрече самостоятельно, или же с первого

занятия киноклуба включает обучающихся в активную подготовительную

деятельность. Плюсом таких занятий является легкость, доступность их

проведения, позволяющие обучающимся раскрываться и развивать свои

творческие способности. После встреч педагог может задать домашнее

задание, к которому обучающиеся отнесутся с интересом, это может быть

домашний просмотр и анализ кинофильма, разработка его новой концовки,

театральная зарисовка понравившихся эпизодов.

Таким образом, медиаобразование в развитии творческих способностей

подростков и молодежи трудно переоценить, так как оно постоянно

присутствует рядом с нами, помогает в образовательной и досуговой

деятельности,

раскрывает

новые

перспективы

и

возможности.

Задача

педагогов грамотно подбирать материал к занятиям и давать обучающимся

возможность

экспериментировать

с

медиатекстами.

Медиа

развивает

воображение, расширяет полет фантазии, следствием чего развиваются их

творческие способности.

Литература:

1. Рыжих Н. П. Использование медиаобразования в воспитании детей / под

ред. А. В. Федорова – Таганрог. Изд-во Таганрог.гос. пед. ин-та. – 2011 . –

232 с.

2. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. – М.: МОО

«Информация для всех», 2015. – 450 c.

3. Федоров, А.В. Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах

Запада. / А.В. Федоров, А.А. Новикова. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. –

270 c.



В раздел образования