Автор: Землякова Светлана Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ СОШ №14 (детский сад г.Гудаута)
Населённый пункт: Г.ГУДАУТА
Наименование материала: Возможности медиаобразования на развитие творческих способностей подростков и молодежи.
Тема: Возможности медиаобразования на развитие творческих способностей подростков и молодежи.
Раздел: дошкольное образование
Землякова С.Г.,
ТИ имени А.П. Чехова (филиал)
ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»
г. Таганрог
Возможности медиаобразования на развитие творческих
способностей подростков и молодежи.
Аннотация:В
статье
рассматриваются
возможности
и
плюсы
медиаобразования на развитие творческих способностей по средствам
занятий киноклуба.
Ключевые
слова:медиаобразование,
творческие
способности,
молодежь, подростки, киноклуб, медиатекст, занятия.
Zemlyakova S.G.,
master student,
Taganrog Institute named
after А.Р. Chekhov (branch)
OF « ROSTOV STATE
UNIVERSITY OF
ECONOMICS (RINH)»,
Taganrog
of teenagers and young people.
Resume: the article discusses the opportunities and advantages of media
education for the development of creative abilities by means of film club classes.
Key words: media education, creativity, youth, teenagers, film club, media
text, classes.
В современном мире происходят колоссальные изменения в сфере
образования,
толчком
для
которых
послужила
пандемия.
Педагогам,
психологам, родителям и непосредственно самим обучающимся пришлось
изучать новые платформы получения дистанционного образования. В связи с
такими реформами остро встал вопрос о медиаграмотности и ее потенциала.
Сложившаяся
система
образования,
направлена
лишь
на
выдачу
максимального
объема
знаний
и
недооценивает
все
возможности
медиаоразования,к примеру развитие духовно-нравственной состовляющей,
творческих способностей, становление и развитие индивидуальности.
В данной статье хочется осветить возможности медиаобразования на
развитие творческих способностей подростков и молодежи. В эпоху научно-
технического прогресса обстоятельства жизни, становясь разнообразнее и
сложнее, требуют от индивида не использование шаблонных действий в
решении важных задач, а гибкости мышления и нестандартного подхода к
устранению проблем разного уровня, активизируя тем самым собственные
творческие способности.
Сегодня медиа – один из факторов социализации молодого поколения.
Благодаря его ресурсам педагог может проводить как учебные, так и
внеучебные
занятия
по
различным
тематическим
блокам,
посещать
виртуальные экскурсии, просматривать театральные представления, при этом
расположенных в разных точках мира. Большим плюсом является то, что
медиа используют почти все каналы восприятия, таким образом, их
использование
в
психолого-педагогической
работе
с
подростками
и
молодежью позволяет максимально раскрывать творческие способности
обучающихся.
В
наши
дниталант
и
творческая
одаренность
молодого
поколениягарантируютуспех экономического развития, легкость выхода из
напряженных ситуаций, позволяют говорить о престиже национальной
культуры. С уверенностью можно говорить о том, что интеллектуал с
высоким
уровнем
развития
творческих
способностей
будет
наиболее
востребован на рынке труда в любой сфере деятельности. Развитие
творческих
способностей
подростков
и
молодежи
имеет
следующую
классификацию:
общие
(индивидуальные
свойства
личности,
обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении
знаниями и осуществлении различных видов деятельности) и специальные
(система свойств личности, помогающая добиться высоких результатов в
какой-либо области деятельности). В целом, поведению человека присущ
творческий процесс, заключающийся в создании новых действий или
образов, в основе которой и лежат творческие способности, это выражается
как в учебной, так и в досуговой деятельности.
Уже имеющийся опыт проведения медиаобразовательных занятий
доказывает утверждение А.В. Федорова, что «знания и умения, касающиеся
«кухни» творческого процесса, помогают точнее выражать свои ощущения,
чувства по поводу увиденного и услышанного, косвенно развивали их
способности
к
восприятию,
в
определенной
степени
готовят
их
к
последующему развитию воображения». [2, с.73]
Отметим,
что
разнообразные
творческие
занятияв
рамках
медиаобразования, могут иметь сочетание коллективных, групповых и
индивидуальных форм, что также дает возможность педагогу выбирать
форму
его
проведения.
Медиаобразовательная
деятельность
будет
способствовать более глубокому пониманию образовательного процесса, а
также даст возможности для развития творческих способностей подростков и
молодежи. В процессе работы над медиатекстами могут выполняться
параллельно поставленные задачи: развитие эмоциональной, творческой
активности, невербального мышления, звукозрительной памяти, результатом
которой служит развитие индивидуальности молодого поколенияи конечно
же развитие творческих способностей. [3, с. 74]
Занятие
творчеством
на
материале
медиатекстов
раскрывает
возможность
участвовать
в
инновационной
творческой
деятельности,
делиться взглядами с единомышленниками; открывает новые горизонты,
увеличивает конкурентоспособность на рынке труда, благодаря участию в
творческих выставках работ, различным конкурсам и т.д.
Приведем
примерные
занятия,
которые
могут
проводиться
с
подростками
и
молодежью,
влияющих
на
развитие
их
творческих
способностей:
игровые
формы
работы
с
фильмом
(киновикторина,
киноконкурс),
монтаж
видеоролика,
фоторедактирование,
звукозапись,
участие в киноклубе. Подробнее рассмотрим работу киноклуба. Педагоги с
целью
эстетического,
нравственногоразвития
молодого
поколения
на
опираясь
на
кинематограф
могут
организовать
в
образовательном
учреждении занятия киноклуба. Цели данных занятии могут варьироваться, в
зависимости от поставленной педагогом программы, к примеру:
− введениев видовое и жанровое разнообразие художественного кино;
− рассмотрение выразительных средств кино и развитие творческих
способностей
обучающихся;
−
развитие
умений
объективно
оценивать
медиатексты,
выражать
и
отстаивать
свою
точку
зрения
по
данному
вопросу;
− обучение созданию собственных короткометражных фильмов.[1, с. 170]
В рамках занятий киноклуба рекомендуетсяприменять различные
творческие задания, игровые методики, направленные нарасширение уже
имеющихся знания подростков и молодежи о художественном кинематографе
и получение новых. Одним из ключевых занятий киноклуба должна стать
тема «Медиаграмотности в условиях получения онлайн-образования».Его
задачи
можно
обозначить
так:
−знакоствомолодого поколения с ключевыми понятиями медиаобразования;
−
ознакомлениеобучающихся
с
видовым
и
жанровым
разнообразием
медиатекстов;
− развитие творческих споосбностей обучающихся в рамках образовательной
деятельности.
Занятия может нести разные формы проведения, где педагог берет всю
инициативу на себя и готовится к встрече самостоятельно, или же с первого
занятия киноклуба включает обучающихся в активную подготовительную
деятельность. Плюсом таких занятий является легкость, доступность их
проведения, позволяющие обучающимся раскрываться и развивать свои
творческие способности. После встреч педагог может задать домашнее
задание, к которому обучающиеся отнесутся с интересом, это может быть
домашний просмотр и анализ кинофильма, разработка его новой концовки,
театральная зарисовка понравившихся эпизодов.
Таким образом, медиаобразование в развитии творческих способностей
подростков и молодежи трудно переоценить, так как оно постоянно
присутствует рядом с нами, помогает в образовательной и досуговой
деятельности,
раскрывает
новые
перспективы
и
возможности.
Задача
педагогов грамотно подбирать материал к занятиям и давать обучающимся
возможность
экспериментировать
с
медиатекстами.
Медиа
развивает
воображение, расширяет полет фантазии, следствием чего развиваются их
творческие способности.
Литература:
1. Рыжих Н. П. Использование медиаобразования в воспитании детей / под
ред. А. В. Федорова – Таганрог. Изд-во Таганрог.гос. пед. ин-та. – 2011 . –
232 с.
2. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. – М.: МОО
«Информация для всех», 2015. – 450 c.
3. Федоров, А.В. Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах
Запада. / А.В. Федоров, А.А. Новикова. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. –
270 c.