Автор: Матвеева Галина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Чуваш-Кубово им.Пономарёва П.И.
Населённый пункт: РБ Иглинский район
Наименование материала: статья
Тема: «Информационная безопасность несовершеннолетних в сети интернет»
Раздел: дополнительное образование
Выступление на общешкольном родительском комитете
на тему
«Информационная безопасность несовершеннолетних
в сети интернет»
Подготовила заместитель директора
по воспитательной работе
Матвеева Галина Геннадьевна
1
В современное время ребенок, включенный в процесс познания, оказывается
незащищенным от потоков информации. Давайте задумаемся, почему мы не оставим
ребенка с незнакомым человеком? Правильно, мы не знаем его целей, а с неизвестной
информацией в интернете, мультипликационным фильмом, книгой, авторов и целей
которой мы не знаем, оставляем. Не комментируем, не обсуждаем, не возвращаемся к
увиденному и прочитанному. Мы учим детей защищаться от плохого человека, вести
себя в критической ситуации, возникающей в период стихийных бедствий. Не учим
главному… ориентироваться в информационном пространстве.
СМИ являются не только носителем информации, а точней доносителем ее до
масс, но и мощнейшим аппаратом манипуляционного действия. Искажаются и
высмеиваются бескорыстность, скромность, честность, целомудренность,
застенчивость.
Недостоверная, неэтичная информация, исходящая от основных источников
информации, а также от средств информационного воздействия, оказывает
определенное влияние на получателя информации – ребенка. Когда мы радуемся, что
ребенок, сидящий за компьютером, рядом с нами, мы не задумываемся над тем, что
ребенок виртуально далеко от нас. Кто в этот момент управляет им? Кто
манипулирует?
Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных
изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др., ведет к
неосознаваемому порой желанию подражать этому, способствует закреплению таких
стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень
пороговых ограничений и правовых запретов.
Серьезной и глобальной проблемой стало злоупотребление плодами ИКТ и их
использование для совершения преступлений против детей, которые особенно
уязвимы в условиях интенсивного развития новых информационных технологий
(Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания),
доступности СМИ, распространения информационно-телекоммуникационных сетей
общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и
компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов.
Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и
растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому,
антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную
деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты,
деструктивные группировки.
2
Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую
монету. В силу возраста. Отсутствия жизненного опыта и знаний в области
информационной безопасности они не всегда умеют распознать манипулятивные
техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют
степень достоверности информации и подлинность ее источников.
В подростковом возрасте самосознание человека находится в активной стадии
формирования. Подростки ищут себя в этом мире и поэтому все время пробуют что-то
новое. Интернет для них представляет собой совершенно уникальное пространство
для личностного и социального самоопределения. Подросток в социальных сетях
стремится найти себя самого. Для подрастающего поколения характерно
использование агрессивных и шокирующих ников: Dark, Stella, Gothic Princess, I
LOVE, ROCK, ИЗГОЙ. В качестве образов дети чаще всего используют фотографии
знаменитостей, героев аниме, фотографии обнаженного тела. Блоги и социальные
сети могут играть неоднозначную роль в жизни подростка. С одной стороны, они
предоставляют уникальные возможности для самоопределения личности, открывая
доступ к огромному количеству людей и социальных групп. В то же время некоторые
особенности общения подростков в блогах (высокий уровень активности, хаотичное
блуждание по интернет-ресурсам, агрессивная самопрезентация) являются
потенциальными источниками угроз для их безопасности, например, таких, как
установление случайных контактов с незнакомцами, вовлечение в антисоциальные
группы, возникновение различных конфликтных ситуаций.
Мы, взрослые, отстаем от информационной грамотности детей, не подозревая,
какой опасности они подвергаются. Многие не знают и не интересуются содержанием
сайтов, которые посещает ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку
слушает.
Глобальная сеть: правила пользования. Линия помощи «Дети онлайн»
представляет рекомендации для родителей:
Знакомства в Интернете При общении в сети существует угроза подвергнуться
рискам, связанным с контактами с другими людьми, не всегда знакомыми в реальной
жизни. Особенно опасен груминг - установление дружеских отношений с ребенком с
целью вступления в сексуальные отношения. Знакомство чаще всего происходит в
чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично
(«в привате»), преступник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную
информацию и договориться о встрече. Предупреждение груминга для родителей:
1. Будьте в курсе, с кем взаимодействует в Интернете Ваш ребенок. Старайтесь
регулярно проверять список его контактов, чтобы убедиться, что он лично знает всех,
с кем общается.
3
2. Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного
характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также
пересылать виртуальным знакомым свои фотографии.
3. Объясните ребенку, что при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах,
на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), нельзя
использовать реальное имя. Помогите ему выбрать ник, не содержащий никакой
личной информации.
4. Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует
обратить на это внимание и провести с ним разъяснительную беседу.
5. Не позволяйте ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения
или в отсутствие взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым
Интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу.
6. Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит Ваш ребенок.
Кибербуллинг – преднамеренное и протяженное во времени агрессивное поведение
по отношению к жертве, осуществляемое одним человеком или группой людей
посредством различных электронных сервисов.
Предупреждение кибербуллинга:
1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с
другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные
слова-читать грубости так же неприятно, как и слышать.
2. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения
сплетен или угроз.
3. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других
пользователей.
4. Объясните детям, что информация, которую они выкладывают в Интернете, может
быть использована против них.
5. Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за
его настроением после пользования сетью.
Кибермошенничество - один из видов киберпреступлений, целью которого является
обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной
информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды,
пароли и др.) с целью причинить материальный или иной ущерб.
Предупреждение кибермошенничества:
4
1. Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и
научите его советоваться с взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными
услугами сети.
2. Установите на свои компьютеры антивирус или персональный брандмауэр.
Подобные приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить кражу
конфиденциальных данных или другие подобные действия.
Интернет-магазины:
Ознакомьтесь с отзывами покупателей.
Избегайте предоплаты.
Проверьте реквизиты и название юридического лица — владельца магазина.
Уточните, как долго существует магазин.
Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис Whois).
Поинтересуйтесь выдачей кассового чека.
Сравните цены в разных Интернет-магазинах.
Позвоните в справочную магазина.
Обратите внимание на правила Интернет-магазина.
Выясните, сколько точно вам придется заплатить.
Противозаконный и неэтичный контент Контентные риски — это материалы (тексты,
картинки, аудио, видеофайлы, ссылки посторонние ресурсы), содержащие насилие,
агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую
расовую ненависть, пропаганду наркотиков и действий, причиняющих вред
физическому и психическому здоровью.
Предупреждение столкновения с неэтичным или противозаконным контентом:
- установите на компьютер специальные программные фильтры (при нажатии на
вылетающий баннер вместо страницы будет всплывать пустое окно) или специальные
программы, называемые системами родительского контроля (они позволяют
родителям решать, какое содержимое могут просматривать их дети);
- приучите ребенка советоваться с взрослыми и немедленно сообщать о появлении
подобного рода нежелательной информации;
- объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете
– правда. Научите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
5
- старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один
сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.
Вредоносные программы – различное программное обеспечение (вирусы, черви,
«троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред
компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации.
Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и
антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и
потери данных.
Рекомендации для родителей (законных представителей) детей различных
возрастных категорий
Возраст от 7 до 8 лет. Советы по безопасности в сети Интернет: Создайте список
домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за
компьютером. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это
хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему
помочь. Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы
разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью
средств Родительского контроля. Компьютер с подключением в Интернет должен
находиться в общей комнате под присмотром родителей. Используйте средства
блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному
Родительскому контролю. Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить
детям иметь собственные адреса. Приучите детей советоваться с вами перед
опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов,
регистрационных форм и профилей. Научите детей не загружать файлы, программы
или музыку без вашего согласия. В «белый» список сайтов, разрешенных для
посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией. Не забывайте беседовать с
детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко
наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых». Приучите вашего ребенка
сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь
спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о
своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных
случаях.
Дополнение к выше изложенному (возрасту от 9 до 12 лет:)
Расскажите детям о порнографии в Интернет. Настаивайте на том, чтобы дети
предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не
6
общаются с незнакомцами. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для
хулиганства, распространения сплетен или угроз.
Возраст от 13 до 17 лет В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно
контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше
своих родителей. В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины,
пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями,
скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все
ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых».
Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо боле чувствительны к
сексуальным домогательствам в Интернет. К советам по безопасности в этом возрасте
добавить: Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
Объясните о недопустимости выкладывания в сеть Интернет фото откровенного
характера. Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный
риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.
7