Автор: Блинова Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 40
Населённый пункт: г. Псков
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятие по лексической теме "Почта"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по лексической теме «Почта»
Задачи:
1.
Образовательная: формирование
представлений
о
труде
работников
почты,
о
важности
их
труда;
уточнение,
расширение и активизация словаря по теме «Почта» (почта,
почтальон, сумка, ящик, газета, журнал, письмо, открытка,
телеграмма, посылка, бандероль, марка, конверт; разносить,
послать,
отправлять;
почтовый,
свежий,
поздравительный,
заказной);
совершенствование
навыков
рассматривания
картины,
формирование
целостного
представления
об
изображённом
на
ней;
совершенствование
грамматического
строя речи; совершенствование навыка составления слов из
данных слогов.
2.
Развивающая: развитие диалогической речи, речевого слуха,
п а м я т и ,
м ы ш л е н и я ,
о б щ и х
р е ч е в ы х
н а в ы к о в ,
артикуляционной,
тонкой
и
общей
моторики,
координации
речи с движением.
3.
Воспитательная: формирование
навыков
сотрудничества,
взаимопонимания,
доброжелательности,
самостоятельности,
инициативности, ответственности.
Оборудование: презентация, мяч, конверты с наклеенными на них
картинками; коробка из под обуви, самоклеющая бумага, ножницы,
карандаш, линейка.
Предварительная
работа:
экскурсия
с
родителями
на
почту;
формирование
представлений
о
труде
работников
почты,
рассматривание конвертов, открыток, бланков телеграмм, марок,
детских
газет,
журналов;
чтения
С.Я.Маршака
«Почта»;
расширение
и
уточнение
словаря
по
теме
«Почта»;
проведение
сюжетно-ролевой игры «Кому письмо?»; разучивание загадок по
теме и стихотворения А.Шибаева «Почтовый ящик».
Ход занятия:
Слайд 1
Организационный
момент
–
создание
эмоционального
положительного
фона
и
объявление
темы
занятия.
Совершенствование грамматического строя.
Здравствуйте, ребята, проходите, пожалуйста, к столу. Посмотрите
внимательно и скажите, что вы видите? (ответы детей) Правильно,
перед
вами
лежат
конверты,
на
которых
нарисованы
портреты
сказочных героев. Скажите, кому пришло письмо, лежащее перед
вами?
Это письмо пришло Колобку.
А это письмо – Красной Шапочке.
Вот это письмо пришло Русалочке.
А это письмо – Золотой рыбке.
Ребята, послушайте загадку и скажите, о людях какой профессии я
вам сегодня хочу рассказать.
Он принес нам телеграмму:
«Приезжаю, ждите мама!».
Деду пенсию принес, хоть совсем не Дед Мороз.
На ногах с рассвета он, Кто же это?
(Почтальон»)
Слайд 2
Рассматривание
картины
«На
почте»
и
беседа
по
ней
–
совершенствование
навыков
рассматривания
картины,
формирование целостного представления об изображенном на
ней. Формирование представлений о труде работников почты, о
важности их труда. Уточнение, расширение и активизация
словаря по теме «Почта».
Давайте представим, что мы с вами пришли на почту. Расскажите о
людях, которые здесь работают. Как они выглядят? Что делают?
Опишите людей, которые пришли на почту. Как работают почтовые
работники? Что еще делают на почте кроме отправки посылок и
писем? Кто еще работает на почте кроме операторов? Что они
делают?
Игра
с
мячом
«Подбери
слова»
-
расширение
и
уточнение
словаря глаголов по теме.
Я предлагаю вам поиграть в мяч. Перечислите все, что можно
делать с предметами, которые я назову.
Письмо
можно…..
писать,
класть
в
конверт,
отправлять,
получать.
Марку можно…..покупать, наклеивать.
Посылку
можно….собирать,
подписывать,
отправлять,
получать.
Газету можно….покупать, читать.
Слайд 3
Игра
«Отправь
посылку»
-
развитие
фонематического
восприятия (дифференциация звуков [ к ], [ г ], [ х ]).
Ребята, сейчас мы с вами будем отправлять посылки. Перед вами их
получатели: Колобок, Хрюша и два весёлых гуся. В посылки можно
класть только те предметы, в названии которых есть первые звуки
названий получателей: [ к ], [ г ] или [ х ]. Выбирайте картинки с
изображениями предметов и рассказывайте, кому и что.
Дети
рассортировывают
все
картинки
и
отправляют
машину
обратно на почту.
Артикуляционная
гимнастика.
Формирование
правильной
артикуляции звука [ р’ ].
1.
«Лошадка»
Я
лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
Описание: Улыбнуться,
показать
зубы,
приоткрыть
рот
и,
присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко
о т к р ы в а т ь
( к а к
л о ш а д к а
ц о к а е т
к о п ы т а м и ) .
«Остановить
лошадку»:
сомкнуть
губы
и
достаточно
сильно
подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук:
«тпру-у-у».
2.
«Комар»
Ты слышал, как звенит комар? Давай изобразим – улыбнись,
широко открой рот, подними язык вверх и упри его в бугорки за
верхними зубами. Произноси ДЖЖЖ энергично и протяжно в
течении 10-15 секунд, очень сильно при этом упираясь кончиком
языка в бугорки.
3.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить
небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
4.
«Грибок»
Вот грибок на тонкой ножке -
Ты клади его в лукошко!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий
язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет
напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная
связка – ножку гриба.
5.
«Дятел»
Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме
«чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним
коренным
зубам,
а
передний
край
языка
поднят
за
верхние
передние зубы. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-
Т. Язык прыгает на «бугорках».
Слайд 4
Игра
«Волшебная
посылка»
-
совершенствование
навыка
составления слов из данных слогов.
Мы
с
вами
отправили
посылки
сказочным
героям,
а
теперь
посылка пришла нам с вами. Посмотрите, в посылке карточки со
слогами. Вы должны составить из этих слогов четыре слова.
Если вы сделаете это правильно, то мы увидим с вами картинки.
Дети составляют и читают слова: кабан, банка, камыш, мышка.
А сейчас ребята, я предлагаю вам сделать для нашей группы свой
почтовый ящик. Целую неделю в нём будут накапливаться письма,
а
в
конце
недели
мы
будем
его
открывать
и
раздавать
письма
адресатам.