Автор: Михайлова Татьяна Валерьевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Борзя (Борзинский)
Наименование материала: Практические советы для воспитателей
Тема: Использование музыкально-дидактических игр на основе сказочного сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми.
Раздел: дошкольное образование
Использование музыкально-дидактических игр на основе сказочного сюжета в
совместной музыкальной деятельности с детьми.
Практические советы для воспитателей.
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость
формирования у ребенка психических процессов с очень раннего возраста. Не является
исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.
Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно,
если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Музыкой можно изменять
развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других, но главное, музыкой можно
вилять на эмоциональное самочувствие людей. Бессмертные произведения Моцарта,
Чайковского, Шуберта, Бетховена способны активизировать энергетические процессы
организма и направлять их на физическое выздоровление. Наиболее благоприятного
периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.
Задатки к музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения
организма – органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они
составляют основу развития музыкальных способностей. Считается доказанным, что если
для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то
это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
По мере накопления запаса музыкальных впечатлений, опыта музыкальной деятельности в
ее самых разных формах у ребенка формируется система сначала элементарных, а затем
все более сложных музыкальных способностей,
которая позволяет ему понимать
содержание музыки, эмоционально на нее откликаться.
Что же такое музыкальность?
Б.М. Теплов в монографии «Психология музыкальных способностей» (1947 г.) определил
музыкальность как качественно своеобразное сочетание специальных музыкальных
способностей, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.
Главным показателем музыкальности Б.М.Теплов считал эмоциональную отзывчивость на
музыку, а к основным способностям относил те, которые связаны с восприятием и
воспроизведением звуковысотного и ритмического движения – звуковысотный слух и чувство
ритма. Неосновные компоненты музыкальности – тембровый, динамический, гармонический
и абсолютный слух. Тембровый и динамический слух являются первыми в элементарной
системе музыкального слуха, затем появляется звуковысотный слух.
Задачей педагога
является гармонизация системы музыкальности каждого ребенка,
«подтягивание» в процессе специально организованных занятий отстающих сторон его
музыкальности.
В музыкальной дидактической игре в доступной и интересной игровой форме происходит
активное развитие основных музыкальных способностей.
Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые
можно рассматривать как игровой метод обучения.
Ценность музыкально-дидактических игр состоит в том, что они не только доступны детскому
пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать в процессе. При этом
развиваются необходимые музыкальные способности: звуковысотное восприятие, чувство
ритма, гармонических слух, чувство лада, темпа. Совершенствуются память и музыкальный
вкус.
Формируются
такие
черты
характера
как
творческая
активность,
внимание,
инициативность, самостоятельность.
Дидактические игры, положенные на сказочный сюжет увлекают детей музыкально-
игровой деятельностью.
Ребенок проявляет интерес к музыкальным играм со сказочным сюжетом, приобретает опыт
переживания музыки и сказки, как бескорыстного удовольствия и эмоционального
наслаждения, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении
впечатлений окружающей жизни.
Используемые формы и методы музыкальной деятельности детей: игры — сказки с
музыкально-дидактическими играми предполагают объединение развития музыкальных
способностей
детей
в
игре
с
единым
сказочным
сюжетом.
Идет
объединение
образовательных
областей
«Музыка»,
«Чтение
художественной
литературы»,
«Художественное творчество».
Подобные игры легко переносятся в самостоятельную деятельность детей.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности в художественно-творческую
зону группы вносятся картонажные настольные театры. Дети включаются в сказку, берут на
себя некоторые роли или роль ведущего в проведении игр. Ребенок проявляет себя в
творчестве. Он импровизирует, размышляет, эмоционально реагирует на происходящее в
действии, сопереживает, играет.
Предлагаемые игры-сказки.
«Три поросенка» английская народная сказка.
Декорации и атрибуты: картонные деревца, качели, домик с лестницей и трубой; поросята –
игрушки разной величины – большой, средний и маленький; деревянные молоточки;
карточки с изображением музыкальных инструментов; детские музыкальный инструменты.
Ход игры:
Рассказчик (воспитатель или музыкальный руководитель): Жили-были на свете три
поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми
веселыми хвостиками. Звали их Нуф-Нуф, Ниф-Ниф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались
в зеленой траве, нежились в лужах, плясали и пели.
«Поросята учатся плясать» (Развитие ритмического слуха. Задача игроков — повторить за
взрослым несложный ритм с речевой поддержкой, например: хлоп, хлоп, хлоп, топ, топ.
Второй вариант – повторить ритм, отстукивая игрушкой – поросенком по столу; третий
вариант – при правильном повторении ритма игрушка — поросенок выглядывает из-за
деревца; четвертый вариант — один поросенок учит другого танцевать – один ребенок
задает несложный ритм – другой повторяет).
«Поросята поют» (развитие звуковысотного слуха. Задача игроков -услышать звуки разной
высоты и определить у поросят голоса низкий — у большого, средний – у среднего, высокий
– у маленького) .
Рассказчик: Построили они себе на ветке дерева качели и качались все лето, пока не
наступила осень.
«Качели» (развитие звуковысотного слуха. Поросята качаются на качеле вверх, вниз. Задача
игроков – угадать, куда взлетают качели).
Рассказчик: Когда поросята смастерили себе домики из веток и соломы, они подразнили
Наф-Нафа, который строил домик из камней и пошли гулять. И по дороге играли на разных
музыкальных инструментах.
«Угадай, на чем играют поросята» (развитие тембрового слуха. Задача игроков – услышать и
угадать музыкальный инструмент не называя его, а показывая соответствующую карточку).
Рассказчик: И вдруг они увидели самого настоящего живого волка. Он стоял за большим
деревом и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у
Ниф-Нифа и Нуф- Нуфа по спинам пробежал холодок и мелкие их хвостики задрожали.
Бедные поросята не могли пошевелиться от страха. Но вдруг опомнились, бросили
музыкальные инструменты и пустились наутек. Когда волк развалил домики из соломы и из
веток, он быстро бросился бежать за поросятами, нагоняя их огромными скачками. Братья
подбежали к домику Наф-Нафа и увидели лесенку у крыльца. Они были так напуганы, что
бегали по лесенке вверх и вниз и не могли остановиться.
«Лесенка» (развитие звуковысотного слуха. Задача игроков – определить на слух,
поднимаются поросята в домик по лесенке или спускаются. Мелодия на металлофоне
исполняется поступенно вверх или вниз).
Рассказчик: Волк рыскал по лесу. Он был уверен, что в этот раз поросятам от него не уйти.
«Волк ищет поросят» (развитие диатонического слуха. Задача игроков – по силе звучания
определенного инструмента — громко, тихо, громче, тише –угадать, близко ли волк
подбежал к домику Наф-Нафа).
Рассказчик: Волк пытался дуть, чтобы снести дом, но только посинел от натуги. Он увидел
трубу и попытался влезть через нее в дом, и тут же, черный, как трубочист волк бултыхнулся
прямо в котел с кипящей водой.
Когда волк с диким ревом вылетел в трубу, обратно на крышу, он скатился с нее и бросился
в лес. А три брата, три маленьких поросенка развеселились, стали петь и плясать.
«Угадай, что поросята делают в домике» (развитие восприятия и музыкальной памяти.
Задача игроков – прослушать музыку, назвать жанр, выполнить движения под эту музыку)
Рассказчик: С этих пор братья дружно живут под одной крышей.
«Красная Шапочка и Серый волк» Ш.Перро
Атрибуты
и
декорации:
игрушки
–
Красная
Шапочка,
волк,
картонные
деревья,
изображающие лес, домик; самодельные цветы на подставках –«ножках»; детские шумовые
и музыкальные инструменты (по паре).
Ход:
Рассказчик (воспитатель или музыкальный руководитель): Жила – была в деревне девочка,
звали ее Красная Шапочка. Однажды мама напекла пирожков и отправила Красную Шапочку
навестить больную бабушку.
Идет она лесом, а навстречу ей Серый волк.
— Куда ты, девочка, идешь?
— Я иду к бабушке, несу ей пирожки, да горшочек масла. Да еще у меня есть музыкальные
инструменты – бабушка у меня веселая, музыку любит.
— А далеко – ли живет твоя бабушка?
— Вон там, за лесом, в крайней избушке.
— У, так и мне надо навестить бабушку. Ты иди по этой тропинке, а я – по той.
«Кто как идет?» (развитие ритмического слуха. Задача игроков – услышать удары в бубен
медленные и быстрые, определить – бежит волк или идет Красная Шапочка).
Рассказчик: Шла Красная Шапочка лесом, по тропинке, рвала цветочки, плела венки,
напевала песни.
«Угадай песню» (развитие восприятия и музыкальной памяти. Игроки слушают мелодию
песни на металлофоне или в записи, называют, за правильный ответ получают цветок)
Рассказчик: Шла она, шла, да и заблудилась. Стала аукаться.
«Эхо» (развитие звуковысотного слуха. Задача игроков,
используя в игре песню
Е.Тиличеевой «Эхо», «аукаться» друг с другом на определенном интервале).
Рассказчик: Вот и Красная Шапочка. А не потеряла ли она свою корзинку?
Давайте проверим, все ли музыкальные инструменты на месте.
«Определи инструмент» (развитие тембрового и динамического слуха. Задача игроков –
услышать звучание предлагаемого инструмента, найти у себя такой же и сыграть на нем)
Рассказчик: Волк тоже пел свою песню – длинную и короткую, тихую и громкую.
«Отгадай» (Задача игроков — угадывать звуки по длительности и динамике)
Рассказчик: Волк пустился бежать по самой короткой дороге. А бабушка была в это время
дома. Что же она делала?
«Песня, танец, марш» (развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков
прослушать музыку и определить, что делает бабушка).
Рассказчик: Волк кинулся на бабушку и разом проглотил ее. И Красную Шапочку он тоже
одним махом проглотил. Неподалеку по лесу проходили охотники, услышали шум, вбежали в
избушку и убили волка. Они вспороли волку брюхо и оттуда вышли бабушка и Красная
Шапочка живые и невредимые.
«Кот, Петух и Лиса» русская народная сказка.
Декорации и атрибуты: игрушки – Кот, Петух, Лиса; детские музыкальные и шумовые
инструменты (по два одинаковых).
Ход:
Рассказчик: В лесу, в маленькой избушке жили-были Кот да Петух.
Кот пел свою песенку – «мяу», «мур», а когда сердился на Петушка, то фыркал – «ф», а
Петушок будил Кота по утрам и всегда пел одну песню – звонкую, громкую – «кукареку»
(дети имитируют звукоподражания).
Рассказчик: Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.
Проведала про то Лиса, и захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под
окошко и запела:
«Петушок, Петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку» (ребенок
отстукивает ритм песенки на треугольнике и исполняет её). Петушок выглянул, а она его
цап-царап – схватила и понесла.
Как бежала лиса – быстро или медленно? (рассказчик играет на бубне ударами и звенит,
дети угадывают). А бежала она по ровненькой дорожке или по камушкам? (ребенок ударяет
по деревянной коробочке, дети угадывают и отвечают) В горку или с горочки? (ребенок
проигрывает на металлофоне постепенное движение мелодии вверх и вниз, дети угадывают
и отвечают).
Петушок испугался и закричал:
-Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы, Котик-братик, выручи меня!
Кот недалеко был, услыхал, помчался за Лисой и отнял Петушка.
На другой день случилась та же история. Петушок выглянул в окошко, а Лиса его цап-царап,
схватила и понесла. Как Петушок ни плакал, ни кричал — не услышал его Кот.
Приходит Кот, а Петушка то и нет. Надо друга выручать. Пошел Кот на базар, купил себе
сапоги, синий кафтан, шляпу с пером, да музыкальные инструменты. Идет по лесу, на
разных инструментах играет (ребенок за ширмой играет ритм на определенном детском
шумовом инструменте, остальные угадывают и повторяют на таком же)
Звери удивляются – откуда у нас такой музыкант появился?
А Кот высмотрел лисий дом, встал на крылечко, заиграл на дудочке песню
(рассказчик играет РНП «Во поле береза стояла», «Калинка», «Во саду ли, в огороде» —
дети угадывают).
Лиса и говорит Петушку:
— Ступай, Петя, посмотри, кто меня зовет, да скорей возвращайся.
Петя-петушок выскочил на крыльцо, а Кот схватил его да понесся домой что было мочи. С
тех пор опять Кот да Петух живут вместе.
Игры – сказки, разучиваемые с детьми, требуют от воспитателя такой организации,
при которой ребенка должен увлекать не только сам процесс, но и качество
деятельности.
В результате ребенок координирует слух и голос, имеет элементарные музыковедческие
представления о свойствах музыкального звука. Переносит накопленный опыт музыкальной
деятельности в самостоятельную музыкально-художественную деятельность, общается и
взаимодействует со сверстниками. Имеет представление, что музыка связана с другими
видами искусства, понятна любому человеку, передает разные настроения и чувства через
интонацию.
Музыкальный руководитель
Михайлова Т.В.