Напоминание

Использование музыкально-дидактических игр на основе сказочного сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми.


Автор: Михайлова Татьяна Валерьевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Борзя (Борзинский)
Наименование материала: Практические советы для воспитателей
Тема: Использование музыкально-дидактических игр на основе сказочного сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование музыкально-дидактических игр на основе сказочного сюжета в

совместной музыкальной деятельности с детьми.

Практические советы для воспитателей.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость

формирования у ребенка психических процессов с очень раннего возраста. Не является

исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно,

если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Музыкой можно изменять

развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других, но главное, музыкой можно

вилять на эмоциональное самочувствие людей. Бессмертные произведения Моцарта,

Чайковского, Шуберта, Бетховена способны активизировать энергетические процессы

организма и направлять их на физическое выздоровление. Наиболее благоприятного

периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Задатки к музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения

организма – органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они

составляют основу развития музыкальных способностей. Считается доказанным, что если

для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то

это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

По мере накопления запаса музыкальных впечатлений, опыта музыкальной деятельности в

ее самых разных формах у ребенка формируется система сначала элементарных, а затем

все более сложных музыкальных способностей,

которая позволяет ему понимать

содержание музыки, эмоционально на нее откликаться.

Что же такое музыкальность?

Б.М. Теплов в монографии «Психология музыкальных способностей» (1947 г.) определил

музыкальность как качественно своеобразное сочетание специальных музыкальных

способностей, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.

Главным показателем музыкальности Б.М.Теплов считал эмоциональную отзывчивость на

музыку, а к основным способностям относил те, которые связаны с восприятием и

воспроизведением звуковысотного и ритмического движения – звуковысотный слух и чувство

ритма. Неосновные компоненты музыкальности – тембровый, динамический, гармонический

и абсолютный слух. Тембровый и динамический слух являются первыми в элементарной

системе музыкального слуха, затем появляется звуковысотный слух.

Задачей педагога

является гармонизация системы музыкальности каждого ребенка,

«подтягивание» в процессе специально организованных занятий отстающих сторон его

музыкальности.

В музыкальной дидактической игре в доступной и интересной игровой форме происходит

активное развитие основных музыкальных способностей.

Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые

можно рассматривать как игровой метод обучения.

Ценность музыкально-дидактических игр состоит в том, что они не только доступны детскому

пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать в процессе. При этом

развиваются необходимые музыкальные способности: звуковысотное восприятие, чувство

ритма, гармонических слух, чувство лада, темпа. Совершенствуются память и музыкальный

вкус.

Формируются

такие

черты

характера

как

творческая

активность,

внимание,

инициативность, самостоятельность.

Дидактические игры, положенные на сказочный сюжет увлекают детей музыкально-

игровой деятельностью.

Ребенок проявляет интерес к музыкальным играм со сказочным сюжетом, приобретает опыт

переживания музыки и сказки, как бескорыстного удовольствия и эмоционального

наслаждения, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении

впечатлений окружающей жизни.

Используемые формы и методы музыкальной деятельности детей: игры — сказки с

музыкально-дидактическими играми предполагают объединение развития музыкальных

способностей

детей

в

игре

с

единым

сказочным

сюжетом.

Идет

объединение

образовательных

областей

«Музыка»,

«Чтение

художественной

литературы»,

«Художественное творчество».

Подобные игры легко переносятся в самостоятельную деятельность детей.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности в художественно-творческую

зону группы вносятся картонажные настольные театры. Дети включаются в сказку, берут на

себя некоторые роли или роль ведущего в проведении игр. Ребенок проявляет себя в

творчестве. Он импровизирует, размышляет, эмоционально реагирует на происходящее в

действии, сопереживает, играет.

Предлагаемые игры-сказки.

«Три поросенка» английская народная сказка.

Декорации и атрибуты: картонные деревца, качели, домик с лестницей и трубой; поросята –

игрушки разной величины – большой, средний и маленький; деревянные молоточки;

карточки с изображением музыкальных инструментов; детские музыкальный инструменты.

Ход игры:

Рассказчик (воспитатель или музыкальный руководитель): Жили-были на свете три

поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми

веселыми хвостиками. Звали их Нуф-Нуф, Ниф-Ниф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались

в зеленой траве, нежились в лужах, плясали и пели.

«Поросята учатся плясать» (Развитие ритмического слуха. Задача игроков — повторить за

взрослым несложный ритм с речевой поддержкой, например: хлоп, хлоп, хлоп, топ, топ.

Второй вариант – повторить ритм, отстукивая игрушкой – поросенком по столу; третий

вариант – при правильном повторении ритма игрушка — поросенок выглядывает из-за

деревца; четвертый вариант — один поросенок учит другого танцевать – один ребенок

задает несложный ритм – другой повторяет).

«Поросята поют» (развитие звуковысотного слуха. Задача игроков -услышать звуки разной

высоты и определить у поросят голоса низкий — у большого, средний – у среднего, высокий

– у маленького) .

Рассказчик: Построили они себе на ветке дерева качели и качались все лето, пока не

наступила осень.

«Качели» (развитие звуковысотного слуха. Поросята качаются на качеле вверх, вниз. Задача

игроков – угадать, куда взлетают качели).

Рассказчик: Когда поросята смастерили себе домики из веток и соломы, они подразнили

Наф-Нафа, который строил домик из камней и пошли гулять. И по дороге играли на разных

музыкальных инструментах.

«Угадай, на чем играют поросята» (развитие тембрового слуха. Задача игроков – услышать и

угадать музыкальный инструмент не называя его, а показывая соответствующую карточку).

Рассказчик: И вдруг они увидели самого настоящего живого волка. Он стоял за большим

деревом и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у

Ниф-Нифа и Нуф- Нуфа по спинам пробежал холодок и мелкие их хвостики задрожали.

Бедные поросята не могли пошевелиться от страха. Но вдруг опомнились, бросили

музыкальные инструменты и пустились наутек. Когда волк развалил домики из соломы и из

веток, он быстро бросился бежать за поросятами, нагоняя их огромными скачками. Братья

подбежали к домику Наф-Нафа и увидели лесенку у крыльца. Они были так напуганы, что

бегали по лесенке вверх и вниз и не могли остановиться.

«Лесенка» (развитие звуковысотного слуха. Задача игроков – определить на слух,

поднимаются поросята в домик по лесенке или спускаются. Мелодия на металлофоне

исполняется поступенно вверх или вниз).

Рассказчик: Волк рыскал по лесу. Он был уверен, что в этот раз поросятам от него не уйти.

«Волк ищет поросят» (развитие диатонического слуха. Задача игроков – по силе звучания

определенного инструмента — громко, тихо, громче, тише –угадать, близко ли волк

подбежал к домику Наф-Нафа).

Рассказчик: Волк пытался дуть, чтобы снести дом, но только посинел от натуги. Он увидел

трубу и попытался влезть через нее в дом, и тут же, черный, как трубочист волк бултыхнулся

прямо в котел с кипящей водой.

Когда волк с диким ревом вылетел в трубу, обратно на крышу, он скатился с нее и бросился

в лес. А три брата, три маленьких поросенка развеселились, стали петь и плясать.

«Угадай, что поросята делают в домике» (развитие восприятия и музыкальной памяти.

Задача игроков – прослушать музыку, назвать жанр, выполнить движения под эту музыку)

Рассказчик: С этих пор братья дружно живут под одной крышей.

«Красная Шапочка и Серый волк» Ш.Перро

Атрибуты

и

декорации:

игрушки

Красная

Шапочка,

волк,

картонные

деревья,

изображающие лес, домик; самодельные цветы на подставках –«ножках»; детские шумовые

и музыкальные инструменты (по паре).

Ход:

Рассказчик (воспитатель или музыкальный руководитель): Жила – была в деревне девочка,

звали ее Красная Шапочка. Однажды мама напекла пирожков и отправила Красную Шапочку

навестить больную бабушку.

Идет она лесом, а навстречу ей Серый волк.

— Куда ты, девочка, идешь?

— Я иду к бабушке, несу ей пирожки, да горшочек масла. Да еще у меня есть музыкальные

инструменты – бабушка у меня веселая, музыку любит.

— А далеко – ли живет твоя бабушка?

— Вон там, за лесом, в крайней избушке.

— У, так и мне надо навестить бабушку. Ты иди по этой тропинке, а я – по той.

«Кто как идет?» (развитие ритмического слуха. Задача игроков – услышать удары в бубен

медленные и быстрые, определить – бежит волк или идет Красная Шапочка).

Рассказчик: Шла Красная Шапочка лесом, по тропинке, рвала цветочки, плела венки,

напевала песни.

«Угадай песню» (развитие восприятия и музыкальной памяти. Игроки слушают мелодию

песни на металлофоне или в записи, называют, за правильный ответ получают цветок)

Рассказчик: Шла она, шла, да и заблудилась. Стала аукаться.

«Эхо» (развитие звуковысотного слуха. Задача игроков,

используя в игре песню

Е.Тиличеевой «Эхо», «аукаться» друг с другом на определенном интервале).

Рассказчик: Вот и Красная Шапочка. А не потеряла ли она свою корзинку?

Давайте проверим, все ли музыкальные инструменты на месте.

«Определи инструмент» (развитие тембрового и динамического слуха. Задача игроков –

услышать звучание предлагаемого инструмента, найти у себя такой же и сыграть на нем)

Рассказчик: Волк тоже пел свою песню – длинную и короткую, тихую и громкую.

«Отгадай» (Задача игроков — угадывать звуки по длительности и динамике)

Рассказчик: Волк пустился бежать по самой короткой дороге. А бабушка была в это время

дома. Что же она делала?

«Песня, танец, марш» (развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков

прослушать музыку и определить, что делает бабушка).

Рассказчик: Волк кинулся на бабушку и разом проглотил ее. И Красную Шапочку он тоже

одним махом проглотил. Неподалеку по лесу проходили охотники, услышали шум, вбежали в

избушку и убили волка. Они вспороли волку брюхо и оттуда вышли бабушка и Красная

Шапочка живые и невредимые.

«Кот, Петух и Лиса» русская народная сказка.

Декорации и атрибуты: игрушки – Кот, Петух, Лиса; детские музыкальные и шумовые

инструменты (по два одинаковых).

Ход:

Рассказчик: В лесу, в маленькой избушке жили-были Кот да Петух.

Кот пел свою песенку – «мяу», «мур», а когда сердился на Петушка, то фыркал – «ф», а

Петушок будил Кота по утрам и всегда пел одну песню – звонкую, громкую – «кукареку»

(дети имитируют звукоподражания).

Рассказчик: Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.

Проведала про то Лиса, и захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под

окошко и запела:

«Петушок, Петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку» (ребенок

отстукивает ритм песенки на треугольнике и исполняет её). Петушок выглянул, а она его

цап-царап – схватила и понесла.

Как бежала лиса – быстро или медленно? (рассказчик играет на бубне ударами и звенит,

дети угадывают). А бежала она по ровненькой дорожке или по камушкам? (ребенок ударяет

по деревянной коробочке, дети угадывают и отвечают) В горку или с горочки? (ребенок

проигрывает на металлофоне постепенное движение мелодии вверх и вниз, дети угадывают

и отвечают).

Петушок испугался и закричал:

-Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы, Котик-братик, выручи меня!

Кот недалеко был, услыхал, помчался за Лисой и отнял Петушка.

На другой день случилась та же история. Петушок выглянул в окошко, а Лиса его цап-царап,

схватила и понесла. Как Петушок ни плакал, ни кричал — не услышал его Кот.

Приходит Кот, а Петушка то и нет. Надо друга выручать. Пошел Кот на базар, купил себе

сапоги, синий кафтан, шляпу с пером, да музыкальные инструменты. Идет по лесу, на

разных инструментах играет (ребенок за ширмой играет ритм на определенном детском

шумовом инструменте, остальные угадывают и повторяют на таком же)

Звери удивляются – откуда у нас такой музыкант появился?

А Кот высмотрел лисий дом, встал на крылечко, заиграл на дудочке песню

(рассказчик играет РНП «Во поле береза стояла», «Калинка», «Во саду ли, в огороде» —

дети угадывают).

Лиса и говорит Петушку:

— Ступай, Петя, посмотри, кто меня зовет, да скорей возвращайся.

Петя-петушок выскочил на крыльцо, а Кот схватил его да понесся домой что было мочи. С

тех пор опять Кот да Петух живут вместе.

Игры – сказки, разучиваемые с детьми, требуют от воспитателя такой организации,

при которой ребенка должен увлекать не только сам процесс, но и качество

деятельности.

В результате ребенок координирует слух и голос, имеет элементарные музыковедческие

представления о свойствах музыкального звука. Переносит накопленный опыт музыкальной

деятельности в самостоятельную музыкально-художественную деятельность, общается и

взаимодействует со сверстниками. Имеет представление, что музыка связана с другими

видами искусства, понятна любому человеку, передает разные настроения и чувства через

интонацию.

Музыкальный руководитель

Михайлова Т.В.



В раздел образования