Автор: Акатнова Ирина Андраниковна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Красновская СОШ
Населённый пункт: г. Каменск-Шахтинский
Наименование материала: научная статья
Тема: ЗАГОЛОВКИ ТЕКСТОВ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ
Раздел: среднее профессиональное
Акатнова И.А.
магистрант
ЗАГОЛОВКИ ТЕКСТОВ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ
Значимость приобретения школьниками знаний, умений и навыков,
связанных с заголовками текстов, определяется их важной коммуникативной
функцией. А.М. Пешковский отметил: «Приступая к чтению книги, читатель
интересуется содержанием ее и в заглавии видит намек на это содержание
или даже сжатое выражение его. Значит, название книги есть всегда нечто
большее, чем название» [1; с.164]. Цель данной статьи выяснить, какие виды
заданий, направленных на ознакомление учащихся с возможными типами
заголовков, предусматривают школьные учебники по русскому языку. В
качестве материала для анализа были взяты учебники для V-VII классов Т.
А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой [2-4].
Проведённый анализ показал, что упражнения с заданием озаглавить
текст даются достаточно часто. Так:
1) в учебнике для 5 класса [2], содержащем 732 упражнения (за
исключением контрольных вопросов и заданий), 43 (5,9%) имеют указанное
задание;
2) в учебнике для 6 класса [3] всего 620 упражнений (также за
исключением контрольных вопросов и заданий), из которых 49 (т.е. уже
7,9%) с рассматриваемым заданием;
3) в учебнике для 7 класса [4], включающем 514 упражнений (без
контрольных вопросов и заданий), 35 (6,8%) имеют задание, требующее
озаглавить текст.
Сказанное показывает, что приобретению навыков, связанных с
наименованием текста, в школьных учебниках по русскому языку уделяется
достаточное внимание.
Однако
важно,
чтобы
учащиеся
имели
ещё
представление
о
существовании разных типов заглавий текстов, поскольку это позволило бы
им иметь определённую базу, на основе которой они могли бы создавать
свои наименования. Анализ указанных учебников показал, что в них
приведены тесты с такими заголовками:
1)
в учебнике 5 класса: «Буря» (№33), «Тишина» (№60),
«Хитрый заяц» (№64), Рассвет (№67), Вечерние сумерки (№68),
Ночная лилия (№83), Лесная птичка (№106), Поход поздней осенью
(№123), Необычная дружба (№168), Осень (№187), Зимнее утро
(№366), Скворёнушка (№367), Осенний лес (№427), Московский
Кремль (№498), Краски снега (№531), Необыкновенный человек
(№561), Цвет снега (№580), Глаголы «звать» и «называть» (№630).
2)
в учебнике 6 класса: Осеннее утро (№28), Неповторимая
поздняя осень (№33), Вечер в лесу (№37), Золотая осень (№47),
Осенний лес (№61), Печальная осенняя пора (№67), Золотая рыбка
(№79), Истоки толкового словаря (№119), Красная строка (№148),
Забытое родство (№163), Свет осенних листьев (№166), Зимнее утро
(№326), Зимние сумерки (№328), Сумерки (№340), Весенние ручьи
(№435), Ночная дорога (№498), Детство в деревне (№583).
3)
в учебнике 7 класса: Листопад (№9), Заполярный мед
(№23), Гроза (№32), Осень за Доном (№50), Медвежонок (№51),
Происхождение слов (№52), Гроза в деревне (№157), Необыкновенная
ёлка (№296), Морской пейзаж (№347), Союзы (№354), Весна (№412),
Снегирь
(№446),
Осень
в
Сибири
(№452),
Оттепель
(№470),
Полководец Александр Невский (№493), Хлеб (№508), Великий
композитор Пётр Ильич Чайковский (№509).
В указанных учебниках для 5, 6, 7 классов учащиеся в принципе могут
ознакомиться с 51 заголовком, реализующим 11 типов частеречных моделей.
Однако
количественное
соотношение
употреблений
этих
моделей
показывает, что внимание учащихся может быть обращено на две (максимум
на три модели) как наиболее частотные. К ним относятся следующие
частеречные модели: прилагательное + существительное – 21 употребление
(«Хитрый заяц», «Вечерние сумерки», «Ночная лилия», «Лесная птичка» и
др.); одиночное существительное – 18 употреблений («Буря», «Тишина»,
«Рассвет»,
«Осень»,
«Скворёнушка»);
существительное
+
предлог
+
существительное – 5 («Вечер в лесу», «Детство в деревне», «Осень за
Доном», «Гроза в деревне», Осень в Сибири»).
Остальные
три
модели
использованы
только
по
2
раза:
существительное + существительное («Цвет снега», «Происхождение слов»);
прилагательное
+
прилагательное
+
существительное
(«Неповторимая
поздняя
осень»,
«Печальная
осенняя
пора»);
существительное
+
прилагательное + существительное («Истоки толкового словаря», «Свет
осенних листьев»).
Замыкают приведённый ряд частотных моделей, которые употреблены
всего лишь по 1 разу: существительное + прилагательное + наречие («Поход
поздней осенью»); существительное «инфинитив» + «инфинитив» («Глаголы
"звать" и "называть"»); причастие + существительное («Забытое родство»);
(«Полководец Александр Невский»); прилагательное + существительное +
существительное + существительное («Великий композитор Петр Ильич
Чайковский»).
На основании представленного количественного соотношения можно
предположить, что определенным эталоном частеречной модели заголовка
для учащихся невольно становятся первые две-три модели, которые должны
наиболее прочно сохраниться в памяти и при необходимости формирования
заголовка возникать первыми. Проверить это можно экспериментально,
предложив школьникам задание озаглавить какой-либо текст. Безусловно,
это наиболее типичные частеречные модели. Однако для заголовков
художественного текста требуются необычные модели, обращающие на себя
внимание, а потому стимулирующие обращение читателя ко всему тексту.
Сформировать представление о таких моделях заголовков может анализ
наименований
текстов
писателей-классиков,
чему
предлагается
также
уделять внимание в школьных учебниках.
Работая над усвоением учащимися разных типов заголовков по форме,
важно, чтобы учитель подчеркнул особое значение его содержательной
стороны. Это показали данные проведённого эксперимента с учениками 5-7
классов МБОУ СОШ Глубокинской казачьей школы №1. Учащимся были
предложены перечисленные далее заголовки текстов с просьбой отметить
знаком «+» те из них, которые обратили на себя внимание: «Красавицы» (Из
записок врача), «Психопаты», «Утопленник», «Драматург», «Жених», «Теща-
адвокат», «Письмо», «Плач», «Сказка», «Дурак», «Нытье», «Финтифлюшки»,
«Ариадна», «Иван Матвеич», «Гусев», «Детвора», «Мелюзга», «Кошмар»,
«Сон», «Чтение» (Рассказ старого воробья), «В аптеке», «На вечеринке», «На
святках»,
«Бенефис
соловья»,
«Брожение
умов»,
«Перекати-поле»,
«Альбом», «Зеркало», «Шампанское», «Жених и папенька», «Кролик и удав»,
«Речь и ремешок», «Дура, или капитан в отставке», «Тысяча одна страсть,
или Страшная ночь», «Козел или негодяй?», «Дама с собачкой», «Ночь перед
судом», «Стража под стражей», «Анна на шее», «Двое в одном», «Ночь на
кладбище», «Гордый человек», «Идеальный экзамен» (Краткий ответ на все
длинные вопросы), «Святая простота», «Актерская гибель», «Женский тост»,
«Последняя могиканша», «Бабье царство», «Гусиный разговор», «Рыбье
дело», «Лишние люди», «Ядовитый случай», «Интеллигентное бревно»,
«Отставной раб», «Холодная кровь», «Кухарка женится», «С женой
поссорился», «Надул», «Пересолил», «Ушла», «Забыл!!», «Он понял!», «То
была она!», «Упразднили!», «В Москве на Трубной площади», «В Париж!»,
«На гулянье в Сокольниках», «Моя беседа с Эдисоном», «Мой Домострой»,
«Рыцари без страха и упрека», «Гречневая каша сама себя хвалит», «За двумя
зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Язык до Киева доведет»,
«Безнадежный» (Эскиз), «На реке» (Весенние картинки), «Гадальщики и
гадальщицы» (Подновогодние картинки), «Свидание хотя и состоялось,
но...», «И прекрасное должно иметь пределы», «Что чаще всего встречается в
романах, повестях и т.п.?», «О том, как я в законный брак вступил».
Оказалось, что наибольшее внимание в школьном возрасте привлекают
те заголовки, которые содержат информацию о чём-то приятном, желаемом
(«Сон» – 12 человек, т.е. 30%; «Сказка» – 8 человек, т.е. 20%; «Идеальный
экзамен» – 8 человек, т.е. 20%), либо страшном и загадочном («Ночь на
кладбище» – 9 человек, т.е. 22,5%;«Тысяча одна страсть, или Страшная ночь»
– 9 человек, т.е. 22,5%; «Кошмар» – 8 человек, т.е. 20%; «Ночь перед судом»
– 8 человек, т.е. 20%). Интерес вызывают и такие заголовки, которые
называют обыденные предметы («Альбом» – 9 человек, т.е. 22,5%; «Зеркало»
– 8 человек, т.е. 20%). Не остались без внимания учащихся заголовки с
необычным именем («Ариадна» – 8 человек, т.е. 20%) и отображающие
комизм ситуации («Тёща-адвокат» – 8 человек, т.е. 20%).
Итак, в процессе работы над заголовками надо обращать внимание на
разные типы названий как по форме, так и по содержанию.
Литература
1.
Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении: 7-е
издание.
–
М.:
Государственное
учебно-педагогическое
издательство министерства просвещения РСФСР, 1956. – 510 с.
2.
Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В
2х частях. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. –
М.: Просвещение, 2019. – 348 с.
3.
Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В
2х частях. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. –
М.: Просвещение, 2019. – 327 с.
4.
Русский язык. 7 класс: под ред. М. Т. Баранова, Т. А.
Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. – М.: Просвещение,
2019. – 324 с.