Автор: Морозова Анна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Яндыковская СОШ" сп №1
Населённый пункт: Астраханская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современные требования к педагогу в соответствии ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
«Требования к современному педагогу, согласно ФГОС ДО»
Российское общество выдвигает совершенно определённый
социальный заказ на подготовку специалистов. Этот заказ сформулирован в
докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном
этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются
мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному
взаимодействию».
Введение ФГОС - это новый этап модернизации российского образования.
Его концепция диктует новые требования к личности педагога, как ключевой
фигуре преобразовательной деятельности в сфере образования. В
обновленную систему образования должен прийти новый педагог, с новым
типом мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.
Актуальные вопросы введения ФГОС:
- Новые целевые ориентиры. Воспитатель должен строить деятельность с
детьми так, чтобы он учил решать проблемы.
-Технологичность деятельности. Ключевыми технологиям , призванными
обеспечить достижение новых образовательных результатов, являются
технология организации проектной деятельности обучающихся, технология
проблемного (проблемно диалогического) обучения, информационно
коммуникационные технологии, технология оценивания образовательных
достижений. Сегодня педагог перестаёт быть носителем «объективного
знания».
Его главной задачей становится мотивировать воспитанников на проявление
инициативы и самостоятельности в открытии новых знаний, поиске способов
их применения при решении различных проблемных задач. Тем самым, с
одной стороны, у учеников появляется интерес к новому материалу,
бескорыстная познавательная мотивация, с другой – достигается истинное
понимание материала. Тот факт, что самостоятельно добытые знания
отличаются особой прочностью, доказательств не требует.
-Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении. Это
заставляет пересмотреть способы взаимодействия с воспитанниками в
познавательном процессе. Целью обучения становится не передача
определенной суммы знаний, а создание условий для максимального
развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей,
интересов.
- Организация контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная
деятельность результатов предполагает наличие следующих
компетентностей:
- умение выбирать и применять современные образовательные технологии и
технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология
"Портфолио", технология оценивания продуктов деятельности);
-Организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется
пространство взаимодействия участников образовательного процесса,
появляется возможность для организации проектной и поисковой работы.
Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником
другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать
проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности.
Российский психолог А.Н. Леонтьев говорил: "Горе нашего образования
заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души
при обогащении информацией".
В условиях модернизации системы образования главным ее двигателем по-
прежнему остается педагог и, следовательно, повышение уровня его
профессионализма является непременным условием этого процесса.
Педагогическая профессия, хотя и является массовой, все-таки это особая
Структуру профессионально важных педагогических качеств можно
представить в следующем виде:
1. Профессиональная компетентность позволяет педагогу постоянно
самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не
транслятором знаний, а человеком, который способен
проектировать образовательную среду ребенка, группы, детского сада. Не
говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем
информационно-коммуникативных технологий обучения.
2. Способности.
Педагогическая неспособность проявляется в том, что педагог
нечувствителен к потребностям и возможностям воспитанника, к его самым
сильным сторонам личности, способностям. Такой педагог в процессе работы
с воспитанниками не накапливает плодотворной информации,
обеспечивающей «созидающее» развитие.
Если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько
способностей (творческие, артистические и т.д.) при ведущей роли
педагогических, то можно говорить о талантливости педагога. Сочетание
способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в
педагогической работе.
3. Личностные качества
Современного педагога должны отличать нравственные и гражданские
качества как человека своего времени. Педагоги должны понимать, что их
ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Учитель
сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать
этот образ молодому поколению.
4.Профессиональное самосознание -это свойства характера и
интеллектуальные способности, необходимые для осуществления
профессиональной деятельности. Особенно важное место сегодня занимает
психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога
овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их
в своей профессиональной деятельности.
Таким образом, в настоящее время – время стремительной информатизации
образования - профессиональное самосознание педагога становится
непременным условием развития его как профессионала.
Сейчас нашему вниманию педагоги дошкольных учреждений представят
обобщение своего педагогического опыта по разным образовательным
областям.
Участие в августовской конференции это:
- распространение своего опыта, педагогических наработок,
профессиональных изюминок среди коллег и потенциальных последователей;
- настрой на новый учебный год;
- тренировка ума и концентрация сил перед рабочими буднями.
Можно обогатиться опытом лучших и пополнить своё портфолио
достижений новой победой.