Авторы: Калачева Дарья Витальевна, Циплакова Евгения Михайловна
Должность: Кандидат экономических наук, Доцент кафедры «Строительство, архитектура и дизайн»
Учебное заведение: Южно-Уральский технологический университет
Населённый пункт: Город Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальное состояние нормативно-правового регулирования кадастрового учета недвижимости и направления его совершенствования
Раздел: высшее образование
Актуальное состояние нормативно-правового регулирования
кадастрового учета недвижимости и направления его
совершенствования
Автор: студентка группы 33у-201
Д. В. Калачёва
Направление: 21.03.02 «Землеустройство и кадастры»
Образовательное учреждение высшего образования
«Южно – Уральский технологический университет»
Научный руководитель:
Кандидат экономических наук,
Доцент кафедры «Строительство, архитектура и дизайн»
Образовательное учреждение высшего образования
«Южно – Уральский технологический университет»
Циплакова Е.М.
Ключевые слова: Правовое регулирование, кадастровая деятельность,
нормативные акты, НПА, землеустройство и кадастры, кадастровый учет.
Аннотация:
В
статье
рассмотрены
значительные
изменения
в
кадастровой
деятельности,
проблемы
в
правовом
регулировании
кадастрового учета, а также рассмотрены и проанализированы пути его
совершенствования.
Annotation: The article discusses significant changes in cadastral activities,
problems in the legal regulation of cadastral registration, and also considers and
analyzes ways to improve it.
Что касается ведения государственного кадастра недвижимости и
осуществления кадастровой регистрации недвижимости в рамках кадастра,
то
нормативное
регулирование
осуществляется
непосредственно
Федеральным законом № 211, его нормы существуют достаточно давно, но
они
регулярно
исправляются.
Поправки
также
вносятся
с
учетом
практического применения тех изданий, которые были приняты, и первые
поправки начали вводиться уже в 2010 году, несмотря на то, что закон
вступил в силу только в 2008 году и в настоящее время действует. В 2014
году было принято не менее шести федеральных законов, внесших
изменения в 221-й Федеральный закон. Он также подвергся изменениям в
2021 году[2]. Этими федеральными законами, в большинстве своем, их
разработка была предусмотрена так называемой «дорожной картой»,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации №
2236-р от 1 декабря 2012 года, и фактически это программа действий,
программа по улучшению государственных услуг в области кадастровой
регистрации и регистрации прав. То есть в соответствии с этим планом
действий совершенствуется законодательство как в области регистрации, так
и в кадастровой регистрации в направлении синхронизации норм и,
соответственно, улучшения климата и повышения качества услуг. Можно
отметить федеральные законы, такие как 171-й Федеральный закон, это
глобальные поправки к Земельному кодексу, но они также касаются закона о
кадастре недвижимости, в частности, предусмотрены такие изменения,
которые необходимо отобразить на общедоступной кадастровой карте,
информация о схемах распределения земли, которые приняты местными
властями
или
государственными
органами,
включение
в
кадастр
недвижимости в качестве части кадастра недвижимости информации о
проектах землеустройства, то есть о будущей земле, как они должны
выглядеть[3].Соответственно, все это потребует реализации посредством
подзаконных актов, чтобы обеспечить применение норм, закрепленных в
федеральных законах. Одним из крупнейших федеральных законов с точки
зрения внесения изменений в кадастровый закон можно назвать 447-й
Федеральный закон, его условно называют интегрированным кадастровым
трудом, поскольку это основная задача, стоящая при внесении поправок в
закон о кадастре недвижимость. Попутно был внесен ряд дополнений, в
частности поправок, которые касались сокращения сроков осуществления
кадастровой
регистрации
и
регистрации
прав.
Теперь
общий
срок
кадастровой регистрации был сокращен до 10 рабочих дней, то есть это еще
одно улучшение - сокращение общего времени на регистрацию прав. С точки
зрения, как замечание, можно отметить, что многие люди действительно
путают и не проводят различий между процедурами, которые установлены
Градостроительным кодексом и которые установлены законом о кадастре
недвижимости. Но в то же время ни один федеральный закон не может
установить условия для осуществления коммерческой деятельности, потому
что
строительство
и
реконструкция
-
это,
по
сути,
коммерческая
деятельность, которая осуществляется на договорной основе. Выполнение
кадастровых работ также является договорной работой, и поэтому крайне
сложно регулировать время выполнения этих работ федеральными законами
[1]. Кроме того, 447-й Федеральный закон дополнил положения статьи 45
Закона
о
кадастре
недвижимости,
которые
касаются
предоставления
информации о ранее зарегистрированных объектах недвижимости. Статья 45
не исключается, поскольку она позволяет таким владельцам прав на
недвижимое имущество, в случае выявления отсутствия информации о своей
недвижимости в кадастровых записях, обеспечивать внесение информации
об их объектах в кадастр недвижимости. Эта процедура была расширена и
обеспечена, обязывала кадастровый орган регистрации принимать все меры,
чтобы можно было вводить информацию в кадастр недвижимости, даже если
это произошло в течение периода времени для рассмотрения заявления
гражданина или юридического лица или органа, межведомственные запросы,
после
внесения
информации
в
кадастр
недвижимости,
выписывают
соответствующие
выписки
или
направляют
тем,
кто
запрашивал
информацию о таком имуществе, иными словами, по чьей инициативе была
предоставлена информация кадастра.
В
закон
о
кадастре
недвижимости
введена
новая
глава,
регламентирующая
порядок
организации
проведения
этих
работ,
и
предполагается, что эти работы будут выполняться, но для этой цели не
только существует подзаконный акт, но также требуется бюджетирование
для выполнения этих работ. Потому что согласно внесенным изменениям
заказчиком комплексных кадастровых работ являются местные органы
власти муниципалитетов, таких как муниципальный район или городской
округ. Либо они выполняют эти работы за счет собственного бюджета, если
этого достаточно для этих целей, либо они субсидируют бюджет субъекта. И
если это не сработает, то Российская Федерация также присоединяется в виде
субсидий, но уже и к бюджету субъекта Российской Федерации, и
соответственно к муниципалитетам. Первоначально, когда обсуждалась
концепция этих поправок, предполагалось, что необходимо провести
всеобъемлющую кадастровую работу в отношении тех территорий, которые
являются привлекательными для инвестиций, то есть, прежде всего, там, где
необходимо
обеспечить
земли,
соответственно,
чтобы
понять,
какая
территория занята существующей землей, которая свободна для будущих
строительных целей. Впоследствии, как часть работы над законопроектом,
сельскохозяйственные угодья уже были добавлены туда. Соответственно,
география
сложных
кадастровых
работ
значительно
расширилась.
Естественно, предполагается, что подзаконные акты должны быть изданы в
соответствии
с
этими
поправками,
регламентирующими
выполнение
результатов комплексных кадастровых работ, в частности, карты-плана
территории, которая частично регулирует работу согласительной комиссии,
которая является предусмотрено в рамках комплексных кадастровых работ и
создается
местными
органами
власти.
И,
конечно
же,
нам
нужны
подзаконные акты, которые регулируют вопросы внесения информации в
кадастр недвижимости на основе результатов таких кадастровых работ[5].
Следует отметить, что в любом федеральном законе, если разработка
подзаконных актов предусмотрена настоящим федеральным законом, список
подзаконных актов разрабатывается в виде набора документов, которые
подготавливаются
вместе
с
проектом
федерального
закона,
и,
соответственно, такой перечень подзаконных актов был разработан при
подготовке
законопроекта
о
комплексных
кадастровых
работах.
Предусмотрено постановление правительства о субсидиях и около 9
ведомственных заказов, то есть заказов. Министерство экономического
развития России. Соответственно, согласно этому списку, был подготовлен
план
действий,
план разработки этих подзаконных
актов.
К
этому
добавляются подзаконные акты, которые необходимо изменить, то есть они
уже существуют, но необходимо добавить те положения, которые относятся
к новым поправкам. Как указание правительства Российской Федерации,
такой план был направлен в установленные сроки. Соответственно, прежде
всего, все силы направлены на эти приказы, изданы подзаконные акты,
которые будут регулировать и дополнять нормы закона о кадастре
недвижимости в отношении сложных кадастровых работ. 2015 год можно
назвать «Наращиванием для организации комплексных кадастровых работ».
20 субъектов Российской Федерации уже предусмотрели, заложили в свои
бюджеты средства на кадастровую работу по уточнению границ земельных
участков. Поэтому в этой части будет полезна комплексная кадастровая
работа,
если
местные
органы
власти
организуют
их
проведение.
Дополнительная информация появится с точки зрения характеристик
земельных участков, это повлияет на оценочные показатели, кадастровую
стоимость, а затем через кадастровую стоимость это повлияет на налоги и
размер
этих
налогов.
Кроме
того,
в
рамках
комплексной
работы
планировалось не только уточнить границы, но и сформировать земельные
участки, в том числе занятые зданиями, сооружениями, незавершенным
строительством и занятые общими площадями. В общественных местах они
социально необходимы для обеспечения того, чтобы запрет на приватизацию
государственных земель осуществлялся, поскольку, хотя они не находятся в
кадастре, их не понимают, и, соответственно, при определении границ любой
может невольно вторгаться на эту территорию[6].
Что касается кадастровой оценки между раундами кадастровой оценки
тех объектов, которые фигурируют в кадастре либо при регистрации, либо
при вводе информации о ранее зарегистрированной недвижимости, была
комиссия
Росреестра.
Они
разработали
ряд
правил,
регулирующих
методологию
кадастровой
оценки
объектов,
таких
как
строения
и
незавершенное
строительство.
Стоит
ознакомиться
с
изменениями
в
законодательстве,
регулирующем
кадастровую
деятельность,
которые
вступили в силу в 2020 году: 1. Федеральный закон 267-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон внес поправки в продление «дачной амнистии».2. Федеральный закон
№ 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон улучшил правовое регулирование градостроительного зонирования и
территориального планирования. 3. Федеральный закон № 286-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации
недвижимости».
Закон
ограничивает
возможность
государственной
регистрации отчуждения недвижимого имущества граждан на основании
заявлений, поданных в виде электронных документов. 4. Постановление
Правительства Российской Федерации от 17.08.2010 г. № 1064 «Об
определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на
строительство». В соответствии с постановление получение разрешения на
строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий
связи и объектов связи, которые не представляют особой опасности,
технически сложными объектами связи. 5. Постановление Правительства
Российской Федерации от 15 июля 2019 г. № 902 «О внесении изменений в
Положение о представлении в федеральный орган исполнительной власти
(его
территориальные
органы),
уполномоченный
Правительством
Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового
учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного
реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином
государственном
реестре
недвижимости,
федеральными
органами
исполнительной
власти,
органами
государственной
власти
субъектов
Российской
Федерации
и
органами
местного
самоуправления
дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых
картах, и признании утратившими силу отдельных положений некоторых
актов Правительства Российской Федерации». 6. Федеральный закон 150-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности»
и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».
Закон упростил ведение комплексных кадастровых работ. 7. Федеральный
закон № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса
Российской Федерации». Закон запрещает использование жилого помещения,
расположенного в многоквартирном доме, для предоставления гостиничных
услуг. 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября
2019 г. № 1547 «О внесении изменений в Постановление Правительства
Российской Федерации от 10 января 2009г. № 17 и признании утратившим
силу пункта 4 изменений, которые вносятся в правила установления на
местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос
водных объектов» Постановление изменило правила установления границ
водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водоемов. В
частности, были введены требования для составления графического описания
местоположения таких границ и для определения координат характерных
пограничных точек в системе координат, созданной для ведения Единого
государственного реестра объектов недвижимости, а также для обозначения
границ на земле, через специальные информационные знаки. 9. Федеральный
закон
299-ФЗ
«О
внесении
изменений
в
Федеральный
закон
«О
государственной
регистрации
недвижимости».
Физическое
лицо
-
добросовестный приобретатель, от которого на основании судебного акта
было истребовано жилое помещение, сможет получить единовременную
компенсацию за счет казны Российской Федерации. 10. Постановление
Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. № 1755 «Об
утверждении правил изменения границ земель, на которых располагаются
леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1статьи 114 Лесного кодекса
Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах,
расположенных в лесопарковых зонах». Установлен порядок изменения
границ земель, на которых расположены леса, в лесопарковой и зеленой
зонах, в том числе порядок подготовки, согласования и утверждения
проектной документации, на основании которого осуществляются такие
изменения границ и определены отдельные функциональные зоны лесов. 11.
Приказ Минэкономразвития России от 25.09.2019 № 592 «О внесении
изменений в приказы Минэкономразвития России от 20 ноября 2015 г. № 861
и от 18 декабря 2015 г. № 953». Приказ направлен на приведение
нормативной
базы
Минэкономразвития
России
в
соответствие
с
законодательством Российской Федерации, в частности в соответствии с
изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 июня 2019 года №
150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой
деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации
недвижимости». 12. Приказ Минэкономразвития России от 25.12.2019 № 839
«О внесении изменений в приложения № 1,2 к приказу Минэкономразвития
России от 10 мая 2016 г. № 291 «Об установлении размеров платы за
предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре
недвижимости». В приказе изменен размер платы за предоставление
информации,
содержащейся
в
едином
государственном
реестре
недвижимости. 13. Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1294
«Об утверждении Правил направления документов в уполномоченные на
выдачу разрешений на строительство и (или) разрешений на ввод объекта в
эксплуатацию
федеральные
органы
исполнительной
власти,
органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления,
Государственную
корпорацию
по
атомной
энергии
«Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности
«Роскосмос» в электронной форме». Указывается, что для получения
разрешения
на
строительство
или
разрешения
на
ввод
объекта
в
эксплуатацию необходимые документы, указанные в Градостроительном
кодексе
Российской
Федерации,
направляются
застройщиком
в
лицензирующие органы в электронном виде. 14. Приказ Росреестра от
23.12.2019 № П/0532 «О внесении изменений в приказ Росреестра от
07.06.2019 № 0225 «Об утверждении перечней нормативных правовых актов,
содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при
проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного
надзора (контроля)».
Список литературы
1.
Федеральный закон от 22.12.2014 N 447-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О
внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре
недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
2.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О
кадастровой деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
3. Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О
внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации"
4. Постановление Правительства РФ от 29.09.2017 N 1184 (ред. от
01.07.2021) "О порядке разработки и реализации планов мероприятий
("дорожных карт") по совершенствованию законодательства и устранению
административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной
технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о разработке
и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию
законодательства и устранению административных
барьеров в целях
обеспечения реализации Национальной технологической инициативы").
5.
Липски С.А., Гордиенко И.И., Симонова К.В. Правовое обеспечение
землеустройства и кадастров : учебник. М.: Кнорус, 2016.
6.
Липски С.А. Земельная политика : учебник. 2-е изд., испр. и доп. М. :
Юрайт, 2016.