Напоминание

"Использование макетов в работе с детьми дошкольного возраста"


Автор: Нечаева Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ гимназия №93
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование макетов в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАОУ «Гимназия №93 г. Челябинска»

Воспитатель

Нечаева Оксана Викторовна

Использование макетов в работе с детьми дошкольного возраста

Как известно, игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода,

главное содержание детской жизни. Играя, ребенок общается с другими

детьми и взрослыми, через игру ребенок познает окружающий мир. Изучая

литературу по использованию нетрадиционных подходов в воспитании , моё

внимание и интерес привлекли макеты. Макет многофункционален и его

применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность

решать многие задачи .

Макетирование - это метод конструирования объектов, при помощи

которого

создают

пространственные

трехмерные

модели

(макет).

Макет

служит как объектом и средством деятельности ребенка, так и представляет

возможность формировать познавательный интерес, эстетически чувства и

творческие способности .

С точки зрения Н.Коротковой, макет является не только центральным

элементом,

организующим

предметную

среду

для

игры

с

мелкими

игрушками,

но

и

связующим

звеном

разных

форм

взросло

детской

и

свободной

детской

активности

(чтения

художественных

текстов,

продуктивной

деятельности,

сюжетной

игры).(1)

Таким

образом,

макет

должен занять достойное место в ряду технологий реализации содержания

тематического комплекса и в его предметно - игровой среде.

Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей, макетов и

схем ребенок материализует математические, логические, коммуникативные,

пространственные, временные отношения.(2) Одной из целей макетирования

является обеспечение успешного освоения детьми знаний об особенностях

объектов

и

окружающей

действительности,

их

структуре,

связях

и

отношениях, существующих между ними.

При реализации работы по использованию макетов я определила

следующие задачи:

Организация предметно – развивающей среды.

Развитие устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего

мира.

Активизация творческих возможностей, творческого самовыражения.

Развитие

детской

впечатлительности,

фантазии,

инициативы

и

творчества.

Привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с

макетами.

Виды деятельности, в которых можно использовать макеты:

Занятия по развитию речи.

Дидактические игры.

Занятия

по

ознакомлению

с

окружающим

и

с оц и а л ь н ой

действительностью.

Занятия по ручному труду, конструирование и лепка.

Сюжетно – ролевые игры, режиссерские.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Несмотря на то, что макет является основой для речевого развития

детей, он должен максимально правильно отражать реальный мир, на основе

качественного,

реалистичного

макета

дети

могут

изучать

характерные

особенности какой-либо среды, развивать свой кругозор и познавательную

деятельность. Детали для любого макета играют очень важную роль, на

основе деталей, создается характерный образ, сущность макета, именно это

привлекает детей. Так же, макет действует как демонстрационный материал,

педагог в начале занятия на его основе может продемонстрировать варианты

выполнения заданий, или разыграть какой-либо сюжет или действие.

У

детей

повышается

уровень

любознательности

и

познавательного

интереса, развивается речь и творческое мышление. В повседневной жизни

они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом

непосредственного

наблюдения.

У

дошкольников

отмечается

интерес

к

познавательной

литературе

природе,

исторических

событиях,

космосе,

здоровье человека), дети включают свои новые представления в сюжеты .

Очень важным звеном в работе с макетами является игровая деятельность на

макетах, такая как режиссерская и сюжетно – ролевая игра. В процессе таких

игр

у

детей

развивается

умение

фантазировать,

сочинять,

возникают

разнообразные игровые замыслы. Игры с макетами способствуют развитию

инициативы и волевого усилия. В играх дети договариваются, стремятся к

взаимопониманию.

Макет – результат конструктивно – творческой деятельности и очень

привлекательное

игровое

пространство.

На

основе

готовых

макетов

мы

проводим

беседы, составление рассказов детьми, режиссерские игры. На

всех

этапах

работы

дети

закрепляют

впечатления

в

продуктивной

деятельности.

В нашей группе созданы настольные макеты на тему:

«Скотный двор»

«Русская усадьба»

«Морской мир»

«Природа и животный мир Южного Урала»

«Мир динозавров»

«Космос»

Работу по использованию макетов в детском саду начинаю со средней

группы. Наблюдая за тем какие любимые игрушки приносят дети из дома, я

заметила ,что все мальчики любят динозавров, в какой-то момент динозавров

в группе стало много , тогда я приняла решение сделать макет

«Страна

динозавров».

Использовала

его

на

занятиях

по

развитию

речи,

при

придумывании

сказок

и

при

самостоятельной

игровой

деятельности.

Значимость

макета

оказалась

большой.

Динозавры

оживали,

начинали

говорить, переносили детей в увлекательный доисторический мир. Макет

стал

пользоваться

у

детей

большой

популярностью,

понравился

как

мальчикам, так и девочкам.

Очень актуален для средней группы макет «Аквариум». На дно макета

насыпан песок, детям нравится играть с песком закапывая и раскапывая из

песка

ракушки,

камешки,

игрушки

морских

обитателей

,сокровища

спрятанные пиратами. Сверху на макете стоит большой пиратский корабль с

пиратами

на

борту.

Традиционно

использую

его

на

занятиях

по

ознакомлению

с

окружающим

миром,

дидактические

игры,

обыгрывание

различных игровых сюжетов, самостоятельная игровая деятельность.

Образовательный

процесс

с

детьми

мы

строим

по

комплексно

тематическому принципу. В старшей и подготовительной группе содержание

работы с макетом легко вводить региональные и культурные компоненты.

При организации

образовательного процесса мы стараемся обеспечить

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, задач. Этому

способствуют макеты на тему: «Скотный двор», «Русская усадьба» ,«Природа

и животный мир Южного Урала» ,«Космос».

Знакомство детей с макетом происходит постепенно. Я читаю детям

произведения художественной литературы по изучаемой теме, рассматриваем

иллюстрации,

посещаем краеведческий музей, проводим экскурсии. На

основе готовых макетов мы проводим беседы, составляем рассказы с детьми,

режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в

продуктивной деятельности.

Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей

познания.

Вне

зависимости

от

своего

типа

и

назначения,

макеты

используются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной,

трудовой,

продуктивной,

познавательно-исследовательской,

музыкально-

художественной и т. д. Хочется отметить, что использование игровых макетов

в

предметно-развивающей

среде

группы

отвечает

принципу

интеграции

образовательных областей.

Анализ

результатов

работы

показал,

что

дети,

которые

научились

применять

метод

макетирования,

способны

творчески

подходить

к

поставленным проблемам, быстрее решают нестандартные задачи, обладают

более гибким и оригинальным мышлением

Использование макетов дает положительные результаты, я планирую

продолжать делать макеты расширяя тематику и типы макетов.

В заключении хочется напомнить всем китайскую пословицу: «Скажи

мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».

Используемые мною

макеты помогают

формировать у детей целостное

представление

о мире, способствуют пониманию детьми взаимосвязей в

природе, в жизни людей, вызывают у детей огромный интерес.

Литература

1.

Н.Я.Михайленко, Н.А. Короткова. Как

играть с ребенком. М.:

Академический проект, 2001.

2.

Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в

детском саду. М.: «Гном и Д»,1997

3.

Н.А.

Короткова.

Образовательный

процесс

в

группах

детей

старшего дошкольного возраста. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС



В раздел образования