Напоминание

"Эмоционально-позитивный настрой – педагогическое стимулирование коммуникативной компетентности будущих специалистов"


Автор: Хакова Дина Рамилевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ УКРТБ
Населённый пункт: г.Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Эмоционально-позитивный настрой – педагогическое стимулирование коммуникативной компетентности будущих специалистов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Эмоционально-позитивный настрой – педагогическое стимулирование

коммуникативной компетентности будущих специалистов

Молодые не умеют быть слишком осторожными,

и поэтому они стремятся к невозможному

и достигают его, поколение за поколением.

Перл Бак

В вашем подсознании скрыта сила, способная перевернуть мир.

Уильям Джеймс

Одним из важных требований к профессиональной подготовке будущего специалиста

является формирование коммуникативной компетентности.

Сегодня в психолого-педагогической литературе подобные

способности личности

рассматривают в качестве эмоциональной компетентности.

Эмоциональная

компетентность

включает

в

себя

умение

точно

распознавать,

оценивать и выражать эмоции; умение достигать и/или порождать чувства, когда это может

помочь процессу мышления; умение понимать эмоции и эмоциональное знание; а также

умение управлять эмоциями для достижения эмоционального и интеллектуального роста.

Последние исследования в области психологии лидерства подтверждают, что эмоциональная

компетентность - важный фактор для достижения успешных результатов.

По итогам бесед, опросов студентов были

выявлены основные

черты характера,

способности личности, способствующие формированию коммуникативной компетентности.

Это

-

оптимизм,

отходчивость,

открытость,

внимательность,

способность

к

сопереживанию, смелость, гибкость, инициативность. И, соответственно, затрудняющие этот

процесс - пессимизм, обвинение, осуждение, не умение прощать, скованность, несмелость,

рассеянность, отрешенность, позиция защиты.

А ведь создание эмоционально-позитивного настроя в учебной среде выступает как

один

из

факторов

педагогического

стимулирования

в

исследовании

формирования

коммуникативной компетентности будущего специалиста. В зависимости от настроения, в

котором человек обращается к той или иной проблематике, он может прийти к различным

выводам и оценкам. Эмоции рассматриваются как важнейший фактор регуляции процессов

познания:

они

образуют

определѐнное

пространство,

внутри

которого

происходят

мыслительные

процессы.

Хорошее

настроение

и

положительные

эмоции

способствуют

гибкости мышления и выработке оригинальных идей.

Р.У. Липер, предполагает, что эмоции являются первоначальными мотивирующими

факторами,

поскольку

эмоциональные

процессы

позволяют

побуждать

активность,

поддерживать еѐ и управлять ею. Изард, К. пишет, что эмоция – это нечто, что переживается

как

чувство,

которое

мотивирует,

организует

и

направляет

восприятие,

мышление

и

действия.

О.К.

Тихомиров

показывает,

что

интеллектуальный

процесс

невозможен

без

эмоциональной

активации.

Представители

этой

школы

указали

на

существование

двух

феноменов, связанных с взаимодействием аффективных и когнитивных процессов, таких как

«эмоциональное обнаружение решения» и «эмоциональное обнаружение проблемы».

В исследовании педагогического стимулирования коммуникативной компетентности

будущего специалиста умение управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих

важный

фактор

эффективности

коммуникативной

деятельности.

При

переживании

положительных эмоций во время учебных занятий работоспособность студентов повышается

на 30-40%, а эмоциональность лежит в основе около 30% факторов, которые формируют

отношение студентов к лекциям.

Только

доброжелательными

отношениями

между

преподавателем

и

учащимися

можно

сформировать

потребность

в

учении.

Один

из

важных

факторов

в

создании

позитивного настроя в процессе обучения играет, конечно, роль личности преподавателя,

который приобретает особую

значимость

в

организации, проведении,

контролировании,

подведении итогов и проектировании новой деятельности в процессе учебной деятельности.

К общему перечню качеств преподавателя, которые больше всего ценят студенты, согласно

опросам, относят: широкий кругозор, увлеченность преподавателем предметом и знание его,

интерес

к

личности

студента,

уважение,

терпимость,

понимание,

доброжелательность,

справедливость. А к качествам, которые отвергают, относят – низкий уровень культуры,

невежество,

нетерпимость,

фальшь,

унижение

достоинства

студента,

высокомерие,

жестокость, злость, агрессивность. Для поднятия авторитета преподаватель должен быть

«магнитом» для учащихся. Преподаватель – профессионал, вот что выходит на первый план

сегодня.

В

исследовании,

при

коммуникативной

деятельности

преподаватель,

будучи

компетентным в знании своего предмета, должен выражать уверенность, что обязательно

передастся всем участникам коммуникативного процесса. Уверенность рассматривается как

одно из качеств, влияющих на эффективность применения таких механизмов воздействия в

педагогике

как

убеждение

и

внушение.

Доверие

преподавателя

всем

членам

группы

выражается в одобрении ответов своих участников, возложение посильных и вместе с тем

сложных обязанностей на каждого члена группы, признание мнения, деятельности каждого

участника

и

т.д.

Только

в

атмосфере

доверия

возможно

истинное

сотрудничество.

Постоянство можно представить как системность деятельности преподавателя, а отсюда и

студентов.

В современных условиях меняется роль преподавателя и учащегося в привычном

понимании.

Преподаватель

является:

источником

информации,

организатором

психологического климата, руководителем межличностных отношений, выступая в роли

"фасилитатора"

(от

англ.

-

facilitate

-

облегчать)

естественного

его

развития,

предоставляющего

нужные

материалы,

ставящего

проблемы

и

обеспечивающего

общее

педагогическое

руководство,

адекватное

функциональному

уровню,

достигнутому

студентом. При этом роль преподавателя как руководителя должна быть незаметна для

студентов, он выступает скорее как координатор, проводник, соратник.

Таким образом, создание эмоционально-позитивного настроя выступает в качестве

одного

из

стимулирующих

факторов

формирования

коммуникативной

компетентности

будущего специалиста. А преподаватель выступает в качестве организатора и координатора

такого рода деятельности.

Каждый

урок

педагог

должен

обдумать

до

мелочей.

Как

известно,

эмоции

и

умственная деятельность человека взаимосвязаны.

Без

эмоционально-стимулирующего

воздействия

слова

нельзя

создать

на

уроке

благоприятный

психологический

климат,

вызвать

интеллектуальные

чувства

удивления,

восхищения, сомнения, ожидание нового.

Благодаря эмоционально-позитивному настрою в учебной среде легче удерживать

внимание и активность учащихся на уроке, а значит достигать главной цели обучения:

развитие личности студента.



В раздел образования