Напоминание

Проект методической работы по профессиональной адаптации молодых и начинающих педагогов «Школа молодого педагога»


Автор: Познякова Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: ЯНАО, п. Тазовский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект методической работы по профессиональной адаптации молодых и начинающих педагогов «Школа молодого педагога»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект методической работы по профессиональной адаптации

молодых и

начинающих педагогов

«Школа молодого педагога»

воспитатель 1 квалификационной категории,

МБДОУ детский сад «Радуга», п. Тазовский

Познякова Ирина Петровна

Пояснительная записка

Сегодня, во время глобальных изменений в системе образования, вопрос

о работе в ДОУ молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А

между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в ДОУ

грамотных молодых специалистов, и как удержать их там.

Детский сад - это особый мир дошколят и взрослых, в котором свои

традиции и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает,

что знания, полученные им в учебном заведении, конечно же, хороши, но

только

теоретически,

а

в

жизни

-

все

иначе!

В

начале

своей

профессиональной

деятельности

молодой

педагог

сталкивается

с

определенными трудностями: он должен освоиться в новом коллективе,

наладить правильные отношения с детьми, выработать свой индивидуальный

стиль общения с коллегами и администрацией ДОУ, с родителями.

То есть, научиться обучать, развивать и воспитывать маленьких

граждан. Конечно, уверенность в себе, практические навыки педагогической

деятельности

постепенно

приходят

к

педагогу.

Однако

молодым

специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность,

если бы старшее поколение педагогов-стажистов стремилось передать им

свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. Продуманные

действия

администрации

ДОУ,

психологической

службы,

хорошо

спланированная

система

наставничества

для

начинающих

педагогов

помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с

воспитанниками и их родителями.

В ДОУ важную роль должно играть взаимодействие психологической

службы с педагогов, родителями и обучающимися. Это способствует

созданию доброжелательных взаимоотношений в коллективе и достижению

наивысших результатов развития и воспитания дошколят. Сопровождение

молодого педагога в дошкольном учреждении - дело всех: начиная от

заведующей, заканчивая педагогом-коллегой.

Проблемы

адаптации

в

коллективе,

создание

эмоционально

благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного

специалиста, а также создание условий для его творческого роста вполне

можно решить в стенах дошкольного учреждения. В этом и заключается

актуальность и социальная значимость данной проблемы.

Таким образом, оказать помощь молодому педагогу в этом может

грамотно организованное в ДОУ методическое сопровождение.

Задачи такого сопровождения - учесть все факторы, влияющие на успех

адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества

воспитателей.

Таким образом, видя, что данная работа требует поддержки со стороны

методической службы, мы разработали проект «Школа молодого педагога» и

план работы по его реализации.

Информационная карта проекта

Полное наименование проекта: Проект методической работы по

профессиональной адаптации молодых и

начинающих педагогов

«Школа молодого педагога» Муниципального

бюджетного

дошкольного

образовательного

учреждения

детский

сад

«Радуга».

Постановка проблемы: Развитие системы образования напрямую

связано с проблемой профессионального развития педагогов. Требования

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования к личности и содержанию профессиональной деятельности

педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в

постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. С 1 сентября

2013 года в силу вступил новый закон «Об образовании в Российской

Федерации», в рамках которого дошкольное образование рассматривается

как один из уровней общего образования.

Исходя из этого, возникает необходимость в едином подходе к

профессиональному уровню дошкольных педагогов.

Впервые

в

российском

образовании

разработаны

концепция

и

содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный

стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и

качеству образования.

Современному

дошкольному

учреждению

нужен

самостоятельно

мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации

системно-деятельного

подхода

в

ходе

воспитательно-образовательного

процесса, к осмысленному включению в инновационные процессы, к

качественной педагогической деятельности в соответствии с требованиями

ФГОС ДО и профстандарта Педагог.

В настоящее время наблюдается

тенденция старения педагогических кадров, так как молодые педагоги

стараются найти место работы вне ДОУ. Поэтому администрации ДОУ

приходится привлекать к работе с воспитанниками молодых специалистов,

не

всегда

имеющих

педагогическое

образование,

но

прошедшие

переподготовку.

Практика работы с молодыми педагогами показывает, что даже при

достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности

личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может

протекать

длительное

время.

Анализ

работы

с

молодыми

кадрами

показывает, что наибольшие сложности у начинающих педагогов вызывают

вопросы организации ВОП, методическая сторона ВОП, оформление

обязательной

документации,

организация

работы

с

родителями

воспитанников и т.д. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой

специалист

в

начале

своей

работы

имеет

достаточные

знания,

но

недостаточные

умения,

так

как

у

него

еще

не

сформированы

профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью

оказание постоянной методической помощи молодым педагогам.

Работа с молодыми специалистами является одной из самых важных

составляющих

методической

работы

ДОУ,

и

это

является

важной

актуальной проблемой.

Поэтому постановка такой проблемы, как разработка и внедрение

системы методической деятельности, направленной на создание условий для

профессионального роста, развития профессионально значимой мотивации

молодых педагогов дошкольных учреждений является своевременной и

актуальной.

Цель проекта: организовать работу для адаптации молодого педагога в

коллективе,

оказать

методическую

помощь

в

выработке

своей

системы педагогической деятельности, формировании индивидуального

стиля творческой деятельности

Задачи

проекта:

1. Оказание психологической поддержки молодым специалистам при

адаптации

в

педагогическом

коллективе.

2.

Повышение

уровня

методической

подготовленности

педагогов.

3. Оказание практической помощи педагогам – стажерам в практической

педагогической деятельности.

4. Обеспечение условий для постоянного освоения педагогами современных

образовательных

технологий.

5. Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности.

6. Оказание помощи в самообразовательной работе молодых специалистов.

7.Создание

условий

для

саморазвития

и

самореализации.

Прогнозируемые результаты:

По

итогам

данной

работы

молодые

педагоги

приобретут

ряд

профессиональных умений:

Аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых

в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать

данные требования;

Умение использовать современные инновационные технологии в

образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком;

Умение

анализировать

индивидуальные

качества

ребенка,

под

руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику

и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития

ребенка, и т.д.

Нормативная база проекта:

Устав ДОУ; Должностная инструкция педагога, Инструкция по охране

труда педагога, Положение о наставничестве и молодых специалистов

МБДОУ, приказ о закреплении за молодыми специалистами педагогов-

наставников; план работы наставника с молодым специалистом; Проект по

работе с молодыми педагогами на уровне образовательного учреждения

«Школа молодого педагога».

Сроки реализации проекта: 2021-2022 учебный год:

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

Подготовка

нормативно-правовой

документации.

Разработка

проекта. Составление плана работы «Школы молодого педагога».

Анкетирование педагогов с целью определения запросов и

потребностей молодых педагогов.

Принятие и утверждение плана работы с молодыми педагогами.

Этап реализации

Реализация плана мероприятий «Школы молодого педагога»

Апробация

комплексно-целевой

программы

проекта;

корректировка отдельных составных элементов работы.

Интерактивные формы работы.

Формирование профессиональных компетентностей.

Заключительный этап

Диагностика и самодиагностика педагогической деятельности.

Подведение итогов работы. Анализ реализации проекта.

Предполагаемое количество участников: молодые педагоги МБДОУ со

стажем

до

5

лет,

педагоги-наставники,

педагог-психолог

МБДОУ,

инструктор

по

физической

культуре,

администрация

МБДОУ.

Описание деятельности по проекту (этапы реализации):

Идея создания проекта «Школа молодого педагога» появилась в результате

осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного

развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых

педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие

совместного

творчества,

развитие

профессионального

мастерства,

самовыражения. Заседания и занятия школы проходятся 1 раз в месяц

согласно плану, к работе «Школы молодого педагога» привлекаются

опытные, творческие специалисты, кроме того, за каждым молодым

специалистом закреплен педагог-наставник.

В рамках реализации плана «школы» организуется взаимопосещение и

просмотр

молодыми

педагогами

организованной

образовательной

деятельности (далее ООД) и организацию совместной деятельности педагога

с детьми в ходе режимных моментов. Знакомство с особенностями

организации самостоятельной деятельности детей и с методами и формами

взаимодействия с родителями, после которых обязательно проводится

наставником самоанализ ООД с целью обучения стажера. Работает с

начинающими педагогами педагог-психолог.

Молодым педагогам выдаются памятки и методические разработки по

различным темам.

Основные направления работы:

профилактическая адаптационная работа;

формирование

индивидуального

профессионального

стиля

творческой деятельности педагогов через внедрение эффективных

образовательных технологий;

мотивация самообразования;

ориентация педагогов имеющих среднее специальное образование

на получение высшего образования.

Формы работы «Школы молодого педагога»:

1. Организация наставничества.

2. Методические семинары.

3. Психологические семинары.

4. Самообразовательная работа.

5. Организация вооспитательно-образовательной работы

6. Распространение положительного, успешного опыта работы.

7. Стимулирование работы.

8. Диагностика работы.

9. Повышение квалификации.

10. Конкурсы, игры, тренинги.

11. Беседы; собеседования;

12. Тренинговые занятия;

13. Встречи с опытными педагогами;

14. Открытые показы ООД, мероприятий в ходе режимных моментов;

15. Тематические педсоветы ДОУ, семинары;

16. Методические консультации;

17. Взаимопосещение ООД;

18. Анкетирование;

19. Участие в разных мероприятиях;

20. Прохождение курсов ПК.

План работы «Школы молодого педагога» на 2021-2022 учебный год

Сроки

Содержание деятельности

Ответственный

Сентябрь

Собеседование с молодыми педагогами ДОУ для

определения направлений работы педагогической

гостиной, анкетирование

Познякова И.П.

Разработка плана работы «Школы молодого

педагога»

Составление памяток для молодых специалистов

Октябрь

Памятка «Основные требования к личностно-

ориентированной ООД»

Познякова И.П.

Салиндер В.Х.

Посещение ООД опытных воспитателей, своих

педагогов-наставников.

Тренинг «Общение с коллегами»

Индивидуальные консультации по запросам

молодых педагогов

Познякова И.П.

Ноябрь

Памятка «Как составить конспект ООД?»

Познякова И.П.

Шураков Ф.Ю.

Семинар-практикум «Особенности организации

физкультурного занятия с детьми в соответствии

с ФГОС ДО»

Индивидуальные

консультации по

запросам

молодых педагогов

Декабрь

Индивидуальные

консультации по

запросам

молодых педагогов

Познякова И.П.

Салиндер В.Х.

Тренинг «Общение с детьми»

умение использовать современные

инновационные технологии в образовательной

деятельности с детьми

Посещение открытых мероприятий педагогов

ДОУ и педагогов-наставников

Январь

Индивидуальные

консультации по

запросам

молодых педагогов

Познякова И.П.

Молодые

педагоги

Педагоги

-

наставники

Анкетирование

молодых

специалистов

по

выявлению уровня адаптации молодых педагогов

к профессиональной деятельности

Семинар-практикум «Методы и приемы при

организации НОД с детьми».

Задание: разработать конспект НОД с описанием

применяемых методик.

Февраль

Консультация «Формы работы с родителями»

Познякова И.П.

Молодые

педагоги

Педагоги

-

наставники

Памятка «Советы по проведению родительских

собраний»

Индивидуальные

консультации по

запросам

молодых педагогов

Март

Деловая игра «Креативность – как один из

компонентов профессиональной компетентности

современного педагога ДОУ»

Познякова И.П.

Молодые

педагоги

Педагоги

-

наставники

Памятка

«Рекомендации

для

вовлечения

родителей в совместную деятельность»

Индивидуальные

консультации по

запросам

молодых педагогов

Апрель

Презентация молодых педагогов

«Я и мои воспитанники», достижения

педагогической деятельности за учебный год

Молодые

педагоги

Познякова И.П.

Анкетирование

«Мои достижения и проблемы за период работы в

ДОУ»

Индивидуальные

консультации по

запросам

молодых педагогов

Май

Подведение итогов работы Школы молодого

педагога.

Познякова И.П.

Молодые

педагоги

Деловая игра:

«Я – педагог, я – профессионал»

Ожидаемые результаты:

Систематическая, разносторонняя, целенаправленная методическая работа с

молодыми педагогами МБДОУ способствует успешному прохождению

адаптационного периода , повышению уровня профессиональной подготовки

педагогов. Педагоги убеждаются в правильном выборе своей профессии, не

имеющие педагогического или высшего образования поступают в ВУЗ, и

получают

специальное

образование

для продолжения

педагогической

деятельности.

Перспективы

дальнейшего

развития

проекта.

В дальнейшем выходить на

сетевую

связь с

другими дошкольными

учреждениями, проводить с ними совместные методические мероприятия в

рамках проекта, обмениваться опытом. По этому проекту любое ДОУ может

проводить работу методической службы для

повышения квалификации

молодых педагогов.

Список литературы:

1.

Книга

под

редакцией:

Управление

персоналом.

Т.Ю.Базарова,

Б.Л.Еремина, М.ЮНИТИ, 2002.

2. Статья из журнала: Беляева И.В. Система работы старшего воспитателя с

молодыми специалистами //Справочник старшего воспитателя дошкольного

учреждения - 2008. - № 12.- С. 6 - 15

3. Книга авторов: Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и

методы. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.,2008

4. Книга одного автора: Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ,

планирование, формы и методы.- М СФЕРА, 2006.

5.Книга одного автора: Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с

педагогами.- М: ТЦ Сфера, 2003.

6. Книга авторов: Виноградова Н.А., Микляева Н.В.. Управление качеством

образовательного процесса в ДОУ.- М: АЙРИС ПРЕСС, 2007.

7. Книга авторов: Вершинина Н.Б., Суханова Т.И.. Современные подходы к

планированию образовательной работы в детском саду: справочно –

методические материалы.- Волгоград: Учитель, 2008



В раздел образования