Автор: Познякова Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: ЯНАО, п. Тазовский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект методической работы по профессиональной адаптации молодых и начинающих педагогов «Школа молодого педагога»
Раздел: дошкольное образование
Проект методической работы по профессиональной адаптации
молодых и
начинающих педагогов
«Школа молодого педагога»
воспитатель 1 квалификационной категории,
МБДОУ детский сад «Радуга», п. Тазовский
Познякова Ирина Петровна
Пояснительная записка
Сегодня, во время глобальных изменений в системе образования, вопрос
о работе в ДОУ молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А
между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в ДОУ
грамотных молодых специалистов, и как удержать их там.
Детский сад - это особый мир дошколят и взрослых, в котором свои
традиции и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает,
что знания, полученные им в учебном заведении, конечно же, хороши, но
только
теоретически,
а
в
жизни
-
все
иначе!
В
начале
своей
профессиональной
деятельности
молодой
педагог
сталкивается
с
определенными трудностями: он должен освоиться в новом коллективе,
наладить правильные отношения с детьми, выработать свой индивидуальный
стиль общения с коллегами и администрацией ДОУ, с родителями.
То есть, научиться обучать, развивать и воспитывать маленьких
граждан. Конечно, уверенность в себе, практические навыки педагогической
деятельности
постепенно
приходят
к
педагогу.
Однако
молодым
специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность,
если бы старшее поколение педагогов-стажистов стремилось передать им
свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. Продуманные
действия
администрации
ДОУ,
психологической
службы,
хорошо
спланированная
система
наставничества
для
начинающих
педагогов
помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с
воспитанниками и их родителями.
В ДОУ важную роль должно играть взаимодействие психологической
службы с педагогов, родителями и обучающимися. Это способствует
созданию доброжелательных взаимоотношений в коллективе и достижению
наивысших результатов развития и воспитания дошколят. Сопровождение
молодого педагога в дошкольном учреждении - дело всех: начиная от
заведующей, заканчивая педагогом-коллегой.
Проблемы
адаптации
в
коллективе,
создание
эмоционально
благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного
специалиста, а также создание условий для его творческого роста вполне
можно решить в стенах дошкольного учреждения. В этом и заключается
актуальность и социальная значимость данной проблемы.
Таким образом, оказать помощь молодому педагогу в этом может
грамотно организованное в ДОУ методическое сопровождение.
Задачи такого сопровождения - учесть все факторы, влияющие на успех
адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества
воспитателей.
Таким образом, видя, что данная работа требует поддержки со стороны
методической службы, мы разработали проект «Школа молодого педагога» и
план работы по его реализации.
Информационная карта проекта
Полное наименование проекта: Проект методической работы по
профессиональной адаптации молодых и
начинающих педагогов
«Школа молодого педагога» Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения
детский
сад
«Радуга».
Постановка проблемы: Развитие системы образования напрямую
связано с проблемой профессионального развития педагогов. Требования
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования к личности и содержанию профессиональной деятельности
педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в
постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. С 1 сентября
2013 года в силу вступил новый закон «Об образовании в Российской
Федерации», в рамках которого дошкольное образование рассматривается
как один из уровней общего образования.
Исходя из этого, возникает необходимость в едином подходе к
профессиональному уровню дошкольных педагогов.
Впервые
в
российском
образовании
разработаны
концепция
и
содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный
стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и
качеству образования.
Современному
дошкольному
учреждению
нужен
самостоятельно
мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации
системно-деятельного
подхода
в
ходе
воспитательно-образовательного
процесса, к осмысленному включению в инновационные процессы, к
качественной педагогической деятельности в соответствии с требованиями
ФГОС ДО и профстандарта Педагог.
В настоящее время наблюдается
тенденция старения педагогических кадров, так как молодые педагоги
стараются найти место работы вне ДОУ. Поэтому администрации ДОУ
приходится привлекать к работе с воспитанниками молодых специалистов,
не
всегда
имеющих
педагогическое
образование,
но
прошедшие
переподготовку.
Практика работы с молодыми педагогами показывает, что даже при
достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности
личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может
протекать
длительное
время.
Анализ
работы
с
молодыми
кадрами
показывает, что наибольшие сложности у начинающих педагогов вызывают
вопросы организации ВОП, методическая сторона ВОП, оформление
обязательной
документации,
организация
работы
с
родителями
воспитанников и т.д. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой
специалист
в
начале
своей
работы
имеет
достаточные
знания,
но
недостаточные
умения,
так
как
у
него
еще
не
сформированы
профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью
оказание постоянной методической помощи молодым педагогам.
Работа с молодыми специалистами является одной из самых важных
составляющих
методической
работы
ДОУ,
и
это
является
важной
актуальной проблемой.
Поэтому постановка такой проблемы, как разработка и внедрение
системы методической деятельности, направленной на создание условий для
профессионального роста, развития профессионально значимой мотивации
молодых педагогов дошкольных учреждений является своевременной и
актуальной.
Цель проекта: организовать работу для адаптации молодого педагога в
коллективе,
оказать
методическую
помощь
в
выработке
своей
системы педагогической деятельности, формировании индивидуального
стиля творческой деятельности
Задачи
проекта:
1. Оказание психологической поддержки молодым специалистам при
адаптации
в
педагогическом
коллективе.
2.
Повышение
уровня
методической
подготовленности
педагогов.
3. Оказание практической помощи педагогам – стажерам в практической
педагогической деятельности.
4. Обеспечение условий для постоянного освоения педагогами современных
образовательных
технологий.
5. Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности.
6. Оказание помощи в самообразовательной работе молодых специалистов.
7.Создание
условий
для
саморазвития
и
самореализации.
Прогнозируемые результаты:
По
итогам
данной
работы
молодые
педагоги
приобретут
ряд
профессиональных умений:
Аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых
в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать
данные требования;
Умение использовать современные инновационные технологии в
образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком;
Умение
анализировать
индивидуальные
качества
ребенка,
под
руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику
и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития
ребенка, и т.д.
Нормативная база проекта:
Устав ДОУ; Должностная инструкция педагога, Инструкция по охране
труда педагога, Положение о наставничестве и молодых специалистов
МБДОУ, приказ о закреплении за молодыми специалистами педагогов-
наставников; план работы наставника с молодым специалистом; Проект по
работе с молодыми педагогами на уровне образовательного учреждения
«Школа молодого педагога».
Сроки реализации проекта: 2021-2022 учебный год:
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Подготовка
нормативно-правовой
документации.
Разработка
проекта. Составление плана работы «Школы молодого педагога».
Анкетирование педагогов с целью определения запросов и
потребностей молодых педагогов.
Принятие и утверждение плана работы с молодыми педагогами.
Этап реализации
Реализация плана мероприятий «Школы молодого педагога»
Апробация
комплексно-целевой
программы
проекта;
корректировка отдельных составных элементов работы.
Интерактивные формы работы.
Формирование профессиональных компетентностей.
Заключительный этап
Диагностика и самодиагностика педагогической деятельности.
Подведение итогов работы. Анализ реализации проекта.
Предполагаемое количество участников: молодые педагоги МБДОУ со
стажем
до
5
лет,
педагоги-наставники,
педагог-психолог
МБДОУ,
инструктор
по
физической
культуре,
администрация
МБДОУ.
Описание деятельности по проекту (этапы реализации):
Идея создания проекта «Школа молодого педагога» появилась в результате
осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного
развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых
педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие
совместного
творчества,
развитие
профессионального
мастерства,
самовыражения. Заседания и занятия школы проходятся 1 раз в месяц
согласно плану, к работе «Школы молодого педагога» привлекаются
опытные, творческие специалисты, кроме того, за каждым молодым
специалистом закреплен педагог-наставник.
В рамках реализации плана «школы» организуется взаимопосещение и
просмотр
молодыми
педагогами
организованной
образовательной
деятельности (далее ООД) и организацию совместной деятельности педагога
с детьми в ходе режимных моментов. Знакомство с особенностями
организации самостоятельной деятельности детей и с методами и формами
взаимодействия с родителями, после которых обязательно проводится
наставником самоанализ ООД с целью обучения стажера. Работает с
начинающими педагогами педагог-психолог.
Молодым педагогам выдаются памятки и методические разработки по
различным темам.
Основные направления работы:
профилактическая адаптационная работа;
формирование
индивидуального
профессионального
стиля
творческой деятельности педагогов через внедрение эффективных
образовательных технологий;
мотивация самообразования;
ориентация педагогов имеющих среднее специальное образование
на получение высшего образования.
Формы работы «Школы молодого педагога»:
1. Организация наставничества.
2. Методические семинары.
3. Психологические семинары.
4. Самообразовательная работа.
5. Организация вооспитательно-образовательной работы
6. Распространение положительного, успешного опыта работы.
7. Стимулирование работы.
8. Диагностика работы.
9. Повышение квалификации.
10. Конкурсы, игры, тренинги.
11. Беседы; собеседования;
12. Тренинговые занятия;
13. Встречи с опытными педагогами;
14. Открытые показы ООД, мероприятий в ходе режимных моментов;
15. Тематические педсоветы ДОУ, семинары;
16. Методические консультации;
17. Взаимопосещение ООД;
18. Анкетирование;
19. Участие в разных мероприятиях;
20. Прохождение курсов ПК.
План работы «Школы молодого педагога» на 2021-2022 учебный год
Сроки
Содержание деятельности
Ответственный
Сентябрь
Собеседование с молодыми педагогами ДОУ для
определения направлений работы педагогической
гостиной, анкетирование
Познякова И.П.
Разработка плана работы «Школы молодого
педагога»
Составление памяток для молодых специалистов
Октябрь
Памятка «Основные требования к личностно-
ориентированной ООД»
Познякова И.П.
Салиндер В.Х.
Посещение ООД опытных воспитателей, своих
педагогов-наставников.
Тренинг «Общение с коллегами»
Индивидуальные консультации по запросам
молодых педагогов
Познякова И.П.
Ноябрь
Памятка «Как составить конспект ООД?»
Познякова И.П.
Шураков Ф.Ю.
Семинар-практикум «Особенности организации
физкультурного занятия с детьми в соответствии
с ФГОС ДО»
Индивидуальные
консультации по
запросам
молодых педагогов
Декабрь
Индивидуальные
консультации по
запросам
молодых педагогов
Познякова И.П.
Салиндер В.Х.
Тренинг «Общение с детьми»
умение использовать современные
инновационные технологии в образовательной
деятельности с детьми
Посещение открытых мероприятий педагогов
ДОУ и педагогов-наставников
Январь
Индивидуальные
консультации по
запросам
молодых педагогов
Познякова И.П.
Молодые
педагоги
Педагоги
-
наставники
Анкетирование
молодых
специалистов
–
по
выявлению уровня адаптации молодых педагогов
к профессиональной деятельности
Семинар-практикум «Методы и приемы при
организации НОД с детьми».
Задание: разработать конспект НОД с описанием
применяемых методик.
Февраль
Консультация «Формы работы с родителями»
Познякова И.П.
Молодые
педагоги
Педагоги
-
наставники
Памятка «Советы по проведению родительских
собраний»
Индивидуальные
консультации по
запросам
молодых педагогов
Март
Деловая игра «Креативность – как один из
компонентов профессиональной компетентности
современного педагога ДОУ»
Познякова И.П.
Молодые
педагоги
Педагоги
-
наставники
Памятка
«Рекомендации
для
вовлечения
родителей в совместную деятельность»
Индивидуальные
консультации по
запросам
молодых педагогов
Апрель
Презентация молодых педагогов
«Я и мои воспитанники», достижения
педагогической деятельности за учебный год
Молодые
педагоги
Познякова И.П.
Анкетирование
«Мои достижения и проблемы за период работы в
ДОУ»
Индивидуальные
консультации по
запросам
молодых педагогов
Май
Подведение итогов работы Школы молодого
педагога.
Познякова И.П.
Молодые
педагоги
Деловая игра:
«Я – педагог, я – профессионал»
Ожидаемые результаты:
Систематическая, разносторонняя, целенаправленная методическая работа с
молодыми педагогами МБДОУ способствует успешному прохождению
адаптационного периода , повышению уровня профессиональной подготовки
педагогов. Педагоги убеждаются в правильном выборе своей профессии, не
имеющие педагогического или высшего образования поступают в ВУЗ, и
получают
специальное
образование
для продолжения
педагогической
деятельности.
Перспективы
дальнейшего
развития
проекта.
В дальнейшем выходить на
сетевую
связь с
другими дошкольными
учреждениями, проводить с ними совместные методические мероприятия в
рамках проекта, обмениваться опытом. По этому проекту любое ДОУ может
проводить работу методической службы для
повышения квалификации
молодых педагогов.
Список литературы:
1.
Книга
под
редакцией:
Управление
персоналом.
Т.Ю.Базарова,
Б.Л.Еремина, М.ЮНИТИ, 2002.
2. Статья из журнала: Беляева И.В. Система работы старшего воспитателя с
молодыми специалистами //Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения - 2008. - № 12.- С. 6 - 15
3. Книга авторов: Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и
методы. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.,2008
4. Книга одного автора: Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ,
планирование, формы и методы.- М СФЕРА, 2006.
5.Книга одного автора: Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с
педагогами.- М: ТЦ Сфера, 2003.
6. Книга авторов: Виноградова Н.А., Микляева Н.В.. Управление качеством
образовательного процесса в ДОУ.- М: АЙРИС ПРЕСС, 2007.
7. Книга авторов: Вершинина Н.Б., Суханова Т.И.. Современные подходы к
планированию образовательной работы в детском саду: справочно –
методические материалы.- Волгоград: Учитель, 2008